3а-218/2023
73OS0000-01-2023-000115-06
Р Е Ш Е Н
И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
21
июня 2023 года
г.Ульяновск
Ульяновский
областной суд в составе
судьи Трифоновой Т.П.,
при
секретаре Шапошниковой М.В.,
с
участием прокурора Макейкиной Е.В.,
рассмотрев
в открытом судебном заседании дело по административному иску открытого
акционерного общества «УльяновскСтройИнвест» о признании недействующими:
-
пункта 7643 Перечня объектов недвижимого
имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая
стоимость, на 2020 год, утвержденных приказом Министерства строительства и
архитектуры Ульяновской области № 192-пр от 27 ноября 2019 года,
-
пункта 6419 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых
налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год,
утвержденных приказом Министерства строительства и архитектуры Ульяновской
области № 245-пр от 11 ноября 2020 года,
-
пункта 12 595 Перечня объектов недвижимости имущества, в отношении которых
налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2022 год,
утвержденного приказом Министерства строительства и архитектуры Ульяновской
области № 214-пр от 29 ноября 2021 года,
-
пункта 11 897 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых
налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2023 год,
утвержденного приказом Министерства строительства и архитектуры Ульяновской
области № 264-пр от 25 ноября 2022 года,
У с т а н о в и л:
27 ноября 2019 года
Министерством строительства и архитектуры Ульяновской области был издан приказ № 192-пр «Об определении
перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база
определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год» (далее также приказ №
192-пр).
11 ноября 2020 года
Министерством строительства и архитектуры Ульяновской области был издан приказ № 245-пр «Об определении
перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база
определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год» (далее также приказ №
245-пр).
29 ноября 2021 года
Министерством строительства и архитектуры Ульяновской области издан приказ №
214-пр «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении
которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость», на 2022 год»
(далее также приказ № 214-пр).
25 ноября 2022 года Министерством
имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области издан приказ № 264-пр
«Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых
налоговая база определяется как кадастровая стоимости на 2023 год».
Указанными приказами
определены Перечни объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по
налогу на имущество определяется как кадастровая стоимость, на 2020, 2021, 2022
и 2023 годы соответственно. Перечни
являются приложениями к приказам.
Истец
обратился в Ульяновский областной суд с административным иском к Министерству
имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области о признании
недействующими:
пункта
7643 Перечня объектов недвижимого
имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая
стоимость, на 2020 год, утвержденных приказом Министерства строительства и
архитектуры Ульяновской области № 192-пр от 27 ноября 2019 года,
-
пункта 6419 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых
налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год,
утвержденных приказом Министерства строительства и архитектуры Ульяновской
области № 245-пр от 11 ноября 2020 года,
-
пункта 12 595 Перечня объектов недвижимости имущества, в отношении которых
налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2022 год,
утвержденного приказом Министерства строительства и архитектуры Ульяновской
области № 214-пр от 29 ноября 2021 года,
-
пункта 11 897 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых
налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2023 год,
утвержденного приказом Министерства строительства и архитектуры Ульяновской
области № 264-пр от 25 ноября 2022 года.
В
обоснование заявленных требований указал на то, что является собственником
здания с кадастровым номером ***, расположенного по адресу: ***.
Здание
расположено на земельном участке с кадастровым номером ***, вид разрешенного
использования – «под административным зданием с 3-этажным пристрем».
Включение
здания в Перечни произведено незаконно, поскольку оно не отвечает критериям,
установленным ст. 378.2 НК РФ.
В
связи с этим истец просил удовлетворить
свои требования и взыскать с ответчика расходы по госпошлине в сумме
18 000 руб.
В
судебном заседании представитель административного истца Романычева Л.В. поддержала заявленные
требования.
Остальные
участники процесса в судебное заседание не явились, извещены.
Суд
определили рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В
письменном отзыве на иск Министерство
имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области просило
отказать в удовлетворении требований истца. Указало на то, что оспариваемые
нормативные правовые акты изданы в пределах предоставленных Министерству
полномочий, с соблюдением процедуры их принятия и опубликования.
Согласно
акту обследования здания площадь помещений служебного назначения составляет
2048,7 кв.м из 4339,6 кв.м всего помещения офисного назначения, что составляет
58,4% от общей площади объекта. В связи с этим здание соответствует критериям,
установленным ст. 378.2 НК РФ.
Кроме
того, согласно сведениям сети «Интернет» по адресу: ***, расположены 24
организации.
Заслушав пояснения
представителя истца, заключение прокурора об удовлетворении требований истца,
исследовав материалы дела, обозрев инвентарное дело на здание по адресу: ***,
суд приходит к следующему.
В соответствии со
ст. 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного
правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в
отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами
отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они
полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные
интересы.
Согласно пункту «и»
части 1 статьи 72
Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и
сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской
Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения
Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные
законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые
акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты
субъектов не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия
между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации,
действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Правительство
Ульяновской области является постоянно действующим исполнительным органом
государственной власти Ульяновской области; свои полномочия Правительство
Ульяновской области реализует, в том числе посредством издания нормативных
правовых актов в форме постановлений (статьи 24, 27 Устава Ульяновской
области).
Постановлением
Правительства Ульяновской области от 16 ноября 2018 года № 25/557-П (ред. от 21
августа 2019 года) утверждено Положение
о Министерстве строительства и архитектуры Ульяновской области.
В соответствии с п.
1.1 указанного Положения Министерство
строительства и архитектуры Ульяновской области (далее также - Министерство)
является исполнительным органом государственной власти Ульяновской области,
осуществляющим на территории Ульяновской области государственное управление в
сферах градостроительной деятельности, строительства, промышленности
строительных материалов и изделий, земельных отношений, а также региональный
государственный контроль (надзор) в области долевого строительства
многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости.
Согласно подпункту
«а» пункта 33 раздела 2.2 Положения Министерство не позднее 1-го числа
очередного налогового периода по налогу на имущество организаций определяет на
этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1
статьи 378.2 Налогового
кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется
как кадастровая стоимость имущества (далее - перечень).
Во исполнение
вышеуказанных полномочий Министерством изданы приказы № 192-пр от 27 ноября
2019 года, № 245-пр от 11 ноября 2020 года, 214-пр от 29 ноября 2021 года,
которыми утверждены Перечни объектов недвижимого имущества, в отношении которых
налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020, 2021 и 2022
годы.
Приказ № 192-пр опубликован в газете «Ульяновская правда» № 92 (24.264)
от 30 ноября 2019 года и на официальном сайте Министерства https://daig.ulregion.ru.
Приказ № 245-пр опубликован в газете «Ульяновская правда» от 17 ноября
2020 года № 85 (24.359) и на официальном сайте Министерства https://daig.ulregion.ru.
Приказ № 214-пр опубликован на официальном интернет-портале правовой
информации http:/publication.pravo.gov.ru, дата публикации – 29 ноября 2021 года, №
публикации 7301202111290005.
Согласно Указу
Губернатора Ульяновской области от 10 декабря 2021 года № 118 «О мерах по
совершенствованию деятельности исполнительных органов государственной власти
Ульяновской области» с 1 апреля 2022 года упразднено Министерство строительства
и архитектуры Ульяновской области, образовано Министерство имущественных
отношений и архитектуры Ульяновской области (далее – Министерство), в
полномочия которого входит определение Перечня объектов недвижимости, указанных
в подпунктах 1 и 2 ст. 378.2 НК РФ, в отношении которых налоговая база
определяется как кадастровая стоимость, а также определение вида фактического
использования зданий (сооружений, строений) и помещений в соответствии с
требованиями, предусмотренным п. 9 ст. 378.2 НК РФ (п. 33-34 Положения о
Министерстве имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области,
утверждено Постановлением Правительства Ульяновской области от 27 января 2022
года № 1/51-П).
Во исполнение
указанных полномочий Министерством имущественных отношений и архитектуры
Ульяновской области издан приказ № 264-пр от 25 ноября 2022 года, которым
утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых
налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2023 год.
Приказ опубликован на официальном интернет-портале правовой
информации http:/publication.pravo.gov.ru, дата публикации – 30 ноября 2022 года, № публикации 7301202211300001.
Пунктом 7643 приказа № 192-пр, пунктом 6419 приказа №245-пр,
пунктом 12 592 приказа № 214-пр,
пунктом 11 897 приказа № 264-пр в
Перечни на 2020, 2021, 2022 и 2023 годы включено принадлежащее истцу на праве
собственности здание с кадастровым номером ***.
Учитывая
вышеприведенные положения законодательства, суд приходит к выводу о том, что
оспариваемые истцом нормативные правовые акты были приняты уполномоченными
органами –Министерством строительства и архитектуры Ульяновской области, Министерством
имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области, с соблюдением
установленного порядка, в пределах их компетенции, установленной федеральным и
региональным законодательством, и в той форме, в которой эти органы вправе
принимать нормативные правовые акты, с соблюдением процедуры официального
опубликования.
Определяя
правомерность включения принадлежащего истцу на праве общей долевой
собственности здания в перечни, суд
приходит к следующему.
В соответствии со
ст. 374 НК РФ, принадлежащее организациям на праве собственности или праве
хозяйственного ведения (в том числе имущество, переданное во временное
владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в
совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), является
объектом налогообложения.
Согласно пункту 1
статьи 375 налогового кодекса РФ налоговая база определяется как среднегодовая
стоимость имущества,
признаваемого объектом налогообложения, если иное не предусмотрено настоящей
статьей.
Пунктом 2 указанной
статьи предусмотрено, что налоговая база в отношении отдельных объектов
недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость, внесенная в
Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января
года налогового периода, с учетом особенностей, предусмотренных статьей
378.2 настоящего Кодекса.
В соответствии с
подпунктом 1 пункта 1 ст. 378.2 НК РФ налоговая база определяется с учетом
особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость
имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого
объектом налогообложения: административно-деловые центры и торговые центры
(комплексы) и помещения в них.
В соответствии с
пунктами 3 и 4 указанной статьи административно-деловым центром или торговым
центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение,
сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким
собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение,
сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного
использования которого предусматривает размещение, соответственно, офисных
зданий делового, административного и коммерческого назначения либо торговых
объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение,
сооружение) предназначено для использования или фактически используется,
соответственно, в целях делового, административного или коммерческого назначения
либо предназначено для использования или фактически используется для размещения
торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового
обслуживания;
При этом:
здание (строение,
сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового,
административного или коммерческого назначения либо предназначено для
использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного
питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное
использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов
общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями,
содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами
технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает
размещение, соответственно, офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры
(включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч,
офисное оборудование, парковки), либо предусматривает размещение торговых
объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового
обслуживания;
фактическим
использованием здания (строения, сооружения) в целях делового,
административного или коммерческого назначения либо в целях размещения торговых
объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания
признается использование не менее 20 процентов его общей площади для
размещения, соответственно, офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры
(включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч,
офисное оборудование, парковки), либо для размещения торговых объектов,
объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Согласно пункту 7
указанной статьи уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской
Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу:
определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества,
указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых
налоговая база определяется как кадастровая стоимость (далее в настоящей статье
- перечень); направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по
субъекту Российской Федерации; размещает перечень на своем официальном сайте
или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в
информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Законом Ульяновской
области от 2 сентября 2015 года № 99-ЗО «О налоге на имущество организаций на
территории Ульяновской области» установлен и введен в действие на территории
Ульяновской области налог на имущество организаций, в том числе определены
особенности определения налоговой базы в отношении отдельных объектов
недвижимого имущества, налоговая ставка налога в пределах, установленных главой 30 Налогового кодекса Российской Федерации,
порядок и сроки уплаты налога, а также предусмотрены налоговые льготы по налогу
и основания для их использования налогоплательщиками.
Статья 1.1
указанного закона на момент принятия приказов
192-пр, 245-пр предусматривала, что налоговая база как кадастровая
стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении:
административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в
них при условии, что площадь указанных центров и помещений в них составляет 150
и более квадратных метров.
На момент издания
приказов № 214-пр и 264-пр пункт 1 статьи 1.1 указанного закона предусматривал,
что налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества
определяется в отношении административно-деловых центров и торговых центров
(комплексов) и помещений в них (в ред. Закона Ульяновской области от 26 ноября 2021 №
135-ЗО).
Согласно статье 1
Закона Ульяновской области от 22 сентября 2017 года № 112-ЗО «О единой дате
начала применения на территории Ульяновской области порядка определения
налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой
стоимости объектов налогообложения» единой датой начала применения на территории Ульяновской
области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических
лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения является 1 января
2018 года.
В соответствии с
пунктом 9 статьи 378.2 НК РФ вид фактического использования зданий (строений,
сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной
власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида
фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений,
устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 настоящей статьи высшим исполнительным
органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Постановлением
Правительства Ульяновской области от 27 марта 2018 года № 136-П утвержден
Порядок определения вида фактического использования зданий (строений,
сооружений) и помещений, в отношении которых налоговая база по налогу на
имущество организация определяется как их кадастровая стоимость.
Согласно пункту 1.3
указанного Порядка определение Уполномоченным органом вида фактического
использования зданий (строений, сооружений) и помещений осуществляется на
основании сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости,
документах технического учета (инвентаризации), документах исполнительных
органов государственной власти Ульяновской области, органов местного
самоуправления муниципальных образования Ульяновской области и собственников объектов недвижимости,
сведений об объектах недвижимости, размещенных в форме открытых данных в
информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а также сведений из иных
источников информации.
По результатам сбора
и анализа указанных сведений Уполномоченный орган принимает решение об
определении вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и
помещений, являющееся основанием для подготовки Перечня.
В случае
недостаточности указанных в пункте 1.3 настоящего раздела сведений для
определения вида фактического использования здания (строений, сооружений) и
помещений Уполномоченный орган организует их обследование (п. 1.4).
При проведении
обследования осуществляется визуальный осмотр объектов недвижимого имущества по
месту их нахождения (п. 1.5).
В ходе судебного
разбирательства установлено, что истец является собственником здания с
кадастровым номером ***, площадью 4339,6 кв.м, расположенного по адресу: г. ***)
(л.д. 30-36 т.1). Назначение – «нежилое», наименование – «здание».
Изначально данное
здание имело кадастровый номер ***, состояло из следующих литер: А, А1, А2, А3,
общая площадь здания составляла 5454,9 кв.м.
Впоследствии здание
было снято с кадастрового учета в связи с его разделом на два самостоятельных
объекта недвижимости: здания с кадастровым номером *** общей площадью 4339,6
кв.м и здания с кадастровым номером *** общей площадью 1115,3 кв.м.
Здание с кадастровым
номером ***, являющееся предметом спора, расположено на земельном участке с
кадастровым номером ***, категория земель – «земли населенных пунктов», вид
разрешенного использования – «под административным зданием с 3-этажным
пристроем» (л.д.37-54 т.1).
Вид разрешенного
использования земельного участка, на котором расположено здание, однозначно не
предполагает размещение на нем
административно-делового или
торгового центра.
Таким образом,
принадлежащее истцу здание могло быть включено в перечни на основании подпункта
2 пункта 3 ст. 378.2 НК РФ – здание (строение, сооружение) предназначено для
использования или фактически используется в целях делового, административного
или коммерческого назначения.
Вместе с тем
документы технической инвентаризации при включении здания в перечни ответчиком
не исследовались.
Согласно данным
технического паспорта на здание площади в нем классифицируются следующим
образом: складская, гаражи, учрежденческая, коммунально-бытовая, служебная. При
этом к учрежденческой площади отнесены помещения с наименованием «кабинет». К
площади коммунально-бытового назначения отнесены помещения с наименованием
«спорт. зал».
Наименование
помещений в здании следующее: кабинет,
туалет, умывальная, подсобное, лестничная клетка, коридор, шкаф, спорт. зал,
вент. камера, раздевалка, комната отдыха, эл. щитовая, раздевалка, сауна,
гараж.
Таким образом,
документы технического учета безусловно не подтверждают, что не менее 20% общей
площади здания предназначено для размещения офисов и сопутствующей офисной
инфраструктуры, торговых объектов,
объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
С учетом
вышеизложенного, здание могло быть включено в перечни, если до издания приказов
было установлено, что не менее 20% общей площади здания фактически используется
в целях размещения в нем офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры, торговых объектов, объектов общественного
питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Вместе с тем до включения здания в перечни
Министерством не производилось его обследование с целью установления вида его
фактического использования.
Вид фактического
использования здания был проанализирован судом.
Согласно ответу ИФНС
России по Ульяновской области в период с 2019 года по настоящее время в здании располагалось 30 организаций (л.д.
87 т.1): ООО «***, ООО *** «***», ООО «***», ООО «***», ООО «***, ОАО «***»,
ЗАО «***», АО «***», ООО «***», ***», ***, ООО «***», ООО «***», ***», ООО «***,
ООО «***т», ООО «***», ОГАУ «***», ООО «***, ООО «***», ООО «***», ООО ***»,
ООО «***», ООО «***», ООО «***», ООО «***», ООО «***», ООО «***», ОАО «***».
Из вышеперечисленных
юридических лиц 12 исключены из ЕГРЮЛ - ООО ***», АО «***», ООО П***», ООО «***»,
ООО «***», ***», ООО «***», ООО ***», ООО «***», ООО «***», ООО «***», ООО «***».
20% от общей площади
здания – 4339,6 кв.м составляют 867,92 кв.м.
Истцом представлены
договоры на арендуемые в указанном здании площади.
Исходя из
представленной истцом сводной таблицы (л.д.127-133 т.1) в здании по состоянию
на 2020 года располагались следующие организации: АНО «*** (48,97 кв.м); ООО «***»
- деятельность в области инженерных
изысканий, инженерно-технического проектирования, управления проектами
строительства, выполнение строительного контроля и авторского надзора,
предоставление технических консультаций в указанных областях (32,94 кв.м.),
помещение арендовано для размещения своих сотрудников; ИП «***. – кафе (37,93 кв.м – торговая площадь, 34,07кв.м,
12,41 кв.м – кабинеты, 48,79 кв.м – торговая площадь, договор с 1 июня 2020
года); ИП *** - репетитор (36,18 кв.м –
с 1 марта 2020 года, 19,44 кв.м. с 1 июня 2020 года); ИП ***. – аудит (16,74
кв.м. с 12 июля 2020 года); ООО «***» - диспетчерская служба такси (34,71 кв.м)
– для размещения персонала; ***» (563,01 кв.м); ООО «***» - переводы с
иностранных языков (20,75 кв.м); ООО «***»- разработка компьютерного
программного обеспечения (83,74 кв.м), для размещения персонала; ООО «***»-деятельность
по обработке данных, предоставлению услуг по размещению информации,
деятельность порталов в информационно-коммуникационной сети Интернет (30,25
кв.м), для использования в качестве офисных помещений; АО «***» - деятельность
регистраторов по ведению реестра владельцев ценных бумаг (35,80 кв.м), для
использования в качестве офисных помещений; ОГКУ «***к» (307,79 кв.м. с 1
января по 31 июля 2020 года); ***» (15,26 кв.м); ***» (712,64 кв.м); ИП ***.–
фитнес центр (352,58 кв.м); *** (33,48 кв.м. до 31 января 2020 года); ***
(331,46 кв.м); ООО «***» - деятельность в области архитектуры, связанная с
созданием архитектурного объекта - (61,49 кв.м до 31 марта 2020 года).
По состоянию на 2020
год под критерии, установленные ст. 378.2 НК РФ, подпадает площадь, занимаемая
следующими организациями: ООО «***» (***) - 32,94 кв.м, ООО «***» 34,71 кв.м,
ООО «***» - 20,75 кв.м, ООО «***» - 83,74 кв.м, ООО «***» - 30,25 кв.м, АО «***.»
- 35,80 кв.м, ООО «***» - 33,41 кв.м, ***» - 15,26 кв.м, ООО ***» - 61,49 кв.м,
всего 348,35 кв.м. В данном случае помещения сдавались под офисы коммерческих
организаций и ИП. Вместе с тем данная площадь составляет менее 20% от общей
площади здания.
Площадь,
используемая под кафе, (ИП ***.), ИП ***. (репетитор), ИП ***. – аудитор, хотя
формально и подходит под критерии, установленные ст. 378.2 НК РФ, включена в
расчет по состоянию на 2020 года быть не может, поскольку договоры аренды на
указанную площадь были заключены уже после утверждения перечня на 2020 год.
Площади, занимаемые ***»,
ГУЗ «***», ОГКУ «***», *** – не подпадают под критерии,
установленные ст. 378.2 НК РФ, поскольку использовалась некоммерческими
организациями.
По состоянию на 2021
год кроме вышеперечисленной площади (за исключением площади в размере 61,49
кв.м – ООО ***), сдаваемой для использования под офисы коммерческих
организаций, под критерии, установленные ст. 378.2 НК РФ, подпадает и подлежит
включению в расчет следующая площадь: ИП *** – 37,93 кв.м, 48,79 кв.м (кафе);
ИП *** репетитор (19,44 кв.м), ИП ***. – аудитор (16,74 кв.м).
Размер площади,
занимаемой ООО «***», на 2022 год составляет 15,66 кв.м,
а не 20,75 кв.м (по состоянию на 2020 год).
Таким образом, по
состоянию на 2021 год площадь, фактически используемая в целях размещения
административных и торговых центров, составила 404,67 кв.м, что также менее 20%
от общей площади здания.
По состоянию на 2022
год под критерии, установленные ст. 378.2 НК РФ, подпадает площадь в размере 371,26
кв.м (404,67 кв.м (2021 год) – 33,41 кв.м(ООО «***»), что также менее 20% от
общей площади здания.
Площадь, занимаемая
офисами ООО «***», ООО «***», ***., хотя формально и подходит под критерии,
установленные ст. 378.2 НК РФ, включена по состоянию на 2022 год быть не может,
поскольку договоры аренды на указанную площадь были заключены уже после
утверждения перечня на 2022 год.
По состоянию на 2023
год под критерии, установленные ст. 378.2 НК РФ, подпадает площадь, включенная
в расчет по состоянию на 2022 год, за исключением 30,25 кв.м (ООО «***»).
Дополнительно подлежит включению площадь 80,70 кв.м – ООО «***», 95,04 кв.м –
ООО «***, 61,32 кв.м – ***. Общий размер площади, отвечающей критериям ст.
378.2 НК РФ, составляет 578,07 кв.м, что менее 20% общей площади здания.
Учитывая
вышеизложенное, оснований для включения принадлежащего истцу здания в перечни
на 2020, 2021, 2022 и 2023 годы не имелось.
При таких обстоятельствах
требований истца подлежат удовлетворению.
Определяя момент, с
которого оспариваемые нормативные правовые акты должны быть признаны
недействующими в оспариваемой части, суд принимает во внимание, что
административный истец является плательщиком налога на имущество за период с
2020 по 2023 год и оспариваемые нормативные акты имеют ограниченный срок
действия (на год, на который утвержден перечень). Признание отдельных положений
приказов с момента вступления в силу решения суда не достигнет цели восстановления
нарушенных прав и законных интересов административного истца, предусмотренных статьей 3 КАС РФ. Следовательно, оспариваемые
административным истцом пункты нормативных правовых актов следует признать
недействующими с момента их принятия.
На основании ст. 111
КАС РФ в пользу истца подлежат взысканию расходы по госпошлине в сумме 18 000
руб.
Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства
Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
административное
исковое заявление открытого акционерного
общества «УльяновскСтройИнвест» удовлетворить.
Признать
недействующими со дня принятия:
-
пункт 7643 Перечня объектов недвижимого
имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая
стоимость, на 2020 год, утвержденных приказом Министерства строительства и
архитектуры Ульяновской области № 192-пр от 27 ноября 2019 года,
-
пункт 6419 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых
налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год,
утвержденных приказом Министерства строительства и архитектуры Ульяновской
области № 245-пр от 11 ноября 2020 года,
-
пункт 12 595 Перечня объектов недвижимости имущества, в отношении которых
налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2022 год,
утвержденного приказом Министерства строительства и архитектуры Ульяновской
области № 214-пр от 29 ноября 2021 года,
-
пункт 11 897 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых
налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2023 год,
утвержденного приказом Министерства строительства и архитектуры Ульяновской
области № 264-пр от 25 ноября 2022 года.
Сообщение о принятии
настоящего решения подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня его
вступления в законную силу в газете «Ульяновская правда».
Взыскать с Министерства имущественных отношений и
архитектуры Ульяновской области в пользу открытого акционерного общества
«УльяновскСтройИнвест» расходы по
госпошлине в сумме 18 000 руб.
Решение может быть обжаловано в Четвертый
апелляционный суд общей юрисдикции через Ульяновский областной суд в течение
месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Трифонова Т.П.
Решение изготовлено
30 июня 2023 года.