Судебный акт
О переасчете пенсии
Документ от 15.06.2023, опубликован на сайте 05.07.2023 под номером 106983, 2-я гражданская, о включении периодов работы в страховой стаж для назначения досрочной пенсии, решение (осн. требов.) отменено в части с вынесением нового решения

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

73RS0001-01-2022-008747-12                                        

Судья Жилкина А.А.                                                                      Дело № 33-2679/2023

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                     15 июня 2023 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Мирясовой Н.Г.

судей Федоровой Л.Г., Карабанова А.С.

при секретаре Абросимовой А.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Капитанюк Натальи Николаевны на решение Ленинского районного суда г.Ульяновска от 21 февраля 2023 года, по гражданскому делу № 2-700/2023, по которому постановлено:

 

в удовлетворении требований Капитанюк Натальи Николаевны к Отделению фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области о включении периодов работы в специальный стаж для перерасчета размера назначенной пенсии отказать.

 

Заслушав доклад судьи Федоровой Л.Г., пояснения Капитанюк Н.Н., ее представителя Дудиковой Н.С., поддержавших доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Капитанюк Н.Н. обратилась в суд с иском к Отделению фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области о включении периодов работы в специальный стаж, назначении досрочной страховой пенсии по старости, перерасчете пенсии

Требования мотивировала тем, что является получателем пенсии по старости с 27.10.2017 на общих основаниях. Считает, что пенсия ей должна быть назначена на льготных основаниях, поскольку она работала в медицинских организациях в должностях врача клинической лабораторной диагностики, врача бактериолога, врача вирусолога, врача эпидемиолога отдела особо опасных инфекций, работала во вредных условиях. Полагает, что пенсионным органом ей необоснованно не были включены в подсчет медицинского стажа периоды: с 29.09.1986 по 31.12.1998, с 19.02.2002 по 01.03.2002 нахождения на курсах повышения квалификации, в должности врача клинической лабораторной диагностики Ульяновской областной детской клинической больницы, с 24.03.2003 по 06.04.2003 работа врачом ***, с 03.10.2005 по 29.10.2005 работа в врачом эпидемиологом и врачом клинической лабораторной диагностики в ***), с 10.12.2012 по 17.01.2013 работа врачом клинической лабораторной диагностики (врачом-лаборантом) в *** Считает, что необоснованно не включены в подсчет общего трудового стажа периоды работы: с 15.06.1992 по 01.12.1992 - специалистом 1 категории в ***, с 03.12.1992  по 28.04.1993 период, когда она состояла на учете в качестве безработного в городском центре занятости г. Сатпаев Джезказганской области, с 03.05.1993 по 01.09.1993 - санитарным врачом санитарно-эпидемиологической станции в ***, с 01.09.1993 пребывание в статусе вынужденного переселенца до 07.06.1994. Считает незаконным отказ ответчика включить поименованные периоды в специальный стаж и общий трудовой стаж.

Просила суд обязать Отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области включить в её стаж для расчета соответственно пенсии на льготных условиях и в общий трудовой стаж вышеуказанные периоды, произвести перерасчет пенсии по старости с момента возникновения права на получение пенсии.

Судом к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, были привлечены: ГУЗ «Ульяновская областная детская клиническая больница им. политического и общественного деятеля Ю.Ф. Горячева», ГУЗ «Центральная городская клиническая больница г. Ульяновска».

Рассмотрев по существу заявленные требования, суд принял вышеприведенное решение.

В апелляционной жалобе Капитанюк Н.Н. не соглашается с решением суда,  просит его отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований.

Считает, что невключение периодов с 15.06.1992 по 01.12.1992 - работы в *** в должности специалиста первой категории, с 01.12.1992 по 28.04.1993 – нахождения в качестве безработного в Сатпаевском городском центре занятости, с 03.05.1993 по 01.09.1993 – работы в *** в должности санитарного врача *** с 01.09.1993 по 07.06.1994 – пребывания в статусе вынужденного переселенца является необоснованным, поскольку указанные периоды имели место до 01.01.2002 на территории государства, являющегося участником Соглашения от 13.03.1992. Полагает, что её вины в том, что сведения о её работе не передавались в органы Пенсионного фонда Российской Федерации не имеется. Указывает, что факт её работы в спорные периоды подтверждается записями в трудовой книжке.

Судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте судебного разбирательства судом апелляционной инстанции своевременно и надлежащим образом.

В соответствии с частью 1 статьи 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы,  судебная коллегия приходит к следующему.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 03.10.2017 Капитанюк Н.Н. обратилась в пенсионный орган с заявлением о назначении ей страховой пенсии по старости в соответствии со ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях». Решением УПФР в Заволжском районе г. Ульяновска Ульяновской области от 12.01.2018  Капитанюк Н.Н., ***.1962 года рождения, с 27.10.2017 была назначена страховая пенсия по старости в соответствии со ст.8 №400-ФЗ (на общих основаниях).

Обращаясь с настоящим иском, Капитанюк Н.Н. претендует на установление ей досрочной страховой пенсии по старости в  соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона РФ от 28.12.2013г. №400-ФЗ (в связи с осуществлением лечебной деятельности по охране здоровья населения), с целью перерасчета назначенной ей с 27.10.2017 пенсии по старости.

Разрешая требования Капитанюк Н.Н.  в части  включения периодов работы в специальный стаж по п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона РФ от 28.12.2013г. №400-ФЗ (в связи с осуществлением лечебной деятельности по охране здоровья населения) и отказывая в их удовлетворении, суд первой инстанции правильно установил характер спорных правоотношений, закон, подлежащий применению, руководствуясь которым, пришел к верному выводу об отказе в удовлетворении требований Капитанюк Н.Н. в указанной части.

Вывод суда мотивирован, оснований не соглашаться с ним судебная коллегия не усматривает.

В соответствии с п.20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона РФ от 28.12.2013г. №400-ФЗ (далее - закон от 28.12.2013 №400-ФЗ) досрочная страховая пенсия по старости устанавливается лицам, осуществляющим лечебную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности или не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от возраста с применением положений части 1.1 ст. 30 Закона от 28.12.2013 №400~ФЗ, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента.

Право на досрочную трудовую пенсию по старости по ст.27 п. 1 пп.20 Закона «О трудовых пенсиях в РФ» имеют лица, не менее 30 лет осуществлявшие лечебную или иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в городах, сельской местности и в поселках городского типа.

Согласно Постановлению Правительства РФ от 16.07.2014 № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения применяются следующие списки:

Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»;

Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. № 1066 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения», - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно;

Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно- эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. № 464 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет», с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного постановления. - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно;

Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства»), - для учета периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 1 января 1992 года.

В силу постановления Правительства РФ от 22.09.1993 № 953 постановление Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства» не применяется с 1 октября 1993 года.

Согласно п. 3 Приказа Минздравсоцразвития РФ от 31.03.2011 № 258н «Об утверждении Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости» периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, подтверждаются до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования документами, выдаваемыми работодателями или соответствующими государственными органами.

В силу п. 13 Порядка периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений (индивидуального) персонифицированного учета.

Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении требований истицы  о включении в стаж работы на льготных условиях (в связи с осуществлением лечебной деятельности по охране здоровья населения) учел следующее.

Согласно, имеющихся документов и сведений возможно включение в специальный стаж (медицинский) следующих периодов работы при условии подтверждения характера труда и его продолжительности:

с 08.12.1986 по 08.06.1992 - врач-бактериолог, ***; с 07.06.1994 по 01.04.1997 - врач-лаборант. ***; с 02.04.1997 по 18.02.2002 , с 02.03.2002 по 23.03.2003, с 07.04.2003 по 07.04.2003 - врач-лаборант в *** с 10.04.2003 по 02.10.2005, с 30.10.2005 по 14.10.2012, с 04.11.2012 по 05.11.2012, с 21.11.2012 по 22.11.2012 -  врач-эпидемиолог, *** Общая продолжительность специального стажа по состоянию на 31.12.2012  составила 23 года 11 мес. 10 дн что не достаточно для назначения досрочной страховой пенсии по старости как медицинскому работнику.

Из материалов электронного выплатного дела следует, что указанные периоды были учтены при расчете общего страхового стажа, который на день обращения с заявлением о назначении пенсии по старости составил 27 лет 6 мес. 16 дн., при требуемом стаже 20 лет.

Не включены в подсчет медицинского стажа периоды: с 19.02.2002 по 01.03.2002, с 24.03.2003 по 06.04.2003, с 03.10.2005 по 29.10.2005. с 10.12.2012 по 17.01.2013 так как сведения индивидуального (персонифицированного) учета страхователем представлены без указания льготного характера работы, с 15.10.2012 по 03.11.2012, с 06.11.2012 по 20.11.2012 - периоды нахождения в отпуске без сохранения заработной платы.

Даже с учетом не включенных в подсчет специального стажа периодов работы продолжительность специального стажа будет недостаточной для установления пенсии в 2012 году.

Поскольку истица является получателем страховой пенсии по старости указание спорных периодов работы с кодом льготы никак не повлияет на размер пенсии, а учитывая тот факт, что истца не обращалась к ответчику с заявлением о назначении ей досрочной страховой пенсии по старости, то оснований для ее назначения с учетом наличия или отсутствия специального стажа до момента ее обращения в октябре 2017 года не имеется.

Между тем, с решением суда в части отказа во включении в  страховой стаж Капитанюк Н.Н. периодов ее работы с 15.06.1992 по 01.12.1992 в *** в должности специалиста 1 категории, с 03.12.1992 по 28.04.1993 в качестве безработной, с 03.05.1993 по 01.09.1993 в *** в должности санитарного врача санэпидемстанции, судебная коллегия согласиться не может в силу следующего.

Данные периоды работы подтверждены трудовой книжкой истицы (л.д.13, т.1).

Пенсионное обеспечение граждан РФ, переселившихся на территорию РФ с территории Республики Казахстан, в 2017 году осуществляется с учетом норм Соглашения от 13.03.1992 г. «О гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения».

В соответствии с Соглашением о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года (названным Соглашением регулируется пенсионное обеспечение граждан Армении. Беларуси, Казахстана, Киргизии, России, Таджикистана, Туркмении, Узбекистана. Украины) периоды работы и (или) иной деятельности, включаемые в страховой стаж, дающие право на трудовую пенсию по старости. Гражданам, прибывшим из государств - участников СНГ учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из государств, а также на территории бывшего СССР.

Стаж работы на территории бывших республик ССР должен быть подтвержден документально: справками, оформленными компетентными учреждениями (органами); справками, выданными организациями, учреждениями, предприятиями, на которых осуществлялась трудовая деятельность; архивными справками, выданными в соответствии с требованиями законодательства государства-участника Соглашения; документами, содержащимися в пенсионных (выплатных) делах пенсионеров, на основании которых назначалась и выплачивалась пенсия в период проживания на территории государств-участников Соглашений.

Согласно п. 2 ст. 6 Соглашения стран СНГ от 13.03.1992 года «О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения» для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения.

Из изложенного следует, что при назначении пенсии, периоды работы и иной деятельности, которые выполнялись гражданами  Российской Федерации за пределами Российской Федерации (в данном случае в Казахстане) и которые включаются в страховой стаж, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации. Периоды работы граждан прибывших в Российскую Федерацию из государств-участников Соглашения от 13 марта 1992 года и имеющих место за пределами Российской Федерации до 1 января 2002 года (даты вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 года №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в основу которого была положена концепция страховой природы пенсионного обеспечения, и страховой стаж с 1 января 2002 года стали включаться периоды работы и  (или) иной деятельности в случае уплаты страховых взносов), учитываются при исчислении страхового стажа в целях определения на пенсию независимо от уплаты страховых взносов. Периоды же работы, которые выполняются гражданами, прибывшими в Российскую Федерацию из государств-участников Соглашения от 13 марта 1992 года, за пределами Российской Федерации после 1 января 2002 года (даты вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 года №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации») могут быть включены в подсчет страхового стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность.

Как следует из материалов дела, указанные периоды работы истицы имели место до 1 января 2002 года, согласно статье 1 Соглашения пенсионное обеспечение граждан государств - участников настоящего Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают, таким образом, отсутствие соответствующих справок компетентного органа Республики Казахстан, не может ограничивать право истицы на включение указанных периодов в ее страховой стаж.

При установленных обстоятельствах решение суда в части отказа во включении в  страховой стаж Капитанюк Н.Н. периодов ее работы с 15.06.1992 по 01.12.1992, с 03.12.1992 по 28.04.1993, с 03.05.1993 по 01.09.1993 подлежит отмене, с принятием в указанной части нового решения о возложении на ответчика обязанности включить в общий страховой стаж периоды работы Капитанюк Н.Н. с 15.06.1992 по 01.12.1992 в *** в должности специалиста 1 категории, с 03.12.1992 по 28.04.1993 в качестве безработной, с 03.05.1993 по 01.09.1993 в *** в должности санитарного врача санэпидемстанции. Учитывая, что пенсионным органом неправомерно указанные периоды не были включены в подсчет страхового стажа истицы при назначении пенсии, то судебная коллегия полагает необходимым возложит на пенсионный орган обязанность с учетом включенных периодов произвести истице перерасчет пенсии с 27 октября 2017 года.

Вопреки доводам апелляционной жалобы правовых оснований для включения периода  с 01.09.1993 до 07.06.1994 пребывания в статусе вынужденного переселенца в страховой стаж не имеется, поскольку данный период не поименован в статье 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях», которой предусмотрены периоды  наравне с периодами работы и (или) иной деятельности,  подлежащие включению в страховой стаж.

Иные доводы апелляционной жалобы Капитанюк Н.Н. основанием для отмены либо изменения оспариваемого решения суда не являются.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 21 февраля 2023 года отменить в части отказа во включении в страховой стаж Капитанюк Натальи Николаевны периодов ее работы с 15.06.1992 по 01.12.1992, с 03.12.1992 по 28.04.1993, с 03.05.1993 по 01.09.1993.

Принять в указанной части новое решение.

Обязать Отделение фонда  пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области включить в общий страховой стаж периоды работы Капитанюк Натальи Николаевны с 15.06.1992 по 01.12.1992 в *** в должности специалиста 1 категории, с 03.12.1992 по 28.04.1993 в качестве безработной, с 03.05.1993 по 01.09.1993 в *** в должности санитарного врача санэпидемстанции.

Обязать Отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области с учетом включенных периодов произвести Капитанюк Наталье Николаевне перерасчет пенсии с 27 октября 2017 года.

В остальной части решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу Капитанюк Натальи Николаевны без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в течение трех месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г.Самара) по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации через Ленинский районный суд г.Ульяновска.

 

Председательствующий

 

Судьи        

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено  19 июня  2023 года.