Судебный акт
Об устранении нарушения требований снитарного законодательства
Документ от 20.06.2023, опубликован на сайте 12.07.2023 под номером 107010, 2-я гражданская, о возложении обязанности по соблюдению требований санитарно-эпидемиологического законодательства, решение (осн. требов.) отменено в части с вынесением нового решения

УЛЬЯНОВСКИЙ   ОБЛАСТНОЙ   СУД

 

73RS0015-01-2023-000061-27

Судья Завгородняя Т.Н.                                                                 Дело №33а-2605/2023

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ   ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

город Ульяновск                                                                                   20 июня 2023 года

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Пулькиной Н.А.,

судей Васильевой Е.В., Смирновой Ю.В.,

при секретаре Каминской Ю.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации муниципального образования «Новоспасский район» Ульяновской области на решение Новоспасского районного суда Ульяновской области от                   2 февраля 2023 года, с учетом определения того же суда об исправлении описки от 27 марта 2023 года, по делу №2-36/2023, по которому постановлено:

исковые требования Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ульяновской области удовлетворить частично.

Возложить обязанность на администрацию муниципального образования «Новоспасский район» Ульяновской области и Управление образования администрации муниципального образования «Новоспасский район» Ульяновской области в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить финансирование для осуществления мероприятий, направленных на приведение устройства здания муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Садовская средняя школа» по адресу: Ульяновская область, Новоспасский район, с. Садовое, ул. Школьная, д. 26 к установленным п. 2.5.3 СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» требованиям.

Возложить обязанность на муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Садовская средняя школа» в течение 2 месяцев со дня поступления финансирования, но не позднее 1 сентября 2023 года, осуществить мероприятия, направленные на приведение внутренней отделки помещений спортзала, второго лестничного марша, кабинета химии, кабинета информатики, коридора второго этажа, первого лестничного марша, потолка первого этажа, кабинета математики образовательного учреждения к установленным п. 2.5.3 СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» требованиям.

В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.

Заслушав доклад судьи Васильевой Е.В., судебная коллегия 

 

установила:

 

Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ульяновской области (далее по тексту – Управление Роспотребнадзора по Ульяновской области) обратилось в суд в интересах неопределенного круга лиц, с административным исковым заявлением к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению (МБОУ) «Садовская средняя школа», администрации муниципального образования «Новоспасский район» Ульяновской области, Управлению образования администрации муниципального образования «Новоспасский район» Ульяновской области о возложении обязанности устранить нарушения требований санитарно-эпидемиологического законодательства.

В обоснование заявленных требований административный истец указал, что в ходе плановой проверки соблюдения санитарного законодательства, проведенной в период с 13.09.2021 по 24.09.2021 в МБОУ «Садовская средняя школа» по адресу: Ульяновская область, Новоспасский район, с. Садовое, ул. Школьная, д. 26, выявлено, что внутренняя отделка помещений не соответствует требованиям п. 2.5.3 СП 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»: спортзал – чернота по углам, 2 лестничный марш – отслоение штукатурки, чернота; кабинет химии – потолок отслаивается, трещина; кабинет информатики – выбоина возле косяка двери, повреждение отделки стены; коридор второго этажа – видимая трещина по всей стене, переходящая на первый этаж, потолок отслаивается; 1 лестничный марш – отслоение штукатурки, чернота, осыпание штукатурки; потолок первого этажа – отслаивается, трещина; кабинет математики – выбоина возле косяка двери.

По результатам проведенной плановой выездной проверки Территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Ульяновской области в Кузоватовском районе образовательное учреждение привлечено к административной ответственности по ч.1 ст.6.7 КоАП РФ. Указанное постановление вступило в законную силу. Также образовательной организации выдано предписание об устранении нарушений со сроком исполнения до 31.10.2022.

До настоящего времени МБОУ «Садовская средняя школа» нарушения не устранены. При этом администрация муниципального образования «Новоспасский район» Ульяновской области и Управление образования администрации муниципального образования «Новоспасский район» Ульяновской области в силу действующего законодательства являются непосредственными исполнителями обязанности по финансированию деятельности учреждения.

Ссылаясь на указанные обстоятельства, административный истец просил суд возложить на МБОУ «Садовская средняя школа» обязанность в течение 4 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу осуществить мероприятия, направленные на приведение внутренней отделки помещений спортзала, второго лестничного марша, кабинета химии, кабинета информатики, коридора второго этажа, первого лестничного марша, потолка первого этажа, кабинета математики образовательного учреждения к установленным п. 2.5.3 СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» требованиям; возложить на администрацию муниципального образования «Новоспасский район» Ульяновской области и Управление образования администрации муниципального образования «Новоспасский район» Ульяновской области обязанность в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить финансирование для осуществления данных мероприятий.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе администрация муниципального образования «Новоспасский район» Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его отменить, принять по делу новое решение.

Полагает, что обеспечение финансирования для осуществления мероприятий, направленных на приведение МБОУ «Садовская средняя школа» в соответствие санитарно-эпидемиологическим требованиям является полномочием Управления образования администрации муниципального образования «Новоспасский район» Ульяновской области в пределах бюджетных ассигнований. Данный вывод мотивирует тем, что указанный орган является главным распорядителем бюджетных средств, финансируемым в части исполнения полномочий по вопросам местного значения, за счет средств бюджета муниципального образования «Новоспасский район».

Судом неверно применены нормы материального права, определяющие полномочия администрации муниципального образования «Новоспасский район» Ульяновской области. В соответствии с Уставом муниципального образования полномочия по рассмотрению проекта бюджета, осуществлению контроля за его исполнением, утверждению отчета об исполнении бюджета относятся к полномочиям Совета депутатов МО «Новоспасский район» Ульяновской области. Финансовое обеспечение администрации МО «Новоспасский район» осуществляется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации на основании бюджетной сметы.

Обеспечение финансирования мероприятий, направленных на приведение здания МБОУ «Садовская средняя школа» в соответствие санитарно-эпидемиологическим требованиям в трехмесячный срок со дня вступления решения суда в законную силу, не представляется возможным, поскольку оно не предусмотрено ведомственной структурой расходов бюджета муниципального образования на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов, утвержденной решением Совета депутатов муниципального образования «Новоспасский район» Ульяновской области от 15.12.2022 №52/178.

В заседание суда апелляционной инстанции лица, участвующие в деле не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Судебная коллегия с учетом положений ст.150, ч.6 ст.226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

В соответствии с ч.1 ст.308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционной жалобе.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно ч.1 ст.40 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в случаях, предусмотренных федеральными конституционными законами, настоящим Кодексом и другими федеральными законами, государственные органы, Центральный банк Российской Федерации, должностные лица, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные лица, Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, уполномоченный по правам ребенка в субъекте Российской Федерации могут обратиться в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц, неопределенного круга лиц, публичных интересов.

Согласно ст.11 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны в том числе: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.

В силу п.3 ч.1 ст.3 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» государственная политика в области образования основывается на принципе гуманистического характера образования, приоритета жизни и здоровья человека, прав и свобод личности.

Образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающих, работников образовательной организации (п.2 ч.6 ст.28 названного Федерального закона).

Частью 7 ст.28 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

Пунктом 2 ч.3 ст.28 данного Федерального закона установлено, что к компетенции образовательной организации отнесены материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами.

В соответствии с п.5 ч.1 ст.9 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.

Статьей 15 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях отнесена к вопросам местного значения муниципального района.

Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (вместе с «СП 2.4.3648-20. Санитарные правила...») утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 №28.

Разрешая спор и удовлетворяя требования Управления Роспотребнадзора по Ульяновской области, суд первой инстанции исходил из того, что, несмотря на возложенную на МБОУ «Садовская средняя школа» обязанность по соблюдению требований санитарно-эпидемиологического законодательства и обеспечения благоприятных и безопасных условий воспитания обучающихся воспитанников образовательного учреждения, данные требования не соблюдаются, а выданное надзорным органом предписание не исполнено.

При этом суд возложил на администрацию муниципального образования «Новоспасский район» Ульяновской области и Управление образования администрации муниципального образования «Новоспасский район» Ульяновской области обязанность финансирования МБОУ «Садовская средняя школа» для проведения ремонтных работ, указав, что такая обязанность лежит на администрации муниципального образования «Новоспасский район» Ульяновской области как на органе, действующем от имени учредителя МБОУ «Садовская средняя школа» - муниципального образования «Новоспасский район» Ульяновской области, и на Управлении образования администрации муниципального образований «Новоспасский район» Ульяновской области – в связи с возложенными на Управление полномочиями по организации финансирования деятельности и развития подведомственных образовательных учреждений в пределах установленного бюджетного финансирования. Срок для исполнения административными ответчиками  решения установлен равным 3 месяца с даты вступления решения суда в законную силу.

С такими выводами районного суда судебная коллегия не соглашается в части признания судом надлежащим ответчиком по делу Управления образования администрации муниципального образований «Новоспасский район» Ульяновской области.

Как установлено судом, МБОУ «Садовская средняя школа» является некоммерческой общеобразовательной организацией, действующей на основании Устава, утвержденного постановлением администрации муниципального образования «Новоспасский район» Ульяновской области от 26.12.2015 №876.

В соответствии с п.1.3 Устава учредителем школы является муниципальное образование «Новоспасский район» Ульяновской области. От имени учредителя выступает администрация муниципального образования «Новоспасский район» Ульяновской области. От имени собственника имущества выступает Комитет по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям администрации муниципального образования «Новоспасский район» Ульяновской области. Школа находится в ведомственном подчинении отдела образования муниципального образования «Новоспасский район» Ульяновской области, который является главным распорядителем бюджетных средств (л.д. 46-57).

Источниками формирования имущества и финансовых ресурсов образовательного учреждения являются: собственные средства учредителя; субсидии, получаемые от учредителя на основании заданий учредителя, а также субсидии, получаемые от учредителя на иные цели; бюджетные и внебюджетные средства; имущество, переданное школе собственником или уполномоченным им органом; средства, полученные за предоставление дополнительных платных образовательных услуг; добровольные пожертвования и целевые взносы физических и юридических лиц; доход, полученный от реализации продукции и услуг, а также от других видов разрешенной доходной деятельности; другие источники, не запрещенные законом. Привлечение школой дополнительных средств не влечет за собой снижения нормативов (или) абсолютных размеров финансирования из бюджета учредителя (п. 5.5 Устава).

Согласно Уставу муниципального образования «Новоспасский район» Ульяновской области, принятого решением Совета депутатов муниципального образования «Новоспасский район» Ульяновской области от 27.03.2007 №27/323, структуру органов местного самоуправления составляют: Совет депутатов Новоспасского района, глава Новоспасского района, администрация Новоспасского района (исполнительно-распорядительный орган), обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения (статья 29).

В силу ст.43 Устава к полномочиям администрации Новоспасского района относится, в том числе, разработка и внесение на рассмотрение Совета депутатов Новоспасского района проекта бюджета Новоспасского района, исполнение бюджета Новоспасского района в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, управление и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности Новоспасского района, в соответствии с действующим законодательством и др. (л.д. 109-110).

Согласно Положению об Управлении образования администрации муниципального образования «Новоспасский район» Ульяновской области (утверждено Приложением к решению Совета депутатов муниципального образования «Новоспасский район» Ульяновской области от 25.02.2021 №29/98) (л.д. 118-123), Управление образования администрации муниципального образования «Новоспасский район» Ульяновской области является отраслевым органом администрации муниципального образования «Новоспасский район» Ульяновской области (пункт 1.1.).

Учредителем Управления образования является муниципальное образование «Новоспасский район» Ульяновской области, от лица которого выступает администрация района (пункт 1.4).

Поскольку Управление образования администрации муниципального образования «Новоспасский район» Ульяновской области является отраслевым органом администрации муниципального образования «Новоспасский район» Ульяновской области, реализует свои полномочия в части финансирования образовательных учреждений лишь в пределах выделенных из муниципального бюджета средств, подотчетно в своей деятельности главе администрации района, оно не является надлежащим административным ответчиком по делу, следовательно, в удовлетворении административного иска к данному ответчику суду следовало отказать.

Вышеприведенные положения закона судом не были приняты во внимание, что привело к неверному выводу о возложении на Управление образования администрации муниципального образования «Новоспасский район» Ульяновской области обязанности по финансированию мероприятий, направленных на приведение здания школы в соответствие санитарно-эпидемиологическим требованиям.

Решение суда в части удовлетворения искового заявления Управления Роспотребнадзора по Ульяновской области к Управлению образования администрации муниципального образования «Новоспасский район» Ульяновской области подлежит отмене на основании п.4 ч.2 ст.310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, как постановленное с нарушением норм материального права, с принятием по делу нового решения об отказе в удовлетворении административного иска к данному административному ответчику.

В остальной части решение суда является правильным и отмене не подлежит.

Довод администрации муниципального образования «Новоспасский район» Ульяновской области в апелляционной жалобе о том, что обеспечение финансирования мероприятий по приведению МБОУ «Садовская средняя школа» в соответствие санитарно-эпидемиологическим требованиям является полномочием Управления образования администрации муниципального образования, является несостоятельным, поскольку в силу установленных по делу обстоятельств и приведенных норм права согласно ст.15 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Уставов муниципального образования «Новоспасский район» Ульяновской области и МБОУ «Садовская средняя школа», Федеральных законов «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», «Об образовании в Российской Федерации» обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций относится к полномочиям органа местного самоуправления муниципального района.

Принятое по делу решение в части возложения на администрацию муниципального образования «Новоспасский район» Ульяновской области обязанности по финансированию мероприятий, направленных на приведение здания МБОУ «Садовская средняя школа» в соответствие требованиям п. 2.5.3 СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» и на МБОУ «Садовская средняя школа» - по осуществлению мероприятий по приведению помещений школы в соответствие с нормами п. 2.5.3 СП 2.4.3648-20 является правильным, основано на надлежащей оценке представленных доказательств, верном применении норм права и отмене не подлежит.

На основании изложенного, руководствуясь ст.309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила:

 

решение Новоспасского районного суда Ульяновской области от 2 февраля 2023 года, с учетом определения того же суда об исправлении описки от 27 марта 2023 года, по делу №2-36/2023 отменить в части удовлетворения искового заявления Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ульяновской области к Управлению образования администрации муниципального образования «Новоспасский район» Ульяновской области.

Принять в данной части новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ульяновской области к Управлению образования администрации муниципального образования «Новоспасский район» Ульяновской области в срок в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить финансирование мероприятий, направленных на приведение здания муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Садовская средняя школа» по адресу: Ульяновская область, Новоспасский район, с. Садовое, ул. Школьная, д. 26, в соответствие требованиям п. 2.5.3 СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» отказать.

В остальной части решение Новоспасского районного суда Ульяновской области от 2 февраля 2023 года, с учетом определения того же суда об исправлении описки от 27 марта 2023 года, оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации муниципального образования «Новоспасский район» Ульяновской области – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, через суд первой инстанции.

 

Председательствующий

 

Судьи

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 30.06.2023.