Судебный акт
О понуждении к устранению нарушений законодательства в ИУ
Документ от 18.07.2023, опубликован на сайте 27.07.2023 под номером 107301, 2-я гражданская, об устранении нарушений требований закона, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

     У Л Ь Я Н О В С К И Й    О Б Л А С Т Н О Й   С У Д

 

73RS0004-01-2023-000559-86        

Судья Усова В.Е.                                                                           Дело № 33а-3094/2023

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ  ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

г. Ульяновск                                                                                     18 июля 2023 года

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего  Лифановой З.А.,                       

судей  Васильевой Е.В., Логинова Д.А.,

при секретаре Каминской Ю.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционные жалобы  ФКУ КП-1 УФСИН России по Ульяновской области, УФСИН России по Ульяновской области на решение Заволжского районного суда города Ульяновска от 27 марта 2023 года по делу №2а-728/2023, по которому постановлено:

Административный иск Ульяновской прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях области удовлетворить частично.

Обязать Федеральное казенное учреждение ««Колония-поселение № 1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Ульяновской области» (ИНН 7328039474) в течение шести месяцев со дня вступления решения в законную силу устранить выявленные в ходе проверки нарушения требований уголовно-исполнительного и санитарно-эпидемиологического законодательства, а именно: привести в соответствие с Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами СанПиН 2.1.3678-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к эксплуатации помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта, а также условиям деятельности хозяйствующих субъектов, осуществляющих продажу товаров, выполнение работ или оказание услуг», Санитарными правилами и нормами СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», утвержденными постановлениями Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 24.12.2020 № 44 и от 28.01.2021 № 3, помещение для приема пищи отряда № 1; помещение для приема пищи, воспитательной работы, спальное помещении № 1 отряда № 3.2; комнату быта и коридор отряда № 3.1; коридор и лестничный марш штрафного изолятора; помещение медицинской части; раскроечный цех, производственное помещение и санитарный узел швейного участка; провести обследование технического состояния и ремонт системы вентиляции в помещении медицинской части.

Признать незаконным бездействие Федерального казенного учреждения «Колония-поселение № 1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Ульяновской области» (ИНН 7328039474) по обеспечению раздельного содержания осужденных к лишению свободы в отряде карантин.

Обязать Федеральное казенное учреждение «Колония-поселение № 1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Ульяновской области» (ИНН 7328039474) в течение одного года со дня вступления решения в законную силу устранить нарушения требований ч. 2 ст. 80 УИК РФ, обеспечив раздельное содержание в колонии-поселении впервые осужденных к лишению свободы лиц от осужденных, ранее отбывавших лишение свободы, путем создания условий одновременного содержания указанных категорий осужденных как мужчин, так и женщин.

При недостаточности, либо отсутствии у Федерального казенного учреждения «Колония-поселение № 1 Управления Федеральной службы исполнения наказании по Ульяновской области денежных средств для проведения вышеуказанных работ, обязать Управление Федеральной службы исполнения наказаний России по Ульяновской области (ИНН 7326010737) обеспечить выполнение указанных работ путем доведения бюджетных ассигнований (лимитов бюджетных обязательств) на указанные цели.

 

Заслушав доклад судьи Лифановой З.А., пояснения представителя ФКУ КП-1 УФСИН России по Ульяновской области – Лотаревой Е.В., представителя УФСИН России по Ульяновской области – Мошкова А.Ю., поддержавших  доводы апелляционных жалоб,  возражения прокурора Холодилиной Ю.О., полагавшей решение суда не подлежащим отмене, судебная коллегия

 

установила:

 

Ульяновская прокуратура по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях области в интересах неопределенного круга лиц обратилась в суд с административным иском к ФКУ «Колония-поселение № 1 УФСИН России по Ульяновской области», УФСИН России по Ульяновской области о понуждении к устранению нарушений в сфере уголовно-исполнительного и санитарного законодательства.

Требования мотивированы тем, что проведенной в январе 2023 года Ульяновской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях области контрольной проверкой соблюдения уголовно-исполнительного и иного законодательства в ФКУ КП-1 УФСИН России по Ульяновской области выявлены многочисленные нарушения требований действующего законодательства, а именно: нарушения требования ч. 2 ст. 80 УИК РФ, выразившееся в содержании в карантине КП-1 ранее не судимых и осужденных к лишению свободы впервые лиц совместно с ранее судимыми лицами, ранее отбывавшими наказание в виде лишения свободы. По данному факту спецпрокуратурой 17.12.2021 начальнику КП-1 вносилось представление, которое на момент проверки не было исполнено.

Коме того, выявлены допущенные администрацией КП-1 требования     ст.ст. 99 и 101 УИК РФ, ст. 8 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения», п. 2.7 Санитарно- эпидемиологических правил и норм СанПиН 2.1.3678-20, п. 126 Санитарных правил и норм СанПиН 2.1.3684-21, а именно: в помещении для приема пищи отряда № 1, в помещении для приема пищи, воспитательной работы, спальном помещении № 1, отряда № 3.2, в комнате быта и коридоре отряда № 3.1, в раскроечном цехе швейного участка, выявлены дефекты покрытия потолка и стен. В комнате воспитательной работы отряда № 1 повреждено напольное покрытие. В коридоре и на лестничном марше штрафного изолятора, в производственном помещении и санитарном узле швейного участка — следы плесневого грибка, отслоение штукатурки и покрытия стен и потолка. В помещениях медицинской части на потолке и стенах имелись следы плесневого грибка, одной из причин возникновения которой является ненадлежащее функционирование системы вентиляции. Также в КП-1 не в полной мере исполняются и нормы пожарной безопасности.

Таким образом, имеется реальная угроза причинения вреда жизни и здоровью осужденных, сотрудников уголовно-исполнительной системы и граждан, посещающих учреждение.

Прокурор просил суд обязать ФКУ КП-1 УФСИН России по Ульяновской области в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу устранить нарушения требований уголовно-исполнительного и санитарно- эпидемиологического законодательства, а именно: привести в соответствие с Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами СанПиН 2.1.3678-20 и нормами СанПиН 2.1.3684-21 помещение для приема пищи и комнату воспитательной работы отряда № 1; помещение для приема пищи, воспитательной работы, спальное    помещение №1 отряда № 3.2; комнату быта и коридор отряда №3.1; коридор и лестничный марш штрафного изолятора; помещение медицинской части; раскроечный цех, производственное помещение  и санитарный узел швейного участка; провести обследование технического состояния и ремонт системы вентиляции в помещении медицинской части; признать незаконным бездействие ФКУ КП-1 УФСИН России по Ульяновской области по обеспечению раздельного содержания осужденных к лишению свободы в отряде карантин; обязать ФКУ КП-1 УФСИН России по Ульяновской области устранить нарушения требований ч. 2 ст. 80 УИК РФ, обеспечив раздельное содержание в колонии-поселении впервые осужденных к лишению свободы лиц от осужденных, ранее отбывавших лишение свободы, путем создания условий одновременного содержания указанных категорий осужденных как мужчин, так и женщин;

при недостаточности, либо отсутствии у ФКУ КП-1 УФСИН России по Ульяновской области денежных средств для проведения вышеуказанных работ, обязать УФСИН России по Ульяновской области обеспечить выполнение указанных работ, путем доведения бюджетных ассигнований (лимитов бюджетных обязательств) на указанные цели.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял вышеприведенное решение.

В апелляционной жалобе ФКУ КП-1 УФСИН России по Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его суда отменить, принять по  делу новое решение.

В обоснование жалобы указывает, что в учреждении принимаются должные меры по материально-бытовому и санитарному обеспечению осужденных. Ежегодно ФКУ КП-1 УФСИН России по Ульяновской области направляет в территориальный орган – УФСИН России по Ульяновской области бюджетные заявки на выделение денежных средств на нужды учреждения, в том числе на проведение ремонтных работ на территории исправительного учреждения. Обращает внимание на то, что ряд нарушений, указанных в административном иске, устранен.  Требования о выполнении ремонта зданий содержит большой объем работ. Шесть месяцев для выполнения всего объема работ является недостаточным для устранения нарушений в полном объеме. Не согласно с доводами суда в части раздельного содержания осужденных к лишению свободы, поскольку осужденные помещаются в карантинное отделение сроком на пятнадцать суток, где находятся на обычных условиях отбывания наказания. В ФКУ КП-1 имеется два карантинных отделения для осужденных мужского и отдельное карантинное отделение для осужденных женского пола. В целях обеспечения раздельного содержания в учреждении впервые осужденных к лишению свободы от осужденных ранее отбывавших лишение свободы, в карантинном отделении для осужденных женского пола имеется две отдельные спальные комнаты. В одной по прибытию осужденных размещаются лица, впервые отбывающие наказания в виде лишения свободы, во втором спальном помещении размещаются лица, раннее отбывшие наказание в виде лишения свободы. Осужденные мужского пола размещаются в раздельном от осужденных женского пола карантинном помещении.  

В апелляционной жалобе УФСИН России по Ульяновской области  не соглашается с решением суда, просит его суда отменить.

В обоснование жалобы указывает, что не согласен с решением суда в части понуждения ФК КП – 1 УФСИН России по Ульяновской области устранить нарушения требований ч.2 п. 80 УИК РФ по раздельному содержанию в колонии – поселении различных категорий женщин, в также в части возложения обязанности на УФСИН обеспечить устранение недостатков ФКУ КП-1 путем доведения лимитов бюджетных обязательств исправительному учреждению на указанные цели.  В ходе судебного разбирательства ФКУ КП-1 УФСИН России по Ульяновской области были представлены документы и фотоматериалы, подтверждающие наличие двух изолированных помещений в карантинном отделении для раздельного содержания женщин, впервые осужденных к лишению свободы, и женщин, ранее отбывавших лишение свободы. То есть, выводы суда о нарушении ФКУ КП-1 требований ч.2 п.80 УИК РФ не соответствует фактическим обстоятельствам дела. Обращает внимание на то, что в резолютивной части решения суд обязал ФКУ КП-1 устранить нарушения в сфере уголовно-исполнительного и санитарного законодательства в отношении ряда объектов исправительного учреждения, но не указал, какие именно недостатки ответчик должен устранить, что приведет к затруднениям при исполнении вынесенного судебного акта.

Указывает, что понуждение судом УФСИН как территориального органа ФСИН России к выделению финансирования является ограничением права распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание уголовно-исполнительной системы и реализацию возложенных на нее функций, на самостоятельное решение вопросов,  отнесенных к компетенции данного органа, и нарушает установленный Конституцией РФ принцип разделения властей.   

В возражениях на апелляционную жалобу ФКУ КП-1 УФСИН России по Ульяновской области и дополнениях к ним Ульяновская прокуратура по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях области считает решение суда законным,  обоснованным и не подлежащем отмене.

Выслушав пояснения сторон, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, возражений, судебная коллегия приходит к следующему.

В силу ст. 1 УИК РФ, уголовно-исполнительное законодательство Российской Федерации имеет своими целями исправление осужденных и предупреждение совершения новых преступлений как осужденными, так и иными лицами (ч.1). Задачами уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации являются регулирование порядка и условий исполнения и отбывания наказаний, определение средств исправления осужденных, охрана их прав, свобод и законных интересов, оказание осужденным помощи в социальной адаптации              (ч. 2).

В соответствии со ст. 80 УИК РФ в исправительных учреждениях устанавливается раздельное содержание осужденных к лишению свободы мужчин и женщин, несовершеннолетних и взрослых (ч. 1). Лица, впервые осужденные к лишению свободы, содержатся отдельно от осужденных, ранее отбывавших лишение свободы. Изолированно от других осужденных содержатся: осужденные при опасном рецидиве, осужденные при особо опасном рецидиве преступлений; осужденные к пожизненному лишению свободы; осужденные, которым смертная казнь заменена в порядке помилования лишением свободы на определенный срок (ч. 2). Установленные данной статьей требования раздельного содержания осужденных не распространяются на лечебные исправительные учреждения, а также на исправительные колонии, при которых имеются дома ребенка. Осужденные, направленные в указанные учреждения, содержатся в условиях, установленных законом для колонии того вида, который назначен судом (ч. 4).

Частью 3 статьи 101 УИК РФ предусмотрено, что администрация исправительного учреждения несет ответственность за выполнение установленных санитарно-гигиенических и противоэпидемических требований, обеспечивающих охрану здоровья осужденных.

В силу ч. 2 ст. 13 Закона РФ от 21.07.1993 № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» учреждения, исполняющие наказания, обязаны создавать условия для обеспечения правопорядка, законности, безопасности осужденных, а также персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на их территориях.

Юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические и профилактические мероприятия  (ст.11 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения»).

Из материалов дела следует и установлено судом, что в ФКУ КП-1 УФСИН России по Ульяновской отбывают наказание лица, осужденные за преступление, совершенные по неосторожности, и ранее не отбывавшими лишение свободы, а также впервые осужденными за совершение умышленных преступлений небольшой и средней тяжести.

ФКУ КП-1 УФСИН России по Ульяновской области является учреждением уголовно-исправительной системы, учредителем является Российская Федерация, полномочия собственника в отношении федерального имущества, переданного Учреждению на праве оперативного управления, осуществляет ФСИН России. Учреждение является участником бюджетного процесса - получателем бюджетных средств.

Статьей 5.12 Устава ФКУ КП-1 УФСИН России по Ульяновской области предусмотрено, что при недостаточности у Учреждения денежных средств ответственность по его обязательствам несут ФСИН России и УФСИН России по Ульяновской области.

В соответствии с положениями названного Устава, ч. 1 ст. 10 Уголовно-исполнительного кодекса РФ (далее по тексту УИК РФ), при исполнении наказаний осужденным обеспечивается законность применения средств их исправления, правовая защита и личная безопасность; гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации, закрепленные в Конституции Российской Федерации. Обязанностью учреждения, исполняющего наказание в виде лишения свободы, является реализация права осужденных на охрану их прав и свобод, личную безопасность, где они отбывают наказание.        

Проведенной Ульяновской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях области  в январе 2023 года контрольной проверкой соблюдения уголовно-исполнительного и иного законодательства в ФКУ КП-1 УФСИН России по Ульяновской области выявлены нарушения требований УИК РФ и иных законов, в результате чего имеется реальная угроза причинения вреда жизни и здоровью осужденных, сотрудников уголовно-исполнительной системы и граждан, посещающих учреждение.

Ранее 17.12.2021 Ульяновской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях области начальнику ФКУ КП-1 вносилось представление об устранении нарушений уголовно-исполнительного и иного законодательства.

До настоящего времени выявленные нарушения в сфере материально-бытового обеспечения администрацией КП-1 не устранены ввиду отсутствия финансирования. Объем и виды необходимых работ сторонами по существу не оспариваются.

Кроме того, администрацией КП-1 не исполняются требования ч. 2 ст. 80 УИК РФ в части раздельного содержания лиц, впервые осужденных к лишению свободы, от осужденных, ранее отбывавших лишение свободы.

Установив вышеуказанные обстоятельства, оценив представленные сторонами доказательства в их совокупности, установив, что административным ответчиком не соблюдаются требования санитарно-эпидемиологического и уголовно-исполнительного законодательства, представление прокурора об устранении нарушений требований федерального законодательства ответчиками исполнены не были, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что административный иск прокурора подлежит удовлетворению.

С данными выводами судебная коллегия соглашается.

Как верно указано судом, согласно ст. 10 УИК РФ Российская Федерация уважает и охраняет права, свободы и законные интересы осужденных, обеспечивает законность применения средств их исправления, их правовую защиту и личную безопасность при исполнении наказаний. При исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации.

Вопреки доводам апелляционной жалобы УФСИН России по Ульяновской области относительно финансирования, в силу ст. 9 Закона РФ от 21.07.1993 №5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» финансовое обеспечение функционирования уголовно-исполнительной системы, прав, социальных гарантий ее сотрудникам в соответствии с настоящим Законом и федеральными законами является расходным обязательством Российской Федерации.

В соответствии с п. 13 Положения о Федеральной службе исполнения наказания, утвержденного Указом Президента РФ от 13.10.2004 №1314, финансирование расходов на содержание центрального аппарата ФСИН России, ее территориальных органов, учреждений, исполняющих наказания, следственных изоляторов, а также предприятий и учреждений, специально созданных для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы, осуществляется за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете.

Согласно Уставу ФКУ КП-1 УФСИН России по Ульяновской области осуществляет доведение бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств в отношении учреждения.

Приказом Минюста России от 28.09.2001 №276 утверждена Инструкция по технической эксплуатации зданий и сооружений учреждений уголовно-исполнительной системы, согласно которой ведение систематических наблюдений и технических осмотров состояния зданий и сооружений, находящихся в оперативном управлении колонии, возложено на исправительное учреждение.

При этом п.16.2 данного приказа предусмотрено, что распределение средств на ремонт между учреждениями производит начальник территориального органа уголовно-исполнительной системы.

Таким образом, поскольку оспариваемым решением на региональное управление ФСИН не возложено обязанности по финансированию ремонтных работ, какого-либо вмешательства в административно-хозяйственную деятельность УФСИН России по Ульяновской области не имеется, а доведение до исправительного учреждения бюджетных ассигнований является обязанностью Управления в силу Устава ФКУ.

Что касается доводов апелляционных жалоб административных ответчиков об отсутствии со стороны исправительного учреждения нарушений ч. 2 ст.80 УИК РФ, то они являются несостоятельными и судебной коллегией отклоняются, как не подтвержденные материалами дела.

Приведенные в апелляционной жалобе КП-1 доводы о наличии
в исправительном учреждении двух мужских карантинных отделений
не соответствуют действительности, фактическое расположение единственного мужского карантинного отделения обозначено самим ответчиком в названной жалобе («блокированное здание столовой и клубом»), второго – не имеется.

Кроме того, доводы апелляционной жалобы КП-1 о применении
в колониях-поселениях лишь положений ст.129 УИК РФ без учета требований ст.80 УИК РФ не основаны на законе. Виды исправительных учреждений определены ст.74 УИК РФ, к которым также относятся колонии-поселения, а требования ст.80 УИК РФ обязательны для соблюдения во всех исправительных учреждениях.

Тот факт, что в карантинном отделении КП-1 имеется два спальных изолированных помещения для женщин, не свидетельствует о полном исполнении КП-1 вышеназванной нормы закона, поскольку социально-ориентированные места (коридор, санузел, комната воспитательной работы, кухня, помещение для приема пищи, место для курения и пр.) в женском карантине едины. Более того, распорядками дня раздельное проведение мероприятий для различных категорий осужденных, в том числе, находящихся в карантинных отделениях, не предусмотрено.   

Оснований для удовлетворения апелляционных жалоб, доводы которых направлены на иную оценку установленных судом обстоятельств, и отмены принятого по делу решения суда судебная коллегия не усматривает.

Что касается доводов апелляционной жалобы о недостаточности установленного судом срока для выполнения работ, то административные ответчики не лишены возможности на стадии исполнения обратиться с заявлением об отсрочке, рассрочки исполнения судебного акта в порядке ст.189 КАС РФ.

Более того, как следует из представленных в судебное заседание суда апелляционной инстанции актов  приемки в эксплуатацию от 01.06.2023 решение суда в части ремонта помещений, обозначенных в административном иске, исполнено ФКУ КП-1.

Ссылка  представителя УФСИН России по Ульяновской области о принятом ФСИН России решении о ликвидации ФКУ КП-1 на правильность выводов суда первой инстанции не влияет. Суд апелляционной инстанции проверяет законность решения на дату его принятия.

Вместе с тем, доводы апелляционной жалобы относительно возможных затруднений в исполнении судебного решения ввиду отсутствия указания на конкретные виды ремонтных работ, судебная коллегия находит заслуживающими внимания.

Как разъяснено в п.11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19.12.2003 № 23 «О судебном решении», резолютивная часть решения должна содержать исчерпывающие выводы, вытекающие из установленных в мотивировочной части фактических обстоятельств. В связи с этим в ней должно быть четко сформулировано, что именно постановил суд по заявленному иску, кто, какие конкретно действия и в чью пользу должен произвести, за какой из сторон признано оспариваемое право. Судом должны быть разрешены и другие вопросы, указанные в законе, с тем чтобы решение не вызывало затруднений при исполнении.

Между тем резолютивная часть оспариваемого решения указанным требованиям не соответствует.

Резолютивная часть решения не содержит вывода о том, какие конкретно действия надлежит произвести ФКУ КП-1 в целях устранения ненадлежащего санитарно-гигиеническое состояния помещений.

При таких обстоятельствах, судебная коллегия на основании п.2 ст.309            КАС РФ считает необходимым изменить решение суда, указав конкретные виды ремонтных работ и места их проведения, которые надлежит выполнить  ФКУ КП-1.

В остальной части решение является правильным и изменению не подлежит.

Руководствуясь ст.309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила:

 

Дополнить абзац второй резолютивной части решения Заволжского районного суда города Ульяновска от 27 марта 2023 года фразой следующего содержания:

«а именно: в помещении для приема пищи отряда №1, в помещениях для приема пищи и воспитательной работы, в спальном помещении №1 отряда № 3.2,  в комнате быта и коридоре отряда № 3.1, в раскроечном цеху швейного участка - устранить дефекты покрытия потолка и стен;

- в коридоре и на лестничном марше штрафного изолятора,
в производственном помещении и санитарном узле швейного участка - устранить следы плесневого грибка, отслоения штукатурки и покрытия стен и потолка;

- в помещении медицинской части - устранить следы плесневого грибка на потолке и стенах».

В остальной части решение оставить без изменения, апелляционные жалобы ФКУ КП-1 УФСИН России по Ульяновской области, УФСИН России по Ульяновской области – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, через суд первой инстанции.

 

Председательствующий                                     

 

Судьи