Судебный акт
Об обеспечении ремонта и строительства водопроводных сетей
Документ от 14.06.2023, опубликован на сайте 20.06.2023 под номером 106622, 2-я гражданская, об обязании провести обследование сетей водопровода, возложении обязанности выполнить работы по строительству водопровода по вновь застраиваемым улицам, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

У Л Ь Я Н О В С К И Й    О Б Л А С Т Н О Й   С У Д

 

73RS0002-01-2023-000031-30

Судья Саенко Е.Н.                                                                      Дело № 33а-2551/2023 

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ  ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

г. Ульяновск                                                                                        14 июня 2023 года

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Лифановой З.А.,

судей Васильевой Е.В., Смирновой Ю.В.,

при секретаре Чичкиной А.П.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционные жалобы администрации города Ульяновска, Управления жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства администрации города Ульяновска на решение Засвияжского районного суда г.Ульяновска от 6 февраля 2023 года по делу           №2а-663/2023, по которому постановлено:

административный иск прокурора Засвияжского района города Ульяновска в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.

Возложить на администрацию города Ульяновска обязанности по проведению обследования сетей водопровода в с.Арское г.Ульяновска протяженностью 3,8 пог.км, в с.Кротовка г.Ульяновска - 22,4 пог.км, по результатам которого провести капитальный ремонт участков сетей с изношенностью от 50 до 100%; выполнить работы по строительству водопровода по вновь застраиваемым ул.Лесная и ул.Степная в с.Кротовка г.Ульяновска; выполнить работы по строительству водопровода к домам №№20, 21, 27, 34-36 по ул.Мира в д.Погребы г.Ульяновска.

 

Заслушав доклад судьи Лифановой З.А., пояснения прокурора            Макейкиной Е.В., полагавшей решение суда не подлежащим отмене, судебная коллегия

 

установила:

Прокурор Засвияжского района города Ульяновска обратился в суд с административным иском, впоследствии уточненным, в защиту законных интересов неопределенного круга лиц к администрации города Ульяновска о возложении обязанности выполнить работы по строительству водопровода.

В обоснование требований указано, что проведенной прокуратурой района проверкой доводов публикации «Из XXI в XX. Проблемы с водоснабжением в ульяновских пригородах» в деятельности администрации областного центра выявлены нарушения федерального законодательства, требующие прокурорского вмешательства. Проведенной проверкой установлено, что общая продолжительность водопровода в с.Арское составляет 3,8 пог.км, в с.Кротовка - 22,4 пог.км (отсутствует водопровод по вновь застраиваемым ул.Лесная и ул.Степная в с.Кротовка), в д.Погребы - 1,750 пог.км (за исключением домов №№20, 21, 27, 34-36 по ул.Мира, водопровод отсутствует). Общая изношенность водопроводных сетей в данных населенных пунктах (за исключением д.Погребы - 10%) составляет 70-75%.

Несмотря на многочисленные обращения граждан, значительный износ сетей водоснабжения с.Кротовка, с.Арское и п.Дачный, а также отсутствие водоснабжения на отдельных участках данных населенных пунктов, должностными лицами администрации областного центра меры к организации комплексной реконструкции указанных сетей, их капитальному ремонту и строительству не принимаются, вопрос о выделении бюджетных средств на выполнение данных работ не решен. Установить конкретный круг лиц, права которых могут быть нарушены ввиду ненадлежащего состояния сетей водоснабжения и их отсутствия, не представляется возможным.

Прокурор просил обязать администрацию города Ульяновска провести обследование сетей водопровода в с.Арское г.Ульяновска протяженностью                   3,8 пог.км, в с.Кротовка г.Ульяновска - 22,4 пог.км, по результатам которого провести капитальный ремонт участков сетей с изношенностью от 50 до 100%; выполнить работы по строительству водопровода по вновь застраиваемым ул.Лесная и ул.Степная в с.Кротовка г.Ульяновска; выполнить работы по строительству водопровода к домам №№20, 21, 27, 34-36 по ул.Мира в д.Погребы г.Ульяновска.

Судом к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации города Ульяновска.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционных жалобах администрация города Ульяновска, Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации города Ульяновска не соглашаются с решением суда, просят его отменить и вынести новое решение об отказе в удовлетворении административного иска. В обоснование доводов жалобы указывает, что гарантированным поставщиком услуг по  холодному водоснабжению и водоотведению на территории МО «город Ульяновск» является                     УМУП «Ульяновскводоканал». Работы по строительству водопровода к вышеназванным  домам предполагают дополнительное расходование денежных средств из бюджета. Вопрос о выделении денежных средств на данные мероприятия будет рассмотрен при формировании бюджета МО «город Ульяновск» на 2024 и плановый 2025-2026 годы.

В судебное заседание суда апелляционной инстанции  иные лица, участвующие в деле, не явились, извещены  надлежащим образом о времени и месте судебного  заседания.

Судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса в соответствии со статьей 150, частью 2 статьи 306 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно ч.4 ст. 218 КАС РФ в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии со ст.2 ЖК РФ органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе обеспечивают защиту прав и законных интересов граждан, приобретающих жилые помещения и пользующихся ими на законных основаниях, потребителей коммунальных услуг, а также услуг, касающихся обслуживания жилищного фонда.

Согласно ст. 3 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» государственная политика в сфере водоснабжения и водоотведения направлена на достижение следующих целей: охраны здоровья населения и улучшения качества жизни населения путем обеспечения бесперебойного и качественного водоснабжения и водоотведения; снижения негативного воздействия на водные объекты путем повышения качества очистки сточных вод; обеспечения развития централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения путем развития эффективных форм управления этими системами, привлечения инвестиций и развития кадрового потенциала организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение.

Общими принципами государственной политики в сфере водоснабжения и водоотведения являются: приоритетность обеспечения населения питьевой водой, горячей водой и услугами по водоотведению; обеспечение технологического и организационного единства и целостности централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения.

В соответствии с ч. 1, 1.1 ст. 6 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» полномочия органов местного самоуправления, предусмотренные частью 1 указанной статьи, а именно - организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств; согласование вывода объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения в ремонт и из эксплуатации; утверждение схем водоснабжения и водоотведения поселений, городских округов; утверждение технических заданий на разработку инвестиционных программ; согласование инвестиционных программ - на территории сельского поселения осуществляются органами местного самоуправления муниципального района, на территории которого расположено сельское поселение, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации.

Как следует из пп. «в» п. 3 раздела 2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется круглосуточно, то есть бесперебойно либо с перерывами, не превышающими продолжительность, соответствующую требованиям к качеству коммунальных услуг.

Приказом Госстроя России №168 от 30.12.1999 утверждены Правила технической эксплуатации систем и сооружений коммунального водоснабжения и канализации, пунктом 2.10.1 которых определено, что водоводы и водопроводная сеть (далее - сеть) должны обеспечить бесперебойное и надежное снабжение потребителей водой, которая по своему качеству отвечает требованиям стандарта.

Согласно п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 г. №131-ФЗ к вопросам местного значения городского поселения относятся, в том числе организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, 10.08.2022 на интернет-портале reporter73.tv опубликована статья «Из XXI в XX. Проблемы с водоснабжением в ульяновских пригородах» о проблемах с водоснабжением в с.Арское, с.Кротовка, д.Погребы г.Ульяновска.

01.09.2022 заместитель прокурора Засвияжского района г.Ульяновска на основании ст.21 Федерального закона №2202-1 от 17.01.1992 «О прокуратуре Российской Федерации» и поручения прокуратуры области №7/1-10-2022/1717-22-20730001 от 18.08.2022 издал Решение о проведении проверки №671 от 01.09.2022, в соответствии с которым решил провести с 01.09.2022 по 30.09.2022 проверку в отношении администрации г.Ульяновска, УМУП «Ульяновскводоканал» на предмет исполнения требований Жилищного кодекса Российской Федерации, Федерального закона №131-ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

В ходе проведенной прокурорской проверки Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации города Ульяновска предоставило информацию о том, что с наступлением жаркой сухой погоды в населенных пунктах, указанных в статье «Из XXI в XX. Проблемы с водоснабжением в ульяновских пригородах», в часы максимального водозабора возникают проблемы со снижением давления в системе водоснабжения, что связано с тем, что жителями производится массовый пролив приусадебных участков, расположенных вокруг частных и многоквартирных домов. Протяженность сетей водоснабжения по населенным пунктам составляет: с.Арское - 3800 м., с.Кротовка – 22 400 м, с.Арское - д.Погребы - 1750 м, с.Погребы (внутрипоселковые сети) - 420 м, п.Дачный -    9000 м. Изношенность сетей в населенных пунктах с.Арское, с.Кротовка, п.Дачный, с.Луговое составляет 70-75%. В д.Погребы прокладка водопровода из полиэтиленовых труб выполнена в декабре 2016 г. В с.Кротовка по ул.Солнечной планируется перекладка водопровода протяженностью 280 м и диаметром 110 мм. Поселок Дачный подключен к городским сетям, водопровод имеется по всем улицам. В с.Арское, с.Кротовка, п.Погребы водоснабжение осуществляется из скважин (в зимний период в работе 2 скважины, в летний период 4 скважины) через резервуары общим объемом 1500 м3. Подача питьевой воды, осуществляемая от водозабора, составляет от 1500 до 2000 м3/сут. Водопровод отсутствует к домам 20, 21, 27, 34-36 по ул.Мира в д.Погребы, по вновь застраиваемым улицам Лесная и Степная в с.Кротовка. В 2021 году в с.Кротовка выполнены работы по реконструкции системы водоснабжения, выполнить восстановление сборного водовода и подключение двух скважин к водозабору села Кротовка. На всех скважинах заменены погружные электронасосы. Построена новая обвязка скважин из полиэтиленовых труб диаметром 100 мм протяженностью около 250 погонных метров. Налажена система контроля за уровнем воды в накопительном резервуаре, с выводом информации на пульт центральной диспетчерской службы предприятия. Были заменены участки сетей ХВС сёл Старая и Новая Кротовка по лицам Полевая, Красноармейская, Советская протяженностью около 2-х километров. Произведена перекладка водопровода по ул.Садовой села Кротовка протяженностью 200 м. В 2021 году выполнено следующее: УМУП «Ульяновскводоканал» выполнена прокладка трубопровода по 2 пер.Сельдинскому протяженностью 100 м. При увеличении водоразбора включается дополнительный насос.

Кроме того, в рамках проверки доводов публикации 05.09.2022 прокуратурой осуществлен выезд в с.Кротовка, с.Арское, п.Погребы, где в ходе осмотра улиц с.Кротовка обнаружены течи из системы холодного водоснабжения вблизи домов №№2, 4 по ул.Солнечная, №1 по ул.Магистральная, из колодца на перекрестке ул.Луговая и ул.Центральная.

По установленным фактам опрошены жители села, указавшие на то, что на территории с.Кротовка имеется не менее 15 мест постоянного порыва сетей холодного водоснабжения, течь с порыва вблизи домов №№4 и 6 по ул.Солнечная продолжалась всю зиму, после ремонта в марте 2022 г. течь из труб через непродолжительное время восстановилась.

Прокурорской проверкой было установлено, что порывы сетей обусловлены их изношенностью. Несмотря на периодически проводимые ремонтные работы, течи воды на местах порывов продолжаются. Сети холодного водоснабжения изношены и требуют замены.

В ходе непосредственного выезда в п.Погребы при проверке размещенных по ул.Мира водонапорных колонок установлено, что последние не функционируют.

14.09.2022 и.о. прокурора Засвияжского района г.Ульяновска внес Главе города Ульяновска представление об устранении нарушений закона                    (исх. №07-01-22/Прдп427-22-20730005 от 14.09.2022), в котором потребовал безотлагательно рассмотреть данное представление с участием представителя прокуратуры района и принять конкретные меры по устранению нарушений закона, причин и условий им способствующих, рассмотреть вопрос о привлечении должностных лиц, виновных в допущенных нарушениях закона, к дисциплинарной ответственности.

Письмом от 24.10.2022 «О рассмотрении представления» Глава города Ульяновска сообщил прокурору Засвияжского района г.Ульяновска о том, что в населённых пунктах пригородной зоны, а  именно: с.Арское, с.Кротовка, д.Погребы сети водоснабжения имеют высокий износ.                                              УМУП «Ульяновскводоканал», используя имеющиеся финансовые возможности, проводит замену наиболее аварийных участков трубопровода. В связи с тем, что в тарифе на водоснабжение не предусмотрены расходы на капитальный ремонт, замена ведётся в неполном объеме. Кроме собственных средств предприятия УМУП «Ульяновскводоканал» для модернизации системы водоснабжения с.Кротовка в 2021 году были привлечены и средства бюджетов города и области в размере 8 853 045,22 руб., выполнено бурение 2-х скважин и прокладка               1360 метров сборного водопровода диаметром 200 мм.

В связи с дефицитным финансированием мероприятий жилищно-коммунального хозяйства из бюджета города не выделено средств на строительство и реконструкцию сетей в с.Арское, с.Кротовка и д.Погребы. В соответствии со ст.83 БК РФ выделение бюджетных ассигнований на принятие новых расходных обязательств возможно при наличии реальных источников поступлений в бюджет и (или) при сокращении бюджетных ассигнований по отдельным видам расходов бюджета. При отсутствии реальных поступлений в бюджет финансирование расходов по данным мероприятиям невозможно. В связи с этим администрация города Ульяновска полагает, что в настоящее время невозможно определить основания для привлечения должностных лиц администрации города Ульяновска к дисциплинарной ответственности при надлежащем исполнении ими своих служебных обязанностей.

Разрешая спор и удовлетворяя административный иск прокурора, суд верно исходил из того, что в силу ст.210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, следовательно,  администрация города Ульяновска обязана провести обследование сетей водопровода в выше поименованных селах и провести капитальный ремонт участков сетей с изношенностью от 50 до 100%, а  кроме того, выполнить работы по строительству водопровода по вновь застраиваемым улицам.

С выводами районного суда судебная коллегия соглашается.

Судебная коллегия отмечает, что установленные по делу обстоятельства указывают на то, что водоснабжающей организацией и администрацией города до настоящего времени не найдено решение проблемы, эффективные меры, купирующие проблему бесперебойного водоснабжения поселка, не приняты, что свидетельствует о бездействии административного ответчика.

Потребители с.Кротовка, с.Арское и п.Дачный, д.Погребы не обеспечены питьевой водой в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей. При этом бесперебойная подача воды должна обеспечиваться вне зависимости от сезона.

Проводимые мероприятия по текущему ремонту не освобождают орган местного самоуправления от возложенной на него законом обязанности по обеспечению населения бесперебойным водоснабжением холодной питьевой водой надлежащего качества круглосуточно и круглогодично.

Зависимость бесперебойной подачи холодной воды от внешних факторов создает реальную угрозу ухудшения состояния окружающей среды и санитарно-эпидемиологической обстановки в населенных пунктах города.

Поскольку ресурсоснабжающая организация УМУП «Ульяновскводоканал» не может самостоятельно обеспечить бесперебойную подачу коммунальных ресурсов по холодному водоснабжению надлежащего качества, в том числе ввиду критического износа сетей, то данная обязанность должна быть возложена на администрацию города Ульяновска.

Вопреки доводам апелляционной жалобы, доказательств того, что административным ответчиком в 2021-2023 гг. были приняты реальные меры к исполнению требований норм вышеприведенного законодательства в части организации водоснабжения населения в указанных населенных пунктах, суду не представлено.

Доводы жалобы об отсутствии финансирования не свидетельствуют о наличии непреодолимых препятствий к выполнению возложенных на ответчика законом обязанностей по организации водоснабжения населения.

Вопросы организации надлежащего водоснабжения относятся к полномочиям органов местного самоуправления, а отсутствие надлежащего водоснабжения в поименованных в административном исковом заявлении населенных пунктах ущемляет права граждан на доступ к коммунальной услуге, нарушает условия их жизнедеятельности, лишает их возможности комфортного проживания.

Каких-либо новых доводов, способных поставить под сомнение законность и обоснованность обжалуемого решения и повлечь его отмену либо изменение, в апелляционной жалобе не приведено.

Принятое по делу решение является правильным, нормы материального и процессуального права применены судом верно. Оснований для его отмены не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 309, 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила:

решение Засвияжского районного суда г.Ульяновска от 6 февраля 2023 года оставить без изменения, апелляционные жалобы администрации города Ульяновска, Управления жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства администрации города Ульяновска – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, через суд первой инстанции.

 

Председательствующий

 

Судьи