Судебный акт
О признании незаконным бездействия, установлении ЗСО
Документ от 14.06.2023, опубликован на сайте 30.06.2023 под номером 106903, 2-я гражданская, о признании бездействия незаконным, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

У Л Ь Я Н О В С К И Й    О Б Л А С Т Н О Й   С У Д

 

73RS0021-01-2023-000039-66

Судья Кузнецова М.С.                                                                   Дело №33а-2697/2023

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ   ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

г. Ульяновск                                                                                          14 июня 2023 года

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Васильевой Е.В.,

судей Смирновой Ю.В., Логинова Д.А.,

при секретаре Каминской Ю.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ульяновской области на решение Сенгилеевского районного суда Ульяновской области от 27 февраля 2023 года по делу                         №2а-1-87/2023, которым постановлено:

в удовлетворении административных исковых требований Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ульяновской области к областному государственному бюджетному учреждению «Симбирский референтный центр ветеринарии и безопасности продовольствия», Ульяновскому областному фонду защиты животных «Флора и Лавра», Министерству имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области о признании незаконным бездействия, выразившегося в невыполнении обязательных требований санитарного законодательства о разработке проектов зон санитарной защиты объектов по содержанию (передержке) животных, обязании разработать проекты указанных зон отказать.

Заслушав доклад судьи Васильевой Е.В., пояснения представителя областного государственного бюджетного учреждения «Симбирский референтный центр ветеринарии и безопасности продовольствия», Ульяновского областного фонда защиты животных «Флора и Лавра» Самсоновой Н.И., не согласившейся с апелляционной жалобой, полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

установила:

 

Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ульяновской области (далее - Управление Роспотребнадзора по Ульяновской области) обратилось в суд с административным иском, уточненным в ходе судебного разбирательства, к ОГБУ «Симбирский референтный центр ветеринарии и безопасности продовольствия», Ульяновскому областному фонду защиты животных «Флора и Лавра» (далее – УОФЗЖ «Флора и Лавра») о признании незаконным бездействия, выразившегося в невыполнении обязательных требований санитарного законодательства о разработке проектов зон санитарной защиты объектов по содержанию (передержке) животных, обязании разработать проекты указанных зон.

В обоснование требований административный истец указал, что в Управление Роспотребнадзора по Ульяновской области в Ульяновском районе поступило обращение Р*** С.В. №*** от 14.10.2022 по вопросу осуществления деятельности УОФЗЖ «Флора и Лавра» по содержанию животных без владельцев (приюты) на территории частного сектора в Сенгилеевском и Тереньгульском районах Ульяновской области без разработанных санитарно-защитных зон, что нарушает права граждан на санитарно-эпидемиологическое благополучие.

В ходе рассмотрения данного обращения получен ответ от Агентства ветеринарии Ульяновской области (№***Исх.) о том, что на территории Ульяновской области функционирует 8 приютов, 6 из которых принадлежат УОФЗЖ «Флора и Лавра».

ОГБУ «Симбирский референтный центр ветеринарии и безопасности продовольствия» представил копии договоров с УОФЗЖ «Флора и Лавра» о безвозмездном пользовании недвижимым имуществом (исх.*** от 08.11.2022). На основании данных договоров недвижимое имущество предоставлено в пользование с целью временного размещения животных без владельцев (приют). Информация по санитарно-защитным зонам отсутствует. Согласно размещенной информации на сайте zakupki.gov.ru заказчиком государственного контракта №*** от 18.04.2022 на содержание животных является администрация города Ульяновска, а исполнителем - УОФЗЖ «Флора и Лавра».

Свою деятельность УОФЗЖ «Флора и Лавра» осуществляет по следующим адресам: Сенгилеевский район, г. Сенгилей, ул. Котовского, д. 33, кадастровый номер земельного участка ***, вид разрешенного использования - под ветстанцию; Тереньгульский район, р.п. Тереньга, ул. Степная, д.  6, кадастровый номер земельного участка ***, вид разрешенного использования - для размещения зданий и сооружений.

Полагает, что со стороны административных ответчиков имеет место бездействие, выразившееся в непринятии мер по соблюдению требований СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» по разработке санитарно-защитных зон.

Управление Роспотребнадзора по Ульяновской области просило признать противоправным бездействие ОГБУ «Симбирский референтный центр ветеринарии и безопасности продовольствия» и УОФЗЖ «Флора и Лавра», выразившееся в невыполнении обязательных требований санитарного законодательства о разработке проектов зон санитарной защиты приютов по содержанию (передержке) животных Сенгилеевского и Тереньгульского районов Ульяновской области; обязать административных ответчиков в течение 9 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить выполнение требований санитарного законодательства - разработать в соответствии с санитарным законодательством проекты зон санитарной защиты объектов, расположенных по адресам: Ульяновская область, Сенгилеевский район, г. Сенгилей, ул. Котовского, д. 33 (кадастровый номер земельного участка ***) и Ульяновская область, Тереньгульский район, р.п. Тереньга, ул. Степная, д. 6 (кадастровый номер земельного участка ***).

К участию в деле в качестве административного соответчика привлечено Министерство имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области; в качестве заинтересованных лиц – администрация города Ульяновска, Агентство ветеринарии Ульяновской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял вышеприведенное решение.

В апелляционной жалобе Управление Роспотребнадзора по Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его отменить, принять новое решение об удовлетворении административного иска в полном объеме.

Указывает, что судом не учтены доводы административного истца об использовании объектов недвижимости под пункты передержки животных УОФЗЖ «Флора и Лавра» и одновременно ОГБУ «Симбирский референтный центр ветеринарии и безопасности продовольствия» - для осуществления карантинных мероприятий по борьбе с бешенством. Утверждение административных ответчиков об использовании зданий под приюты опровергаются фактами временного содержания животных (не более 15 дней), а также невозможностью размещения на такой площади всех необходимых для приюта сооружений.

Спорные объекты, относящиеся к V классу опасности (ветлечебницы с содержанием животных, виварии, питомники, пункты передержки животных), находятся в населенных пунктах, в частном секторе, вокруг них расположены жилые дома, расстояние от них до зданий, переданных УОФЗЖ «Флора и Лавра», составляет менее 50 метров, что не соответствует законодательству. Однако оценка указанным обстоятельствам в решении не дана.

Выводы суда об отсутствии оснований для разработки санитарно-защитных зон по объектам недвижимости противоречит п.2.5 и                               п.3.3 СанПин 2.2.1/2.1.1200-03.

В возражениях на апелляционную жалобу ОГБУ «Симбирский референтный центр ветеринарии и безопасности продовольствия», УОФЗЖ «Флора и Лавра», Агентство ветеринарии Ульяновской области просят решение суда оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.

В заседание суда апелляционной инстанции не явились представители Управления Роспотребнадзора по Ульяновской области, Министерства имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области, заинтересованных лиц, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Судебная коллегия с учетом положений ст.150, ч.6 ст.226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений относительно апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом норм права, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований к отмене решения суда в связи со следующим.

В соответствии с ч.1 ст.218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно положениям п.1 ч.2 ст.227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействия) нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.

Как установлено судом, земельный участок с кадастровым номером ***, площадью 7206 кв.м, расположен по адресу: Ульяновская область, Сенгилеевский район, г. Сенгилей, ул. Котовского, д. 33; поставлен на кадастровый учет 20.01.1993; категория земель – земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; вид разрешенного использования – под ветстанцией; собственник с 04.03.2013 – Ульяновская область в лице Министерства имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области; находится с 05.04.2021 в постоянном (бессрочном) пользовании у ОГБУ «Симбирский референтный центр ветеринарии и безопасности продовольствия».

В пределах данного земельного участка находятся следующие объекты недвижимости:

- здание с кадастровым номером ***: поставлено на кадастровый учет 15.11.2011; площадь – 486,2 кв.м; назначение: нежилое; наименование – здание ветстанции; год завершения строительства – 1979; собственник с 05.05.2010 – Ульяновская область; находится с 23.03.2021 в оперативном управлении у ОГБУ «Симбирский референтный центр ветеринарии и безопасности продовольствия»;

- здание с кадастровым номером ***: поставлено на кадастровый учет 15.11.2011; площадь – 320 кв.м; назначение: нежилое; наименование – гараж; год завершения строительства – 1979; собственник с 05.05.2010 – Ульяновская область; находится с 23.03.2021 в оперативном управлении у ОГБУ «Симбирский референтный центр ветеринарии и безопасности продовольствия»;

- здание с кадастровым номером ***: поставлено на кадастровый учет 15.11.2011; площадь – 108,5 кв.м; назначение: нежилое; наименование – здание котельной; год завершения строительства – 1979; собственник с 05.05.2010 – Ульяновская область; находится с 23.03.2021 в оперативном управлении у ОГБУ «Симбирский референтный центр ветеринарии и безопасности продовольствия»;

- здание с кадастровым номером ***: поставлено на кадастровый учет 15.11.2011; площадь – 31,8 кв.м; назначение: нежилое; наименование – крематорий; год завершения строительства – 1979; собственник с 05.05.2010 – Ульяновская область; находится с 23.03.2021 в оперативном управлении у ОГБУ «Симбирский референтный центр ветеринарии и безопасности продовольствия».

Земельный участок с кадастровым номером *** площадью 4667 кв.м, расположен по адресу: Ульяновская область, Тереньгульский район, р.п. Тереньга, ул. Степная, д. 6; поставлен на кадастровый учет 30.07.2004; категория земель – земли населенных пунктов; вид разрешенного использования – для размещения зданий и сооружений; собственник с 18.02.2011 – Ульяновская область в лице Министерства имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области; находится с 05.04.2021 в постоянном (бессрочном) пользовании у ОГБУ «Симбирский референтный центр ветеринарии и безопасности продовольствия».

В пределах указанного земельного участка находятся следующие объекты недвижимости:

- здание с кадастровым номером ***: поставлено на кадастровый учет 12.09.2013; площадь – 387,5 кв.м; назначение: нежилое; наименование – здание ветлаборатории, ветстанции; год завершения строительства – 1993; собственник с 15.10.2010 – Ульяновская область; находится с 18.03.2021 в оперативном управлении у ОГБУ «Симбирский референтный центр ветеринарии и безопасности продовольствия»;

- здание с кадастровым номером ***: поставлено на кадастровый учет 15.11.2011; площадь – 65,9 кв.м; назначение: нежилое; наименование – здание ветсанэкспертизы; год завершения строительства – 1994; собственник с 15.10.2010 – Ульяновская область; находится с 18.03.2021 в оперативном управлении у ОГБУ «Симбирский референтный центр ветеринарии и безопасности продовольствия»;

- здание с кадастровым номером ***: поставлено на кадастровый учет 15.11.2011; площадь – 75 кв.м; назначение: нежилое; наименование – здание вивария; год завершения строительства – 1994; собственник с 15.10.2010 – Ульяновская область; находится с 18.03.2021 в оперативном управлении у ОГБУ «Симбирский референтный центр ветеринарии и безопасности продовольствия».

Находящиеся на данных земельных участках помещения в зданиях с кадастровыми номерами *** и *** переданы ОГБУ «Симбирский референтный центр ветеринарии и безопасности продовольствия» в безвозмездное пользование УОФЗЖ «Флора и Лавра» (том 1 л.д. 224-232).

Согласно уставу УОФЗЖ «Флора и Лавра», основной целью фонда является охрана окружающей среды, обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защита животных и птиц, а также содействие развитию ветеринарного дела и полное использование имеющегося потенциала в ветеринарии для обеспечения устойчивого ветеринарного благополучия в области (том 1 л.д. 141-146).

Между администрацией города Ульяновска (заказчик) и УОФЗЖ «Флора и Лавра» (исполнитель) 18.04.2022 был заключен муниципальный контракт (том 1 л.д. 82-109), согласно которому исполнитель по заданию заказчика оказывал услуги по отлову и содержанию животных без владельцев на территории Заволжского района г.Ульяновска в объеме, установленном в спецификации к данному контракту.

Согласно п.1.3 муниципального контракта оказание услуг производится в соответствии с контрактом, с установленными требованиями, предъявляемыми к каждому виду услуг в соответствии со спецификацией, нормативно-техническими документами, а также в соответствии с постановлением Правительства Ульяновской области от 19.12.2019 №740-П «Об утверждении Положения о порядке осуществления деятельности по обращению с животными без владельцев на территории Ульяновской области» и Техническим заданием.

Пунктом 1.2 Технического задания на организацию работ по отлову и содержанию животных без владельцев на территории Заволжского района г.Ульяновска, являющегося приложением № 1 к муниципальному контракту (том 1 л.д. 94), в целях обеспечения безопасности граждан от неблагоприятного физического, психологического и иного воздействия животных без владельцев, сохранения благополучного санитарно-эпидемиологического и эпизоотического состояния территории муниципального образования «город Ульяновск», заказчик поручает, а исполнитель обязуется с надлежащим качеством оказать услуги по отлову и содержанию животных без владельцев на территории Заволжского района г.Ульяновска.

Дополнительным соглашением №*** от 2812.2022 муниципальный контракт от 18.04.2022 на оказание услуг по отлову и содержанию животных без владельцев на территории Заволжского района г. Ульяновска был расторгнут по соглашению сторон.

14.02.2023 между администрацией города Ульяновска (заказчик) и УОФЗЖ «Флора и Лавра» (исполнитель) был заключен новый контракт, по которому исполнитель обязался по заданию заказчика оказать услуги по отлову и содержанию животных без владельцев на территории Заволжского и Железнодорожного районов г. Ульяновска.

Названные обстоятельства установлены также по гражданскому делу №2-3-58/2023 Ульяновского районного суда Ульяновской области по исковому заявлений Управления Роспотребнадзора по Ульяновской области к ОГБУ «Симбирский референтный центр ветеринарии и безопасности продовольствия», УОФЗЖ «Флора и Лавра» о признании незаконной деятельности по содержанию приюта для животных без владельцев, обязании осуществить вывоз животных, находящихся в приюте. Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Ульяновского областного суда от 06.06.2023 (дело №33-2731/2023) в удовлетворении искового заявления Управления Роспотребнадзора по Ульяновской области отказано.

Как усматривается из материалов дела, переданные ОГБУ «Симбирский референтный центр ветеринарии и безопасности продовольствия» в пользование УОФЗЖ «Флора и Лавра» помещения в здании с кадастровым номером ***, назначение: нежилое; наименование – крематорий; год завершения строительства – 1979, и помещения в здании с кадастровым номером ***, назначение: нежилое, наименование – здание вивария, год завершения строительства – 1994, используются для целей временного размещения животных без владельцев (приюты).

Принимая по делу решение об отказе в удовлетворении требований административного истца, суд пришел к выводу об отсутствии доказательств, свидетельствующих о необходимости разрабатывать санитарно-защитные зоны для приютов, в качестве которых используются помещения, переданные УОФЗЖ «Флора и Лавра» в безвозмездное пользование. При этом суд не усмотрел оснований для вывода о нарушении административными ответчиками требований п.2.5 и п.3.3 СанПин 2.2.1/2.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» при эксплуатации спорных зданий.

Судебная коллегия с данным выводом суда соглашается.

Здание с кадастровым номером ***, расположенное на земельном участке по адресу: Ульяновская область, Сенгилеевский район, г. Сенгилей, ул. Котовского, д. 33, передано ОГБУ «Симбирский референтный центр ветеринарии и безопасности продовольствия» от ОГУ «Сенгилеевская районная станция по борьбе с болезнями животных» в соответствии с распоряжением Правительства Ульяновской области от 08.11.2007 №692-пр «О приеме имущества ликвидируемых федеральных государственных учреждений ветеринарии в государственную собственность Ульяновской области, и с момента передачи оно не использовалось в качестве крематория.

Здание с кадастровым номером ***, расположенное на земельном участке по адресу: Ульяновская область, Тереньгульский район, р.п. Тереньга, ул. Степная, д. 6, передано ОГБУ «Симбирский референтный центр ветеринарии и безопасности продовольствия» также на основании названного распоряжения.

Названные здания используются ответчиками для приютов животных. Доказательств наличия оснований для применения в отношении данных объектов требований п.2.5 и п.3.3 СанПин 2.2.1/2.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» не имеется.

Изложенные в апелляционной жалобе доводы направлены на переоценку установленных судом обстоятельств, оснований для чего судебная коллегия не усматривает.

Принятое по делу решение является правильным, судом верно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, полно и объективно исследованы представленные доказательства, надлежаще применены нормы материального и процессуального права, регулирующие спорные правоотношения, процессуальных нарушений, влекущих безусловную отмену решения, не допущено.

Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда не имеется.

Руководствуясь ст.309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила:

 

решение Сенгилеевского районного суда Ульяновской области от 27 февраля 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ульяновской области – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, через суд первой инстанции.

 

Председательствующий                                     

 

Судьи

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 26.06.2023.