Судебный акт
О признании недействительным перерасчета налога
Документ от 04.07.2023, опубликован на сайте 12.07.2023 под номером 107080, 2-я гражданская, о признании недействительным перерасчет налога на имущество, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

У Л Ь Я Н О В С К И Й   О Б Л А С Т Н О Й   С У Д

 

73RS0001-01-2023-000333-50

Судья Анциферова Н.Л.                                                                    Дело №33а-2871/2023

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ   ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

г. Ульяновск                                                                                              4 июля 2023 года

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Пулькиной Н.А.,

судей Васильевой Е.В., Смирновой Ю.А.,

при секретаре Юшиной В.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной налоговой службы по Ульяновской области на решение Ленинского районного суда г.Ульяновска от 17 марта 2023 года по делу                 №2а-1087/2023, по которому постановлено:

административные исковые требования Тойгильдиной Татьяны Александровны к Управлению Федеральной налоговой службы по Ульяновской области о признании недействительным перерасчета налога на имущества, задолженности по налогу на имущество отсутствующей удовлетворить частично.

Признать задолженность Тойгильдиной Татьяны Александровны по налоговому уведомлению №85048075 от 02.11.2021 о перерасчете налога на имущество физических лиц за 2020 года по налоговому уведомлению №39541660 за нежилое помещение, кадастровый номер ***, по адресу: *** в размере 57 363 руб. и пени, отсутствующей, в остальной части иска – отказать.

Заслушав доклад судьи Васильевой Е.В., пояснения представителя Управления Федеральной налоговой службы по Ульяновской области Репиной Е.В., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, Тойгильдиной Т.А., не согласившейся с апелляционной жалобой, полагавшей решение суда правильным, судебная коллегия

 

установила:

Тойгильдина Т.А. обратилась в суд с административным иском к Управлению Федеральной налоговой службы по Ульяновской области (далее - УФНС России по Ульяновской области) о признании недействительным перерасчета налога на имущество, задолженности по налогу на имущество отсутствующей.

Административные исковые требования мотивированы тем, что 16.11.2021 ею был полностью оплачен налог на имущество с кадастровым номером №*** по адресу: *** согласно налоговому уведомлению №39541660 от 01.09.2021 в размере 4053 руб.

20.10.2022 на личном приеме в отделении УФНС по Ленинскому району г.Ульяновска стало известно о том, что в марте 2022 года ей доначислен налог на данный объект недвижимости в размере 57 363 руб. Также на приеме ей было вручено уведомление №85048075 от 02.11.2021 о перерасчете налога. Считает это грубейшей подтасовкой фактов, так как если бы начисление было сделано в ноябре 2021 года, то уже на 1 января 2022 года у нее образовалась задолженность. В справке №235942 от 18.12.2022 об исполнении налогоплательщиком обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, выданной УФНС по Ульяновской области на ее запрос от 17.12.2022, указано, что по состоянию на 01.01.2022 налогоплательщик Тойгильдина Т.А. задолженности не имеет. Также и информация в личном кабинете налогоплательщика ФНС подтверждает, что файл с уведомлением №8504875 был загружен в систему только в 2022 году.

С 2019 года вступил в силу Федеральный закон от 03.08.2018 №334-ФЗ, который ограничил перерасчеты земельного налога и налога на имущество физических лиц в сторону увеличения.

На официальном сайте ФНС РФ в разделе «деятельность ФНС России» указано, что налоговый орган не может доначислить налоги на имущество и землю к уже уплаченной плательщиком сумме. Далее приводятся разъяснения, что перерасчет в большую сторону суммы земельного налога и налога на имущество физических лиц, предъявленной к уплате физическому лицу в налоговом уведомлении, не проводится, если это влечет увеличение ранее уплаченной суммы налога по соответствующему объекту недвижимости.

Таким образом, ею была в полном объеме исполнена обязанность по уплате налога в бюджет за 2020 год за объект с кадастровым номером №*** по адресу: ***, в соответствии с предъявленным ей уведомлением налогового органа от 01.09.2021.

26.12.20222 она направила письмо в УФНС России по Ульяновской области с требованием отменить незаконно сформированное налоговое доначисление.

В ответе УФНС России по Ульяновской области от 17.01.2023 №12-28/02082 в удовлетворении данного требования отказано с указанием на то, что налоговое уведомление №85048075 от 02.11.2021 направлено в ее адрес 10.11.2022 заказным письмом и вручено адресату 25.11.2021.

Однако данное уведомление получено не было, и о перерасчете ей стало известно только на личном приеме 20.10.2022. Кроме того, уплата налога на имущество физических лиц по уведомлению №39541660 от 01.09.2021 была произведена ею 16.11.2021, т.е. до 25.11.2021, а значит до момента, когда ей могло стать известно о факте доначисления, что нарушает Федеральный закон от 03.08.2018 №334-ФЗ.

Тойгильдина Т.А. просила признать недействительным перерасчет налога на имущество физических лиц по объекту с кадастровым номером №*** по адресу: ***, в размере 57 363 руб. за 2020 год и образовавшиеся пени, признать задолженность и обязанность по ее уплате отсутствующей. 

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Управление Федеральной налоговой службы по Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении административного иска в полном объеме.

В обоснование жалобы ссылается на письмо Минфина России от 22.09.2021 №03-05-04-01/76922. Указывает, что в информационном ресурсе налогового органа 20.10.2021 актуализированы сведения в отношении объекта недвижимости с кадастровым номером №*** для применения налоговой ставки, установленной в соответствии с пп.2 п.2 ст.406 НК РФ. После актуализации базы данных налогового органа произведен перерасчет налога на имущество физических лиц в сторону увеличения с последующим формированием и направлением налоговых уведомлений налогоплательщикам.

После произведенного перерасчета сформировано налоговое уведомление №85048075 от 02.11.2021, которое было направлено заказным письмом адресату и получено последним 25.11.2021. Уплата налога на имущество физических лиц за 2020 год по налоговому уведомлению №39541660 от 01.09.2021 произведена Тойгильдиной Т.А. 16.11.2021. После формирования налогового уведомления с перерасчетом налога положения абз.2 п.2.1 ст.52 НК РФ не применяются. Считает, что начисления по налогу на имущество физических лиц произведены в соответствии с действующим законодательством.

В возражениях на апелляционную жалобу Тойгильдина Т.А. просит решение оставить без изменения, а жалобу - без удовлетворения.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений относительно апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом норм права, регулирующих правоотношения сторон, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований к отмене решения суда в связи со следующим.

В соответствии со ст.137 Налогового кодекса Российской Федерации каждое лицо имеет право обжаловать акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц, если, по мнению этого лица, такие акты, действия или бездействие нарушают его права.

Налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 Налогового кодекса Российской Федерации, подпунктом 6 пункта 1 которой предусмотрены иные здание, строение, сооружение, помещение (статья 400 НК РФ).

Согласно подп.2 п.2 ст.406 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований в зависимости от применяемого порядка определения налоговой базы с учетом положений пункта 5 данной статьи.

В случае определения налоговой базы, исходя из кадастровой стоимости объекта налогообложения налоговые ставки в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с п.7 ст.378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, а также объектов налогообложения, предусмотренных абз.2 п.10. ст.378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, устанавливаются в размере, не превышающем 2 процентов.

Решением Ульяновской Городской Думы №118 от 25.10.2017 в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с п.7 ст.378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, ставка при расчете налога на имущество физических лиц за 2020 год составляет 2 процента.

Как установлено судом, Тойгильдина Т.А. является собственником нежилых помещений по адресу: ***, кадастровый номер ***, площадью 3050,7 кв.м, доля в праве 79/400, вид собственности «иные строения, помещения сооружения». Названные помещения находятся в здании с кадастровым номером ***.

Налоговым органом в адрес Тойгильдиной Т.А. направлено налоговое уведомление от 01.09.2021 №39541660 об уплате не позднее 01.12.2021 налога на имущество физических лиц за 2020 год, в том числе по указанному объекту недвижимости, исходя из налоговой ставки 0,3 процента, в размере 4053 руб. (л.д. 24).

Уплата налога на имущество физических лиц за 2020 год по налоговому уведомлению № 39541660 от 01.09.2021 произведена административным истцом 16.11.2021 (л.д. 9).

10.11.2021 налоговым органом в адрес Тойгильдиной Т.А. направлено налоговое уведомление №85048075 от 02.11.2021 о перерасчете налога на имущество физических лиц по налоговому уведомлению №39541660 от 01.09.2021 по объекту по адресу: ***, кадастровый номер ***, в размере 57 363 руб., исходя из налоговой ставки 2 процента, срок уплаты не позднее 01.12.2022 (л.д. 27).

Налоговое уведомление №85048075 от 02.11.2021 направлено 10.11.2021 заказным письмом с уведомлением по адресу: *** и вручено адресату 25.11.2021 (л.д. 28, 29).

Принимая решение по делу, суд первой инстанции правомерно исходил из установленной законом (статьи 400, 401 НК РФ) обязанности административного истца по уплате в бюджет налога на имущество физических лиц в связи с обладанием правом собственности на объект по адресу: ***, кадастровый номер ***, а также наличия у налогового органа права определения налоговой базы и исчисления налога в соответствии со ст. 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

Поскольку на момент формирования налоговым органом налогового уведомления от 02.11.2021№85048075 о перерасчете налога на имущество физических лиц по объекту с кадастровым номером ***, исходя из налоговой ставки 2 процента, административным истцом еще не был уплачен налог на имущество физических лиц, начисленный в уведомлении от 01.09.2021 №39541660, и у налогоплательщика не возникла обязанность по уплате данного налога, у налогового органа имелись основания для формирования уведомления о перерасчете налога.

Однако, принимая во внимание то обстоятельство, что Тойгильдиной Т.А. уплата налога на имущество физических лиц за 2020 год по уведомлению от 01.09.2021 №39541660 была произведена 16.11.2021, то есть, установленная налоговым законодательством обязанность по уплате в бюджет налогов административным истцом была исполнена своевременно и до указанной даты уведомление от 02.11.2021№85048075 о перерасчете налога административному истцу не было вручено, обязанность по уплате спорного налога на имущество физических лиц с учетом перерасчета в сторону увеличения у Тойгильдиной Т.А. не возникла, на что правомерно указано судом в решении.

При принятии решения суд первой инстанции, правильно установив обстоятельства, имеющие значение для разрешения конкретного налогового спора, верно применив нормы материального права к спорным правоотношениям, с учетом положений п.2.1 ст.52. п.4 ст.57 Налогового кодекса Российской Федерации, пришел к обоснованному выводу о том, что у Тойгильдиной Т.А. не возникла обязанность по доплате суммы налога на имущество физических лиц на основании уведомления от 02.11.2021 №85048075 о перерасчете налога. При этом следует исходить из того, что административным истцом добросовестно была исполнена обязанность налогоплательщика по уплате в установленный законом срок начисленных налоговым органом налогов за 2020 год, подлежащих уплате до 01.12.2021.

Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой направлены на иную оценку установленных судом обстоятельств, и отмены принятого по делу решения суда судебная коллегия не усматривает.

Руководствуясь ст.309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила:

решение Ленинского районного суда г.Ульяновска от 17 марта 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федеральной налоговой службы по Ульяновской области – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, через суд первой инстанции.

 

Председательствующий                                     

 

Судьи

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 10.07.2023.