Судебный акт
О перерасчете пенсии
Документ от 18.07.2023, опубликован на сайте 21.07.2023 под номером 107221, 2-я гражданская, об обязывании произвести перерасчет размера пенсии и осуществить выплату недополученной суммы, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Росляков В.Ю.                                                 73RS0008-01-2022-000894-17

Дело № 33-3201/2023

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                   18 июля 2023 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Карабанова А.С.,

судей Герасимовой Е.Н., Шлейкина М.И.,

при секретаре Абросимовой А.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Леонова Сергея Ивановича на решение Инзенского районного суда Ульяновской области от 12 апреля 2023 года по гражданскому делу № 2-1-174/2023, по которому постановлено:

 

исковые требования Леонова Сергея Ивановича к Государственному учреждению – Отделение пенсионного фонда Российской Федерации по Ульяновской области (после переименования – Отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области) о перерасчете пенсии, взыскании недополученной пенсии, оставить без удовлетворения.

 

Заслушав доклад судьи Карабанова А.С., пояснения истца Леонова С.И., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия,

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

Леонов С.И. обратился в суд с иском к Государственному учреждению – Отделение Пенсионного фонда РФ по Ульяновской области (далее – ГУ-ОПФР по Ульяновской области), (в настоящее время – Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области, далее – ОСФР по Ульяновской области) о возложении обязанности произвести перерасчет размера страховой пенсии, взыскании недополученной пенсии.

В обоснование иска указано, что истец с 28.02.1979 до настоящего времени проживает в населенном пункте с. ***, Инзенского района Ульяновской области, который относился к территории со льготным социально-экономический статусом проживания в период с 26.04.1986 по 31.01.1998. С 29.07.2010 истцу была назначена страховая пенсия по старости в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» и с 29.06.2012 присвоено звание «Ветеран труда». Однако должностными лицами Пенсионного фонда ему не было разъяснено право работающего пенсионера для увеличения размера пенсии перейти на другой её вид. С 2011 года и по настоящее время с незначительным перерывом в период с 23.09.2013 по 01.03.2014 он работает в должности Главы администрации Труслейского сельского поселения. В марте 2022 года обратился в Инзенское отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Ульяновской области за устной консультацией о переводе с одного вида пенсии на другой, как работающему пенсионеру, проживающему и работающему на территории, относившейся либо относящейся к льготной социально- экономической зоне на основании статьи 34 Закона №1244-1 от 15 мая 1991 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». С 01.04.2022 ему назначен увеличенный размер пенсии, который за апрель, май текущего года стал составлять 18 770 руб. 18 коп., вместо ранее получаемой пенсии в размере 12 710 руб. 21 коп. Однако в перерасчете пенсии за предыдущие периоды было отказано в устной форме по причине не обращения ранее с аналогичным заявлением о переводе пенсии с одного вида на другой. Считает, что ответчик не выполнил обязанность по своевременному информированию о праве перехода с одного вида пенсии на другой, которым он смог воспользоваться только с 01.04.2022 после его личного обращения, что привело к неполучению на протяжении длительного периода времени гарантированного государством льготного пенсионного обеспечения в полном объеме.

В связи с изложенным, Леонов С.И. просил суд обязать ГУ-ОПФР по Ульяновской области произвести перерасчет размера пенсии и осуществить выплату недополученной пенсии за период с 01.02.2016 по 01.04.2022.

Решением Инзенского районного суда Ульяновской области от 9 августа 2022 года исковые требования Леонова С.И. к Государственному учреждению – Отделение пенсионного фонда Российской Федерации по Ульяновской области о перерасчете пенсии, взыскании недополученной пенсии удовлетворены.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Ульяновского областного суда от 23 ноября 2022 года решение Инзенского районного суда Ульяновской области от 9 августа 2022 года оставлено без изменения, апелляционная жалоба Государственного учреждения – Отделение пенсионного фонда Российской Федерации по Ульяновской области – без удовлетворения.

Определением Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 9 февраля 2023 года решение Инзенского районного суда Ульяновской области от 9 августа 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ульяновского областного суда от 23 ноября 2022 года отменены, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд постановил приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Леонов С.И. просит отменить решение суда, принять новое решение, удовлетворив его требования в полном объеме. В обоснование доводов жалобы считает, что изложенные в исковом заявлении доводы надлежащим образом не исследованы, им не дана объективная оценка.

В соответствии со статьями 167, 327 ГПК РФ судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, которые надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции.

На основании части 1 статьи 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы.

Как установлено судом и следует из материалов дела, Леонов С.И., *** года рождения, с 29.07.2010 является получателем досрочной трудовой пенсии по старости в связи с деятельностью в учреждениях для детей (с 01.01.2015 - досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»).

Как следует из копии паспорта истца и справки МУ Администрация МО «Труслейское сельское поселение» от 15.03.2022 Леонов С.И. с 28.02.1979 по настоящее время зарегистрирован и проживает в с. *** Инзенского района Ульяновской области (т. 1, л.д. 11).

Данный населенный пункт относился к местности с льготным социально- экономическим статусом проживания с 26.04.1986 по 31.01.1998 на основании Распоряжения Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 05.04.1993 № 557-р.

С учетом положений статьи 34 Закона РФ от 15.05.1991 № 1244- 1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» Леонов С.И. приобрел право на пенсию по указанному основанию в 57 лет, то есть 02.10.2012.

Поскольку истец в период с 01.01.2016 работал, то досрочная страховая пенсия по старости, выплачивалась ему без учета индексации, следовательно, в целях ее индексации ему выгоднее было перейти на пенсию по статье 34 Закона РФ от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

С указанной целью 16.03.2022 Леонов С.И. обратился в пенсионный орган с заявлением о назначении пенсии по старости в связи с проживанием на территории с льготным социально-экономическим статусом в соответствии с Законом РФ от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

С 01.04.2022 истцу назначена пенсия в соответствии со статьей 34 Закона РФ от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», которая выплачивается в период работы с учетом индексации. В перерасчете размера пенсии за период с 01.02.2016 (индексация пенсий в январе 2016 года не предусматривалась) ответчиком было истцу отказано.

Отказывая в удовлетворении заявленных Леоновым С.И. исковых требований о возложении на ГУ-ОПФР по Ульяновской области обязанности произвести перерасчет пенсии и осуществить выплату недополученной пенсии за период с 01.02.2016 по 01.04.2022, суд первой инстанции, руководствуясь нормами статьи 34 Закона РФ от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», части 11 статьи 22 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», статьи 22 Федерального закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», исходил из того обстоятельства, что Леоновым С.И. не представлено в материалы дела доказательств, свидетельствующих об обращении истца в пенсионный орган с момента возникновения у него права на пенсионное обеспечение по Закону РФ от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», а именно в период со 02.10.2012 года по 01.02.2016, и не исполнении ответчиком при таких обращениях обязанности по разъяснению истцу его права на выбор вида пенсионного обеспечения, а также о вине пенсионного органа в несвоевременном обращении истца с заявлением о назначении ему пенсии по старости в связи с проживанием на территории с льготным социально-экономическим статусом.

Рассматривая данный пенсионный спор в пределах доводов жалобы истца Леонова С.И., судебная коллегия с выводами суда об отказе в удовлетворении его исковых требований о перерасчете пенсии соглашается, поскольку они основаны на правильном применении норм материального и процессуального права.

В соответствий с частью 2 статьи 3 Федерального закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» гражданам, имеющим одновременно право на различные пенсий в соответствии с законодательством Российской Федерации, устанавливается одна пенсия по их выбору, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Согласно статье 8 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», право на страховую пенсию по старости с 1 января 2019 года имеют мужчины, достигшие возраста 65 лет, и женщины, достигшие возраста 60 лет, имеющие страховой стаж не менее 15 лет, при наличии индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.

В силу статьи 10 Федерального закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» гражданам, постоянно проживающим (работающим) в зонах радиоактивного загрязнения, пенсия по старости назначается при наличии трудового стажа не менее пяти лет с уменьшением возраста выхода на пенсию по старости, предусмотренного Федеральным законом «О страховых пенсиях», в зависимости от факта и продолжительности проживания или работы в соответствующей зоне радиоактивного загрязнения в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

Исходя из положений статьи 34 Закона РФ от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», гражданам, указанным в пункте 8 части первой статьи 13 настоящего Закона (граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом), пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, предусмотренного частью второй статьи 28.1 настоящего Закона, на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности.

Статьей 22 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» и статьей 22 Федерального закона от 15.12.2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» предусмотрено, что перевод пенсионера на другой вид пенсии носит заявительный порядок.

Частью 2 статьи 22 Федерального закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» определено, в каких случаях производится перерасчет пенсии по государственному пенсионному обеспечению, а в каких - перевод с одного вида пенсии по государственному пенсионному обеспечению на другой вид пенсии по государственному пенсионному обеспечению.

Согласно пунктам 1, 2, 9 и 11 Положения о Пенсионном фонде Российской Федерации, утвержденного постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 № 2122-I (далее – Положение), Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет государственное управление финансами пенсионного обеспечения в Российской Федерации. Пенсионный фонд Российской Федерации и его денежные средства находятся в государственной собственности Российской Федерации. Пенсионный фонд Российской Федерации ведет свою деятельность через региональные отделения.

Пенсионный фонд Российской Федерации обеспечивает разъяснительную работу среди населения и юридических лиц по вопросам, относящимся к компетенции Пенсионного фонда Российской Федерации (пункт 3 Положения).

Исходя из изложенного выше реализация целей социальной политики Российской Федерации, как они определены Конституцией Российской Федерации, является одной из основных конституционных обязанностей государства, осуществляемых им через соответствующие органы.

Обязанности по реализации социальной политики Российской Федерации в области государственного пенсионного обеспечения возложены на Пенсионный фонд Российской Федерации, в рамках исполнения которых Пенсионный фонд Российской Федерации и его региональные отделения в числе прочего обеспечивают разъяснительную работу среди населения по вопросам, относящимся к компетенции Пенсионного фонда Российской Федерации.

Следовательно, гражданин при обращении в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по вопросам пенсионного обеспечения или в связи с иными жизненными событиями имеет право на получение от пенсионного органа информации о его правах, и этому праву корреспондирует обязанность пенсионного органа предоставить гражданину указанную информацию.

Из представленной в материалы настоящего гражданского дела копии пенсионного дела Леонова С.И. (т. 1, л.д. 42-105) следует, что после обращения за назначением досрочной трудовой пенсии по старости в связи с деятельностью в учреждениях для детей (17.11.2010), истец не обращался.

Дав правильное толкование указанных норм материального права, подлежащих применению к спорным отношениям, оценив представленные в материалы дела доказательств по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, районный суд обоснованно пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных Леоновым С.И. исковых требований.

Оснований для иной оценки указанных доказательств у судебной коллегии не имеется.

При таких обстоятельствах, доводы апелляционной жалобы истца фактически направлены на переоценку установленных судом обстоятельств, в связи с чем не ставят под сомнение правильность принятого судом решения. Указанные доводы являлись основанием процессуальной позиции истца, были приведены в ходе разбирательства дела, исследованы судом и изложены в обжалуемом решении. Оснований для переоценки представленных доказательств и иного применения норм материального права у суда апелляционной инстанции не имеется, так как выводы суда первой инстанции полностью соответствуют обстоятельствам данного дела.

Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации безусловными основаниями для отмены решения, судом не допущено.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса  Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

решение Инзенского районного суда Ульяновской области от 12 апреля 2023 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Леонова Сергея Ивановича – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в течение трех месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации через Инзенский районный суд Ульяновской области.

 

Председательствующий

 

Судьи:

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 19.07.2023