Судебный акт
Оспривание кадастровой стоимости-недостоверность
Документ от 22.06.2023, опубликован на сайте 18.07.2023 под номером 106970, 1-я гражданская, , Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН

Дело № 3а-225/2023

73OS0000-01-2023-000120-88

 

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

22 июня 2023 года                                                                                    г. Ульяновск

 

Ульяновский областной суд в составе:

судьи Трифоновой Т.П.,

при секретаре Шапошниковой М.В.,

 

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Козловой Елены Михайловны к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области, Областному государственному бюджетному учреждению «Бюро технической инвентаризации и государственной кадастровой оценки», Правительству Ульяновской области об оспаривании результатов кадастровой оценки объекта недвижимости в связи с недостоверностью сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости,

 

у с т а н о в и л :

 

Козлова Е.М. обратилась в суд с административным иском к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области, Областному государственному бюджетному учреждению «Бюро технической инвентаризации и государственной кадастровой оценки» об оспаривании результатов кадастровой оценки объекта недвижимости в связи с недостоверностью сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости.

В обоснование исковых требований указала на то, что на основании свидетельства на наследство по завещанию от 16 января 2023 года является собственницей жилого дома, расположенного по адресу: ***. При оформлении наследства ей стало известно, что кадастровая стоимость дома составляет 26 088 046 руб. 87 коп. Из сообщения Управления Росреестра по Ульяновской области следует, что кадастровая стоимость дома в указанном размере была определена исходя из площади дома, равной 1562 кв.м, вместе с тем фактическая площадь дома составляла 41,3 кв.м. Таким образом, при определении кадастровой стоимости дома были использованы недостоверные сведения о его площади, что повлекло неверный расчет его кадастровой стоимости. Размер кадастровой стоимости влияет на расчет налоговых платежей.

В связи с этим Козлова Е.М. просила восстановить срок для обращения в суд и признать кадастровую стоимость жилого дома, расположенного по адресу: ***, г.***, в размере 26 088 046 руб. 87 коп. по состоянию на 2012 год недействительной. Признать наличие реестровой ошибки в сведениях ЕГРН, внесенных в ЕГРН 1 ноября 2012 года, в части площади жилого дома, возложить на ОГБУ «БТИГКО» обязанность внести изменения в части кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером ***, расположенного по адресу: ***, площадью 41,3 кв.м по состоянии на 1 ноября 2012 года.

Судом к участию в деле в качестве ответчика привлечено Правительство Ульяновской области, в качестве заинтересованного лица – ППК «Роскадастр».

В судебном заседании, проведенном с использованием системы ВКС, Козлова Е.М. поддержала заявленные требования по основаниям, изложенным в административном иске.

Остальные участники процесса в судебное заседание не явились, будучи надлежащим образом извещенными о месте и времени рассмотрения дела.

Суд определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Представитель ППК «Роскадастр» в письменном отзыве на иск указал на то, что сведения о ранее учтенном объекте недвижимости с кадастровым номером ***, расположенном по адресу: ***, внесены в ЕГРН 15 ноября 2011 года на основании сведений, переданных из органа технической инвентаризации в рамках исполнения Приказа Минэкономразвития Российской Федерации от 11 января 2011 года № 1 «О сроках и порядке включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенных объектах недвижимости». Сведения о вышеуказанном объекте недвижимости были подготовлены исполнителем Государственного контракта от 30 сентября 2010 года № 120Д Ульяновским филиалом ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» и переданы в формате XML-схемы, в которой указаны: площадь здания -1562,5 кв.м.

1 ноября 2012 года в ЕГРН в соответствии с Постановлением Правительства Ульяновской области № 481-П от 12 октября 2012 года была внесена актуальная кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером *** в размере 26 088 046 руб. 87 коп.  Дата определения – 17 ноября 2011 года,  дата начала применения кадастровой стоимости – 1 ноября 2012 года.

18 октября 2021 года Управлением Росреестра по Ульяновской области внесены изменения в сведения ЕГРН об объекте капитального строительства с кадастровым номером *** в части площади - 41,3 кв.м.

На здание зарегистрировано право собственности за Козловой Е.М. (дата регистрации 17 ноября 2023 года).

В соответствии со статьей 24.13 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (в редакции действующей в оспариваемый период) государственная кадастровая оценка производится в отношении объектов недвижимости учтенных в государственном кадастре недвижимости. Перечень объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке (далее - перечень), формируется и предоставляется заказчику работ по определению кадастровой стоимости по его запросу уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости (далее - орган кадастрового учета) в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно­-правовому регулированию в сфере оценочной деятельности, и включающем в себя в том числе требования к содержанию такого запроса.

В соответствии со ст.3 Федерального закона от 13 июля 2015 года №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее - Закон о государственной регистрации) государственный кадастровый учет, государственная регистрация прав, ведение единого государственного реестра недвижимости (далее ЕГРН) и предоставление сведений, содержащихся в ЕГРН, осуществляются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти и его территориальными органами (далее - орган регистрации прав).

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 1 июня 2009 года № 457 органом регистрации прав является Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии - Росреестр.

В отношении спорного объекта недвижимости сведения о кадастровой стоимости внесены на основании проведенной государственной оценки, Филиал полномочиями по внесению изменений в результаты государственной оценки не наделен.

Управление Росреестра по Ульяновской области в письменном отзыве на иск указало на то, что Управление своими действиями (бездействием) прав и законных интересов административного истца не нарушало, право административного истца на пересмотр кадастровой стоимости указанного объекта недвижимости не оспаривает.

Управление не является организатором, заказчиком или исполнителем работ по государственной кадастровой оценке объектов недвижимости Ульяновской области, не осуществляло проверку результатов работ по определению кадастровой стоимости, не вносило сведения о кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости и не обладает полномочиями по принятию решений о внесении сведений о кадастровой стоимости в Единый государственный реестр недвижимости (далее - ЕГРН).

Результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, расположенных на территории Ульяновской области, по состоянию на 17 ноября 2011 года утверждены постановлением Правительства Ульяновской области от 12 октября 2012 года №481-П «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости кадастровой стоимости объектов недвижимости, расположенных на территории Ульяновской области» и внесены в государственный кадастр недвижимости в соответствии с решением органу кадастрового учета. В строке 592 приложения №4 «Кадастровая стоимость объектов недвижимости, расположенных на территории муниципального образования «***» указана кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером *** в размере 26 088 046,87 рублей.

Согласно актуальным сведениям ЕГРН, ранее учтенный объект недвижимости с кадастровым номером *** (индивидуальный жилой дом), расположенный по адресу: ***, поставлен на государственный кадастровый учет 15 ноября 2011 года на основании представленных из Ульяновского Областного государственного унитарного предприятия Бюро технической инвентаризации сведений, площадью 1562,5 кв.м.

По состоянию на 13 июня 2023 года площадь указанного объекта недвижимости составляет 78 кв.м. В ЕГРН содержатся актуальные сведения о зарегистрированном 17 января 2023 года праве собственности         Козловой Е.М. на объект недвижимости с кадастровым номером ***

Указанный индивидуальный жилой дом расположен на ранее учтенном земельном участке с кадастровым номером *** (***, г. ***), принадлежащем на праве собственности Козловой Е.М. Земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет 1 ноября 2004 года с декларированной площадью 1552 кв.м., вид разрешенного использования «Под жилую застройку индивидуальную».

Сведения о площади объекта недвижимости с кадастровым номером *** в размере 78,0 кв.м, внесены в ЕГРН 17 февраля 2023 года на основании представленных Козловой Е.М. заявления от 15 февраля 2023 года о государственном кадастровом учете и Технического плана от 13 февраля 2023 года, подготовленного кадастровым инженером          ***. на основании Декларации об объекте недвижимости от 8 февраля 2023 года, подготовленной и заверенной подписью Козловой Е.М. По результатам осуществления государственного кадастрового учета Козловой Е.М. выдана выписка из ЕГРН об объекте недвижимости от 17 февраля 2023 года.

Согласно сведениям ЕГРН, в связи с указанным изменением сведений об объекте недвижимости с кадастровым номером *** кадастровая стоимость была пересчитана филиалом 111IK «Роскадастр» по Ульяновской области и составила 1 302 315,3 рубля (в соответствии с ч.2 п.9 Порядка определения кадастровой стоимости объектов недвижимости при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включении в ЕГРН сведений о ранее учтенных объектах недвижимости или внесения в ЕГРН соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущих за собой изменение их кадастровой стоимости, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 24 сентября 2018 года №514).

Сведения ЕГРН, в том числе о кадастровой стоимости, предоставляются Филиалом ППК «Роскадастр» по Ульяновской области (ст.3.1 Федерального закона №218-ФЗ). Акт определения кадастровой стоимости от 17 февраля 2023 года в отношении объекта недвижимости с кадастровым номером *** площадью 78 кв.м, подготовлен Филиалом ППК «Роскадастр» по Ульяновской области.

Управление пересчет кадастровой стоимости объектов недвижимости не осуществляет и акты о пересчете кадастровой стоимости объектов недвижимости не подготавливает.

Согласно информации, содержащейся в Отчете об определении кадастровой стоимости №*** «Об определении кадастровой стоимости объектов недвижимости, расположенных на территории Ульяновской области» (приложение №3) кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером *** определялась оценщиком исходя из значения площади равной 1562,5 кв.м., сведения о которой содержались в кадастре недвижимости (АИС ГКН) на дату формирования оценочного перечня (17 ноября 2011 года).

В рамках работ по верификации данных ЕГРН 18 октября 2021 года (не в связи с обращением Козловой Е.М., как указано в административном иске) ошибка в части площади вышеуказанного объекта недвижимости, которая фактически составляла 41,3 кв.м, была выявлена и устранена (исправление осуществлено посредством сервиса прямого доступа во ФГИС ЕГРН).

При этом полномочия по пересчету кадастровой стоимости, объектов недвижимости, определенной в рамках работ по государственной кадастровой оценке у Управления отсутствуют.

ОГБУ «БТИГКО» в письменном отзыве на иск указало на то, что в соответствии ч. 6 ст. 21 Закона о государственной кадастровой оценке заявление об исправлении ошибок, допущенных при определении  кадастровой стоимости, может быть подано в течение 5 лет со дня внесения в ЕГРН сведений о соответствующей кадастровой стоимости. Учитывая, что с момента внесения в ЕГРН сведений об оспариваемой истцом кадастровой стоимости прошло более 5 лет, заявление рассмотрению ОГБУ «БТИГКО» не подлежит.

В соответствии со с. 6 Федерального закона от 31 июля 2020 года № 269-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» после принятия органом исполнительной власти решения о переходе к нормам ст. 22.1 Закона о государственной кадастровой оценке прекращается процедура оспаривания кадастровой стоимости в соответствии со ст. 22 Закона о государственной кадастровой оценке.

На основании Постановления Правительства Ульяновской области от 21 декабря 2020 года № 775-П на территории Ульяновской области установлен с 1 января 2021 года  переход к положениям ст. 22.1 Закона о государственной кадастровой оценке для целей установления кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости. Таким образом, начиная с 1 января 2021 года процедура  оспаривания кадастровой стоимости, в том числе, в связи с использованием недостоверных данных, на территории Ульяновской области прекращена.

Заслушав пояснения Козловой Е.М., исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 57 Конституции РФ каждый обязан платить законно установленные  налоги и сборы.

Исходя из положений статьи 65 Земельного кодекса РФ, использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость), арендная плата, а также иная плата, предусмотренная настоящим Кодексом (п.1).

Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности (п.5).

В ходе рассмотрения дела установлено, что объект недвижимости – жилой дом с кадастровым номером ***, расположенный по адресу: ***, был поставлен на государственный кадастровый учет 15 ноября 2011 года на основании представленных из Ульяновского Областного государственного унитарного предприятия Бюро технической инвентаризации сведений с площадью 1562,5 кв.м.

1 ноября 2012 года в ЕГРН в соответствии с Постановлением Правительства Ульяновской области № 481-п от 12 октября 2012 года внесена кадастровая стоимость жилого дома в размере 26 088 046 руб. 87 коп. Дата определения  кадастровой стоимости – 17 ноября 2011 года, дата начала применения кадастровой стоимости – 1 ноября 2012 года.

Из информации, содержащей в Отчете об определении кадастровой стоимости №*** «Об определении кадастровой стоимости объектов недвижимости, расположенных на территории Ульяновской области» (приложение №3), следует, что кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером *** определялась оценщиком исходя из значения площади равной 1562,5 кв.м, сведения о которой содержались в кадастре недвижимости (АИС ГКН) на дату формирования оценочного перечня (17 ноября 2011 года).

Вместе с тем, фактическая площадь дома по состоянию на 17 ноября 2011 года составляла 41,3 кв.м.

В рамках работ по верификации данных ЕГРН 18 октября 2021 года  ошибка в части площади вышеуказанного объекта недвижимости, которая фактически составляла 41,3 кв.м, была выявлена и устранена (исправление осуществлено посредством сервиса прямого доступа во ФГИС ЕГРН).

Кадастровая оценка, утвержденная вышеуказанным Постановлением Правительства Ульяновской области, проводилась в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 1998г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».

Согласно абзацу 2 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если указанные результаты затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.

В соответствии с абзацем 11 ст. 24.18 Федерального закона № 135-ФЗ основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является, в частности, недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости.

Аналогичные положения содержаться в п. 1 ч. 1 ст. 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 13 Постановления Пленума  Верховного  Суда  Российской  Федерации  от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», при рассмотрении дел о пересмотре кадастровой стоимости в связи с недостоверными сведениями об объекте оценки необходимо учитывать, что к недостоверным сведениям относится допущенное при проведении кадастровой оценки искажение данных об объекте оценки, на основании которых определялась его кадастровая стоимость. Например, неправильное указание сведений в перечне объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке, либо неправильное определение оценщиком условий, влияющих на стоимость объекта недвижимости, неправильное применение данных при расчете кадастровой стоимости, неиспользование сведений об аварийном состоянии объекта оценки.

Учитывая исследованные в ходе рассмотрения дела доказательства, суд приходит к выводу о том, что кадастровая стоимость жилого дома с кадастровым номером *** по состоянию на 17 ноября 2011 года в размере 26 088 046 руб. 18 коп., утвержденная  Постановлением Правительства Ульяновской области от 12 октября 2012 года № 481-П «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, расположенных на территории Ульяновской области», является недействительной вследствие того, что при её определении были использованы недостоверные сведения о площади жилого дома, а именно: при расчете кадастровой стоимости была учтена площадь дома в размере 1562,5 кв.м, тогда как площадь указанного жилого дома составляла 41,3 кв.м.

Согласно части 3 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены результаты определения кадастровой стоимости, полученные при проведении очередной государственной кадастровой оценки, либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости.

Оспариваемая истцом кадастровая стоимость была внесена в ЕГРН 1 ноября 2012 года.

Вместе с тем, суд считает, что пропущенный административным истцом срок подлежит восстановлению, и дело должно быть рассмотрено по существу, так как налоговые платежи за прошлое время рассчитываются из недействительной кадастровой стоимости. Кроме того, о размере оспариваемой кадастровой стоимости жилого дома истица узнала только при вступлении в наследство в 2021 году.

С учетом этого, суд считает необходимым требования административного истца удовлетворить, признать недействительной кадастровую стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером *** и установить его кадастровую стоимость с даты определения кадастровой стоимости объектов недвижимости Постановлением Правительства Ульяновской области от 12 октября 2012 года № 481-П, то есть  по состоянию на 17 ноября 2011 года (подлежит применению с 1 ноября 2012 года), в размере 689 559 руб. 26 коп.,  рассчитав её исходя из площади объекта недвижимости 41,3 кв.м и удельного показателя  его кадастровой стоимости в  размере  16 696 руб. 35 коп. за 1 кв.м, утвержденного вышеуказанным Постановлением Правительства  Ульяновской области.

17 февраля 2023 года на основании представленных Козловой Е.М. заявления от 15 февраля 2023 года о государственном кадастровом учете и Технического плана от 13 февраля 2023 года, подготовленного кадастровым инженером С*** ***. на основании Декларации об объекте недвижимости от 8 февраля 2023 года, подготовленной и заверенной подписью Козловой Е.М., в ЕГРН были внесены сведения о площади объекта недвижимости с кадастровым номером *** в размере 78,0 кв.м, что подтверждается выпиской из ЕГРН об объекте недвижимости от 17 февраля 2023 года. Размер кадастровой стоимости рассчитан Ульяновским филиалом ППК «Роскадастр» с учетом удельного показателя кадастровой стоимости в размере 16 696 руб. 53 коп. и составил 1 302 315 руб. 30 коп. Дата начала применения указанной кадастровой стоимости – 17 февраля 2023 года.

Таким образом, оспариваемая истцом кадастровая стоимость жилого дома является архивной.

Период применения данной архивной кадастровой стоимости - с 1 ноября 2012 года по 16  февраля 2023 года.

Определяя надлежащего ответчика по делу, суд исходит их следующего.

В п. 7 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015г. № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» разъяснено, что административными ответчиками по делам об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной являются государственный орган или орган местного самоуправления, утвердившие результаты определения кадастровой стоимости, и государственный орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке.

В данном случае надлежащим ответчиком по делу является Правительство Ульяновской области, как орган государственной власти Ульяновской области, утвердивший результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, расположенных на территории Ульяновской области.

В связи с  этим в удовлетворении требований истца к ОГБУ «БТИГКО» следует отказать.

Доводы ОГБУ «БТИГКО» о том, что в связи с переходом Ульяновской области с 1 января 2021 г. к применению ст. 22.1 Закона о государственной кадастровой оценке прекращается процедура оспаривания кадастровой стоимости в связи с использованием недостоверных сведений при определении кадастровой стоимости объектов недвижимости, основаны на неверной трактовке законодательства.

Порядок оспаривания результатов определения кадастровой стоимости регулируется в настоящее время Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, Федеральным законом от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и Федеральным законом от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» с учетом изменений, внесенных Федеральным законом от 31 июля 2020 года № 269-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Как следует из ч. 1 ст. 24 Федерального закона № 237-ФЗ, к отношениям, возникающим в связи с проведением государственной кадастровой оценки, пересмотром и оспариванием ее результатов, устанавливается переходный период применения данного закона с 1 января 2017 года до 1 января 2023 года (далее - переходный период).

В течение переходного периода государственная кадастровая оценка может проводиться в соответствии с Федеральным законом № 237-ФЗ или Федеральным законом № 135-ФЗ с учетом особенностей, предусмотренных федеральными законами (ч. 2 ст. 24 Федерального закона № 237-ФЗ).

При этом, как следует из ч. 6 ст. 24 и ч. 1 ст. 25 Федерального закона № 237-ФЗ, положения данного закона не применяются к государственной кадастровой оценке и оспариванию результатов государственной кадастровой оценки, проведение которой начато до 1 января 2017 г.

Таким образом, оспаривание результатов государственной кадастровой оценки, проведение которой начато до названной даты, осуществляется в соответствии с Федеральным законом № 135-ФЗ.

Частью 3 ст. 24 Федерального закона № 237-ФЗ предусмотрено, что решение о дате перехода к проведению государственной кадастровой оценки в соответствии с этим законом принимается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Следовательно, если государственная кадастровая оценка проведена после принятия указанного решения в соответствии с положениями Федерального закона № 237-ФЗ, оспаривание результатов определения кадастровой стоимости осуществляется по правилам ст. 22 Федерального закона № 237-ФЗ.

В данном случае кадастровая стоимость принадлежащего истцу дома определена в соответствии с Федеральным законом № 135-ФЗ, следовательно, для её оспаривания применяются положения указанного закона.

Федеральным законом № 269-ФЗ в Федеральный закон № 237-ФЗ введена статья 22.1, регулирующая вопросы установления кадастровой стоимости в размере рыночной стоимости и оспаривания ее результатов, которая вступила в силу 11 августа 2020 года.

При этом ч. 2 ст. 6 Федерального закона № 269-ФЗ до 1 января 2023 года устанавливается переходный период применения ст. 22 и 22.1 Федерального закона № 237-ФЗ.

Согласно п. 1 ч. 2 ст. 6 Федерального закона N 269-ФЗ в течение переходного периода высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации может быть принято решение о дате перехода к применению положений ст. 22.1 Федерального закона № 237-ФЗ для целей установления кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости.

В силу п. 3 ч. 2 ст. 6 Федерального закона № 269-ФЗ с даты, указанной в Решении (в случае отсутствия Решения - с 1 января 2023 г.), в субъекте Российской Федерации:

1) применяются положения ст. 22.1 Федерального закона № 237-ФЗ в отношении всех объектов недвижимости, учтенных в ЕГРН;

2) не применяются положения ст. 22 Федерального закона № 237-ФЗ;

3) рассмотрение споров о результатах определения кадастровой стоимости на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, в соответствии со ст. 24.18 Федерального закона № 135-ФЗ не осуществляется.

Действительно, Ульяновская область с 1 января 2021г. перешла к применению положений ст. 22.1 Федерального закона № 237-ФЗ для целей установления кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости (Постановление Правительства Ульяновской области от 21 декабря 2020 года № 775-П).

Таким образом, положения ст. 24.18 Федерального закона № 135-ФЗ не применяются для оспаривания кадастровой стоимости на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

В данном же случае истец оспаривает кадастровую стоимость, определенную в соответствии с Федеральным законом № 135-ФЗ, по мотиву недостоверности сведений,  использованных при определении кадастровой объекта недвижимости.

Приведенные выше разъяснения законодательства даны в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 2 (2021), утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 30 июня 2021 года.

Руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

 

Р Е Ш И Л:

 

административное исковое заявление Козловой Елены Михайловны  об оспаривании кадастровой стоимости объекта недвижимости ввиду  использования недостоверных сведений об объекте недвижимости удовлетворить.

Признать недействительной кадастровую стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером *** в размере 26 088 046 руб. 87 коп., определенную по состоянию на 17 ноября 2011 года. 

Установить кадастровую стоимость объекта недвижимости – жилого дома, площадью 41,3 кв.м, с кадастровым номером ***, расположенного по адресу: ***, ***, в размере 689 559 руб. 26 коп.  по состоянию на 17 ноября 2011 года.

Датой обращения с заявлением об оспаривании результатов кадастровой оценки считать 24 мая 2023 года.

Установить период применения кадастровой стоимости с 1 ноября 2012 года по 16 февраля 2023 года.

Вступившее в законную силу решение является основанием для внесения органом регистрации прав в Единый государственный реестр недвижимости сведений об изменении кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером ***.

В удовлетворении требований Козловой Елены Михайловны о возложении  на Областное государственное бюджетное учреждение «Бюро технической инвентаризации и государственной кадастровой оценки» обязанности внести изменения в части кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером ***, расположенного по адресу: ***, площадью 41,3 кв.м, по состоянию на 1 ноября 2012 года отказать.

Решение может быть обжаловано в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции через Ульяновский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

 

Судья                                                                 Трифонова Т.П.

 

Решение изготовлено 30 июня 2023 года.