У Л
Ь Я Н О В С К И Й О Б Л А С Т Н О
Й С У Д
73RS0004-01-2023-001489-12
Судья Макеев И.А.
Дело №33а-2821/2023
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Ульяновск 14
июня 2023 года
Судебная коллегия по
административным делам Ульяновского областного суда в составе:
председательствующего
Васильевой Е.В.,
судей Смирновой
Ю.В., Жаднова Ю.М.,
при секретаре
Каминской Ю.А.
рассмотрела в
открытом судебном заседании апелляционную жалобу Сабируллова Ильгиза Абдулловича на решение Заволжского районного суда
г.Ульяновска от 14 апреля 2023 года по делу №2а-1402/2023, которым
постановлено:
административное исковое заявление ФКУ «Исправительная колония №4 УФСИН
России по Ульяновской области» об установлении административного надзора в
отношении Сабируллова Ильгиза Абдулловича, *** года рождения, удовлетворить.
Установить административный надзор в
отношении Сабируллова Ильгиза Абдулловича на срок 8 лет, который подлежит исчислению со дня постановки лица на
учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или
фактического нахождения после освобождения из мест лишения свободы по отбытию
наказания, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.
При административном
надзоре в отношении Сабируллова Ильгиза Абдулловича установить следующие административные ограничения:
1)
запретить
пребывание вне жилого или иного помещения, являющегося его местом жительства
либо пребывания на территории РФ с 23.00 часов до 06.00 часов, за исключением
периодов, связанных с осуществлением трудовой деятельности и обращения за
медицинской помощью;
2)
два раза
в месяц являться в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или
фактического нахождения для регистрации.
Заслушав доклад
судьи Васильевой Е.В., пояснения Сабируллова И.А., поддержавшего доводы
апелляционной жалобы, заключение прокурора Макейкиной Е.В., полагавшей решение
суда законным и обоснованным, судебная
коллегия
установила:
ФКУ ИК-4 УФСИН
России по Ульяновской области обратилось в суд с административным исковым
заявлением об установлении административного надзора в отношении Сабируллова
И.А.
В обоснование
административного иска указано, что административный ответчик осужден
приговором Засвияжского районного суда г.Ульяновска от 04.12.2019 по ч.2 ст.228
УК РФ к наказанию в виде лишения свободы на срок 3 года 6 месяцев с отбыванием
в исправительной колонии строгого режима.
Сабируллов И.А.
осужден за совершение тяжкого преступления при опасном рецидиве преступлений,
подлежит освобождению из мест лишения свободы 03.06.2023 в связи с отбытием
срока наказания.
За время отбывания
наказания Сабируллов И.А. 5 раз поощрялся, неоднократно допускал нарушения
установленного порядка отбывания наказания, имеет не снятое и не погашенное
дисциплинарное взыскание. Не трудоустроен, принимает участие в работе по
благоустройству территории учреждения. Мероприятия воспитательного характера посещает,
но правильные выводы для себя делает не всегда.
В соответствии с ч.2
ст.3 Федерального закона от 06.04.2011 № 64 «Об административном надзоре за
лицами, освобождаемыми из мест лишения свободы», административный надзор
устанавливается судом в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого из
мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за
совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений.
Учитывая
вышеизложенное, ФКУ ИК-4 УФСИН России по Ульяновской области просило установить
в отношении Сабируллова И.А. административный надзор сроком на 8 лет и
следующие административные ограничения: 1) запретить Сабируллову И.А.
пребывание вне жилого помещения или иного помещения, являющегося его местом
жительства (пребывания) на территории РФ в период с 23.00 часов до 06.00 часов,
за исключением периодов осуществления трудовой деятельности; 2) два раза в
месяц являться в органы внутренних дел по месту жительства (пребывания) для
регистрации.
Рассмотрев заявленные
требования по существу, суд принял вышеприведенное решение.
В апелляционной
жалобе и дополнениях к жалобе Сабируллов И.А. не соглашается с решением суда,
считает назначенный административный надзор ущемлением своих конституционных
прав и грубым нарушением закона.
Указывает, что
администрацией исправительного учреждения в отношении него дана неверная
информация. Имеющаяся у него судимость погашена 11.12.2020. Дисциплинарные
взыскания за нарушения режима пребывания в исправительном учреждении в
настоящее время сняты. Он трудоустроен на местном производстве, к работе относится добросовестно, распорядок
дня не нарушает, требования администрации выполняет в полном объеме. Полагает,
что судом указанные обстоятельства не учтены, а также не проверена достоверность
представленных администрацией исправительного учреждения характеризующих его
документов.
Установление в
отношении него административного надзора считает незаконным, поскольку он не относится к
лицам, указанным в частях 1 и 2 статьи 173.1 УИК РФ, содержался в обычных
условиях отбывания наказания.
В заседание суда
апелляционной инстанции не явился представитель ФКУ ИК-4 УФСИН России по
Ульяновской области, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим
образом.
Судебная коллегия
определила рассмотреть дело в отсутствие представителя административного истца
согласно ст.150, ч.6 ст.226 Кодекса административного судопроизводства
Российской Федерации.
Изучив материалы
дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения
судом норм материального и процессуального права, судебная коллегия не находит
оснований к отмене решения суда в связи со следующим.
Согласно ч.2 ст.310
Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для
отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются:
неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного
дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств,
имеющих значение для административного дела; несоответствие выводов суда первой
инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела;
нарушение или неправильное применение норм материального права или норм
процессуального права.
Таких нарушений
судом первой инстанции по настоящему административному делу не допущено.
Как установлено
судом, приговором Засвияжского районного суда г.Ульяновска от 04.12.2019
Сабируллов И.А. осужден по ч.2 ст.228 УК РФ к наказанию в виде лишения свободы
на срок 3 года 6 месяцев с отбыванием наказания в исправительной колонии
строгого режима.
Административный
ответчик осужден за совершение тяжкого преступления при опасном рецидиве
преступлений.
Согласно
характеристике и справке о поощрениях и взысканиях, данных администрацией
колонии, Сабируллов И.А. за время отбывания наказания в ФКУ ИК-4 УФСИН России
по Ульяновской области с 27.12.2019 имел 10 дисциплинарных взысканий за
нарушение установленного порядка отбывания наказания, одно из которых не снято
и не погашено, и 5 поощрений. Содержался на обычных условиях отбывания наказания.
Мероприятия воспитательного характера посещает, но правильные выводы для себя
делает не всегда. Поддерживает отношения с осужденными разной направленности.
Трудоспособен, принимает участие в работах по благоустройству территории. Вину
по приговору признал полностью. Имеет среднее образование. Прошел обучение в ПУ
№120 при учреждении и получил свидетельство грузчика. Поддерживает социальные
связи с матерью и отцом. Сабируллов И.А. обращался с ходатайством о замене
неотбытой части наказания более мягким видом наказания, но постановлением
Заволжского районного суда г.Ульяновска от 07.07.2022 в удовлетворении
ходатайства было отказано. Также административный ответчик обращался с
ходатайством о переводе в колонию-поселение и об условно-досрочном освобождении,
постановлением Заволжского районного суда г.Ульяновска от 15.08.2022 в
удовлетворении данного ходатайства отказано (л.д. 4-6).
В соответствии с
Федеральным законом от 06.04.2011 №64-ФЗ «Об административном надзоре за
лицами, освобожденными из мест лишения свободы» административный надзор, как
осуществляемое органами внутренних дел наблюдение за соблюдением лицом,
освобожденным из мест лишения свободы, установленных судом в соответствии с
данным Федеральным законом временных ограничений его прав и свобод, а также за
выполнением им обязанностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом,
относится к мерам предупреждения преступлений и других правонарушений, оказания
на лицо индивидуального профилактического воздействия. При этом применение
административного надзора, в отличие от уголовной ответственности, связывается
не со временем совершения преступления, а с освобождением лица из мест лишения
свободы и с наличием непогашенной либо неснятой судимости, которая в
соответствии с частью 1 статьи 86 Уголовного кодекса Российской Федерации
влечет за собой правовые последствия в случаях и в порядке, предусмотренных
федеральными законами.
Согласно п.2 ч.2
ст.3 Федерального закона «Об административном надзоре за лицами, освобожденными
из мест лишения свободы» административный надзор устанавливается независимо от
наличия оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, в отношении
совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения
свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение
преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений.
В силу приведенных
норм основанием для установления административного надзора является сам факт
совершения преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений.
Такой порядок
является необходимым и соразмерным, поскольку обусловлен интересами
общественной безопасности и соответствует задачам административного надзора.
В связи с тем, что
Сабирулловым И.А. совершено преступление при опасном рецидиве преступлений, суд
первой инстанции правильно исходил из наличия безусловных оснований для
установления в отношении него административного надзора.
Срок
административного надзора определен судом правильно, в соответствии с
положениями ч. 4 ст. 15, п. «д» ч. 3 ст. 86 Уголовного
кодекса Российской Федерации, согласно которым за совершение умышленного
тяжкого преступления срок погашения судимости составляет 8 лет.
Объем и характер
административных ограничений определен судом с учетом сведений, характеризующих
административного ответчика, и соответствует требованиям ст.4 Федерального
закона «Об административном надзоре за лицами, освобождаемыми из мест лишения
свободы».
Установленный судом
срок и порядок административного надзора является необходимым и соразмерным,
соответствует задачам административного надзора, которые направлены на
предупреждение совершения лицами, освобожденными из мест лишения свободы,
преступлений и других правонарушений, и оказание индивидуального
профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных
интересов.
Довод Сабируллова
И.А. о том, что по состоянию на дату принятия судом решения об установлении в
отношении него административного надзора судимость за совершенное им ранее
преступление была погашена, не имеет правового значения для решения вопроса об
установлении в отношении административного ответчика административного надзора,
поскольку, как указано выше, основанием для установления административного
надзора является факт совершения преступления при опасном или особо опасном
рецидиве преступлений, а не обстоятельства, имеющие место на дату установления
административного надзора.
Для категории лиц,
совершивших преступления при опасном и особо опасном рецидиве, административный
надзор устанавливается в обязательном порядке на срок погашения судимости,
который в рассматриваемом случае составляет 8 лет.
Доводы апелляционной
жалобы не опровергают правильность принятого судом решения и не влекут его
отмену.
Судебная коллегия
отмечает, что согласно ч.2 ст.9 Федерального закона «Об административном
надзоре за лицами, освобождаемыми из мест лишения свободы», положениям п.28 и
п.31 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16.05.2017
№15 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об
административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» суд
в течение срока административного надзора на основании заявления органа
внутренних дел или поднадзорного лица либо его представителя с учетом сведений,
характеризующих личность поднадзорного лица, в том числе о соблюдении им
административных ограничений и выполнении предусмотренных законом обязанностей
и иных заслуживающих внимания обстоятельств, может частично отменить
административные ограничения (ограничение), а также по истечении не менее
половины установленного судом срока административного надзора досрочно
прекратить административный надзор.
Таким образом,
административный ответчик не лишен права в установленном законом порядке
обратиться за решением вопроса о досрочном прекращении административного
надзора.
Принятое по делу
решение является правильным, основано на объективной оценке представленных в
дело доказательств, верном применении норм материального права, регулирующих
спорные правоотношения. Процессуальных нарушений, служащих в силу ч.1 ст.310
Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации безусловным
основанием к отмене решения, судом не допущено.
Оснований для
удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь
ст.309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
судебная коллегия
определила:
решение Заволжского
районного суда г.Ульяновска от 14 апреля 2023 года оставить без изменения, а
апелляционную жалобу Сабируллова Ильгиза Абдулловича – без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со
дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном
порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным
главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
через суд первой инстанции.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное
апелляционное определение изготовлено 15.06.2023.