Судебный акт
Об обеспечении лекарственными препаратами
Документ от 11.07.2023, опубликован на сайте 21.07.2023 под номером 107173, 2-я гражданская, об обязании обеспечить медицинским изделием, лекарственными препаратами, взыскании денежных средств, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

73RS0013-01-2023-000619-11

судья Кочергаева О.П.                                                                   Дело № 33-3045/2023

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ   ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

город Ульяновск                                                                                   11 июля 2023 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Богомолова С.В.,

судей Самылиной О.П., Завгородней Т.Н.

при секретаре Абдрахмановой Р.Н.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Министерства здравоохранения Ульяновской области, Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральный научно-клинический центр медицинской радиологии и онкологии» Федерального медико-биологического агентства на решение Димитровградского городского суда Ульяновской области от 30 марта 2023 года по гражданскому делу № 2-680/2023, по которому постановлено:

уточненный иск прокурора г. Димитровграда в интересах несовершеннолетнего Ш*** Э.И. удовлетворить частично.

Обязать Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральный научно-клинический центр медицинской радиологии и онкологии» Федерального медико-биологического агентства выписывать Ш*** Э*** И***.2011 года рождения, льготные рецепты в электронном виде на обеспечение лекарственными препаратами ***  в соответствии с рекомендациями врача.

Обязать Министерство здравоохранения Ульяновской области бесплатно обеспечивать  Ш*** Э*** И***.2011 года рождения, на основании выписанных рецептов лекарственными препаратами ***

Взыскать с Министерства здравоохранения Ульяновской области (ИНН 7325000951) в пользу Дроновой Ирины Нурислямовны, ***.1980 года рождения,    денежные средства, затраченные на приобретение лекарственных препаратов и медицинских изделий, в размере 40 865 руб. 80 коп. (сорок тысяч восемьсот шестьдесят пять рублей восемьдесят копеек). 

Взыскать с Министерства здравоохранения Ульяновской области (ИНН 7325000951) в пользу Ш*** Э*** И***.2011 года рождения, в интересах которого действует Дронова Ирина Нурислямовна, ***1980 года рождения, компенсацию морального вреда в сумме 5000 (пять тысяч) рублей.

В удовлетворении уточненного иска прокурора г.Димитровграда, действующего в интересах Ш*** Э.И.,  к Министерству здравоохранения Ульяновской области о взыскании компенсации морального вреда в большем размере отказать.  

 

Заслушав доклад судьи Самылиной О.П., пояснения прокурора               Макейкиной Е.В., полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

 

установила:

 

прокурор г. Димитровграда Ульяновской области обратился в суд с исковым заявлением к Министерству здравоохранения Ульяновской области, Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральный научно-клинический центр медицинской радиологии и онкологии» Федерального медико-биологического агентства (далее – ФГБУ ФНКЦРиО ФМБА России) о понуждении к обеспечению лекарственными препаратами и медицинскими изделиями, взыскании денежных средств, затраченных на приобретение лекарства и медицинских изделий, компенсации морального вреда.

Исковые требования мотивированы тем, что по обращению матери несовершеннолетнего ребенка проведена проверка законодательства о здравоохранении и обеспечении медицинскими изделиями, в ходе которой установлены основания для прокурорского вмешательства. Ш*** Э.И. является ***, страдает ***, в связи с чем имеет право на льготное лекарственное обеспечение. Матерью несовершеннолетнего в 2022 году приобретались *** за собственные денежные средства в размере 38 241 руб. Кроме того, в соответствии с выписными эпикризами ГУЗ «Ульяновская областная детская клиническая больница имени политического и общественного деятеля Ю.Ф. Горячева» от 21.09.2020 и 01.01.2021 ребенку рекомендован курсовой прием лекарственного препарата *** лечебное учреждение ФГАОУ ВО Первый МГМУ им. Сеченова рекомендовало для ребенка прием ***. Однако рецепты на указанные препараты по месту жительства ребенка не выписаны и были приобретены матерью ребенка за счет собственных денежных средств в сумме 2624 руб.

Истец просил суд обязать Министерство здравоохранения Ульяновской области, ФГБУ ФНКЦРиО ФМБА России организовать обеспечение Ш*** Э.И.   медицинскими изделиями – *** в соответствии с назначением врача, а также лекарственными средствами *** в соответствии с назначениями врача; взыскать с Министерства здравоохранения Ульяновской области в пользу матери несовершеннолетнего Дроновой И.Н. денежные средства, затраченные на приобретение медицинских препаратов и изделий, в размере 40 865 руб. 80 коп., моральный вред в размере      30 000 руб.

Определением Димитровградского городского суда Ульяновской области от 30.03.2023 производство по делу по иску прокурора г. Димитровграда в интересах несовершеннолетнего Ш*** Э.И. прекращено в части требований о понуждении к организации обеспечения несовершеннолетнего медицинскими изделиями – ***озы в соответствии с назначением врача в связи с отказом истца от иска в указанной части и принятием его судом.

 

Судом к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено                          ГУ «Ульяновская государственная аптека».

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе ФГБУ ФНКЦРиО ФМБФ России просит решение суда отменить в части возложения обязанности выписать Ш*** Э.И. льготные рецепты в электронном виде на обеспечение лекарственными препаратами *** в соответствии с рекомендациями врача.

В обоснование жалобы указывает, что лекарственные препараты *** являются симптоматическими и профилактическими средствами и рекомендованы для профилактики и лечения сопутствующих основному заболеванию (*** признаков и симптомов. Выписка указанных лекарственных препаратов носит рекомендательный характер. Медицинская документация Ш*** Э.И. не содержит информации о назначении врачами КБ № 172 филиала №2 ФГБУ ФНКЦРиО ФМБА России указанных лекарственных препаратов, в связи с чем  не имеется оснований для выписки рецептов на вышеуказанные лекарственные препараты. Оформление (выписка) льготных рецептов в электронном виде проводится через Региональный фрагмент единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения в соответствии с действующими утвержденными перечнями лекарственных препаратов и медицинских изделий. ФГБУ ФНКЦРиО ФМБА России не имеет возможности оформить льготные рецепты на указанные лекарственные препараты в электронном виде. Выписанные рецепты на бумажном носителе идентичны по своей сути рецептам в электронном виде и дают пациенту право получения по ним лекарственных препаратов. Рецепт в форме электронного документа выписывается исключительно с согласия пациента или его законного представителя. Кроме того, исковое заявление не содержит требования прокурора г. Димитровграда Ульяновской области выписывать Ш*** Э.И. льготные рецепты на лекарственные препараты в электронном виде, в связи с чем суд вышел за пределы заявленных исковых требований и принял решение по требованиям, которые истцом не заявлялись.

В апелляционной жалобе Министерство здравоохранения Ульяновской области просит решение суда отменить, принять новый судебный акт.

В обоснование жалобы указывает, что ежемесячное обеспечение расходными материалами к инсулиновой помпе за счет средств обязательного медицинского страхования, в том числе в рамках оказания медицинской помощи в условиях круглосуточного и дневного стационара, не осуществляется. Компенсация денежных средств за покупку датчика *** из расчета 1 *** на 14 дней и заявленных лекарственных препаратов, которые не включены в льготный перечень, приведет к нарушению Бюджетного кодекса Российской Федерации, привлечение должностных лиц к административной ответственности. Сумма компенсации морального вреда в размере 5000 рублей является необоснованно завышенной, поскольку не представлены доказательства, свидетельствующие о причинении физических или нравственных страданий (в частности медицинские обоснования о невозможности продолжить жизнедеятельность без препарата или достоверные сведения о халатности, бездействия сотрудников Министерства). Обращает внимание на имеющуюся судебную практику по данной категории дел.

В возражениях на апелляционные жалоба Дронова И.Н. в интересах несовершеннолетнего Ш*** Э.И. просит решение суда оставить без изменения, апелляционные жалобы – без удовлетворения.

В соответствии с положениями статей 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, извещенных о месте и времени судебного разбирательства надлежащим образом.

На основании ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы.

Частью 1 статьи 330 ГПК РФ предусмотрены основания для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке, а именно: 1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; 2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; 3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; 4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб и возражений относительно апелляционных жалоб, проверив соответствие выводов суда имеющимся в деле доказательствам и правильность применения судом норм материального и процессуального права при вынесении решения, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений (ч. 1 ст. 41 Конституции Российской Федерации).

Таким образом, здоровье как неотъемлемое и неотчуждаемое благо, принадлежащее человеку от рождения и охраняемое государством, Конституция Российской Федерации относит к числу конституционно значимых ценностей, гарантируя каждому право на охрану здоровья, медицинскую и социальную помощь.

Базовым нормативным правовым актом, регулирующим отношения в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, является Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

В силу статьи 4 указанного Федерального закона охрана здоровья в Российской Федерации основывается на ряде принципов, в числе которых соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья.

Источниками финансового обеспечения в сфере охраны здоровья являются средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, средства обязательного медицинского страхования, средства организаций и граждан, средства, поступившие от физических и юридических лиц, в том числе добровольные пожертвования, и иные не запрещенные законодательством Российской Федерации источники (ст. 82 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

К числу прав граждан в сфере охраны здоровья относится, в том числе право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования (ч. 2 ст. 19 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

Статьей 29 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» определены способы обеспечения охраны здоровья граждан. В частности, организация охраны здоровья осуществляется путем обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 5 ч. 1 ст. 29).

Медицинскими изделиями являются любые инструменты, аппараты, приборы, оборудование, материалы и прочие изделия, применяемые в медицинских целях отдельно или в сочетании между собой, а также вместе с другими принадлежностями, необходимыми для применения указанных изделий по назначению, включая специальное программное обеспечение, и предназначенные производителем для профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации заболеваний, мониторинга состояния организма человека, проведения медицинских исследований, восстановления, замещения, изменения анатомической структуры или физиологических функций организма, предотвращения или прерывания беременности, функциональное назначение которых не реализуется путем фармакологического, иммунологического, генетического или метаболического воздействия на организм человека. Медицинские изделия могут признаваться взаимозаменяемыми, если они сравнимы по функциональному назначению, качественным и техническим характеристикам и способны заменить друг друга  (ч. 1 ст. 38 Федерального закона от 21.11.2011                   № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

Согласно ч. 1 ст. 43 названного Федерального закона гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями, и гражданам, страдающим заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, оказывается медицинская помощь и обеспечивается диспансерное наблюдение в соответствующих медицинских организациях.

Перечень социально значимых заболеваний и перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утверждается Правительством Российской Федерации исходя из высокого уровня первичной инвалидности и смертности населения, снижения продолжительности жизни заболевших (ч. 2 ст. 43 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004                      № 715 утверждены перечень социально значимых заболеваний и перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих.

В перечень социально значимых заболеваний включен, в том числе сахарный диабет 1 типа (коды заболеваний по международной классификации болезней (МКБ-10) Е10 – Е14.

Федеральным законом от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» в статье 6.2 установлено, что в состав предоставляемого гражданам из числа категорий, указанных в статье 6.1 настоящего Федерального закона, набора социальных услуг включаются следующие социальные услуги: обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения в объеме не менее, чем это предусмотрено перечнем жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, сформированным в соответствии с Федеральным законом от 12 апреля 2010 года № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств», по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.

Часть 3 статьи 80 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» определяет, что при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан оказание медицинских услуг, назначение и применение лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, компонентов крови, лечебного питания, в том числе специализированных продуктов лечебного питания, по медицинским показаниям в соответствии со стандартами медицинской помощи.

В силу статьи 37 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» медицинская помощь организуется и оказывается с учетом стандартов медицинской помощи, утверждаемых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Назначение и применение лекарственных препаратов, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи, допускаются в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии.

Таким образом, стандарт медицинской помощи является основным ориентиром, определяющим, какие лекарственные препараты и медицинские изделия должны использоваться при оказании медицинской помощи согласно номенклатуре. Но в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) и по решению врачебной комиссии допускается использование иных медицинских изделий, чем те, которые включены в стандарт.

Приказом Министерства здравоохранения РФ от 22.01.2021 № 22н утвержден стандарт медицинской помощи детям при сахарном диабете 1 типа.

Стандарт медицинской помощи разрабатывается на основе клинических рекомендаций, одобренных и утвержденных в соответствии с настоящей статьей, в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, и включает в себя усредненные показатели частоты предоставления и кратности применения.

Согласно Федеральному закону от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» ответственность за организацию медицинской помощи и лекарственного обеспечения возложена на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Исполнительным органом государственной власти Ульяновской области, участвующим на территории Ульяновской области в государственной политике в сфере охраны здоровья, является Министерство здравоохранения Ульяновской области.

Судом установлено, что несовершеннолетний Ш*** Э.И., ***2011 года рождения,  является *** (л.д. 72).

Дронова И.Н. приходится матерью несовершеннолетнему Ш*** Э.И. (л.д. 70-71). 

Ш*** Э.И. страдает заболеванием ***, что подтверждено выписными эпикризами из медицинских учреждений, где несовершеннолетний проходил лечение (л.д. 54-69).

Согласно указанным медицинским документам, Ш*** Э.И.  рекомендован прием таких препаратов *** 

Обращаясь в суд с настоящим иском, прокурор указал на то, что лечащим врачом указанные препараты ребенку не выписаны, в связи с чем законный представитель несовершеннолетнего Дронова И.Н. вынуждена приобрести их за счет собственных средств на сумму 2624 руб. (л.д. 90-99).

Лечебное учреждение на требование прокурора отказало в выдаче рецептов на получение бесплатных лекарственных препаратов, что подтверждается ответом КБ 172 филиала № 2 ФГБУ ФНКЦРиО ФМБА России (л.д. 12-14).

Несовершеннолетний Ш*** Э.И. для контроля *** использует систему непрерывного мониторинга *** посредством использования системы ***

Непрерывный мониторинг *** зарегистрирован в Российской Федерации 24.01.2018, используется в качестве способа контроля гликемии и позволяет улучшить компенсацию углеводного обмена.

Исследование уровня глюкозы в крови методом непрерывного мониторирования включено в современные стандарты лечения *** у детей, которые не могут функционировать без расходных материалов к ним.

Вместе с тем рецепты на бесплатное получение указанного медицинского изделия начали выписываться несовершеннолетнему   Ш*** Э.И. только в 2023 году, в течение 2022 законный представитель несовершеннолетнего на собственные средства приобретала системы длительного мониторирования глюкозы, затратив на это 38 241 руб. 80 коп., что подтверждено представленными документами (л.д. 76-89).

Разрешая возникший спор, суд первой инстанции правильно установил обстоятельства, имеющие значение для дела, проверил доводы и возражения сторон по существу спора и обоснованно пришел к выводу о частичном удовлетворении исковых требований.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда, поскольку они мотивированы, соответствуют содержанию исследованных судом доказательств и нормам материального права, подлежащим применению по настоящему делу, и не вызывают у судебной коллегии сомнений в законности и обоснованности.

Одним из принципов охраны здоровья в Российской Федерации является соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение реализации этих прав государственными гарантиями.

В числе таких гарантий – бесплатное обеспечение лиц, страдающих социально значимыми заболеваниями, за счет соответствующих бюджетных средств (в данном случае за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации – Ульяновской области) в соответствии со стандартами медицинской помощи лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам врачей вне зависимости от наименования и стоимости препарата.

Непринятие мер по обеспечению лиц, страдающих социально значимыми заболеваниями,  необходимыми им лекарственными препаратами (медицинскими изделиями), предусмотренными стандартами оказания медицинской помощи, противоречит сути предусмотренных законом гарантий бесплатного оказания гражданам, страдающим сахарным диабетом, медицинской помощи, включая бесплатное лекарственное обеспечение, лишает таких граждан права на медицинскую помощь в гарантированном объеме и нарушает их право на охрану здоровья.

Отсутствие в федеральных и территориальных программах бесплатного оказания гражданам медицинской помощи конкретного наименования медицинского изделия не лишает ребенка-инвалида права на гарантированную ему законом бесплатную медицинскую помощь, включающую в себя в том числе и применение средств диагностики (Постановление Правительства РФ от 30.07.1994 № 890).

Несоблюдение лечебным учреждением порядка оформления медицинских документов о нуждаемости страдающего социально значимым заболеванием гражданина в бесплатном обеспечении лекарственным препаратом и ненадлежащий контроль за оформлением этих документов со стороны уполномоченного органа исполнительной власти не может лишать гражданина гарантированного ему государством права на получение лекарственного препарата бесплатно.

Отсутствие в перечне жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов назначенных врачом лекарственных препаратов не является основанием для отказа в их предоставлении, поскольку лицо, страдающее сахарным диабетом, в силу указанного постановления, вправе получать бесплатную медицинскую помощь, включая все лекарственные препараты, средства медицинского назначения и средства диагностики, необходимые для лечения и компенсации данного заболевания.

При таких обстоятельствах  суд первой инстанции правомерно     возложил на Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральный научно-клинический центр медицинской радиологии и онкологии» Федерального медико-биологического агентства обязанности выписывать Ш*** Э.И., ***.2011 года рождения, льготные рецепты в электронном виде на обеспечение лекарственными препаратами ***  в соответствии с рекомендациями врача, а на Министерство здравоохранения Ульяновской области обязанность бесплатно обеспечивать Ш*** Э.И. на основании выписанных рецептов указанными лекарственными препаратами, а также взыскал с Министерства здравоохранения Ульяновской области затраченные на приобретение лекарственных средств и медицинских изделий денежные средства в размере 40 865 руб. 80 коп..

В силу п. 4 ст. 6 Федерального закона от 12.04.2010 № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» к полномочиям органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации при обращении лекарственных средств относится также  принятие решения об использовании на территории субъекта Российской Федерации наряду с рецептами на лекарственные препараты, оформленными на бумажном носителе, рецептов на лекарственные препараты, сформированных в форме электронных документов.

Согласно Постановлению Правительства Ульяновской области от 02.03.2022 № 105-П «Об использовании на территории Ульяновской области наряду с рецептами на лекарственные препараты, оформленными на бумажном носителе, рецептов на лекарственные препараты, сформированных в форме электронных документов» Правительство Ульяновской области постановило использовать на территории Ульяновской области наряду с рецептами на лекарственные препараты, оформленными на бумажном носителе, рецепты на лекарственные препараты, сформированные в форме электронных документов.

Законный представитель несовершеннолетнего *** выражает согласие на оформление рецепта на лекарственные препараты в электронном виде.

Принимая во внимание Постановление Правительства Ульяновской области от 02.03.2022 № 105-П доводы апелляционной жалобы о невозможности предоставления льготных рецептов в электронном виде не состоятельны.

Ссылка в жалобе на то, что в исковом заявлении не содержится требования прокурора г. Димитровграда Ульяновской области выписывать Ш*** Э.И. льготные рецепты на лекарственные препараты в электронном виде, в связи с чем  суд вышел за пределы заявленных исковых требований, не свидетельствует о незаконности судебного постановления, учитывая, что предметом спора являлось обеспечение *** лекарственными препаратами по льготным рецептам в соответствии с рекомендациями врача.

Согласно ч. 1 ст. 151 ГК РФ если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

По смыслу приведенных правовых норм, по общему правилу обязательными условиями наступления ответственности за причинение вреда (как материального, так  и морального вреда) являются противоправность поведения причинителя вреда, вина  и причинно-следственная связь между названными действиями и причиненным вредом.

В соответствии со ст. 1101 ГК РФ компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме (п. 1).

Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.

Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего (п. 2).

Исходя из предназначения социального государства, механизм социальной защиты, предусмотренный законодательством, должен позволять наиболее уязвимым категориям граждан получать поддержку, включая материальную, со стороны государства и общества и обеспечивать благоприятные, но не ущемляющие охраняемое государством достоинство личности условия для реализации ими своих прав. Несоблюдение государственными органами нормативных предписаний при реализации гражданами права на медицинскую помощь, осуществляемую, в том числе в виде обеспечения лекарственными препаратами и медицинскими изделиями, может порождать право таких граждан на компенсацию морального вреда в связи с тем, что право граждан на медицинскую помощь и социальное обеспечение неразрывно связано с их нематериальными благами и личными неимущественными правами.

Учитывая, что несовершеннолетний Ш*** Э.Ш. имеет право на бесплатное обеспечение лекарственными препаратами и медицинскими изделиями, которыми в установленном порядке не был обеспечен,  в то время как  применение лекарственных препаратов и медицинских изделий  направлено на эффективное лечение  ребенка, поддержание его жизнедеятельности, Министерство здравоохранения Ульяновской области обязано было принять все меры, направленные на предоставление указанной социальной услуги.

Непредоставление  истцу  лекарственного препарата в рекомендованных лечащим врачом дозировках, а также медицинского изделия, причиняет  Ш*** Э.И нравственные страдания, нарушает его права на охрану здоровья и получение медицинской помощи бесплатно, что в соответствии с Конституцией Российской Федерации недопустимо.

Неисполнение возложенной законом на Министерство здравоохранения Ульяновской области обязанности по своевременному обеспечению несовершеннолетнего в установленном порядке  указанными выше  лекарственными  препаратами, и наступившими в связи с этим последствиями – приобретение законным представителем  ребенка необходимых препаратов и медицинских изделий за счет собственных средств, повлекло обоснованное взыскание с Министерства здравоохранения Ульяновской области в пользу несовершеннолетнего Ш*** Э.И. морального вреда в размере  5000 руб.

Определенный судом первой инстанции размер морального вреда соответствует принципам разумности и справедливости и снижению по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Нуждаемость ребенка-инвалида в спорных лекарственных препаратах и медицинских изделиях установлена судом на основании оценки представленных в материалы дела доказательств, при таких обстоятельствах доводы апелляционной жалобы Министерства здравоохранения Ульяновской области  о том, что данные препараты не включены в льготный перечень, основаны на неверном понимании норм материального права и подлежат отклонению.

Доказательств, опровергающих нуждаемость Ш*** Э.И. в использовании спорных лекарственных препаратов и медицинских изделий, ответчиками в материалы дела не представлено.

Ссылка апелляционной жалобы на иную судебную практику не учитывает индивидуальные обстоятельства каждого конкретного гражданского дела и подлежит отклонению в соответствии с требованиями ст. 1 ГПК РФ.

Доводы апелляционной жалобы не свидетельствуют о нарушении судом норм материального и процессуального права, не содержат каких-либо обстоятельств, которые не были предметом исследования суда или опровергали бы выводы судебного решения, а по существу сводятся к иному толкованию действующего законодательства, иной субъективной оценке исследованных судом доказательств и установленных обстоятельств, в связи с чем на законность и обоснованность состоявшегося судебного постановления не влияют.

Оснований, предусмотренных статьей 330 ГПК РФ, для отмены решения суда не установлено.           

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной  жалобы не подлежит.

Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

 

определила:

 

решение Димитровградского городского суда Ульяновской области                   от 30 марта 2023 года оставить без изменения, апелляционные жалобы Министерства здравоохранения Ульяновской области, Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральный научно-клинический центр медицинской радиологии и онкологии» Федерального медико-биологического агентства – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в течение трех месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции                        (г. Самара) по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, через Димитровградский городской суд Ульяновской области.

 

Председательствующий

 

Судьи

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 17.07.2023