Судебный акт
Оспаривание кадастровой стоимости
Документ от 08.06.2023, опубликован на сайте 27.06.2023 под номером 106772, 1-я гражданская, , Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО

                                                            Дело № 3а-23/2023

73OS0000-01-2022-000024-69

 

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ  РОССИЙСКОЙ  ФЕДЕРАЦИИ

 

8 июня  2023 года                                                                            г.Ульяновск

 

Ульяновский областной суд в составе:

судьи Трифоновой Т.П.,

при секретаре Шапошниковой М.В.,

 

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Водстрой» к областному государственному бюджетному учреждению «Бюро технической инвентаризации и государственной кадастровой оценки», Министерству имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области, ППК «Роскадастр»  о признании незаконным решения областного государственного бюджетного учреждения «Центр государственной кадастровой оценки» об отказе в установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости, установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости,

 

у с т а н о в и л :

 

ООО «Водстрой»  обратилось в суд с административным исковым заявлением к ОГБУ «Центр государственной кадастровой оценки» (после переименования ОГБУ «Бюро технической инвентаризации и государственной кадастровой оценки, далее также – ОГБУ «БТИГКО»), Министерству строительства и архитектуры Ульяновской области, ФГБУ «ФКП Росреестра»  о признании незаконным решения областного государственного бюджетного учреждения «Центр государственной кадастровой оценки» № ОРС-*** от 17 декабря 2021 года об отказе в установлении кадастровой стоимости земельного участка, кадастровый номер ***, расположенного по адресу: ***,  в размере его рыночной стоимости, установлении кадастровой стоимости указанного земельного участка в размере его рыночной стоимости, равной 383 218 руб.

Требования мотивировало тем, что является собственником указанного земельного участка.

Кадастровая стоимость земельного участка утверждена в размере 1 928 068 руб. 74 коп.

Согласно отчету об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости, составленному ООО «Центр судебной экспертизы»,  рыночная стоимость земельного участка по состоянию на 21 июля 2021 года составляет 383 218 руб.

Общество  обратилось в ОГБУ «Центр государственной кадастровой оценки» с заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости, определенной отчетом оценщика, однако решением ОГБУ «Центр государственной кадастровой оценки» № *** от 17 декабря 2021 года ему было отказано в установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости ввиду несоответствия представленного отчета об оценке положениям Федерального закона от 29 июня 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».

Данное решение истец просил признать незаконным, установить кадастровую стоимость земельного участка с размере его рыночной стоимости 383 218 руб., обязать ответчиков внести в ЕГРН сведения о кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости, взыскать с ОГБУ «БТИГКО» расходы по госпошлине в сумме 2000 руб.

Судом к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен  оценщик Мальчихина Е.В.

Определением суда от 6 марта 2023 года произведена замена Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области его правопреемником – Министерством имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области, ФГБУ «ФКП Росреестра» его правопреемником – ППК  «Роскадастр».

В ходе рассмотрения дела представитель истца Емельянова В.Г. заявленные требования поддержала по основаниям, изложенным в административном иске.

Представитель ОГБУ «БТИГКО» Елистратова А.В. исковые требования не признала, указывая на законность принятого учреждением решения. 

С выводами проведенной по делу экспертизы не согласна. В частности, не согласна с выводом судебного эксперта, который расценил указанное в решении учреждения нарушение № 3 как техническую ошибку.

Также указывает на то, что требование  об установлении рыночной стоимости объекта недвижимости не является самостоятельным требованием и не может быть удовлетворено отдельно от требования, связанного с обжалованием решения уполномоченного органа. 

Представители Министерства  имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области, ППК «Роскадастр»,  Управления Росреестра по Ульяновской области, Правительства Ульяновской области, ООО «Центр судебной экспертизы», оценщик Мальчихина Е.В.   в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

С учетом положений статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся в судебное заседание лиц, извещенных о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом.

Выслушав  пояснения представителей истца и ОГБУ «БТИГКО», исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно статье 65 Земельного кодекса Российской использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость), арендная плата, а также иная плата, предусмотренная настоящим Кодексом.

В соответствии со статьей 66 Земельного кодекса Российской Федерации рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности (пункт 1).

Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка  (пункт 2).

В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной кадастровой оценке (пункт 3).

Судом установлено, что ООО «Водстрой» является собственником земельного участка с кадастровым номером ***, площадью 2725 кв.м, расположенного по адресу: ***, 64А (л.д. 9-11 т.1).

На момент обращения истца в суд действующей являлась кадастровая стоимость земельного участка в размере 1 928 068 руб. 74 коп., установленная актом ОГБУ «БТИГКО» № *** от 29 марта 2021 года по состоянию на 12 марта 2021 года.  Дата начала применения указанной кадастровой стоимости – 12 марта 2021 года (л.д. 79 т.1).

Согласно отчету об определении рыночной стоимости № *** от 17 ноября 2021 года, составленному ООО «Центр судебной экспертизы» (оценщик Мальчихина Е.В.), рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером *** по состоянию на 21 июля 2021 года составила 383 218 руб.

Приказом Министерства имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области от 25 ноября 2022 года № 263-пр «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости в отношении всех учтенных в Едином государственном реестре недвижимости земельных участков, расположенных в границах территории Ульяновской области» кадастровая стоимость земельного участка по состоянию на 1 января 2022 года утверждена в размере 1 102 208 руб. (ячейка 38 910, № п/п 235 555).

Дата начала применения указанной кадастровой стоимости – 1 января 2023 года.

Таким образом, кадастровая стоимость в размере 1 928 068 руб. 74 коп., определенная по состоянию на 12 марта 2021 года,  в настоящее время является архивной.

В соответствии с разъяснениями, изложенными в абзацах 1 и 2 пункта 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», при изменении кадастровых сведений ранее внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения сохраняются (далее – архивные сведения).

Требование о пересмотре кадастровой стоимости, ставшей архивной, может быть рассмотрено по существу, если на дату обращения в Комиссию или в суд сохраняется право на применение результатов такого пересмотра для целей, установленных законодательством.

В данном случае размер кадастровой стоимости земельного участка влияет на размер налоговых платежей. Таким образом, размер кадастровой стоимости затрагивает права истца.

Порядок установления кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости регламентирован статьей 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» (далее Закон о государственной кадастровой оценке, Закон № 237-ФЗ).

Постановлением Правительства Ульяновской области от 21 декабря 2020 года  № 775-П   установлена    дата   перехода    к   применению   на территории Ульяновской области положений статьи 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ      «О государственной кадастровой оценке» для целей установления кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости – 1 января    2021 года.

Согласно части 1 статьи 22.1 Закона о государственной кадастровой оценке кадастровая стоимость здания, помещения, сооружения, объекта незавершенного строительства, машино-места, земельного участка может быть установлена бюджетным учреждением в размере рыночной стоимости соответствующего объекта недвижимости по заявлению юридических и физических лиц, если кадастровая стоимость затрагивает права или обязанности этих лиц.

Заявление об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости может быть подано в период с даты постановки объекта недвижимости на государственный кадастровый учет до даты снятия его с государственного кадастрового учета.

Заявление об установлении рыночной стоимости подается в бюджетное учреждение или многофункциональный центр заявителем лично, регистрируемым почтовым отправлением с уведомлением о вручении или с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети «Интернет», включая портал государственных и муниципальных услуг (часть 3 статьи 22.1).

К заявлению об установлении рыночной стоимости должны быть приложены отчет об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости, кадастровая стоимость которого устанавливается в размере рыночной стоимости, составленный на электронном носителе в форме электронного документа, и доверенность, удостоверенная в соответствии с законодательством Российской Федерации, если заявление подается представителем заявителя.

Отчет об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости, кадастровая стоимость которого устанавливается в размере рыночной стоимости, должен содержать выписку из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости, рыночная стоимость которого устанавливается в указанном отчете (части 5 и 6 статьи 22.1).

Заявление об установлении рыночной стоимости может быть подано в течение шести месяцев с даты, по состоянию на которую проведена рыночная оценка объекта недвижимости и которая указана в приложенном к такому заявлению отчете об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости.

Согласно части 11 статьи 22.1 Закон о государственной кадастровой оценке бюджетное учреждение вправе принять следующие решения в отношении заявления об установлении рыночной стоимости:

1) об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости (далее - решение об установлении рыночной стоимости), указанной в отчете об оценке рыночной стоимости такого объекта недвижимости;

2) об отказе в установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости в связи с использованием неполных и (или) недостоверных сведений, расчетными или иными ошибками, повлиявшими на итоговый результат определения рыночной стоимости такого объекта недвижимости, нарушением требований законодательства об оценочной деятельности при составлении отчета об оценке рыночной стоимости такого объекта недвижимости (далее - решение об отказе в установлении рыночной стоимости).

В случае принятия решения об отказе в установлении рыночной стоимости в таком решении должны быть приведены все выявленные в ходе рассмотрения заявления об установлении рыночной стоимости причины, предусмотренные пунктом 2 части 11 настоящей статьи, послужившие основанием для принятия такого решения (часть 12 статьи 22.1).

Как указано в части 15 статьи 22.1 Закона о государственной кадастровой оценке, решение бюджетного учреждения в отношении заявления об установлении рыночной стоимости может быть оспорено в суде в порядке административного судопроизводства. Одновременно с оспариванием решения бюджетного учреждения в суд может быть также заявлено требование об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости.

В целях определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества на территории Ульяновской области на основании Постановления Правительства Ульяновской области от 14 декабря 2018 г. № 624-пр создано областное государственное бюджетное учреждение «Центр государственной кадастровой оценки».

На основании распоряжения Министерства имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области № 2780-од от 23 ноября 2022 года ОГБУ «Центр государственной кадастровой оценки» переименовано в ОГБУ «Бюро технической инвентаризации и государственной кадастровой оценки».

Соблюдая установленный законом порядок, истец 18 ноября 2021 года обратился в ОГБУ «ЦГКО» с заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером ***  в размере его рыночной стоимости, приложив предусмотренные Законом о государственной кадастровой оценке документы, в том числе отчет об оценке земельного участка № 41-1/2 от 17 ноября 2021 года, выполненный ООО «Центр судебной экспертизы» (оценщик Мальчихина Е.В.), согласно которому рыночная стоимость земельного участка по состоянию на 21 июля 2021 года составила  383 218 руб.

Решением ОГБУ «Центр государственной кадастровой оценки» от                17 декабря 2021 года № *** по результатам рассмотрения указанного заявления обществу было  отказано в установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере  его рыночной стоимости 383 218 руб. по состоянию на 21 июля 2021 года.

Основанием для принятия решения об отказе в установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости явилось  несоответствие оформления и содержания отчета об оценке требованиям Федерального закона от 3 июля 2016 года №237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке», статьи 11 Федерального закона от 29 июня 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», требованиям к содержанию отчета об оценке, к описанию в отчете  об оценке, информации, используемой при проведении оценки, установленным федеральным стандартом оценки,  а именно:

1. На дату составление отчета квалификационный аттестат оценщика являлся недействительным. Нарушены требования п. 5 ФСО № 3.

2. Исследование рынка и подбор объектов-аналогов произведен не из того сегмента, к которому относится оцениваемый земельный участок.  Объектом оценки являлся земельный участок с видом разрешенного использования – для объектов общественно-делового назначения, по документу- для размещения производственных и административных зданий.  Оценщик отнес объект оценки к сегменту производственно-складской недвижимости, соответственно, исследовал рынок и подобрал объекты-аналоги из этого же сегмента. Нарушены требований п. 10 ФСО № 7, подпункт «з» пункта 8 ФСО № 3, п. 5 ФСО № 3, п. 11 ФСО № 3.

3. В таблицу № 2 «Данные о предлагаемых земельных участках» оценщик вносит предложения, расположенные за границей МО «Город Ульяновск», хотя на дату оценки в допустимый срок экспозиции в г.Ульяновске на рынке продажи имелось несколько предложений о продаже земельных участков под производственно-складскую недвижимость. Нарушены требования п. 5 ФСО № 3.

4. На стр. 30-48 отчета об оценке оценщиком приведен анализ фактических данных о ценах сделок и (или) предложений по продаже земельных участков под производственно-складскую недвижимость. При этом приведенные оценщиком предложения, а именно:

- Предложение №2: Идентификатор: ***. Площадь земельного участка согласно данным Публичной кадастровой карты и скриншота объявления - 2910 кв.м. Оценщиком учтена площадь - 3000 кв.м.

- Предложение №7: Идентификатор: ***. Дата публикации объявления о продаже земельного участка – 30 апреля 2021 года, дата обновления информации – скрыта (скриншот на стр.39 отчета приведен не в полном объеме).

- Предложение №14: Идентификатор: ***. Площадь земельного участка согласно данным Публичной кадастровой карты - 1888 кв.м. Оценщиком учтена площадь - 2000 кв.м. Дата публикации объявления о продаже земельного участка – 23 апреля 2021 года, дата обновления информации – 29 июля 2021 года (скриншот на стр. 47 Отчета). Согласно «Задания на оценку» дата оценки — 21 июля 2021 года. Оценщиком использована информация о событиях, произошедших после даты оценки для исследования рынка объекта оценки.

-  Предложение №15 Идентификатор: *** - неверно идентифицировано. Согласно данным скриншота объявления на стр. 47 и https://pkk.rosreestr.ru/ кадастровый номер земельного участка ***, площадь земельного участка — 2259 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: под одноэтажным зданием зерносклада кирпичного и одноэтажным зданием зерносклада каменного, адрес: ***. Скриншот земельного участка с кадастровым номером ***, расположенный по адресу: ***, приведенный на стр.48 не относится к земельному участку, указанному в объявлении.

Нарушены требования п. 5 ФСО № 3, п. 8 ФСО № 1.

5. При исследовании рынка предложений земельных участков производственного назначения оценщиком выявлено 15 предложений, из которых 4 предложения не относятся к одному с оцениваемым объектом сегменту рынка и не сопоставимы с ним по ценообразующим факторам. Объекты-аналоги подобраны не и сегмента рынка объекта оценки.  Нарушены требования п. 5 ФСО № 3.

6. Нумерация объектов-аналогов в таблице № 4 и таблице № 5 не соответствует нумерации объектов-аналогов на стр. 50-57.

Исследуя отчет об оценке объекта недвижимости, отклоненный ОГБУ «Центр государственной кадастровой оценки», суд проверяет его на соответствие законодательству об оценочной деятельности, в том числе федеральным стандартам оценки (статьи 1, 20 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»).

С учетом того, что результатом оценки является стоимость, определенная в отчете об оценке, экспертиза должна включать проверку отчета на соответствие требованиям законодательства об оценочной деятельности (статьи 12 и 13 Закона об оценочной деятельности).

Судом, в целях оценки правомерности вывода, изложенного в решении ОГБУ «ЦГКО»,  и проверки отчета на соответствие требованиям законодательства об оценочной деятельности и определения рыночной стоимости объекта недвижимости на дату оценки, была назначена судебная экспертиза, проведение которой поручено Союзу «Ульяновская областная торгово-промышленная палата».

Поскольку изначально административным истцом было заявлено требование об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости на основании отчета об оценке земельного участка № *** от 17 ноября 2011 года, выполненного ООО «Центр судебной экспертизы» (оценщик Мальчихина Е.В.), судом перед судебным экспертом поставлен вопрос о соответствии отчета требованиям законодательства в области оценочной деятельности в целом, а не только отдельным нормам, приведенным в оспариваемом решении ОГБУ «ЦГКО».

Иное  бы  противоречило  части  16  статьи  22.1 Федерального закона № 237-ФЗ, из которой следует, что при признании решения об отказе в установлении рыночной стоимости объекта недвижимости незаконным бюджетное учреждение принимает решение об установлении рыночной стоимости по соответствующему заявлению, то есть в соответствии с представленным отчетом о рыночной стоимости объекта недвижимости.

Из заключения эксперта № *** от 16 мая 2023 года следует, что отчет об оценке № *** от 17 ноября 2021 года, составленный ООО «Центр судебной экспертизы», не соответствует требованиям законодательства РФ об оценочной деятельности, в том числе требованиям Федерального закона от 29 июля 1998 года,  федеральных стандартов оценки, других актов уполномоченных федеральных органов в области оценочной деятельности. В отчете имеются следующие нарушения: п. 30 ФСО № 7 – информация об отсутствии необходимости у оценщика производить свое суждение о возможных границах интервала, в котором, по его мнению, может находиться стоимость, в отчете имеется, но указана в ином разделе. Данное нарушение не влияет на величину итоговой рыночной стоимости объекта оценки.

Нарушение п. 5 ФСО № 3 – оценщик  неверно идентифицирует предложение № 15, как следствие, не использует его при расчете рыночной стоимости объекта оценки;  оценщик неверно характеризует транспортную доступность для объектов-аналогов № 1 и № 3; оценщик не вводит корректировку по основному ценообразующему фактору (площадь) для объекта-аналога № 5 при наличии отличий объекта оценки от объекта-аналога – данные нарушения влияют на величину итоговой стоимости объекта оценки.

Также эксперт подтверждает наличие недостатков в отчете об оценке, указанных в решении ОГБУ «ЦГКО»: замечание № 1 (не влияет на результаты оценки рыночной стоимости); замечание № 4 – при этом предложения № 2, 7, 14 не влияют на результаты оценки рыночной стоимости, предложение № 15 влияет на результаты оценки рыночной стоимости;  замечание № 5 – не влияет на результаты оценки итоговой рыночной стоимости.

Эксперт не подтверждает наличия нарушений, указанных в решении ОГБУ «ЦГКО»: замечания № 2, 3, 6.

Учитывая, что судебной экспертизой были выявлены нарушения требований законодательства в области оценочной деятельности, допущенные оценщиком в отчете об оценке, эксперт определил рыночную стоимость земельного участка по состоянию на 21 июля 2021 года в размере 406 025 руб.

В соответствии со статьей 84 КАС РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.

В соответствии со статьей 59 КАС РФ заключение эксперта относится к числу доказательств по делу, на основании которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела.

Указанное доказательство подлежит оценке судом в соответствии со статьей 84 КАС РФ в совокупности с другими доказательствами по делу.

В соответствии со статьей 8 Федерального закона № 73-ФЗ от 31 мая 2001 года «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» заключение эксперта должно основываться на положениях, дающих возможность проверить обоснованность и достоверность сделанных выводов на базе общепринятых научных и практических данных. Только при соответствии заключения эксперта предъявляемым законом требованиям, оно может быть принято в качестве надлежащего доказательства и положено в основу решения суда.

В данном случае суд соглашается с выводами судебного эксперта и принимает заключение судебной экспертизы в качестве допустимого доказательства по делу. Выводы эксперта в заключении обоснованы ссылками на методическую литературу и федеральные стандарты оценки. Проверка отчета об оценке выполнена экспертом, отвечающим требованиям Федерального закона от 31 мая 2001 года № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации».

Поскольку  в ходе судебного разбирательства было установлено, что представленный истцом в ОГБУ «ЦГКО» отчет об оценке земельного участка № *** от 17 ноября 2021 года, составленный ООО «Центр судебной экспертизы» (оценщик Мальчихина Е.В.),  не соответствовал требованиям законодательства об оценочной деятельности,  имеющиеся в отчете нарушения повлияли на определение итоговой рыночной стоимости объекта оценки,  суд приходит к выводу о том, что оснований для удовлетворения требования административного истца о признания незаконным решения ОГБУ «ЦГКО»  № *** от  17 декабря 2021  года об отказе в установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером *** в размере его рыночной стоимости не имеется.

Разрешая требование об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной стоимости, суд принимает во внимание заключение судебной экспертизы и с учетом этого считает необходимым установить архивную  кадастровую  стоимость  спорного земельного участка, равной его рыночной стоимости по состоянию на 21 июля 2021 года, в размере 406 025 руб., определив период применения данной архивной кадастровой стоимости с 12 марта 2021 года  по 31 декабря 2022 года (п. 6 ч. 2 ст. 18 Федерального закона № 237-ФЗ, с даты начала применения сведений об изменяемой кадастровой стоимости).

Доводы представителя ОГБУ «БТИГКО», суть которых сводится к утверждению  о том, что кадастровая стоимость не  может быть установлена в размере рыночной стоимости, определенной  судебной экспертизой, проведенной  в рамках административного дела об оспаривании решения ОГБУ «ЦГКО» об отказе в установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости, являются несостоятельными, поскольку они не основаны на положениях части 15 статьи 22.1 Закон о государственной кадастровой оценке, предусматривающих право заявить в суд одновременно с требованием об оспаривании решения бюджетного учреждения требование об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости, которое направлено на окончательное разрешение в судебном порядке возникшего между сторонами спора об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости.

В удовлетворении требований истца о взыскании с ОГБУ «БТИГКО» расходов по госпошлине суд считает необходимым отказать, поскольку указанные расходы в соответствии со ст. 111 КАС РФ взыскиваются стороне, в пользу которого состоялось решение.

В данном случае в удовлетворении требований истца о признании незаконным решения ОГБУ «ЦГКО» об отказе в установлении кадастровой стоимости земельного участка в  размере его рыночной стоимости было отказано. Таким образом, решение не является принятым в пользу истца.

Установление архивной кадастровой стоимости спорного земельного участка в размере его рыночной стоимости, определенной заключением судебной экспертизы,  также не свидетельствует о принятии решения в пользу истца, а сводится к реализации истцом предусмотренного законом права на установление кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости.

Руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

 

Р Е Ш И Л:

 

в удовлетворении административного искового заявления общества с ограниченной ответственностью «Водстрой» к областному государственному бюджетному учреждению  «Бюро технической инвентаризации и государственной кадастровой оценки», Министерству имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области, публично-правовой компании «Роскадастр» о признании незаконным решения областного государственного бюджетного учреждения «Центр государственной кадастровой оценки» № *** от 17 декабря 2021 года об отказе в установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером *** в размере его рыночной стоимости отказать.

Установить архивную  кадастровую  стоимость  земельного участка с кадастровым номером ***, расположенного по адресу:   ***, равной его рыночной стоимости по состоянию на 21 июля 2021 года, в размере 406 025 руб.,  определив период её применения с 12 марта 2021 года по 31 декабря 2022 года.

Вступившее в законную силу решение является основанием для внесения  органом регистрации прав в Единый государственный реестр недвижимости сведений об изменении архивной кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером ***.

В удовлетворении требований общества с ограниченной ответственностью «Водстрой» о взыскании расходов по оплате госпошлины отказать. 

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции через Ульяновский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

 

Судья                                                                         Трифонова Т.П.

 

Решение изготовлено 20 июня 2023 года.