Дело № 3а-227/2023
73OS0000-01-2023-000129-61
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
29 июня 2023 года г.Ульяновск
Ульяновский
областной суд в составе:
судьи Трифоновой
Т.П.,
при секретаре
Расторгуевой Л.О.,
рассмотрев в
открытом судебном заседании дело по
административному исковому заявлению Лебедевой Зульфии
Мансуровны к Министерству жилищно-коммунального
хозяйства и строительства Ульяновской области, Министерству финансов
Ульяновской области, областному государственному казенному учреждению «Центр
управления недвижимым имуществом Ульяновской области» о присуждении компенсации
за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок,
У С Т А Н О В И Л:
Лебедева З.М.
обратилась в суд с административным исковым заявлением о присуждении
компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок.
В обоснование заявленных требований указала,
что решением Ульяновского районного суда Ульяновской области от 18 августа 2016
года на Министерство промышленности, строительства, жилищно-коммунального
комплекса и транспорта Ульяновской области была возложена обязанность обеспечить её жилым помещением по договору
найма специализированного жилого помещения на территории МО «Ишеевское городское поселение» Ульяновской области. Исполнительный лист по данному решению был
предъявлен к исполнению 28 ноября 2016 года, в этот же день в МОСП по
исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Ульяновской области
было возбуждено исполнительное производство. На момент обращения в суд с
настоящим иском решение суда не исполнено, чем нарушены её права на исполнение
судебного акта в разумный срок.
В связи с
этим Лебедева З.М. просила присудить ей компенсацию за нарушение права
на исполнение судебного акта в разумный срок в размере 50 000 руб. и
взыскать расходы по госпошлине в сумме 300 руб.
Судом к участию в деле в качестве
административных ответчиков была
привлечена Ульяновская область в
лице Министерства финансов Ульяновской области, Министерство
жилищно-коммунального хозяйства и строительства Ульяновской области, в качестве
заинтересованного лица - Управление Федеральной службы судебных приставов по
Ульяновской области.
В судебном заседании Лебедева З.М. подержала
заявленные требования.
Другие участники процесса не явились, будучи
надлежащим образом извещенными о месте и времени рассмотрения дела.
С учетом положений статьи 150 Кодекса
административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) суд
определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся
лиц.
Министерство финансов Ульяновской области в
письменном отзыве на иск не считает себя надлежащим ответчиком по делу,
поскольку судебный акт, на неисполнение которого указывает истец, не
предусматривает обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы РФ,
а возлагает исполнение решения на орган государственной власти субъекта –
Министерство промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и
транспорта Ульяновской области, правопреемником которого в настоящее время
является Министерство строительства и архитектуры Ульяновской области.
Считает размер компенсации завышенным, не
отвечающим требованиям разумности и справедливости.
Кроме того, указывает, что нарушение
установленных законодательством РФ сроком исполнения судебного акта само по себе не означает
нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок.
Указывает, что Министерство систематически
проводит работу по приобретению в государственную собственность Ульяновской
области благоустроенного жилья для детей-сирот посредством проведения
электронных торгов.
В целях финансовой поддержки детей-сирот,
временно не получивших жилые помещения, в соответствии с Постановлением
Правительства Ульяновской области от 14 октября 2014г. № 466-П «О
предоставлении ежемесячной денежной компенсации расходов на наём (поднаем)
жилого помещения детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а
также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей на территории Ульяновской
области» определена сумма ежемесячной денежной компенсации в размере 5 тысяч
руб.
Таким образом, в действиях Министерства
отсутствует нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок.
Министерством принимались необходимые меры для исполнения решения суда в разумный
срок.
В Законе Ульяновской области от 8 декабря
2022 года № 119-ЗО «Об областном бюджете Ульяновской области на 2023 года и на
плановый период 2024 и 2025 годов»
предусмотрены средства в целях предоставления жилых помещений
детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по
договорам специализированных жилых помещений.
Кроме того, согласно части 2 статьи 83
Бюджетного кодекса РФ выделение бюджетных ассигнований на принятие новых видов
расходных обязательств или увеличение бюджетных ассигнований на исполнение
существующих видов расходных обязательств может осуществляться только с начала
очередного финансового года при условии включения соответствующих бюджетных
ассигнований в закон (решение) о бюджете либо в текущем финансовом году после
внесения соответствующих изменении в закон (решение) о бюджете при наличии
соответствующих источников дополнительных поступлений в бюджет и (или) при
сокращении бюджетных ассигнований по отдельным статьям расходов бюджета.
Заслушав пояснения истца, исследовав материалы дела, обозрев материалы
гражданского дела Ульяновского районного суда Ульяновской области № ***, материалы административных дел
Ульяновского областного суда № *** и ***, исполнительное производство №№ ***,
суд приходит к следующему.
В соответствии с частями 1-3 статьи 1
Федерального закона от 30 апреля 2010 года № 68-ФЗ «О компенсации за нарушение
права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта
в разумный срок» (далее – Федеральный закон № 68-ФЗ) граждане Российской
Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства, российские, иностранные
и международные организации, являющиеся в судебном процессе сторонами или
заявляющими самостоятельные требования относительно предмета спора третьими
лицами, взыскатели, должники при нарушении права на исполнение в разумный срок
судебного акта, предусматривающего обращение взыскания на средства бюджетов
бюджетной системы Российской Федерации, либо судебного акта, возлагающего на
федеральные органы государственной власти, органы государственной власти
субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные органы и
организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями,
должностных лиц, государственных и муниципальных служащих обязанность исполнить
иные требования имущественного характера и (или) требования неимущественного
характера, могут обратиться в суд с заявлением о присуждении компенсации за
такое нарушение в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и
процессуальным законодательством Российской Федерации.
Компенсация за нарушение права на исполнение
судебного акта в разумный срок присуждается в случае, если такое нарушение
имело место по причинам, не зависящим от лица, обратившегося с заявлением о
присуждении компенсации, за исключением чрезвычайных и непредотвратимых при
данных условиях обстоятельств (непреодолимой силы). При этом нарушение
установленных законодательством Российской Федерации сроков исполнения
судебного акта само по себе не означает нарушения права на исполнение судебного
акта в разумный срок.
Присуждение компенсации за нарушение права на
исполнение судебного акта в разумный срок не зависит от наличия либо отсутствия
вины суда, органов, на которые возложены обязанности по исполнению судебных
актов, иных государственных органов, органов местного самоуправления и их
должностных лиц.
Согласно части 1 статьи 2 данного
Федерального закона компенсация за нарушение права на исполнение судебного акта
в разумный срок присуждается судом в денежной форме.
В силу части 8 статьи 3 указанного
Федерального закона, части 4 статьи 250 КАС РФ заявление о присуждении
компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок
может быть подано в суд до окончания производства по исполнению судебного акта,
предусматривающего обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы
Российской Федерации, или производства по принудительному исполнению судебного
акта, возлагающего на органы местного самоуправления обязанность исполнить иные
требования имущественного характера и (или) требования неимущественного
характера, но не ранее чем через шесть месяцев со дня истечения срока,
установленного федеральным законом для исполнения судебного акта, или не
позднее чем через шесть месяцев со дня окончания производства по исполнению
судебного акта.
В соответствии с частью 1 статьи 10 КАС РФ,
частью 1 статьи 6.1 ГПК РФ исполнение судебных актов осуществляется в разумные
сроки.
Как разъяснено в пункте 55 постановления
Пленума Верховного Суда РФ от 29 марта
2016 года № 11 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о
присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок
или права на исполнение судебного акта в разумный срок» при исчислении общей
продолжительности исполнения судебного акта учитывается период со дня
поступления в суд ходатайства (просьбы) лица, в пользу которого принят судебный
акт, взыскателя о направлении исполнительного листа и приложенных к нему
документов, предусмотренных пунктом 2 статьи 242.1 БК РФ или Законом об
исполнительном производстве, в орган, организацию или должностному лицу, на
которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, либо со дня
поступления от такого лица исполнительного листа и указанных документов в
орган, организацию или должностному лицу, на которые возложены обязанности по
исполнению судебных актов, до момента окончания производства по исполнению
судебного акта (часть 5 статьи 353 КАС РФ, части 1 и 3 статьи 428 ГПК РФ, пункт
6 статьи 242.2, пункт 8 статьи 242.3, пункт 7 статьи 242.4, пункт 7 статьи
242.5 БК РФ).
В силу разъяснений, данных в пункте 46
названного постановления Пленума Верховного Суда РФ, действия органов,
организаций или должностных лиц, на которых возложены обязанности по исполнению
судебного акта, признаются достаточными и эффективными, если они производятся в
целях своевременного исполнения такого акта.
При этом необходимо учитывать, в частности,
своевременность выдачи надлежащим образом оформленного исполнительного
документа, направления его и документов, предусмотренных статьей 242.1 БК РФ
или Законом об исполнительном производстве, судом или взыскателем в орган,
организацию или должностному лицу, на которых возложены обязанности по исполнению
судебных актов, а также выяснять, не вызвана ли задержка в выдаче или
направлении исполнительного документа поведением заявителя, например путем
непредставления им реквизитов банковского счета (часть 5 статьи 253 КАС РФ,
пункт 13 статьи 242.3, пункт 12 статьи 242.4, пункт 12 статьи 242.5 БК РФ).
Судом установлено, что решением Ульяновского
районного суда Ульяновской области от 18 августа 2016 года по гражданскому делу
№ *** удовлетворены исковые требования прокурора Ульяновского района
Ульяновской области, действующего в интересах Лебедевой З.М. - на Министерство
промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта
Ульяновской области (далее – Министерство) возложена обязанность обеспечить
Лебедеву З.М. специализированным благоустроенным жилым помещением
специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного
жилого помещения на территории муниципального образования «Ишеевское
городское поселение» Ульяновского района Ульяновской области.
Апелляционным определением судебной коллегии
по гражданским делам Ульяновского областного суда от 1 ноября 2016 года решение
Ульяновского районного суда Ульяновской области от 18 августа 2016 года
оставлено без изменения и вступило в законную силу.
14 ноября 2016 года помощником прокурора
Ульяновского района Ульяновской области был получен в суде исполнительный лист
серии ФС № ***.
Указанный исполнительный лист 28 ноября 2016
года был предъявлен к принудительному исполнению в МОСП по
исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Ульяновской
области.
В этот же день судебным
приставом-исполнителем МОСП по исполнению особых
исполнительных производств УФССП России по Ульяновской области на
основании указанного исполнительного документа вынесено постановление о
возбуждении исполнительного производства № ***-ИП в
отношении должника Министерства промышленности, строительства,
жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области.
Должнику установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований,
содержащихся в исполнительном документе. Должник предупрежден о том, что в
случае неисполнения исполнительного документа без уважительных причин в срок,
предоставленный для добровольного исполнения, и непредставления доказательств
того, что исполнение было невозможным вследствие чрезвычайных и
непредотвратимых обстоятельств, с него будет взыскан исполнительский сбор.
Определением Ульяновского районного суда
Ульяновской области от 24 апреля 2019 года произведена замена должника Министерства промышленности, строительства, жилищно-коммунального
комплекса и транспорта Ульяновской области на его правопреемника Министерство
строительства и архитектуры Ульяновской области.
Определением Ульяновского
районного суда Ульяновской области от 23 мая 2022 года произведена замена
должника Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области его
правопреемником Министерством жилищно-коммунального хозяйства и строительства
Ульяновской области.
В рамках исполнительного производства
судебным приставом-исполнителем в отношении должника неоднократно выносились
требования об исполнении судебного решения, устанавливались новые сроки
исполнения, должник привлекался к административной ответственности по части 1
статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Определением Ульяновского районного суда
Ульяновской области от 22 сентября 2022 года исполнение решения суда было
отсрочено до 2 сентября 2023 года. Вместе с
тем в соответствии с абзацем 3 п. 55 Постановления Пленума Верховного
Суда РФ от 29 марта 2016 года № 11 «О некоторых вопросах, возникающих при
рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на
судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный
срок» период предоставленной
судом отсрочки или рассрочки исполнения судебного акта включается в общую
продолжительность исполнения судебного акта (статья 358
КАС РФ, статья 324
АПК РФ, статья 434
ГПК РФ).
До настоящего времени решение Ульяновского
районного суда Ульяновской области от 18 августа 2016 года не исполнено.
С настоящим административным исковым заявлением
Лебедева З.М. обратилась в суд 5 июня 2023 года, т.е. в установленный частью 8 статьи 3
Федерального закона № 68-ФЗ, частью 4 статьи 250 КАС РФ срок.
Ранее решением Ульяновского областного суда
от 20 марта 2020 года в пользу Лебедевой З.М.
была присуждена компенсация за нарушение права на исполнение судебного
акта в разумный срок в размере 35 000 руб.
Решением Ульяновского областного суда от 29
ноября 2021 года в пользу Лебедевой З.М. была присуждена компенсация за
нарушение права на исполнение решения суда в разумный срок в размере
20 000 руб.
Общий срок неисполнения судебного решения с
даты возбуждения исполнительного производства (28 ноября 2016 года) по день
рассмотрения настоящего иска составляет 6 лет 7 мес. 2 дня.
Срок неисполнения решения суда со дня,
следующего за днем принятия последнего решения о присуждении компенсации (30
ноября 2021 года) по день рассмотрения настоящего иска – 1 год 7 мес.
Принимая во внимание изложенные
обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что указанный выше срок исполнения
судебного решения нельзя признать разумным.
Приведенные Министерством финансов
Ульяновской области в качестве причин, препятствующих исполнению решения суда,
обстоятельства свидетельствуют о том, что должником принимались определенные
меры по исполнению решения суда, однако эти действия нельзя признать
своевременными, достаточными и эффективными.
При таких обстоятельствах истец имеет право
на присуждение компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в
разумный срок.
В соответствии с пунктом 5 части 9 статьи 3
Федерального закона № 68-ФЗ при рассмотрении судом заявления о присуждении
компенсации за нарушение права на исполнение в разумный срок судебного акта,
возлагающего на федеральные органы государственной власти, органы государственной
власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные
органы и организации, наделенные отдельными государственными или иными
публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных
служащих обязанность исполнить иные требования имущественного характера и (или)
требования неимущественного характера, интересы Российской Федерации, субъекта
Российской Федерации, муниципального образования представляют соответствующий
финансовый орган и главный распорядитель средств соответствующего бюджета.
Согласно пункту 3 части 2 статьи 5 данного
Федерального закона судебное решение о присуждении компенсации за нарушение
права на исполнение в разумный срок судебного акта, предусматривающего
обращение взыскания на средства бюджета субъекта Российской Федерации или
местного бюджета, либо судебного акта, возлагающего на органы государственной
власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные
органы и организации, наделенные отдельными государственными или иными
публичными полномочиями субъекта Российской Федерации, органа местного
самоуправления, должностных лиц, государственных служащих органов
государственной власти субъектов Российской Федерации и муниципальных служащих
обязанность исполнить иные требования имущественного характера и (или)
требования неимущественного характера, исполняется соответствующим финансовым
органом.
Как разъяснено в пункте 63 постановления
Пленума Верховного Суда РФ от 29 марта
2016 г. № 11 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о
присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок
или права на исполнение судебного акта в разумный срок», в резолютивной части
решения о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный
срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок указывается на
взыскание денежных средств с соответствующего публично-правового образования в
лице соответствующего финансового органа за счет средств соответствующего
бюджета бюджетной системы Российской Федерации.
Следовательно, компенсация за нарушение права
на исполнение в разумный срок судебного акта должна быть взыскана с Ульяновской
области в лице Министерства финансов Ульяновской области за счет средств
бюджета Ульяновской области.
При определении размера компенсации, суд
учитывает положения части 2 статьи 2 Федерального закона № 68-ФЗ, в
соответствии с которой размер компенсации за нарушение права на исполнение
судебного акта в разумный срок определяется судом исходя из требований заявителя,
обстоятельств дела, по которому было допущено нарушение, продолжительности
нарушения и значимости его последствий для заявителя, а также с учетом
принципов разумности, справедливости.
Учитывая обстоятельства дела,
продолжительность срока исполнения судебного акта, значимость его последствий
для взыскателя, суд считает необходимым присудить истцу компенсацию за нарушение права на исполнение
судебного акта в разумный срок в размере 25 000 руб.
В силу части 4 статьи 4 Федерального закона №
68-ФЗ, части 3 статьи 259 КАС РФ решение суда в части присуждения компенсации
подлежит немедленному исполнению.
В соответствии со статьями 103, 111 КАС РФ в
пользу истца подлежат взысканию расходы по госпошлине.
Руководствуясь
статьями 175-180, 259 Кодекса административного судопроизводства Российской
Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
административное исковое заявление Лебедевой Зульфии Мансуровны удовлетворить
частично.
Взыскать с Ульяновской области в лице
Министерства финансов Ульяновской области за счет средств бюджета Ульяновской
области в пользу Лебедевой Зульфии Мансуровны компенсацию за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок
в размере 25 000 рублей, расходы по госпошлине в сумме 300 рублей.
В удовлетворении остальной части заявленных
требований Лебедевой Зульфии Мансуровны
отказать.
Решение подлежит исполнению Министерством
финансов Ульяновской области за счет средств бюджета Ульяновской области.
Решение суда в части присуждения компенсации
подлежит немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано в Четвертый
апелляционный суд общей юрисдикции через Ульяновский областной суд в течение
месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Трифонова Т.П.
Решение изготовлено
30 июня 2023 года.