Судебный акт
О признании действий общества незаконными
Документ от 06.06.2023, опубликован на сайте 20.06.2023 под номером 106646, 2-я гражданская, о признании недействительным штампа организации, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

73RS0013-01-2022-005596-02

Судья Федосеева С.В.                                                                     Дело № 33-2747/2023

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е  О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

города Ульяновск                                                                                   6 июня 2023 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Колобковой О.Б.,

судей Парфеновой И.А., Коротковой Ю.Ю.,

при секретаре Кузеевой Г.Ш.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Полякова Алексея Сергеевича на решение Димитровградского городского суда Ульяновской области от 28 февраля 2023 года, с учетом определения того же суда от 26 апреля 2023 года об исправлении описки в решении суда, по гражданскому делу № 2-402/2023, по которому постановлено:

в удовлетворении исковых требований Полякову Алексею Сергеевичу к обществу с ограниченной ответственностью «НИИАР-ГЕНЕРАЦИЯ», Госкорпорации по атомной энергии «Росатом» о признании несоответствующим действительности принадлежности ООО «НИИАР-ГЕНЕРАЦИЯ» к Госкорпорации «Росатом», признании недействительным штампа общества с ограниченной ответственностью «НИИАР-ГЕНЕРАЦИЯ» с указанием принадлежности к Госкорпорации «Росатом», признании незаконным действия общества с ограниченной ответственностью «НИИАР-ГЕНЕРАЦИЯ» по предоставлению информации о принадлежности ООО «НИИАР-ГЕНЕРАЦИЯ» к Госкорпорации «Росатом», взыскании компенсации морального вреда в размере 100 000 руб. отказать.

 

Заслушав доклад судьи Парфеновой И.А., судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Поляков А.С. обратился в суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью «НИИАР-ГЕНЕРАЦИЯ» (далее – ООО «НИИАР-ГЕНЕРАЦИЯ») о признании действий общества незаконными, признании недействительным штампа организации, взыскании компенсации морального вреда.

В обоснование исковых требований указал, что 23 декабря 2022 г. ему стало известно, об использовании ООО «НИИАР-ГЕНЕРАЦИЯ» штампа, в котором указана принадлежность общества к Госкорпорации «Росатом», что не соответствует действительности, поскольку ООО «НИИАР-ГЕНЕРАЦИЯ» является частной организацией.

Предоставляя информацию о принадлежности к Госкорпорации «Росатом», ответчик нарушил требования статьи 10 Закона РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей».

Истец просил признать несоответствующим действительности принадлежность ООО «НИИАР-ГЕНЕРАЦИЯ» к Госкорпорации «Росатом», признать недействительным штамп ООО «НИИАР-ГЕНЕРАЦИЯ» с указанием принадлежности к Госкорпорации «Росатом», признать незаконными действия ООО «НИИАР-ГЕНЕРАЦИЯ» по предоставлению информации о принадлежности ООО «НИИАР-ГЕНЕРАЦИЯ» к Госкорпорации «Росатом», взыскать с ООО «НИИАР-ГЕНЕРАЦИЯ» компенсацию морального вреда в размере 100 000 руб.

Судом к участию в деле в качестве соответчика привлечена Госкорпорация «Росатом». 

Рассмотрев исковые требования по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Поляков А.С. просит отменить решение суда и принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований.

Не соглашается с выводом суда о том, что им не представлено доказательств в обоснование заявленных требований. Указывает, что ООО «НИИАР-ГЕНЕРАЦИЯ» не представлены акты о передаче государственного имущества в собственность общества.

Считает, что наличие сублицензионного договора о предоставлении права использования товарного знака не является основанием для использования обозначения принадлежности к Госкорпорации «Росатом», поскольку общество не относится к предприятиям данной госкорпорации.

Указывает, что использование ООО «НИИАР-ГЕНЕРАЦИЯ» обозначения своей принадлежности к Госкорпорации «Росатом» вводит потребителей в заблуждение в корыстных целях.

Полагает, что решение суда основано на доказательствах одной стороны, при этом позиция другой стороны судом не принята во внимание.

В возражениях относительно апелляционной жалобы ООО «НИИАР-ГЕНЕРАЦИЯ», Госкорпорация «Росатом» просят решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.

Стороны в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции извещены надлежащим образом, доказательств наличия уважительных причин неявки или наличия иных обстоятельств, препятствующих апелляционному рассмотрению, не представили, поэтому судебная коллегия, в соответствии с положениями статей 167, 327 Гражданского процессуального кодекса РФ, определила рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, возражениях относительно жалобы.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, судебная коллегия приходит к следующему.

Из устава ООО «НИИАР-ГЕНЕРАЦИЯ» следует, что данное общество создано в соответствии с Гражданским кодексом РФ, Федеральным законом от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью». Общество создано в целях извлечения прибыли.

Видами деятельности общества являются: производство электрической и тепловой энергии; производство пара и горячей воды; производство охлажденной хозпитьевой воды; деятельность по поставке (продаже) тепловой энергии; деятельность по обеспечению работоспособности тепловых электростанций; деятельность по поставке (продаже) пара и горячей воды, охлажденной хозпитьевой воды; оказание услуг по водоотведению; деятельность по производству общестроительных работ по прокладке магистральных трубопроводов; обеспечение эксплуатации энергетического оборудования в соответствии с действующими нормативными требованиями, проведение своевременного и качественного ремонта, технического перевооружения и реконструкции энергетических объектов; обеспечение энергоснабжения потребителей, подключенных к тепловым и электрическим сетям общества в соответствии с заключенными договорами.

Общество имеет печать, содержащую его полное фирменное наименование на русском языке, указание на место нахождения общества (пункт 2.2 устава).

Согласно пункту 2.3 устава, общество вправе иметь штампы и бланки со своим фирменным наименованием, собственную эмблему, а также зарегистрированный в соответствии с действующим законодательством товарный знак и другие средства индивидуализации.

Из углового штампа бланка ООО «НИИАР-ГЕНЕРАЦИЯ» усматривается, что на нем используется товарный знак Госкорпорации «Росатом».

Полагая, что данный товарный знак используется ООО «НИИАР-ГЕНЕРАЦИЯ» незаконно, использование данного товарного знака вводит его, как потребителя, в заблуждение о принадлежности ООО «НИИАР-ГЕНЕРАЦИЯ» к Госкорпорации «Росатом», чем нарушены его права потребителя на получение достоверной информации, истец обратился в суд с настоящим иском.

Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из отсутствия факта нарушения ответчиками требований действующего законодательства о защите прав потребителей.

Судебная коллегия находит указанные выводы суда правильными, основанными на нормах материального права, подлежащих применению к спорным правоотношениям, и соответствующими установленным судом обстоятельствам дела.

Согласно статье 8 Закона РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей», потребитель имеет право на предоставление ему необходимой и достоверной информации об изготовителе (продавце), режиме его работы и реализуемых им товарах. Данная информация в наглядной и доступной форме доводится до сведения потребителей при заключении договоров купли-продажи способами, принятыми в отдельных сферах обслуживания потребителей, на русском языке.

В силу статьи 10 Закона РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством РФ.

Информация о товарах (работах, услугах) в обязательном порядке должна содержать, в том числе, адрес (место нахождения), фирменное наименование (наименование) изготовителя (исполнителя, продавца), уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера, указание на конкретное лицо, которое будет выполнять работу (оказывать услугу), и информацию о нем, если это имеет значение, исходя из характера работы (услуги).

Информация, предусмотренная пунктом 2 данной статьи, доводится до сведения потребителей в технической документации, прилагаемой к товарам (работам, услугам), на этикетках, маркировкой или иным способом, принятым для отдельных видов товаров (работ, услуг). Информация об обязательном подтверждении соответствия товаров представляется в порядке и способами, которые установлены законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, и включает в себя сведения о номере документа, подтверждающего такое соответствие, о сроке его действия и об организации, его выдавшей.

В соответствии с частью 1 статьи 9 Федерального закона от 26 июля 2007 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», группой лиц признается совокупность физических лиц и (или) юридических лиц, соответствующих одному или нескольким признакам из следующих признаков:

1) хозяйственное общество (товарищество, хозяйственное партнерство) и физическое лицо или юридическое лицо, если такое физическое лицо или такое юридическое лицо имеет в силу своего участия в этом хозяйственном обществе (товариществе, хозяйственном партнерстве) либо в соответствии с полномочиями, полученными, в том числе на основании письменного соглашения, от других лиц, более чем пятьдесят процентов общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли) в уставном (складочном) капитале этого хозяйственного общества (товарищества, хозяйственного партнерства);

2) юридическое лицо и осуществляющие функции единоличного исполнительного органа этого юридического лица физическое лицо или юридическое лицо;

3) хозяйственное общество (товарищество, хозяйственное партнерство) и физическое лицо или юридическое лицо, если такое физическое лицо или такое юридическое лицо на основании учредительных документов этого хозяйственного общества (товарищества, хозяйственного партнерства) или заключенного с этим хозяйственным обществом (товариществом, хозяйственным партнерством) договора вправе давать этому хозяйственному обществу (товариществу, хозяйственному партнерству) обязательные для исполнения указания;

4) юридические лица, в которых более чем пятьдесят процентов количественного состава коллегиального исполнительного органа и (или) совета директоров (наблюдательного совета, совета фонда) составляют одни и те же физические лица;

5) хозяйственное общество (хозяйственное партнерство) и физическое лицо или юридическое лицо, если по предложению такого физического лица или такого юридического лица назначен или избран единоличный исполнительный орган этого хозяйственного общества (хозяйственного партнерства);

6) хозяйственное общество и физическое лицо или юридическое лицо, если по предложению такого физического лица или такого юридического лица избрано более чем пятьдесят процентов количественного состава коллегиального исполнительного органа либо совета директоров (наблюдательного совета) этого хозяйственного общества;

7) физическое лицо, его супруг, родители (в том числе усыновители), дети (в том числе усыновленные), полнородные и неполнородные братья и сестры;

8) лица, каждое из которых по какому-либо из указанных в пунктах 1 - 7 настоящей части признаку входит в группу с одним и тем же лицом, а также другие лица, входящие с любым из таких лиц в группу по какому-либо из указанных в пунктах 1 - 7 настоящей части признаку;

9) хозяйственное общество (товарищество, хозяйственное партнерство), физические лица и (или) юридические лица, которые по какому-либо из указанных в пунктах 1 - 8 настоящей части признаков входят в группу лиц, если такие лица в силу своего совместного участия в этом хозяйственном обществе (товариществе, хозяйственном партнерстве) или в соответствии с полномочиями, полученными от других лиц, имеют более чем пятьдесят процентов общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли) в уставном (складочном) капитале этого хозяйственного общества (товарищества, хозяйственного партнерства).

Как следует из материалов дела, единственным участником ООО «НИИАР-ГЕНЕРАЦИЯ» является акционерное общество «Государственный научный центр – Научно-исследовательский институт атомных реакторов» (далее – АО «ГНЦ НИИАР»).

Между ООО «НИИАР-ГЕНЕРАЦИЯ» (арендатор) и АО «ГНЦ НИИАР» (арендодатель) 1 апреля 2013 г. заключен договор аренды № ***, согласно которому АО «ГНЦ НИИАР» передано ООО «НИИАР-ГЕНЕРАЦИЯ» во временное владение, пользование и обеспечение безопасной эксплуатации собственное движимое и недвижимое имущество, относящееся к объектам энергетического хозяйства, включая объекты системы теплоснабжения для производства тепловой энергии, теплоносителя.

Собственником акций АО «ГНЦ НИИАР» являются Госкорпорация «Росатом» (52,48 %), Российская Федерация в лице Госкорпораии «Росатом» (1,22%), АО «КОНЦЕРН РОСЭНЕРГОАТОМ» (3,02 %), АО «Атомэнергопром» (43,26 %). Госкорпорация «Росатом» владеет 95,3317 % акций в уставном капитале АО «Атомэнергопром», который в свою очередь владеет 99,99999999988 % акций в уставном капитале АО «КОНЦЕРН РОСЭНЕРГОАТОМ».

Из выписки из ЕГРЮЛ ООО «НИИАР-ГЕНЕРАЦИЯ» усматривается, что исполнительным органом ООО «НИИАР-ГЕНЕРАЦИЯ» является акционерное общество «Русатом инфраструктурные решения» (далее – АО «РИР»), являющееся организацией Госкорпорации «Росатом».

Приказом Госкорпорации «Росатом» № *** от 24 сентября 2013 г. утвержден регламент по взаимодействию АО «РИР» с Госкорпорацией «Росатом», в котором ООО «НИИАР-ГЕНЕРАЦИЯ» указано организацией, находящейся в контуре АО «РИР».

Госкорпорацией «Росатом» зарегистрировано право на товарный знак, в том числе буквенное обозначение «РОСАТОМ».

Между Госкорпорацией «Росатом» (лицензиар) и АО «РИР» (лицензиат) 28 августа 2019 г. был заключен лицензионный договор № ***. По условиям данного договора лицензиат имеет право без получения дополнительного письменного согласия лицензиара предоставлять право использования товарных знаков по сублицензионным договорам организациям, находящимся в контуре управления лицензиата.

Между АО «РИР» (лицензиат) и ООО «НИИАР-ГЕНЕРАЦИЯ» 9 ноября 2020 г. заключен сублицензионный договор № *** о предоставлении права использования товарных знаков, содержащих, в том числе буквенное обозначение «РОСАТОМ».

Из имеющегося в материалах дела отзыва Госкорпорации «Росатом» следует, что Госкорпорация «Росатом» не имеет претензий к такому использованию.

Таким образом, ООО «НИИАР-ГЕНЕРАЦИЯ» входит в группу лиц Госкорпорации «Росатом» в понимании статьи 9 Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», использует в своём штампе товарный знак Госкорпорации «Росатом» на законных основаниях, при этом нарушений прав истца, как потребителя, использованием штампа Госкорпорации «Росатом» в штампе ООО «НИИАР-ГЕНЕРАЦИЯ» не установлено.

При указанных обстоятельствах у суда отсутствовали правовые основания для удовлетворения исковых требований.

Доводы апелляционной жалобы сводятся к позиции, занятой истцом в ходе рассмотрения дела, являлись предметом судебного разбирательства, направлены на иную оценку установленных представленными доказательствами обстоятельств по делу, в связи с чем судебной коллегией отклоняются.

Вопреки доводам апелляционной жалобы, обстоятельства дела исследованы с достаточной полнотой. Судебное разбирательство проведено всесторонне и объективно. Судом созданы надлежащие условия для реализации принципа состязательности сторон. Каких-либо нарушений гражданского процессуального закона, влекущих отмену судебного решения, не установлено. 

Таким образом, решение суда по настоящему делу является законным и обоснованным, оснований к его отмене по доводам апелляционной жалобы не имеется.

Руководствуясь статьёй 328 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А :

 

решение Димитровградского городского суда Ульяновской области от 28 февраля 2023 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Полякова Алексея Сергеевича – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в течение трех месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г.Самара) по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, через суд первой инстанции.

 

Председательствующий

 

Судьи:

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 14 июня 2023 года.