Судебный акт
Возмещение вреда за счет казны РФ
Документ от 22.07.2008, опубликован на сайте 30.07.2008 под номером 10692, 2-я гражданская, о взыскании убытков в связи с несвоевремен.оформлением и выдачей удостоверения ветерана боевых действий, недопол.ежемес.денеж.выплат, Оставить решение (определение) БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ, а жалобу или представление без удовлетворения

               УЛЬЯНОВСКИЙ  ОБЛАСТНОЙ  СУД

 

Дело № 33-***-2008г.                                                                Судья Даминова В.Л.

 

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

22 июля  2008 года                                                                                               г.Ульяновск

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Пищугиной Л.И.,

судей Лисовой Л.С., Шлейкиной О.В.

рассмотрела дело по кассационной жалобе Управления Федерального казначейства по Ульяновской области на  решение Цильнинского районного суда от 06 июня  2008 года, по которому постановлено:

Иск С*** удовлетворить частично.

Взыскать в пользу С*** с казны РФ в лице Управления Федерального казначейства по Ульяновской области в счет возмещения убытков, причиненных незаконными действиями Военного комиссариата Цильнинского и Ульяновского районов Ульяновской области, 17703 руб.15 коп.

В остальной части иска отказать.

Заслушав доклад председательствующего, судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

С*** обратился в суд с иском к Военному комиссариату Ульяновского района о взыскании убытков, причиненных несвоевременным оформлением и выдачей удостоверения ветерана боевых действий, недополученных ежемесячных выплат и компенсации морального вреда.

В обоснование иска указал, что он отбывает наказание в виде лишения свободы в ФГУ ИК-49 г.Печоры Республики Коми по приговору Засвияжского районного суда г.Ульяновска от 29.12.2004 года.

С мая 2005 года он обращался в военные комиссариаты по месту отбытия наказания и по месту жительства в Ульяновской области по вопросу получения удостоверения ветерана боевых действий,  как участника контртеррористических операций в Республике Чечня.

Объединенным военным комиссариатом г.Печоры удостоверение ему выдано лишь 12.02.2007 года, но отказано к данному комиссариату в иске о возмещении убытков в связи  с несвоевременным оформлением удостоверения.

При этом было указано, что военный комиссариат Ульяновского района не осуществил должных действий по своевременному оформлению и выдаче ему удостоверения.

Поэтому он просит с него взыскать убытки: недополученные денежные выплаты с мая 2005 года по февраль 2007 года в сумме 23852 руб.89 коп. и компенсацию морального вреда – 15 000 000 руб.

В связи с реформированием военных комиссариатов произведена замена ответчика на военный комиссариат Цильнинского и Ульяновского районов.

Судом к участию в деле в качестве соответчиков привлечены военный комиссариат Ульяновской области, ГУ – Отделение Пенсионного фонда РФ в Ульяновской области, Министерство финансов РФ и Управление Федерального казначейства по Ульяновской области.

Рассмотрев спор по существу, суд постановил вышеприведенное решение.

В кассационной жалобе представитель Министерства финансов России и Управления Федерального казначейства по Ульяновской области просит решение суда отменить в связи с неправильным применением материального права, и в иске истцу в отношении Управления Федерального казначейства по Ульяновской области отказать.

В обоснование жалобы указывает, что по закону Управление Федерального казначейства по Ульяновской области не вправе выступать от имени казны РФ при возмещении вреда за ее счет. При разрешении требований истца суд исходил из того, что исправительная колония, где отбывает наказание истец, в понятие «место жительства» не входит. Суд при этом не учел, что ст.7 ФЗ РФ от 25.06.1993 г. № 5242-1 «О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ» предусмотрено снятие гражданина РФ с регистрационного учета по месту жительства в случае осуждения к лишению свободы – на основании вступившего в законную силу решения суда. Поэтому на момент обращения истца в военный комиссариат  Ульяновского района в декабре 2005 года истец не проживал в Ульяновской области, следовательно, действия указанного военного комиссариата нельзя признать незаконными. В случае признания действий данного комиссариата не законными, Министерство финансов РФ не является надлежащим ответчиком по настоящему делу. Надлежащим ответчиком в данном случае является Министерство обороны РФ как главный распорядитель  средств федерального бюджета по ведомственной принадлежности.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав пояснения представителей Управления Федерального казначейства по Ульяновской области А*** и военного комиссариата Цильнинского и Ульяновского районов М***, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

В соответствии со ст.347 ГПК РФ судебная коллегия законность решения проверяет по доводам, изложенным в кассационной жалобе.

Материалами дела установлено, что С*** отбывает наказание в местах лишения свободы по приговору Засвияжского районного суда от 29 декабря 2004 года в ФГУ ИК-49 УФСИН России по Республике Коми.

До осуждения С*** проживал в с.Ундоры Ульяновского района. Согласно сведениям по воинскому учету он, находясь на службе в Вооруженных Силах РФ,  участвовал в боевых действиях во время служебной командировки в Северо-Кавказском регионе при выполнении специального задания.

Поэтому в силу ФЗ «О ветеранах» он отнесен к ветеранам боевых действий и имеет право на льготы, предоставляемые по данному закону, при наличии удостоверения ветерана боевых действий, выдаваемого военным комиссариатом по месту жительства.

Такое удостоверение истцу своевременно выдано не было ни военным комиссариатом  по месту его жительства до осуждения, ни по месту отбывания наказания. Такое удостоверение истцу выдано только 07.02.2007 года на основании решения комиссии военного комиссариата Республики Коми, после чего ему стала выплачиваться ежемесячная денежная выплата (ЕДВ).

Однако за период до выдачи удостоверения указанные выплаты истцу не производились, в связи с чем, ему причинены убытки, которые он просил взыскать с военного комиссариата Ульяновского района (в результате реорганизации Ульяновского и Цильнинского районов).

Разрешая требования истца, суд правильно исходил из обстоятельств, уже установленных ранее состоявшимся решением Печорского городского суда Республики Коми от 12.11.2007 года, которым установлен факт участия истца в проведении контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона и распространения на него льготы по выплате ЕДВ по Закону «О ветеранах».

Указанным решением суда, вступившим в законную силу, вина военного комиссариата по месту отбывания истцом наказания в несвоевременной выдаче удостоверения не установлена.

Суд пришел к обоснованному выводу о том, что истцу по вине военного комиссариата Цильнинского и Ульяновского  района  своевременно не было выдано данное удостоверение.

Так, военный комиссариат Цильнинского и Ульяновского районов действовал вопреки  Положению о военных комиссариатах и Приказа Министра Обороны РФ № 77 от 15.03.2004 года, Положению о воинском учете, утв.Постановлением Правительства РФ  от 27.11.2006г. № 719 (в редакции Постановления Правительства РФ от 16.04.2008г.  № 277).

Основными задачами военных комиссариатов являются организация и ведение воинского учета, ведение учета граждан, пребывающих в запасе, являющихся ветеранами боевых действий, организация и проведение работы по пенсионному и социальному обеспечению граждан, уволенных с военной службы, назначение указанным лицам предусмотренных для них законодательством РФ пенсий, пособий, компенсаций и других выплат.

Истец изначально обращался в военный комиссариат Ульяновского района 19 декабря 2005 года, но он ему отказал, возвратив документы и разъяснив, что он должен обращаться по месту своего пребывания – то есть по месту нахождения исправительного учреждения.

Суд правильно сослался на ст.20 ГК РФ и Закон РФ от 25 июня 1993 года № 5242-1 «О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ», где дается понятие места жительства. При этом исправительная колония не отнесена к месту жительства осужденных.

При таких обстоятельствах суд правомерно указал, что по вине ответчика истцу своевременно не было выдано удостоверение ветерана боевых действий, что повлекло причинение ему убытков, которые в силу ст.1069 ГК РФ  подлежат возмещению за счет казны РФ.

Убытками в данном случае являются недополученные ежемесячные выплаты (ЕДВ) за период с декабря 2005 года (с даты обращения с заявлением о выдаче удостоверения ветерана боевых действий) до марта 2007 года (назначения ему ЕДВ), которые составляют 17703 руб.15 коп.

Взыскивая с казны РФ в лице Управления Федерального казначейства по Ульяновской области причиненный истцу вред, суд не учел положений ст.1071 ГК РФ, согласно которой в случаях, когда в соответствии с Гражданским кодексом РФ или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны РФ, от имени казны выступает финансовый орган, в данном случае таким органом является Министерство финансов РФ.

Поэтому судебная коллегия считает необходимым резолютивную часть решения изложить в иной редакции: Иск С*** удовлетворить частично. Взыскать в пользу С*** с Министерства финансов РФ за счет казны РФ в счет возмещения убытков, причиненных незаконными действиями военного комиссариата Цильнинского и Ульяновского районов Ульяновской области, 17703 рублей 15 коп. В остальной части иска отказать.

Доводы Управления Федерального казначейства по Ульяновской области о том, что надлежащим ответчиком по делу должен явиться распорядитель  средств федерального бюджета – Министерство обороны РФ, не могут быть приняты во внимание в силу вышеприведенной ст.1071  ГК РФ.

Ссылка в жалобе на то, что не установлено вины военного комиссариата Ульяновского и Цильнинского районов в причинении вреда истцу, поскольку в связи с осуждением истец был снят с регистрации по месту жительства и с воинского учета в военкомате, не могут быть приняты во внимание.

В любом случае местом жительства истца является место, где он постоянно проживает. Снятие с регистрации в связи с осуждением не влечет лишения его права на проживание по месту жительства, поскольку право на проживание в жилом помещении, занимаемом до осуждения, за ним сохраняется в силу закона.

Другие доводы кассационной жалобы также не опровергают выводов суда, поэтому они не могут повлечь отмену решения суда.

Решение суда в части отказа в иске о взыскании компенсации морального вреда является правильным, сторонами оно не оспаривается.

Учитывая изложенное, судебная коллегия считает решение суда правильным.

Руководствуясь ст.361 ГПК РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

Решение Цильнинского районного суда от 06 июня 2008 года оставить без изменения.

Изложить резолютивную часть решения в следующей редакции: Иск С*** удовлетворить частично.

Взыскать в пользу С*** с Министерства финансов РФ за счет казны РФ в счет возмещения убытков, причиненных незаконными действиями военного комиссариата Цильнинского и Ульяновского районов Ульяновской области, 17703 рублей 15 коп.

В остальной части иска отказать.

 

Председательствующий:

Судьи: