Судебный акт
Обеспечение медицинскими изделиями
Документ от 27.06.2023, опубликован на сайте 29.06.2023 под номером 106866, 2-я гражданская, о возложении обязанности обеспечить медицинскими изделиями, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Денисова М.А.                                                   73RS0001-01-2023-000139-50

Дело № 33-2860/2023

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                      27 июня 2023 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Мирясовой Н.Г.,

судей Карабанова А.С., Богомолова С.В.,

при секретаре Абросимовой А.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства здравоохранения Ульяновской области на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 10 марта 2023 года по гражданскому делу № 2-740/2023, по которому постановлено:

 

исковые требования прокурора Засвияжского района города Ульяновска, действующего в интересах несовершеннолетнего Янтушкина Игоря Алексеевича, - удовлетворить частично.

Обязать  Государственное учреждение здравоохранения «Детская городская клиническая больница города Ульяновска» выписывать Янтушкину Игорю Алексеевичу рецепты на обеспечение сенсорами для системы непрерывного мониторинга глюкозы FreeStyleLibre из расчета 1 сенсор на 14 дней, 26 сенсоров в год, стерильными ланцетами в соответствии с нуждаемостью по медицинским показаниям до момента отмены осуществления самоконтроля гликемии, шприц-ручкой для введения инсулина с шагом введения 0,5 Ед/мл.

Обязать Министерство здравоохранения Ульяновской области обеспечивать  Янтушкина Игоря Алексеевичасенсорами для системы непрерывного мониторинга глюкозы FreeStyleLibre из расчета 1 сенсор на 14 дней, 26 сенсоров в год, стерильными ланцетами в соответствии с нуждаемостью по медицинским показаниям до момента отмены осуществления самоконтроля гликемии, шприц-ручкой для введения инсулина с шагом введения 0,5 Ед/мл.

Взыскать с Министерства здравоохранения Ульяновской области в пользу Янтушкиной Елены Андреевны, действующей в интересах несовершеннолетнего Янтушкина Игоря Алексеевича, компенсацию  морального вреда в размере 5000 руб.

В удовлетворении остальной части иска – отказать.

Решение в части возложения обязанности выписать рецепты и обеспечить медицинскими изделиями подлежит немедленному исполнению.

 

Заслушав доклад судьи Карабанова А.С., пояснения прокурора Макейкиной Е.В., полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия,

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Прокурор Засвияжского района г. Ульяновска, действуя в интересах несовершеннолетнего Янтушкина И.А., обратился в суд с уточненным в ходе рассмотрения дела иском, к Министерству здравоохранения Ульяновской области, Государственному учреждению здравоохранения «Детская городская клиническая больница города Ульяновска» (далее – ГУЗ ДГКБ) о возложении обязанности выписывать льготные рецепты и обеспечить медицинскими изделиями.

Требования мотивированы тем, что несовершеннолетнему Янтушкину И.А., 14.05.2017 года рождения, страдающему сахарным диабетом, рекомендована система флеш-мониторинга уровня глюкозы в крови. До настоящего времени Министерством здравоохранения Ульяновской области меры, направленные на обеспечение Янтушкина И.А. системой непрерывного мониторирования гликемии, не приняты. Льготные рецепты на получение системы непрерывного мониторирования гликемии ГУЗ ДГКБ также не выписываются.

Кроме того, несовершеннолетний при нуждаемости в силу возраста в шприц-ручках для введения инсулина с шагом введения 0,5 Ед/мл ответчиками обеспечивается в таковых с шагом введения 1 Ед/мл.

С учетом изложенного, прокурор Засвияжского района г.Ульяновска просил суд обязать ГУЗ ДГКБ выписывать Янтушкину И.А. льготные рецепты на сенсоры для системы непрерывного мониторинга глюкозы FreeStyleLibre в количестве 2 сенсора в месяц, 26 сенсоров в год, на стерильные ланцеты в соответствии с нуждаемостью по медицинским показаниям до момента отмены осуществления самоконтроля гликемии; на шприц-ручку для введения инсулина с шагом введения 0,5 Ед/мл; обязать Министерство здравоохранения Ульяновской области бесплатно обеспечивать Янтушкина И.А. сенсорами для системы непрерывного мониторинга глюкозы FreeStyleLibre в количестве 2 сенсора в месяц, 26 сенсоров в год, стерильными ланцетами в соответствии с нуждаемостью по медицинским показаниям до момента отмены осуществления самоконтроля гликемии; шприц-ручкой для введения инсулина с шагом введения 0,5 Ед/мл; взыскать с ГУЗ ДГКБ и Министерства здравоохранения Ульяновской области в пользу Янтушкиной Е.А., компенсацию морального вреда, причиненного Янтушкину И.А., по 5000 руб. в каждого. Также просил обратить решение к немедленному исполнению в части выписывания льготных рецептов и обеспечения медицинскими изделиями.

Судом к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ФКУ «ГБ МСЭ по Ульяновской области», ГУ «Ульяновская государственная аптека».

Суд первой инстанции, рассмотрев дело по существу, принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Министерство здравоохранения Ульяновской области просит отменить решение суда и принять новое решение. В обоснование жалобы указывает, что в настоящее время производить выписку системы непрерывного мониторирования гликемии «Фристайл Либра» (флеш-мониторинг), а также обеспечивать данной системой, не представляется возможным, так как данная система не включена на законодательном уровне ни в один льготный перечень. Отмечает, что ежемесячное обеспечение расходными материалами к инсулиновой помпе за счет средств обязательного медицинского страхования, в том числе в рамках оказания медицинской помощи в условиях круглосуточного и дневного стационаров не осуществляется. Указанное медицинское изделие не входит в Территориальную программу государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Ульяновской области и не могут быть предоставлены на бесплатной основе по рецепту врача. Средства на осуществление закупок и организацию обеспечения граждан льготными медицинскими изделиями носят целевой характер. Закупка данного медицинского изделия, который не включен ни в один льготный перечень, приведет к нарушению бюджетного законодательства и повлечет наложение административного штрафа на должностных лиц. Кроме того Министерство считает сумму заявленной компенсации в размере 5000 руб. необоснованно завышенной, поскольку истцом не представлено медицинского обоснования невозможности продолжить жизнедеятельность без препарата, или достоверные сведения халатности и бездействия сотрудников Министерства.

В возражениях на апелляционную жалобу Янтушкина Е.А. просит решение суда оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.

В соответствии со статьями 167, 327 ГПК РФ судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, которые надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения в пределах доводов, изложенных в жалобе (часть 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда.

Из материалов дела следует и судом установлено, что Янтушкин И.А., 14.05.2017 года рождения, является инвалидом категории «ребенок-инвалид» (л.д. 23), страдает заболеванием инсулинозависимый сахарный диабет 1 типа без осложнений.

Из выписного эпикриза ГУЗ «УОДКБ им. Ю.Ф. Горячева» от 11.11.2022 следует, что Янтушкину И.А. рекомендован постоянный контроль гликемии системой флеш-мониторинга уровня глюкозы (л.д. 24).

Решением врачебной комиссии ГУЗ ДГКБ от 25.11.2022 (протокол № 109/273) по жизненным показаниям Янтушкину И.А. установлена нуждаемость в обеспечении медицинскими изделиями – сенсорами для системы непрерывного мониторинга FreeStylе Libre из расчета 1 сенсор на 14 дней на регулярной основе – 26 сенсоров в год (л.д. 20-21).

Нуждаемость Янтушкина И.А. в системе непрерывного мониторирования гликемии Freestyle Libre (Flash-мониторинг) в ходе рассмотрения дела сторонами также не оспаривалась.

Кроме того, на основании показаний допрошенной в качестве свидетеля детского эндокринолога Давыдовой А.С. судом установлено, что, исходя из возраста Янтушкина И.А., ему рекомендуется шприц-ручка для введения инсулина с шагом 0,5 ЕД/мл. Использование шприц-ручки с шагом 1 ЕД/мл, которыми обеспечивается истец, не обеспечивает достижение необходимого уровня глюкозы в крови, при таком использовании ребенок доходит до состояния гипогликемии, либо гипергликемии.

Судом первой инстанции также установлено, что в силу имеющегося заболевания и по рекомендации врача несовершеннолетнему также проводится постоянная диагностика уровня сахара в крови с использованием глюкометра. Техническими характеристиками глюкометра в качестве принадлежностей глюкометра предусмотрены ланцеты для прокалывателя.

Как следует из материалов дела, на период рассмотрения дела в суде первой инстанции Янтушкин И.А. медицинскими изделиями системы непрерывного мониторирования гликемии Freestyle Libre (Flash-мониторинг) шприц-ручкой с шагом 0,5 ЕД и ланцетами для глюкометра на постоянной основе не обеспечивался.

Разрешая спор, суд первой инстанции сослался на нормы Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 № 890, и исходил из того, что ребенок в связи с имеющимся у него заболеванием (сахарный диабет) имеет право на бесплатное получение медицинских изделий по рецептам врача (фельдшера), в связи с чем суд первой инстанции пришел к выводу о наличии оснований для возложения на ГУЗ ДГКБ обязанности выписывать Янтушкину И.А. рецепты на обеспечение сенсорами для системы непрерывного мониторирования глюкозы FreeStyleLibre (Flash-мониторинг), стерильными ланцетами к глюкометру и шприц-ручкой для введения инсулина с шагом введения 0,5 Ед/мл, а на Министерство здравоохранения Ульяновской области – бесплатно обеспечивать его указанными медицинскими изделиями.

Судебная коллегия считает, что выводы суда первой инстанции основаны на правильном толковании и применении норм материального права, регулирующих спорные отношения.

Согласно части 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Таким образом, здоровье как неотъемлемое и неотчуждаемое благо, принадлежащее человеку от рождения и охраняемое государством, Конституция Российской Федерации относит к числу конституционно значимых ценностей, гарантируя каждому право на охрану здоровья, медицинскую и социальную помощь.

Базовым нормативным правовым актом, регулирующим отношения в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, является Федеральный закон от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

В силу статьи 4 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» охрана здоровья в Российской Федерации основывается на ряде принципов, в числе которых соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья.

Источниками финансового обеспечения в сфере охраны здоровья являются средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, средства обязательного медицинского страхования, средства организаций и граждан, средства, поступившие от физических и юридических лиц, в том числе добровольные пожертвования, и иные не запрещенные законодательством Российской Федерации источники (статья 82 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

К числу прав граждан в сфере охраны здоровья относится в том числе право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования (часть 2 статьи 19 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

Статьей 29 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» определены способы обеспечения охраны здоровья граждан. В частности, организация охраны здоровья осуществляется путем обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 5 части 1 статьи 29 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

Медицинскими изделиями являются любые инструменты, аппараты, приборы, оборудование, материалы и прочие изделия, применяемые в медицинских целях отдельно или в сочетании между собой, а также вместе с другими принадлежностями, необходимыми для применения указанных изделий по назначению, включая специальное программное обеспечение, и предназначенные производителем для профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации заболеваний, мониторинга состояния организма человека, проведения медицинских исследований, восстановления, замещения, изменения анатомической структуры или физиологических функций организма, предотвращения или прерывания беременности, функциональное назначение которых не реализуется путем фармакологического, иммунологического, генетического или метаболического воздействия на организм человека. Медицинские изделия могут признаваться взаимозаменяемыми, если они сравнимы по функциональному назначению, качественным и техническим характеристикам и способны заменить друг друга (часть 1 статьи 38 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

Правовые и организационные основы предоставления государственной социальной помощи отдельным категориям граждан установлены Федеральным законом от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (далее – Закон № 178-ФЗ).

Статьей 6.1 Закона № 178-ФЗ определен исчерпывающий перечень категорий граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 6.2 названного федерального закона в состав набора социальных услуг включена социальная услуга по обеспечению в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия.

Правительство Российской Федерации утверждает перечень лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе лекарственных препаратов для медицинского применения, назначаемых о решению врачебных комиссий медицинских организаций, перечень медицинских изделий, перечень специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов, обеспечение которыми осуществляется в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 6.2, и порядки формирования таких перечней (часть 2 статьи 6.2 Закона № 178-ФЗ).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 года № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» утвержден Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, согласно которому право на получение всех лекарственных средств по рецептам врачей бесплатно имеют дети-инвалиды в возрасте до 18 лет.

Нуждаемость Янтушкина И.А. в применении системы непрерывного мониторинга гликемии Freestyle Libre (Flash-мониторинг) подтверждена представленными в материалы дела медицинскими документами и свидетельскими показаниями лечащего врача.

С учетом изложенного вывод о наличии правовых оснований для обеспечения Янтушкина И.А. необходимыми ему медицинскими изделиями следует признать соответствующим нормам Закона Российской Федерации «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» и Федерального закона «О государственной социальной помощи».

Доводы апелляционных жалоб ответчика о том, что обеспечение истца указанными медицинскими изделиями за счет средств обязательного медицинского страхования, в том числе в рамках оказания медицинской помощи в условиях круглосуточного и дневного стационаров, не осуществляется, отклоняются судебной коллегией ввиду следующего.

Согласно Конвенции о правах ребенка, одобренной Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г. (далее - Конвенция о правах ребенка, вступила в силу для СССР 15 сентября 1990 г.), государства-участники признают, что каждый ребенок имеет неотъемлемое право на жизнь. Государства-участники обеспечивают в максимально возможной степени выживание и здоровое развитие ребенка (статья 6 Конвенции о правах ребенка).

Государства-участники признают право ребенка на пользование наиболее совершенными услугами системы здравоохранения и средствами лечения болезней и восстановления здоровья. Государства-участники стремятся обеспечить, чтобы ни один ребенок не был лишен своего права на доступ к подобным услугам системы здравоохранения (пункт 1 статьи 24 Конвенции о правах ребенка).

Государства-участники Конвенции о правах инвалидов (принята Генеральной Ассамблеей ООН 13 декабря 2006 г., ратифицирована Российской Федерацией 25 октября 2012 г.) признавая, что дети-инвалиды должны в полном объеме пользоваться всеми правами человека и основными свободами наравне с другими детьми, и напоминая в этой связи об обязательствах, взятых на себя государствами-участниками Конвенции о правах ребенка (пункт «г» преамбулы), согласились с тем, что они принимают все необходимые меры для обеспечения полного осуществления детьми-инвалидами всех прав человека и основных свобод наравне с другими детьми. Во всех действиях в отношении детей-инвалидов первоочередное внимание уделяется высшим интересам ребенка (пункты 1, 2 статьи 7 данной конвенции).

В соответствии с частью 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (статья 18 Конституции Российской Федерации).

Государственная политика в интересах детей является приоритетной и основана на принципах поддержки семьи в целях обеспечения обучения, воспитания, отдыха и оздоровления детей, защиты их прав, подготовки их к полноценной жизни в обществе (абзац третий части 2 статьи 4 Федерального закона от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»).

В целях обеспечения прав детей на охрану здоровья, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения осуществляются мероприятия по оказанию детям бесплатной медицинской помощи, предусматривающей оздоровление детей, профилактику, диагностику и лечение заболеваний, в том числе диспансерное наблюдение, медицинскую реабилитацию детей-инвалидов и детей, страдающих хроническими заболеваниями, и санаторно-курортное лечение детей (статья 10 Федерального закона от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»).

Из приведенных норм следует, что право на жизнь и охрану здоровья относится к числу общепризнанных, основных, неотчуждаемых прав и свобод человека, подлежащих государственной защите. Политика Российской Федерации как социального государства направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь человека, возможность реализации им своих прав, в том числе и на охрану здоровья. При этом приоритетной является защита права ребенка и особенно ребенка-инвалида на доступ к наиболее совершенным услугам системы здравоохранения, средствам лечения болезней и восстановления здоровья.

Как разъяснено в Обзоре практики рассмотрения судами дел по спорам, связанным с реализацией мер социальной поддержки отдельных категорий граждан, утвержденным Президиумом Верховного Суда РФ 17.06.2020, действующим правовым регулированием предусмотрено обеспечение детей-инвалидов всеми лекарственными препаратами по рецептам врачей бесплатно, в том числе лекарственными препаратами, не входящими в перечень жизненно необходимых и важнейших препаратов для медицинского применения.

Исследование уровня глюкозы в крови методом непрерывного мониторирования, о котором ставится вопрос в иске прокурора, предусмотрено Стандартом медицинской помощи детям при сахарном диабете 1 типа (диагностика и лечение), утвержденным приказом Минздрава России от 22.01.2021 № 22н (п.2.2 Стандарта).

Метод непрерывного мониторирования глюкозы в крови также предусмотрен Клиническими рекомендациями Министерства здравоохранения Российской Федерации по лечению сахарного диабета 1 типа

Поскольку система непрерывного мониторирования гликемии Freestyle Libre (Flash-мониторинг) является средством диагностики при непрерывном мониторировании глюкозы, судебная коллегия приходит к выводу, что данные медицинские изделия могут быть выписаны истцу с учетом ее нуждаемости в непрерывном мониторинге уровня глюкозы.

Судебная коллегия отмечает, что обеспечение ребенка-инвалида необходимой ему по жизненным показаниям системой непрерывного мониторирования уровня глюкозы в крови не может ставиться в зависимость от включения указанного вида медицинского изделия в Перечень медицинских изделий, отпускаемых по рецептам на медицинские изделия при предоставлении набора социальных услуг, на который ссылаются авторы апелляционных жалобы, поскольку иное толкование вышеприведенных норм права приведет к нарушению гарантированного конституцией права ребенка-инвалида на охрану его здоровья.

Верно установив тот факт, что не обеспечение Янтушкина И.А. полагающимися ему по жизненным показаниям медицинскими изделиями произошло по вине ответчика Министерства здравоохранения Ульяновской области,, суд сделал правильный вывод о наличии предусмотренных законом оснований для взыскания с Министерства здравоохранения Ульяновской области в пользу истца компенсации морального вреда.

Пунктом 2 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что неотчуждаемые права и свободы человека и другие нематериальные блага защищаются гражданским законодательством, если иное не вытекает из существа этих нематериальных благ.

Пунктом 1 статьи 150 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, неприкосновенность жилища, личная и семейная тайна, свобода передвижения, свобода выбора места пребывания и жительства, имя гражданина, авторство, иные нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом.

Согласно части 1 статьи 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

По смыслу приведенных правовых норм, по общему правилу обязательными условиями наступления ответственности за причинение вреда (как материального, так и морального вреда) являются противоправность поведения причинителя вреда, вина и причинно-следственная связь между названными действиями и причиненным вредом.

Согласно пунктам 1, 2 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации, определяющей общие основания гражданско-правовой ответственности за причинение вреда, вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине. Законом может быть предусмотрено возмещение вреда и при отсутствии вины причинителя вреда.

В силу пункта 1 статьи 1099 Гражданского кодекса Российской Федерации основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяются правилами, предусмотренными главой 59 (статьи 1064 - 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации) и статьей 151 Гражданского кодекса Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 2 статьи 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.

С учетом указанных требований закона, суд пришел к верному выводу о том, что бездействие Министерства здравоохранения Ульяновской области, выразившееся в не обеспечении Янтушкина И.А. полагающимися ему медицинскими изделиями существенно нарушает личные неимущественные права истца с учетом индивидуальных особенностей, состояния здоровья истца.

Учитывая все вышеприведенные обстоятельства, суд пришел к обоснованному выводу взыскании в пользу истца компенсации морального вреда в размере до 5000 руб.

Вопреки доводам апелляционной жалобы определенный судом размер компенсации морального вреда отвечает принципам разумности и справедливости и обстоятельствам дела.

Как разъяснено в п.п. 26-28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 15.11.2022 № 33 «О практике применения судами норм о компенсации морального вреда», определяя размер компенсации морального вреда, суду необходимо, в частности, установить, какие конкретно действия или бездействие причинителя вреда привели к нарушению личных неимущественных прав заявителя или явились посягательством на принадлежащие ему нематериальные блага и имеется ли причинная связь между действиями (бездействием) причинителя вреда и наступившими негативными последствиями, форму и степень вины причинителя вреда и полноту мер, принятых им для снижения (исключения) вреда.

Тяжесть причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом заслуживающих внимания фактических обстоятельств дела, к которым могут быть отнесены любые обстоятельства, влияющие на степень и характер таких страданий. При определении размера компенсации морального вреда судам следует принимать во внимание, в частности: существо и значимость тех прав и нематериальных благ потерпевшего, которым причинен вред (например, характер родственных связей между потерпевшим и истцом); характер и степень умаления таких прав и благ (интенсивность, масштаб и длительность неблагоприятного воздействия), которые подлежат оценке с учетом способа причинения вреда (например, причинение вреда здоровью способом, носящим характер истязания, унижение чести и достоинства родителей в присутствии их детей), а также поведение самого потерпевшего при причинении вреда (например, причинение вреда вследствие провокации потерпевшего в отношении причинителя вреда); последствия причинения потерпевшему страданий, определяемые, помимо прочего, видом и степенью тяжести повреждения здоровья, длительностью (продолжительностью) расстройства здоровья, степенью стойкости утраты трудоспособности, необходимостью амбулаторного или стационарного лечения потерпевшего, сохранением либо утратой возможности ведения прежнего образа жизни.

При определении размера компенсации морального вреда суду необходимо устанавливать, допущено причинителем вреда единичное или множественное нарушение прав гражданина или посягательство на принадлежащие ему нематериальные блага.

Под индивидуальными особенностями потерпевшего, влияющими на размер компенсации морального вреда, следует понимать, в частности, его возраст и состояние здоровья, наличие отношений между причинителем вреда и потерпевшим, профессию и род занятий потерпевшего.

Моральный вред, причиненный лицу, не достигшему возраста восемнадцати лет, подлежит компенсации по тем же основаниям и на тех же условиях, что и вред, причиненный лицу, достигшему возраста восемнадцати лет.

Исходя из степени тяжести причиненных несовершеннолетнему Янтушкину И.А. в результате не обеспечения его необходимыми по жизненным показаниям медицинскими изделиями негативных последствий для здоровья, возраста истца, учитывая материальное положение ответчика, судебная коллегия считает разумным и достаточным взысканный размер компенсации морального вреда в сумме 5000 руб., в связи с чем оснований для дальнейшего снижения размера компенсации морального вреда не имеется.

Выводы суда мотивированы, соответствуют собранным по делу доказательствам и оснований для признания их неправильными не имеется.

Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, были предметом исследования суда первой инстанции и необоснованность их отражена в судебном решении с изложением соответствующих мотивов.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный законы применены судом правильно.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

 

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 10 марта 2023 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства здравоохранения Ульяновской области – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в течение трех месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации через Ленинский районный суд города Ульяновска.

 

Председательствующий

 

Судьи:       

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 28.06.2023