Судебный акт
О постановке на регистрационный учет
Документ от 04.07.2023, опубликован на сайте 26.07.2023 под номером 107236, 2-я гражданская, о возложении обязанности произвести постановку на регистрационный учет по месту жительства, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

     У Л Ь Я Н О В С К И Й   О Б Л А С Т Н О Й   С У Д

 

73RS0008-01-2023-000045-58

Судья Росляков В.Ю.                                                                         Дело №33а-2804/2023

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ   ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

г. Ульяновск                                                                                             4 июля 2023 года

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Пулькиной Н.А.,

судей Васильевой Е.В., Смирновой Ю.В.,

при секретаре Каминской Ю.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межмуниципального отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации «Инзенский» на решение Инзенского районного суда Ульяновской области от            24 марта 2023 года, по делу №2а-1-84/2023, по которому постановлено:

административное исковое заявление Глотина Эдуарда Николаевича, Глотина Александра Эдуардовича к Межмуниципальному отделу Министерства внутренних дел Российской Федерации «Инзенский» о возложении обязанности осуществить постановку на регистрационный учет по месту жительства удовлетворить.

Обязать Межмуниципальный отдел Министерства внутренних дел Российской Федерации «Инзенский» в лице ОВМ МО МВД России «Инзенский» произвести постановку Глотина Эдуарда Николаевича, Глотина Александра Эдуардовича на регистрационный учет по месту жительства по адресу: г.***, после снятия с регистрационного учета по адресу: У*** ***, г.И***, ул.***.

Исковые требования Глотина Эдуарда Николаевича, Глотина Александра Эдуардовича к Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ульяновской области оставить без удовлетворения.

Заслушав доклад судьи Васильевой Е.В., пояснения представителя УМВД России по Ульяновской области Агафоновой Д.В., полагавшей апелляционную жалобу подлежащей удовлетворению, судебная коллегия

 

установила:

 

Глотин Э.Н., Глотин А.Э. обратились в суд с административным иском к Межмуниципальному отделу Министерства внутренних дел Российской Федерации «Инзенский», Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ульяновской области о возложении обязанности осуществить постановку на регистрационный учет по месту жительства.

В обоснование административного иска указали, что Глотин Э.Н. состоит в браке с Глотиной М.А., которой принадлежит на праве общей долевой собственности 36/79 долей жилого дома по адресу: г.*** От брака супруги имеют сына Глотина А.Э., *** года рождения. Семья проживает в доме по указанному адресу, который фактически состоит из двух квартир.

Административные истцы имеют регистрацию по адресу: г.***, д.***, в квартире, ранее принадлежащей Глотину Э.Н. на праве общей долевой собственности (доля в праве 1/4).

13.11.2022 Глотиным Э.Н. был заключен договор купли-продажи данной квартиры, которым предусмотрено, что он с сыном обязуется сняться с регистрационного учета по указанному адресу до 15.12.2022. Однако, подав документы на снятие с регистрационного учета и регистрацию по месту жительства, они получили отказ, поскольку в представленных документах отсутствует согласие на регистрацию всех участников долевой собственности.

Дом по адресу: г.*** принадлежит на праве общей долевой собственности Глотиной М.А. (36/79 доли), Ткаченко Д.Е. (43/395 доли), Ткаченко Т.А. (43/395 доли), Ткаченко В.Е. (43/395 доли), Т*** ***. (43/395 доли), Ткаченко Е.Г. (43/395 доли). ***. умер ***, наследство детьми и вдовой принято.

Административные истцы просили возложить на УМВД России по Ульяновской области в лице Межмуниципального отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации «Инзенский» (далее – МО МВД России «Инзенский») обязанность произвести постановку их на регистрационный учет по месту жительства в г.***.

К участию в деле в качестве административного ответчика привлечен ММО МВД России «Инзенский», в качестве заинтересованных лиц привлечены начальник ОВМ МО МВД России «Инзенский» Володина О.В., Ткаченко Т.А., Ткаченко В.Е., Ткаченко Д.Е., Т*** ***., Глотина М.А.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе МО МВД России «Инзенский» не соглашается с решением суда, просит его отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении административного иска в полном объеме.

В обоснование жалобы ссылается на п.49.4 Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденного приказом МВД России 31.12.2017 №984, в соответствии с которым одновременно с заявлением о регистрации по месту жительства заявитель предоставляет письменное согласие о вселении гражданина в жилое помещение от проживающих совместно с нанимателем жилого помещения совершеннолетних пользователей нанимателя, всех участников долевой собственности. В связи с отсутствием документов, подтверждающих согласие всех участников долевой собственности по адресу: г.***, 16.01.2023 ОВМ МО МВД России «Инзенский» направил уведомление административным истцам о невозможности регистрации по месту жительства.

В возражениях на апелляционную жалобу Глотин Э.Н. и Глотин А.Э. просят решение оставить без изменения, а жалобу - без удовлетворения.

В заседание суда апелляционной инстанции, кроме представителя УМВД России по Ульяновской области, другие лица, участвующие в деле, не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Судебная коллегия с учетом положений ст.150, ч.6 ст.226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на апелляционную жалобу, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований к отмене решения суда в связи со следующим.

В соответствии со ст.218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно ст.227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации решение суда по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями принимается по правилам, установленным главой 15 настоящего Кодекса.

По результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

По делу установлено, что 09.01.2023 Глотин Э.Н., Глотин К.Э. обратились в ОВМ МО МВД России «Инзенский» с заявлением о снятии с регистрационного учета по адресу: Ульяновская область, г.*** и о постановке на регистрационный учет по адресу: ***.

В удовлетворении указанных заявлений административным истцам отказано в связи с тем, что дом по указанному адресу находится в общей долевой собственности, и при регистрации по месту жительства необходимо согласие всех участников долевой собственности в соответствии с п.49.4 Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденного приказом МВД России от 31.12.2017 №984 (л.д. 17).

Принимая решение по делу суд установил, что дом по адресу: г.*** принадлежит на праве общей долевой собственности Глотиной М.А (36/79 доли) – супруге и матери административных истцов, Ткаченко Д.Е. (43/395 доли), Ткаченко Т.А. (43/395 доли), Ткаченко В.Е. (43/395 доли), Т*** ***. (43/395 доли), Ткаченко Е.Г. (43/395 доли).

При этом, в данном доме имеется две изолированные квартиры (л.д. 67-74). Семья Глотиных проживает в квартире №1, а семья Ткаченко – в квартире №2.

Ткаченко не возражают против регистрации административных истцов в доме по адресу: г.***. В суд первой инстанции представлены письменные заявления Ткаченко Т.А., действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего ****** ***., Ткаченко Д.Е., Ткаченко В.Е. о согласии с регистрацией административных истцов по указанному адресу.

Препятствием для регистрации административных истцов по адресу: г*** послужило отсутствие согласия всех сособственников дома, в частности Т***., который умер ***.

При этом наследниками ***. являются жена – Ткаченко Т.А., сын – Т*** ***., дочь – Ткаченко В.Е. на основании свидетельства о праве на наследство по закону от 13.11.2022 (л.д. 121-122), которые не возражают против регистрации административных истцов по месту жительства.

Удовлетворяя требования административных истцов и возлагая на МО МВД России «Инзенский» обязанность произвести действия по регистрации административных истцов по адресу: г.*** суд первой инстанции правомерно принял во внимание установленные по делу обстоятельства, которые свидетельствуют об отсутствии установленных законом препятствий для регистрации административных истцов в жилом помещении принадлежащем на праве собственности члену их семьи Глотиной М.А., приходящейся им супругой и матерью.

Конституция Российской Федерации гарантирует каждому, кто законно находится на территории Российской Федерации, право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства (статья 27, часть 1).

Правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации права на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации, регулируются Законом Российской Федерации «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», статьей 3 которого установлено, что в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством вводится регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.

Согласно статье 6 названного закона при регистрации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации граждане Российской Федерации представляют заявления по форме, установленной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, и иные документы, предусмотренные настоящим Законом и правилами регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.07.1995 №713 утверждены Правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.

Сроки и последовательность административных процедур (действий) подразделений по вопросам миграции территориальных органов МВД России, а также порядок их взаимодействия с иными органами и лицами при предоставлении государственной услуги по регистрации и снятию граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации определены Административным регламентом Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденным Приказом МВД России от 31.12.2017 №984.

Административный регламент определяет сроки и последовательность административных процедур (действий) подразделений по вопросам миграции территориальных органов МВД России на региональном и районном уровнях (в том числе подразделений по вопросам миграции отделов (отделений, пунктов) полиции территориальных органов МВД России на районном уровне), а также порядок их взаимодействия с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, лицами, ответственными за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, при предоставлении государственной услуги по регистрации и снятию граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.

При принятии решения суд руководствовался названными положениями закона, нормами ст.ст. 244-247 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст.31 Жилищного кодекса Российской Федерации, Закона РФ от 25.06.1993 №5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», применение которых к спорным правоотношениям позволило прийти к правильному выводу о нарушении прав административных истцов в связи с отказом в регистрации по месту жительства и необходимости восстановления их прав путем возложения на административного ответчика обязанности произвести постановку истцов на регистрационный учет по адресу: г.*** после снятия с регистрационного учета по адресу: г.***.

Ссылка в апелляционной жалобе МО МВД России «Инзенский» о том, что отказ истцам в проведении регистрационного учета основан на необходимости соблюдения требований п.49.4 Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденного приказом МВД России 31.12.2017 №984, не опровергает установленные по делу обстоятельства и не влечет отмену принятого по делу решения, направленного на восстановление нарушенного права административных истцов.

Как верно установлено судом, отсутствие согласия сособственника жилого дома Т*** ***., умершего ***, не должно препятствовать реализации конституционных прав истцов на свободу передвижения и выбор места жительства. Оснований для вывода о нарушении истцами п.49.4 Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации не имеется, поскольку согласие всех сособственников жилого дома, за исключением умершего, имеется.

Принимая во внимание, что в ходе рассмотрения административного дела установлено отсутствие оснований для отказа в проведении регистрационного учета истцов по месту жительства по адресу: г.***, суд обоснованно возложил на административного ответчика обязанность по совершению требуемых регистрационных действий, поскольку оснований для повторного рассмотрения заявления истцов не имелось.

Принятое по делу решение является правильным, судом верно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, полно и объективно исследованы представленные доказательства, верно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, процессуальных нарушений, влекущих безусловную отмену решении, не допущено.

Руководствуясь ст.309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила:

 

решение Инзенского районного суда Ульяновской области от 24 марта 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Межмуниципального отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации «Инзенский» – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, через суд первой инстанции.

 

Председательствующий                                     

 

Судьи

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 07.07.2023.