Судебный акт
Отказ в предоставлении земельного участка в собственность за плату
Документ от 08.07.2008, опубликован на сайте 21.07.2008 под номером 10674, 2-я гражданская, о возлож.обяз.передать зем.участок в собств.за плату, Оставить решение (определение) БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ, а жалобу или представление без удовлетворения

У Л Ь Я Н О В С К И Й    О Б Л А С Т Н О Й    С У Д

 

Дело-33-***-2008 г.                                              Судья Елистратов А.М.

 

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

08 июля 2008 года                                                                    г. Ульяновск

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Шлотгауэр Л.Л.,

судей                                 Николаевой Р.И. и Пищугиной Л.И.

рассмотрела дело по кассационной жалобе представителя Ш*** Д.В. Ш*** С.В. на решение Ленинского районного суда г. Ульяновска от 28 мая 2008 года, которым

Ш*** Д*** В*** отказано в удовлетворении исковых требований о возложении обязанности передать земельный участок, расположенный по адресу: г. Ульяновск, ул. ***, в собственность за плату.

Заслушав доклад председательствующего, судебная коллегия

 

у с т а н о в и л а :

 

Ш*** Д.В. обратился в суд с иском к мэрии г. Ульяновска о признании права собственности на земельный участок.

В обоснование своих требований указал, что имеет в пользовании земельный участок № *** в Товариществе индивидуальных застройщиков «И***», который был ему предоставлен на основании постановления главы администрации Ленинского района г. Ульяновска № *** от 23.10.2003 и решения правления ТИЗ «И***» от 20.09.2003. Вся территория микрорайона «И***» была передана в аренду на период строительства ТИЗ «И***» по договору аренды № *** от 24.05.1995. На выделенном ему участке в соответствии с постановлением мэра от 19.10.2004 № *** он провел проектные работы и считает, что за ним можно признать право собственности на данный земельный участок.

ТИЗ «И***» не возражает против отчуждения земли в его пользу в размере 621 кв.м. В соответствии со ст. 10 Закона Ульяновской области от 30.10.2003 «О регулировании земельных отношений в Ульяновской области», которая устанавливает выкупную цену земли в размере пятикратной ставки земельного налога на единицу площади земельного участка, и п. 2.1 решения Ульяновской Городской Думы от 13.07.2005 «О земельном налоге на территории муниципального образования «Город Ульяновск», по которому налоговая ставка для земель, занятых жилым фондом, составляет 0,3% от кадастровой стоимости, размер выкупной цены  за его участок составляет 1127 руб. 12 коп.

Просил признать за ним право собственности на земельный участок, расположенный по адресу: г. Ульяновск, ул. ***, с изъятием данной площади у ТИЗ «И***» и взыскать с него в пользу ответчика за выкуп земельного участка 1127 руб. 12 коп.

Суд привлек к участию в деле в качестве 3-х лиц Товарищество индивидуальных застройщиков «И***», Комитет по управлению земельными ресурсами и землеустройству мэрии г. Ульяновска и постановил приведенное выше решение.

В кассационной жалобе представитель Ш*** Д.В. Ш*** С.В. просит решение суда отменить  как незаконное  и удовлетворить заявленные исковые требования. При этом указывает, что суд неправильно истолковал положения ст. 36 Земельного кодекса РФ и ошибочно применил при разрешении спора ст. ст. 30, 30.1 данного кодекса. Судом установлено, что земельный участок был выделен истцу и использовался им для строительства, однако право собственности на возведенные им строения он не может зарегистрировать, поскольку у него не оформлен земельный участок.

Формирование земельного участка, на котором уже расположены объекты недвижимости, регулируется ст. 36 Земельного кодекса РФ, которой и нужно было руководствоваться при разрешении спора. В соответствии с названной нормой орган местного самоуправления одновременно принимает решение о предоставлении данного участка и утверждает проект его границ. Суд не дал оценки тому обстоятельству, что ответчик не только отказался передавать участок в собственность истца, но и вообще отказался утверждать проект его границ, т.е. не стал формировать земельный участок.

Суд необоснованно поставил возможность реализации прав истца в зависимость от действий третьих лиц – ТИЗ «И***». Вывод суда о том, что только ТИЗ вправе обращаться с заявлением о формировании земельного участка  является неправильным.

Проверив материалы дела и обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав пояснения представителя Ш*** Д.В. Ш*** С.В., судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.

В соответствии со ст. 347 ГПК РФ судебная коллегия проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе.

Как видно из материалов дела, постановлением мэра г. Ульяновска № *** от 23.11.1994 Товариществу индивидуальных застройщиков «И***» передан в аренду на период строительства индивидуальных жилых домов земельный участок общей площадью 277 782,0 кв.м в районе *** в Ленинском районе г. Ульяновска.

24.02.1995 на основании указанного постановления мэрией г. Ульяновска в лице председателя Комитета по земельным ресурсам и землеустройству города был заключен с ТИЗ «И***» договор аренды на земельный участок площадью 277 782,0 кв.м на период строительства индивидуальных жилых домов.

Постановлением главы администрации Ленинского района г. Ульяновска № *** от 23.10.2003 утверждено решение жилищной комиссии от 16.10.2003 о выделении земельного участка № *** под строительство индивидуального жилого дома в ТИЗ «И***» Ш***.

Земельный участок, предоставленный ТИЗ «И***» по договору аренды, в 2006 году поставлен на кадастровый учет с указанием вида права «государственная собственность», разрешенного использования «под строительство индивидуального жилого дома», обременения «ограничение правом аренды в пользу ТИЗ «И***», площади участка  234 578,3 кв.м.

Согласно уставу ТИЗ «И***», утвержденному общим собранием членов ТИЗ 13.02.2005, товарищество создано для удовлетворения материальных, финансовых и иных потребностей участников, осуществляемого путем объединения имущественных вступительных, паевых и целевых взносов граждан – участников товарищества.

Пунктом 2.2 устава товариществу предоставлено право получать земельные участки для индивидуального жилищного строительства на них; выполнять функции заказчика по проектированию и строительству зданий и сооружений общего пользования, а также зданий жилого и иного назначения на территории микрорайона «Искра»; осуществлять в установленном законодательством РФ порядке индивидуальное жилищное и иное строительство за счет собственных и привлеченных средств; заключать договоры субаренды на выделяемый земельный участок с участниками товарищества.

Пунктом 9 статьи 22 Земельного кодекса РФ предусмотрено право арендатора при аренде им земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на срок более чем пять лет, в пределах срока договора аренды земельного участка передавать свои права и обязанности по этому договору третьему лицу, без согласия собственника земельного участка при условии его уведомления.

При этом нормами действующего законодательства не предусмотрена передача в собственность земельных участков, предоставленных в аренду товариществам индивидуальных застройщиков.

При таких обстоятельствах, а также с учетом того, что земельный участок, являющийся предметом спора, не сформирован и не поставлен на кадастровый учет, суд обоснованно отказал Ш*** Д.В. в признании за ним права собственности на земельный участок.

Доводы, приведенные представителем Ш*** Д.В. Ш*** С.В. в кассационной жалобе, являются несостоятельными и не могут повлечь отмену решения суда.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка.

Статья 6 Земельного кодекса РФ определяет земельный участок ж как объект земельных отношений, в виде части поверхности земли (в том числе почвенного слоя), границы которой описаны и удостоверены в установленном порядке.

В соответствии со ст. 131 ГК РФ и Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости» недвижимое имущество, в том числе и земельные участки, подлежат кадастровому учету, т.е. внесению в государственный кадастр недвижимости сведений, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных законом сведений о недвижимом имуществе.

Кроме того, приведенная выше статья 131 ГК РФ предусматривает, что право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.

Данная регистрация производится в порядке, предусмотренном Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», статья 17 которого указывает в качестве обязательного приложения к документам, необходимым для государственной регистрации прав на объект недвижимого имущества, кадастровый паспорт данного объекта недвижимого имущества.

Земельный участок, который истец требует передать ему в собственность, не сформирован и на кадастровом учете не стоит, следовательно, предметом каких-либо договорных отношений быть не может.

Ссылка в кассационной жалобе на ст. 36 Земельного кодекса РФ не может быть принята во внимание, поскольку данная норма регулирует приобретение прав на земельные участки теми лицами, которые имеют в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на данных земельных участках.

Ш*** Д.В. к данным лицам не относится, поскольку права собственности на возведенное им строение не имеет.

Из материалов дела усматривается, что площадь земельного участка, выделенного ТИЗ «И***», является ориентировочной и точная площадь его неизвестна, что фактически подтверждает правильность довода мэрии г. Ульяновска о том, что без проведения межевания всего земельного участка, выделенного ТИЗ «И***», предоставление участков членам товарищества невозможно.

Об отсутствии достоверной и точной информации о фактической площади земельного участка, находящегося в аренде у ТИЗ «И***», свидетельствует также различие между площадью земельного участка, указанной в договоре аренды от 24.02.1995, и площадью земельного участка, поставленного на кадастровый учет.

Расхождения в площади имеет и земельный участок, на который претендует истец. Если постановлением мэра г. Ульяновска от 19.10.2004 № *** Ш*** Д.В. разрешено проведение проектных работ для строительства индивидуального жилого дома и гаража на земельном участке № *** на землях ТИЗ «И***» в Ленинском районе, площадью 609,5 кв.м, то согласно сведениям, содержащимся в землеустроительном деле, площадь данного земельного участка составляет 621 кв.м.

То обстоятельство, что суд в решении сослался на ст.ст. 30, 30.1 Земельного кодекса РФ, не может повлечь отмену решения, поскольку в силу в силу ч. 2 ст. 362 ГПК РФ правильное по существу решение суда первой инстанции не может быть отменено по одним только формальным соображениям.

В силу изложенного, решение суда является правильным и отмене по доводам кассационной жалобы не подлежит.

Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия

 

о п р е д е л и л а :

 

Решение Ленинского районного суда г. Ульяновска от 28 мая 2008 года оставить без изменения, а кассационную жалобу представителя Ш*** Д.В. Ш*** С.В. – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи