Судебный акт
Тарифы
Документ от 26.06.2023, опубликован на сайте 05.07.2023 под номером 106982, 1-я гражданская, , Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН

Дело № 3а-212/2023

73OS0000-01-2023-000104-39

 

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

26 июня 2023 года                                                                         город Ульяновск

 

Ульяновский областной суд в составе:

судьи Трифоновой Т.П.,

при секретаре Шапошниковой М.В.,

с участием прокурора Холодилиной Ю.О.,

 

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «ЭКО-Нефть» о признании недействующим приказа Агентства по регулированию цен и тарифов Ульяновской области от 22 декабря 2022 года № 350-П «О тарифах на услуги, оказываемые на подъездных железнодорожных путях по Ульяновскому региональному транспортному комплексу Акционерным обществом «Волжско-Уральская транспортная компания»,

 

у с т а н о в и л :

 

22 декабря 2022 года Агентством по регулированию цен и тарифов Ульяновской области  был издан приказ № 350-П от 22 декабря 2022 года «О тарифах на услуги, указываемые на подъездных железнодорожных путях по Ульяновскому региональному транспортному комплексу Акционерным обществом «Волжско-Уральская транспортная компания» (далее также приказ № 350-П).

Текст приказа опубликован 22 декабря 2022 года на официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru/, номер публикации 7301202212220001.

Общество с ограниченной ответственностью «ЭКО-Нефть» (далее также ООО «ЭКО-Нефть») обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании указанного приказа недействующим с момента его принятия.

В обоснование заявленных требований указало на то, что указанный приказ  не соответствует п. 3.15 Приказа Агентства по регулировании цен и тарифов Ульяновской области № 22 от 22 марта 2022 года «Об утверждении методики расчета тарифов на транспортные услуги, оказываемые на подъездных железнодорожных путях организациями промышленного железнодорожного транспорта и другими хозяйствующими субъектами независимо от организационно-правовой формы, за исключением организаций федерального железнодорожного транспорта», п. 1.6 Методических указаний рекомендаций по формированию тарифов и сборов на работы и услуги, выполняемые промышленным железнодорожным транспортом, утвержденным распоряжением Минтранса РФ от 20 декабря 2001 года № АН-104-р, которыми предусмотрено установление тарифа на срок не менее 1 года.

31 мая 2022 года на основании решения Ульяновского областного суда от 16 августа 2021 года (по делу № ***) Агентством был принят приказ № 40-П «О тарифах на услуги, оказываемые на железнодорожных путях по Ульяновскому региональному транспортному комплексу Акционерным обществом «Волжско-Уральская транспортная компания». Данным приказом были установлены тарифы на услуги, оказываемые на железнодорожных путях по Ульяновскому региональному транспортному комплексу Акционерным обществом «Волжско-Уральская транспортная компания».

22 декабря 2022 года приказом № 350-П с 1 января 2023 года, то есть до истечения года, были установлены новые тарифы на услуги, оказываемые на железнодорожных путях по Ульяновскому региональному транспортному комплексу Акционерным обществом «Волжско-Уральская транспортная компания», что противоречит законодательству. Тарифы, установленные приказом № 350-П от 31 мая 2022 года, должны были действовать как минимум до 31 мая 2023 года.

В связи с этим истец просил признать недействующим с момента принятия приказ Агентства по регулированию цен и тарифов Ульяновской области № 350-П от 22 декабря 2022 года и возложить на ответчика судебные расходы.

В ходе рассмотрения дела представитель истца Муртазин И.И. поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в административном иске. Указал также на то, что п. 3.14 Методики расчета тарифов, утвержденной приказом Агентства Приказа № 22-п от 22 марта 2022 года, предусматривает возможность выявления в период регулирования оснований для пересмотра тарифов по окончании срока их действия, а не возможность установления нового тарифа ранее истечения срока действия уставленного тарифа. Выявление таких оснований может производиться путем сравнения показателей деятельности заявителя в период регулирования по отношению к предшествующему периоду регулирования или другими методами, предусмотренными Методикой расчета.

Кроме того, из содержания приказа Агентства № 350-П следует, что тариф был не пересмотрен на основании п. 3.14, а установлен новый тариф, причем ранее истечения срока действия предыдущего тарифа, что является нарушением п. 3.14 и 3.15 Методики.  При системном толковании п. 3.14 Методики расчета тарифов необходимо учитывая и цель введения в Методику п. 3.15, которая состоит в том, чтобы исключить слишком частое изменение тарифов по заявлению заинтересованной стороны. В противном случае Методика будет допускать изменение тарифа неограниченное количество раз в течение периода регулирования.

Кроме того, сослался на практику установления тарифов в других регионах России, где тарифы устанавливаются на срок не менее 1 года.

Представитель Агентства Стеклова П.В. заявленные требования не признала. Указала на то, что приказ № 350-П был  издан Агентством в пределах  предоставленных полномочий, с соблюдением процедуры его принятия и опубликования.

Методические рекомендации от 20 декабря 2001 года № АН-104-р  не являются нормативным правовым актом, поскольку не зарегистрированы в Министерстве  юстиции РФ и не опубликованы в установленном законом порядке. В связи с этим они носят рекомендательный характер.

Утвержденная приказом Агентства № 22-п Методика расчета тарифов (п.3.14) предусматривает возможность пересмотра в течение периода регулирования установленного тарифа при наличии предусмотренных обстоятельств. В данном случае основанием для пересмотра установленного АО «ВолгаУралТранс» тарифа явилось изменение более чем на 10% объектов продукции (работ, услуг) в натуральном выражении.

Установление для АО «ВолгаУралТранс» в мае 2022 года тарифов в соответствии с утвержденной Агентством Методикой производилось впервые путем формирования объема с учетом фактического показателя, сложившегося за 3 года.    В результате расчетов на 2022 год были приняты годовые объемы перевозок грузов в размере 250 тыс. тонн и маневровые работы в размере 770 часов. В течение регулируемого периода у компании произошло снижение объемов на 13,6% и 10,3% соответственно. В связи с изменением объемов производства в течение периода регулирования более чем на 10% (в 2022 году) по регулируемым видам деятельности, что является одним из оснований для пересмотра цен в течение периода регулирования, а также с целью стабилизации экономического положения предприятия, Агентством было принято решение об установлении с 1 января 2023 года новых тарифов. При этом рост  тарифов 2023 года к 2022 году составил 106%, что не превышает прогноза индексов цен производителей и индексов-дефляторов по видам экономической деятельности на 2023 года.

Представитель АО «ВолгаУралТранс»  Кладчиков М.Ю. просил отказать в удовлетворении требований истца. В обосновании позиции по делу привел доводы, аналогичные с представителем Агентства.

Выслушав лиц, участвующих в деле, пояснения свидетелей, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Холодилиной Ю.О., полагавшей административный иск подлежащим удовлетворению, суд приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

В соответствии со статьями 1, 2 Федерального закона от 10 января 2003 года № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» (далее – Закон о железнодорожном транспорте) железнодорожный транспорт в Российской Федерации состоит из железнодорожного транспорта общего пользования (работы на железнодорожных путях общего пользования), железнодорожного транспорта необщего пользования (работы на железнодорожных путях), а также технологического железнодорожного транспорта организаций, предназначенного для перемещения товаров на территориях указанных организаций и выполнения начально-конечных операций с железнодорожным подвижным составом для собственных нужд указанных организаций.

Под железнодорожными путями необщего пользования понимаются железнодорожные подъездные пути, примыкающие непосредственно или через другие железнодорожные подъездные пути к железнодорожным путям общего пользования и предназначенные для обслуживания определенных пользователей услугами железнодорожного транспорта на условиях договоров или выполнения работ для собственных нужд.

Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 28 февраля 1995 года № 221 постановлением Правительства Российской Федерации от 7 марта 1995 года № 239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» утвержден перечень услуг транспортных, снабженческо-сбытовых и торговых организаций, по которым органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предоставляется право вводить государственное регулирование тарифов и надбавок.

В соответствии с названным Перечнем государственному регулированию подлежат транспортные услуги, оказываемые на подъездных железнодорожных путях организациями промышленного железнодорожного транспорта и другими хозяйствующими субъектами независимо от организационно-правовой формы, за исключением организаций федерального железнодорожного транспорта.

При этом государственное регулирование цен (тарифов) может осуществляться путем установления как фиксированных, так и предельных цен на соответствующие услуги (пункт 7).

Согласно пункту 1.1 Положения об Агентстве по регулированию цен и тарифов Ульяновской области (далее – Агентство по тарифам), утвержденного постановлением Правительства  Ульяновской области от 26 марта 2020 года № 6/138-П, Агентство по тарифам является исполнительным органом государственной власти Ульяновской области, устанавливающим подлежащие государственному регулированию  цены (тарифы) на товары (услуги) в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также осуществляющим региональный государственный контроль (надзор) в области регулируемых государством цен (тарифов). Подпунктом 107 пункта 2.1 Положения  предусмотрено, что Агентство по тарифам устанавливает цены (тарифы) на транспортные услуги, оказываемые на подъездных железнодорожных путях организациями промышленного железнодорожного транспорта и другими хозяйствующими субъектами независимо от организационно-правовой формы, за исключением организаций федерального железнодорожного транспорта.

Часть 1 статьи 5 Закона Ульяновской области от 29 ноября 2005 года №136-ЗО «О порядке опубликования и вступления в силу  нормативных правовых актов Ульяновской области» предусматривает, что официальным опубликованием нормативных правовых актов Ульяновской области считается первая публикация их полного текста в газетах «Народная газета», «Ульяновская правда» или первое размещение (опубликование) на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru).

Согласно пункту 1.3 Порядка подготовки и издания правовых актов исполнительных органов государственной власти Ульяновской области, утвержденного постановлением Правительства Ульяновской области от 12 июля 2013 года № 288-П, правовые акты исполнительных органов, имеющие нормативный характер, издаются в форме приказов.

Изучив имеющиеся в материалах дела доказательства, суд приходит к выводу о том, что оспариваемый административным истцом нормативный правовой акт государственного органа исполнительной власти Ульяновской области принят уполномоченным органом, в пределах предоставленных полномочий, в надлежащей форме, с соблюдением предусмотренного законодательством области порядка официального опубликования.

Давая оценку  содержанию оспариваемого приказа в части правомерности установления предусмотренного в нем государственного тарифного регулирования, суд принимает во внимание следующее.

В силу положений пункта 1 статьи 8 Закона о железнодорожном транспорте тарифы, сборы и плата, связанные с выполнением в местах необщего пользования работ (услуг), относящихся к сфере естественной монополии, устанавливаются в соответствии с Федеральным законом от  17 августа 1995 года № 147-ФЗ «О естественных монополиях» (далее – Закон о естественных монополиях) и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Статья 4  Закона о естественных монополиях содержит перечень видов деятельности субъектов естественных монополий, согласно которому железнодорожные перевозки отнесены к сферам деятельности субъектов естественных монополий.

Для квалификации действий хозяйствующего субъекта в соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) необходимым условием является установление факта занятия хозяйствующим субъектом доминирующего положения и наступления (возможности наступления) определенных в этой норме последствий.

Согласно части 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или)  затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.

В статье 2 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации под местами необщего пользования понимаются железнодорожные пути необщего пользования, крытые и открытые склады, а также участки, расположенные на территории железнодорожной станции, не принадлежащие владельцу инфраструктуры или сданные им в аренду и используемые для выполнения операций по погрузке, выгрузке грузов, в том числе контейнеров, определенных  пользователей услугами железнодорожного транспорта.

Системный анализ вышеприведенных правовых норм позволяет сделать вывод о том, что транспортная услуга эксплуатации железнодорожного пути необщего пользования, услуга по подаче и уборке вагонов, оказываемая обществом  на законном основании является услугой, находящейся в состоянии естественной монополии. При этом в силу закона тарифы на транспортные услуги, оказываемые на путях необщего  пользования, подлежат государственному регулированию, независимо от того обладает ли общество, то есть субъект регулируемой деятельности, статусом естественной монополии.

Административный истец ООО «ЭКО-Нефть» является владельцем железнодорожного пути необщего пользования, расположенного по адресу: ***. АО «ВолгаУралТранс» является собственником железнодорожных путей длиной 6728,88 п.м и  железнодорожных путей длиной 3439,4 п.м, расположенных по адресу: ***, которые также являются железнодорожными путями необщего пользования. Также АО «ВолгаУралТранс» располагает собственными локомотивами, обеспечивающими маневровые работы, подачу и уборку вагонов ООО «ЭКО-Нефть» и других контрагентов.

Железнодорожные пути необщего пользования ООО «ЭКО-Нефть» примыкают  к  железнодорожным  путям  необщего  пользования  АО «ВолгаУралТранс», которые, в свою очередь примыкают к путям общего пользования станции Ульяновск Куйбышевской железной дороги.

ООО «ЭКО-Нефть» пользуется услугами АО «ВолгаУралТранс» по организации перевозок, а именно услуги по подаче и уборке вагонов на подъездные пути № 1 и № 54 ООО «ЭКО-Нефть», маневровый район «П***». Вагоны подаются со станции «У***» К*** локомотивом АО «ВолгаУралТранс».

Железнодорожные пути ООО «ЭКО-Нефть» непосредственного примыкания к путям общего пользования ОАО «РЖД» не имеют. Вагоны поставляются со станции «У***» через пути необщего пользования АО «ВолгаУралТранс». Других подъездных путей к местам выгрузки и погрузки вагонов у ООО «ЭКО-Нефть» не имеется.

Таким образом, АО «ВолгаУралТранс» занимает доминирующее положение на рынке услуг по подаче и уборке вагонов по отношении к ООО «ЭКО-Нефть», то есть является субъектом естественных монополий.

В соответствии со статьей 10 Федерального закона «О естественных монополиях» органы регулирования определяют методы регулирования, предусмотренные настоящим Федеральным законом, применительно к конкретному субъекту естественной монополии. При этом ценовое регулирование осуществляемое посредством определения (установления) цен (тарифов) или их предельного уровня (статья 6).

Распоряжением Министерства транспорта Российской Федерации от 20 декабря 2001 года № АН-104-р утверждены Методические рекомендации по формированию тарифов и сборов на работы и услуги, выполняемые промышленным железнодорожным транспортом (далее – Методические рекомендации).

Указанные Методические рекомендации предназначены для определения экономически обоснованных тарифов на работы и услуги, выполняемые на железнодорожных подъездных путях организациями и предприятиями промышленного железнодорожного транспорта, действующими на правах  самостоятельных хозяйствующих субъектов, независимо от их юридического статуса (пункт 1.1).

Федеральный законодатель, предоставляя  органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации право вводить государственное регулирование цен (тарифов) на транспортные услуги, оказываемые на подъездных железнодорожных путях хозяйствующими субъектами, за исключением организаций федерального железнодорожного транспорта, отнес к компетенции региональных органов власти действительно не только установление цен (тарифов) на такие услуги (фиксированных или предельных), но и определение порядка их установления, разработки методов и методик расчета таких цен (тарифов).

Таким образом, в силу требований действующего законодательства тарифы на транспортные услуги, оказываемые на подъездных железнодорожных путях хозяйствующими субъектами, за исключением организаций федерального железнодорожного транспорта, должны быть установлены в виде фиксированной или предельной ценовой ставки, должен быть разработан порядок установления  таких тарифов, методы и методики расчета тарифов.

Во исполнение решения Ульяновского областного суда от 16 августа 2021 года (дело № ***) Агентством по регулированию цен и тарифов Ульяновской области была разработана Методика расчета тарифов на транспортные услуги, оказываемые на подъездных железнодорожных путях организациями промышленного железнодорожного транспорта и другими хозяйствующими субъектами независимо от организационно-правовой формы, за исключением организаций федерального железнодорожного транспорта, на территории Ульяновской области, которая утверждена Приказом Агентства от 22 марта 2022 года № 22-П (л.д. 43-74 т.1).

На основании разработанной Методики приказом Агентства № 40-П от 31 мая 2022 года установлены тарифы на услуги, оказываемые на подъездных железнодорожных путях по Ульяновскому региональному транспортному комплексу Акционерным обществом «Волжско-Уральская транспортная компания».  С учетом даты публикации указанного приказа установленные им тарифы применялись с 1 июня 2022 года.

Оспариваемым истцом приказом Агентства № 350-П от 22 декабря 2022 года с 1 января 2023 года установлены новые тарифы (в повышенном размере) на услуги, оказываемые на подъездных железнодорожных путях по Ульяновскому региональному транспортному комплексу Акционерным обществом «Волжско-Уральская транспортная компания». 

Проверяя обоснованность издания указанного приказа, суд приходит к следующему.

Суд считает необоснованными доводы истца о невозможности пересмотра тарифа ранее истечения 1 года с даты его установления.

Распоряжением Минтранса РФ от 20 декабря 2001 № АН-104-р  утверждены Методические рекомендации по формированию тарифов и сборов на работы и услуги, выполняемые промышленным железнодорожным транспортом. Пунктом 1.6 Методических рекомендаций № АН-104-р предусмотрено, что расчетным периодом для определения тарифов является 1 год. Тарифы и сборы пересматриваются по предложению организаций и предприятий промышленного железнодорожного транспорта (ОПЖТ) или исполнительных органов власти субъектов РФ в случае изменения:

цен на материалы, запасные части, топливо и другие ресурсы, потребляемые промышленным железнодорожным транспортом для осуществления транспортировки грузов и погрузочно-разгрузочных работ;

стоимости услуг, оказываемых ОПЖТ сторонними организациями и предприятиями;

уровня оплаты труда (с учетом инфляционных процессов);

налоговой политики;

норм начислений на оплату труда;

объемов транспортировки и погрузочно-разгрузочных работ;

технологии выполнения работ с целью повышения качества предоставляемых услуг и др.

Исходя из системного толкования норм законодательства, действующего в сфере государственного регулирования тарифов, под периодом регулирования (расчетным периодом) следует понимать год, на который устанавливается экономически обоснованный уровень тарифа, то есть, по общему правилу, срок действия тарифов на транспортные услуги не может быть менее 12 месяцев.

Вместе с тем далее в п. 1.6 Методических указаний предусмотрена возможность при определенных обстоятельствах пересмотреть установленные тарифы.

Подобная формулировка законодательства предполагает возможность пересмотра установленного тарифа ранее истечения 1 года.

Приказом Агентства № 22-П от 22 марта 2022 года утверждена Методика расчета тарифов на транспортные услуги, оказываемые на подъездных железнодорожных путях организациями промышленного железнодорожного транспорта и другими хозяйствующими субъектами независимо от организационно-правовой формы, за исключением организаций федерального железнодорожного транспорта, на территории Ульяновской области.

В раздел 2 Методики дается понятие  периода регулирования – это  временной интервал, принимаемый для расчета тарифов на регулируемые услуги, но не менее года.

Пунктом 3.14 Методики предусмотрена возможность пересмотра цен в течение периода регулирования при определенных условиях. Одним из таких условий является изменение  более чем на 10% объемов производства продукции (работ, услуг) в натуральном выражении.

В силу ст. 3.15 Методики тарифы устанавливаются на срок не менее года в числовом выражении, в рублях за единицу изменения.

Из системного анализа вышеприведенных положений законодательства следует, что общим правилом для установления тарифа является его установление на срок не менее 1 года. Вместе с тем при наличии определенных условий тариф может быть пересмотрен  и ранее 1 года.

 

В ходе рассмотрения дела установлено, что 18 октября 2022 года АО «ВолгаУралТранс» обратилось в Агентство с заявлением, в котором просило об увеличении тарифов на подачу и уборку вагонов и маневровую работу на 2023 год. При этом основанием для увеличения тарифа организация указывала необходимость повышения заработной платы своим работникам в связи с ростом инфляции в стране.

В пояснительной записке к материалу на повышение тарифа организация указывала снижение объемов по перевозке грузов и маневровой работе по отношению к прогнозируемому 2022 году на 13,6% и 10,4% соответственно, что привело к снижению общих доходов, в том числе от регулируемых видов деятельности предприятия, к снижению уровня рентабельности.

Таким образом, при обращении  за пересмотром  тарифа  ОПЖТ должна была предоставить доказательства изменение  более чем на 10% объемов производства продукции (работ, услуг) в натуральном выражении.

Вместе с тем таких доказательств организацией в данном случае представлено не было.

При установлении АО «ВолгаУралТранс» тарифа на 2022 год (приказ № 40-П от 31 мая 2022 года) расчетный объем работ и услуг на период регулирования определялся на основе фактически оказанных организацией услуг за три периода, предшествующих периоду регулирования.

Так, согласно протоколу заседания Правления Агентства № 18-А от 31 мая 2022 года для установления тарифа было взято среднее значение объема  перевозок и маневровых работ за 2019, 2022 и 2021 год. По объему перевозок это значение составило 250 тыс.т (291,6 +223,5  + 236,5 = 751,6/3),  по маневровым работам - 770 час (952,5+726,5+632 = 2311/3).

При обращении в Агентство АО «ВолгаУралТранс» указало на то, что ожидаемое значение объема перевозок на 2022 года составило 216 тыс.т, ожидаемое значение маневровых работ составило 690 час. С учетом этого отклонение по объему перевозок составило 13,6%, по маневром работам – 10,3%.

Вместе  с тем цифры прогнозных значений (216 тыс.т и 690 час.) никакими объективными доказательствами не подтверждены.

Как пояснил в ходе рассмотрения дела допрошенный в качестве свидетеля заместитель генерального директора АО «ВолгаУралТранс» Д***., данные цифры были определены на основании устных переговоров с контрагентами. При этом в письменных договорах с контрагентами конкретные объемы оказываемых услуг в течение года вообще  не оговариваются. 

Как следует из письменных пояснений АО «ВолгаУралТранс» от 23 июня 2023 года, «прогнозное значение падения объемов перевозок составило около 20%, но для недопущения резкого роста тарифов были предоставлены расчеты на повышение  тарифов, исходя из прогноза по объему со снижением на 13,6%  для увеличения тарифа на 10%» (цитата).  Данные пояснения подтверждают отсутствие со стороны АО «ВолгаУралТранс» объективных доказательств указанного организацией ожидаемого значения оказанных услуг за 2022 год (216 тыс. т и 690 час).

Вместе  с тем суд исходит из того, что объективным доказательством снижения объема оказанных за 2022 год услуг по сравнению с объемами услуг, принятыми в расчет при установлении организации тарифа на 2022 год, мог быть их расчет на основании фактических данных об объемах оказанных услуг за 8 мес. 2022 года.

На момент обращения АО «ВолгаУралТранс» за перерасчетом тарифа (18 октября 2022 года) предприятие обладала сведениями о фактически оказанных им услугах за период 8 месяцев 2022 года. 

Так, согласно представленным организацией  сведениям, фактически за 8 месяцев 2022 года объем перевозок составил 153,098 т (округленно – 153,1 т), объем фактически оказанных маневровых работ составил 498 час. Путем математического расчета ожидаемый объем услуг за 2022 год составил бы:  по объему перевозок - 153,1 тыс.т : 8 мес. х 12 мес. = 229,65 тыс.т, по маневровым работам - 498 час. : 8 мес. х 12 мес. = 747 час. Вместе с тем указанные значения не подтверждает изменение более чем на 10% объемов производства продукции (работ, услуг) в натуральном выражении по сравнению с принятыми в расчет цифрами: разница между 250 тыс.т  и 229,65 тыс.т составляет 8,14% , разница между 770 час и 747 час составляет  всего 2,98%.  В связи с этим АО «ВолгаУралТранс» при обращении за пересмотром тарифа указало иные цифры – объем перевозок 216 тыс.т, маневровые работы – 690 час, которые ниже установленных на 2022 год показателей более чем на 10%.

Также, по мнению суда, подтверждением изменения более чем на 10% объемов производства продукции (работ, услуг) в натуральном выражении по сравнению с принятыми в расчет на 2022 год цифрами могли быть фактические данные об объеме оказанных услуг за 2022 год.  Вместе с тем  указанные цифры могли быть предоставлены АО «ВолгаУралТранс» только по итогу работы организации за 2022 год, то есть не ранее января 2023 года. Соответственно, с заявлением об изменении установленного тарифа  организация могла обратиться в Агентство не ранее января 2023 года.

Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу о том, что на момент обращения  АО «ВолгаУралТранс» в октябре 2022 года  в Агентство по вопросу пересмотра ранее установленного тарифа, организацией не было предоставлено доказательства изменения более чем на 10% объемов производства продукции (работ, услуг) в натуральном выражении по сравнению с принятыми в расчет  на 2022 год цифрами. Агентство, в свою очередь, указанные АО «ВолгаУралТранс» цифры ожидаемых значений за 2022 год не проверило, сославшись  на то, что «только Компания владеет информацией об ожидаемых значениях и то как складываются условия функционирования их работы. В основе прогноза лежит мнение группы специалистов АО «ВолгаУралТранс», которое основано на профессиональном и практическом опыте, в котором сомневаться не приходиться, поскольку организация на рынке более 70 лет» (цитата из дополнительных письменных пояснений Агентства).

Вместе с тем суд приходит к выводу о том, что подобный подход к установлению тарифа противоречит утвержденной же самим Агентством Методике расчета  тарифов. Так, в разделе «1. Общие Положения»  Методики указано, что целью разработки Методики явилось обеспечение экономического обоснования тарифов на транспортные услуги, оказываемые на подъездных железнодорожных путях организациями промышленного железнодорожного транспорта (ОПЖТ и другими хозяйствующими субъектами).

В разделе 2 Методики дано понятие формирование тарифов - подготовка и предоставление заявления, обосновывающих материалов с прилагаемыми документами. В данном случае АО «ВолгаУралТранс» не представило никаких доказательств в подтверждение указанных им значений ожидаемых показателей объема оказанных за 2022 год услуг (216 тыс.т и 690 час).

Представленные Агентством расчеты об убыточности деятельности предприятия (в дополнительном отзыве на иск)  по итогам работы организации за 5 месяцев 2023 года, не могут быть приняты во внимание. Данные расчеты предметом проверки в рамках рассмотрения настоящего дела не являются.

Вместе с тем данные доводы Агентства подтверждают вывод  суда о преждевременности обращения организации в октябре 2022 года с заявлением о пересмотре ранее установленного тарифа, поскольку только по итогам работы за 2022 год организация могла представить объективные данные об изменении более чем на 10% объемов оказанных услуг, что является основанием для перерасчета ранее установленного тарифа.

Учитывая вышеизложенное, оснований на принятия Агентством приказа № 350-П от 22 декабря 2022 года об установлении для АО «ВолгаУралТранс» тарифов на 2023 год не имелось. При таких обстоятельствах требования истца о признании указанного приказа незаконным подлежат удовлетворению.

На основании пункта 2 части 4 статьи 215 КАС РФ сообщение о принятии решения суда подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании – газете «Ульяновская правда».

В соответствии со статьями 103 и 111 КАС Р в пользу истца подлежат взысканию понесенные им расходы по госпошлине. 

Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

 

Р Е Ш И Л:

 

административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью «ЭКО-Нефть» удовлетворить.

Признать недействующим со дня принятия приказ Агентства по регулированию цен и тарифов Ульяновской области от 22 декабря 2022 года № 350-П «О тарифах на услуги, оказываемые на подъездных железнодорожных путях по Ульяновскому региональному транспортному комплексу Акционерным обществом «Волжско-Уральская транспортная компания».

Взыскать с Агентства по регулированию цен и тарифов Ульяновской области в пользу акционерного общества «Ульяновская сетевая компания» расходы по госпошлине в сумме 4500 руб.

Сообщение о принятии настоящего решения подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу в газете «Ульяновская правда».

Решение может быть обжаловано в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции через Ульяновский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

 

Судья                                                            Трифонова Т.П.

 

Решение изготовлено 4 июля 2023 года.