Судебный акт
О предоставлении субсидии
Документ от 06.06.2023, опубликован на сайте 23.06.2023 под номером 106733, 2-я гражданская, о признании решения незаконным, решение (осн. требов.) отменено в части с вынесением нового решения

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

73RS0001-01-2022-007998-28

Судья Бирюкова О.В.                                                                           Дело № 33-2481/2023

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е   О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                 6 июня 2023 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Мирясовой Н.Г., 

судей  Завгородней Т.Н., Герасимовой Е.Н.,

при секретаре Юшиной В.А., 

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-547/2023 по апелляционной жалобе Потапова Николая Александровича на решение Ленинского районного суда г. Ульяновска от 8 февраля 2023 года, которым  постановлено: 

 

в удовлетворении иска Потапова Николая Александровича к Министерству социального развития Ульяновской области, областному государственному казенному учреждению социальной защиты населения Ульяновской области о признании незаконным отказа в назначении субсидий, обязании произвести перерасчет субсидий – отказать.   

 

Заслушав доклад судьи Завгородней Т.Н., пояснения истца Потапова Н.А., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, представителя ответчика областного государственного казенного учреждения социальной защиты населения Ульяновской области – Ведерникова С.С., полагавшего решение суда законным и обоснованным,  судебная коллегия

установила:

 

Потапов Н.А.  обратился в суд с исковым заявлением к Министерству социального развития Ульяновской области о признании незаконным отказа в назначении субсидий, возложении обязанности произвести перерасчет субсидий.

В обоснование заявленных требований истец указал, что 16.06.2022 он обратился к ответчику за получением субсидии на оплату жилищно-коммунальных услуг по адресу: *** на последующие 6 месяцев с приложением всех необходимых документов. Субсидия за период с 01.07.2022 по 31.07.2022 не была предоставлена. Впоследствии был получен ответ о том, что субсидия назначена с 01.10.2022 по 31.03.2023 в размере 1 030 рублей 79 копеек. Просил признать незаконным решение ответчика об отказе в предоставлении субсидии с 01.07.2022, обязать ответчика произвести перерасчет с 01.07.2022 по 01.10.2022. 

 

Судом к участию в деле в качестве ответчика привлечено областное государственное казенное учреждение социальной защиты населения Ульяновской области, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, ООО «РИЦ-Ульяновск».

 

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.

 

В апелляционной жалобе Потапов Н.А. просит решение суда отменить, принять по делу новое решение, которым удовлетворить его исковые требования.

В обоснование доводов жалобы указывает, что он обратился за получением субсидии 16.06.2022, так как перепутал даты. Вместе с тем, ответчик не уведомил его об отказе в предоставлении субсидии и не разъяснил, что он обратился ранее установленного срока, тем самым лишив его права на получение субсидии на 3 месяца, без каких-либо законных оснований. Полагает, что его должны были известить о допущенной им ошибке.

 

В возражениях на апелляционную жалобу Министерство социального развития Ульяновской области просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

 

В соответствии со ст. ст. 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, которые надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции.

 

Согласно ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

 

Выслушав пояснения явившихся лиц, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующему.

 

Статьей 159 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено предоставление субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

 

По смыслу ст. 159 Жилищного кодекса Российской Федерации, субсидия на оплату жилого помещения и коммунальных услуг - это имеющее целевое назначение полное или частичное возмещение расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг из бюджета соответствующего уровня.

 

Субсидии предоставляются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или управомоченным им учреждением гражданам, указанным в ч. 2 ст. 159 Жилищного кодекса Российской Федерации, на основании их заявлений с учетом постоянно проживающих совместно с ними членов их семей (ч. 3 ст. 159 Жилищного кодекса Российской Федерации).

 

Субсидии перечисляются гражданам до срока внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, установленного ч. 1 ст. 155 Жилищного кодекса Российской Федерации (ч. 4 ст. 159 Жилищного кодекса Российской Федерации).

 

В соответствии с ч. 7 ст. 159 Жилищного кодекса Российской Федерации порядок определения размера субсидий и порядок их предоставления, перечень прилагаемых к заявлению документов, условия приостановки и прекращения предоставления субсидий, а также особенности предоставления субсидий отдельным категориям граждан устанавливаются Правительством Российской Федерации.

 

Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.12.2005 № 761 «О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг» утверждены Правила предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее также - Правила).

 

Исходя из пункта 7 Правил решение о предоставлении субсидий принимаются уполномоченными органами.

 

Согласно п. 8 Правил для получения субсидии граждане, указанные в п. 3 настоящих Правил, и члены семей граждан, указанных в п. 5 настоящих Правил, или лица, уполномоченные ими на основании доверенности, оформленной в соответствии с законодательством Российской Федерации, представляют в уполномоченный орган по месту постоянного жительства заявление о предоставлении субсидии с указанием всех членов семьи и степени родства и приложением необходимых документов.

 

Пунктом 41 Правил установлено, что субсидия предоставляется сроком на 6 месяцев.

 

При представлении документов, предусмотренных пунктами 8 и 9 настоящих Правил, с 1-го по 15-е число месяца субсидия предоставляется с 1-го числа этого месяца, а при представлении указанных документов с 16-го числа до конца месяца - с 1-го числа следующего месяца (пункт 44 Правил).

 

В соответствии с п. 42 Правил, уполномоченный орган принимает решение о предоставлении субсидии или об отказе в ее предоставлении, рассчитывает размер субсидии или осуществляет перерасчет размера субсидии в соответствии с п. 29 настоящих Правил и направляет (вручает) соответствующее решение заявителю в течение 10 рабочих дней со дня получения всех документов, предусмотренных пунктами 8, 9, 27 и 48 настоящих Правил.

 

Действие (бездействие) уполномоченного органа при принятии решения о предоставлении субсидии, а также его решение об отказе в предоставлении субсидии либо неправильное определение ее размера могут быть обжалованы в суд (пункт 43 Правил).

 

Приказом Министерства семейной, демографической политики и социального благополучия Ульяновской области от 15.09.2020 № 89-п «Об утверждении административного регламента предоставления государственной услуги по предоставлению субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг» определен уполномоченный орган по предоставлению субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг - областное государственное казенное учреждение социальной защиты населения Ульяновской области.

 

Как установлено судом и следует из материалов дела, истец Потапов Н.А. зарегистрирован по адресу***

 

17.01.2022 Потапов Н.А. обратился с заявлением № 20220117-004-254 о предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (л.д. 70).

 

В соответствии с поданным заявлением истцу предоставлена субсидия с 01.02.2022 по 31.07.2022 в размере 2 531 рубль 27 копеек сроком на 6 месяцев (л.д. 74).

 

Таким образом, для оформления субсидии на новый период с 01.08.2022, Потапову Н.А. необходимо было обратиться в период с 16.07.2021 по 15.08.2021.

 

На основании заявления от 10.10.2022 № 20221010-004-507, субсидия истцу предоставлена на период с 01.10.2022 по  31.03.2023 в размере 2 030 рублей 79 копеек (л.д. 79-83).

 

Исходя из того, что в период с 16.07.2022 по 15.08.2022 заявления о предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг от истца не поступало, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных исковых требований.

 

В удовлетворении требований к Министерству социального развития Ульяновской области отказано как к ненадлежащему ответчику.

 

Судебная коллегия не может согласиться с выводами суда первой инстанции в части отказа в удовлетворении исковых требований Потапова Н.А. о возложении на областное государственное казенное учреждение социальной защиты населения Ульяновской области обязанности предоставить субсидию на оплату жилого помещения и коммунальных услуг за период с 01.08.2022 по 30.09.2022.

 

Так, из материалов дела усматривается и не оспаривалось ответчиком, что 16.06.2022, на месяц ранее установленного пунктом 44 Правил срока, Потапов Н.А. обратился с заявлением № 20220616-004-192 о предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (л.д. 75-76).

 

В соответствии с п. 2.3.1 административного регламента предоставления государственной услуги по предоставлению субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденного Приказом Министерства семейной, демографической политики и социального благополучия Ульяновской области от 15.09.2020 № 89-п (далее Административный регламент), результатами предоставления государственной услуги в части предоставления субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг являются:

1) при принятии решения о предоставлении субсидии - уведомление о предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг по форме согласно Приложению № 4 к настоящему административному регламенту;

2) при принятии решения об отказе в предоставлении субсидии - уведомление об отказе в предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг по форме согласно Приложению № 5 к настоящему административному регламенту;

3) при принятии решения о приостановлении рассмотрения заявления о предоставлении субсидии - уведомление о приостановлении рассмотрения заявления о предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг по форме согласно Приложению № 6 к настоящему административному регламенту.

 

Срок принятия решения о предоставлении субсидии или об отказе в ее предоставлении, расчета размера субсидии или осуществления перерасчета размера субсидии, направления (вручения) соответствующего документа, являющегося результатом предоставления государственной услуги, составляет не более 10 (десяти) рабочих дней со дня получения ОГКУ СЗН Ульяновской области документов, необходимых для предоставления государственной услуги в соответствии с пунктом 2.6 настоящего раздела, обязанность по предоставлению которых возложена на заявителя (пункт 2.4.1 Административного регламента).

 

Оснований для отказа в приеме документов, необходимых для предоставления государственной услуги, законодательством Российской Федерации не предусмотрено (пункт 2.7 Административного регламента).

 

Согласно уведомлению областного государственного казенного учреждения социальной защиты населения Ульяновской области по заявлению № 20220616-004-192 от 16.06.2022 Потапову Н.А. предоставлена субсидия на период с 01.07.2022 по 31.07.2022 в размере 0 рублей (л.д. 11).

 

Письмом Министерства семейной, демографической политики социального благополучия Ульяновской области от 17.11.2022 Потапову Н.А. разъяснено, что в период с 16.07.2022 по 15.08.2022 заявлений на предоставление субсидии и компенсации от него не поступало, в связи с чем правовые основания для предоставления субсидии за август и сентябрь 2022 года отсутствуют (л.д. 10).

 

Таким образом, причина не предоставления субсидии за август и сентябрь 2022 года стала известна Потапову Н.А. только 17.11.2022.

 

Направив в адрес истца уведомление о предоставлении субсидии, принятое по итогам рассмотрения его заявления от 16.06.2022, уполномоченный орган фактически ее не предоставил, при этом, не проинформировал Потапова Н.А. о необходимости обратиться с соответствующим заявлением в иной период, с 16.07.2021 по 15.08.2021.

 

Не разъяснение областным государственным казенным учреждением социальной защиты населения Ульяновской области Потапову Н.А. порядка получения субсидии привело к неполучению им на протяжении двух месяцев гарантированных государством мер социальной поддержки.

 

Ввиду изложенного выводы суда первой инстанции об отказе в удовлетворении исковых требований Потапова Н.А. в полном объеме, не могут быть признаны правомерными, поскольку сделаны без учета всех обстоятельств, имеющих значение для дела.

 

При таких обстоятельствах решение суда подлежит отмене в части отказа в удовлетворении исковых требований Потапова Н.А. к  областному государственному казенному учреждению социальной защиты населения Ульяновской области о предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг за период с 01.08.2022 по 30.09.2022, с принятием в данной части нового решения об удовлетворении заявленных требований.

 

Поскольку субсидия на оплату жилого помещения и коммунальных услуг за период с 01.02.2022 по 31.07.2022 была предоставлена истцу на основании его заявления № 20220117-004-254 от 17.01.2022, оснований для удовлетворения исковых требований в части предоставления субсидии с 01.07.2022, судом первой инстанции правомерно не установлено.

 

Таким образом, в остальной части обжалуемое решение суда следует оставить без изменения.

 

На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила: 

 

решение Ленинского районного суда г. Ульяновска от 8 февраля 2023 года отменить в части отказа в удовлетворении исковых требований Потапова Николая Александровича к областному государственному казенному учреждению социальной защиты населения Ульяновской области.

Принять в отмененной части новое решение.

Исковые требования Потапова Николая Александровича к областному государственному казенному учреждению социальной защиты населения Ульяновской области удовлетворить частично.

Возложить на областное государственное казенное учреждение социальной защиты населения Ульяновской области обязанность предоставить субсидию на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в отношении Потапова Николая Александровича за период с 1 августа 2022 года по 30 сентября 2022 года.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в течение трех месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции                       (г. Самара) по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, через Ленинский районный суд г. Ульяновска.

 

Председательствующий  

 

Судьи

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 14 июня 2023 года.