Судебный акт
О признании общего собрания недействительным
Документ от 30.05.2023, опубликован на сайте 20.06.2023 под номером 106603, 2-я гражданская, о признани решений (протокола) общего собрания собственников помещений многоквартирного дома недействительными, решение (осн. требов.) отменено в части с вынесением нового решения

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

73RS0001-01-2022-004648-87

Судья Шабинская Е.А.                                                                            Дело №33-949/2023

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е   О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                   30 мая 2023 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Колобковой О.Б.,

судей Коротковой Ю.Ю., Самылиной О.П.,

при секретаре Кузеевой Г.Ш.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Гурова Ильи Евгеньевича на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 1 сентября 2022 года по гражданскому делу №2-3536/2022, по которому постановлено:

в удовлетворении исковых требований Гурова Ильи Евгеньевича к Бутовой Екатерине Игоревне о признании решения (протокола) внеочередного общего собрания собственников помещений в многоквартирном жилом доме недействительным отказать.

 

Заслушав доклад судьи Коротковой Ю.Ю., пояснения представителя Гурова И.Е. – Кузнецовой М.А., подержавшей доводы жалобы, пояснения представителя Бутовой Е.И. – Николаева А.Ю., возражавшего против доводов жалобы, судебная коллегия

 

установила:

 

Гуров И.Е. обратился в суд с иском к Бутовой Е.И. о признании решения (протокола) внеочередного общего собрания собственников помещений в многоквартирном жилом доме недействительным.

В обоснование заявленных требований указано, что истец является собственником нежилого помещения (кадастровый номер ***), площадью 74,3 кв.м, находящегося в многоквартирном доме по адресу: ***.

10.02.2022 собственниками помещений было проведено общее собрание собственников помещений многоквартирного дома. В повестку дня общего собрания внесены 42 вопроса. Результаты общего собрания собственников многоквартирного дома оформлены протоколом от 01.04.2022 № ***.

Истец в общем собрании голосовал против принятия решений. Считает, что решения принятые по вопросам 16, 18, 19, 20, 23, 25, 26, 27, 29, 30, 31, 32, 34 общего собрания собственников помещений многоквартирного дома являются незаконными и необоснованными, поскольку были приняты в нарушение норм жилищного законодательства РФ. Кроме того, принятыми решениями нарушены его права и законные интересы.

Просил суд признать недействительными решения внеочередного общего собрания собственников помещений в многоквартирном жилом доме ***, проведенного в форме очно - заочного голосования и оформленного протоколом от 01.04.2022 № ***, в части, а именно по вопросам 16, 18, 19, 20, 23, 25, 26, 27, 29, 30, 31, 32, 34.

Судом к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены ООО «УК «Галактика», ООО «Служба эксплуатации Вашего дома», Агентство государственного строительного и жилищного надзора Ульяновской области.

Рассмотрев исковые требования по существу, суд принял вышеуказанное  решение.

В апелляционной жалобе Гуров И.Е. просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных исковых требований в полном объеме.

В обоснование жалобы приводит доводы, изложенные в исковом заявлении. Не соглашается с выводом суда об отсутствии нарушений, указанных в статьях 181.4 и 181.5 ГК РФ. Судом при вынесении решения не учтено, что согласно пункту 16 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.06.2017 №22 при разрешении споров, связанных с внесением платы за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, услуги и работы по управлению таким домом, следует учитывать, что утвержденный общим собранием собственников размер такой платы не может устанавливаться произвольно, должен обеспечивать содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства и отвечать требованиям разумности. 

Так, по вопросу №16 необоснованно  принято решение о проведении ремонта объектов, в том числе опасных производственных, в границах участка с кадастровым номером *** с взысканием дополнительной платы с собственников помещений многоквартирного дома. Ссылаясь на положения части 5 статьи 161.1 ЖК РФ, отмечает, что законом установлен исчерпывающий перечень вопросов, определяющих работу совета многоквартирного дома и принятое решение не входит в компетенцию совета многоквартирного дома, в связи с чем решение не может быть принято в указанной формулировке. Кроме того, данным вопросом не дается расшифровка видов работ (капитальный ремонт, текущий ремонт), не указаны объекты и относятся ли они к общему имуществу многоквартирного дома. Считает, что при принятии решения о предоставлении тех или иных работ (услуг) собственник как потребитель должен в полной степени быть проинформирован о проводимых работах (услугах), без указанной информации принятое на общем собрании решение противоречит законодательству РФ.

По вопросу №17 принято решение об утверждении перечня и размера платы за услугу «Содержание общего имущества» с 01.05.2022 по 30.04.2023 в размере 24,8 руб. с квадратного метра абонируемой площади ежемесячно. Решение по вопросу №18 об утверждении размере платы по статье «Резерв на непредвиденные затраты и текущий ремонт» в нарушение части 2 статьи 154 ЖК РФ дублирует плату за услуги, указанные в вопросе №17. Кроме того, вопросом №18 не урегулирован порядок оплаты таких услуг, действующим законодательством не определён термин «непредвиденные затраты». В самом протоколе также не указаны виды работ (услуг), на которые могут быть израсходованы денежные средства.

Принятое решение по вопросу №19 о дополнительной плате за «Обслуживание автоматических запирающихся устройств, домофонного оборудования» в независимости от наличия обслуживаемого домофонного оборудования нарушает положения статьи 779 ГК РФ, поскольку таким решением возлагается обязанность на собственников помещений в многоквартирном доме по оплате услуг, которые фактически не будут оказаны.

По вопросу №20 необоснованно принято решение о предоставлении и финансировании услуги «Механизированная уборка территории от снега (в сезон)», поскольку законодательством не разграничивается внесение собственником платы за содержание общего имущества в многоквартирном доме по сезонам. Кроме того, по вопросу №17 принято решение об утверждении перечня размера платы за услугу «Содержание общего имущества». Таким образом, решением по вопросу №20 дублируется плата за услугу «Содержание общего имущества», что является незаконным и усиливает финансовую нагрузку на собственников помещений.

Принятым решением по вопросу №23 фактически ограничиваются права собственников на пользование принадлежащими им на праве собственности помещениями. Предоставление собственникам помещений в многоквартирном доме ключей, обеспечивающих доступ к помещениям в многоквартирном доме, не влияет на права и обязанности управляющей организации по содержанию общего имущества многоквартирного дома, и не требует для этого решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.

Для принятия решения по вопросу №25 о замене дверей на незадымляемые лоджии следовало учитывать, что в соответствии с Методическими рекомендациями, утверждёнными Государственной корпорацией «Фонд содействия реформированию ЖКХ» от 15.02.2013, к работам по капитальному ремонту, в частности, относится ремонт и замена окон и балконных дверей (в составе общего имущества) и входных наружных дверей. Решения о капитальном ремонте общего имущества в многоквартирном доме принимаются большинством не менее двух третей голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме (статье 46 ЖК РФ). По вопросу 25 не было достаточного количества голосов собственников помещений.

По вопросу №26 принято решение об обязании собственников помещений предоставить доступ управляющей организации для проведения ревизии общедомового имущества, находящегося в помещениях собственников, а также о возложении на них дополнительных расходов, связанных с выполнением управляющей организацией предписаний надзорных органов и решений судов, что не соответствует статье 16 Закона о защите прав потребителей и является основанием для признания данного решения недействительным.

Решение по вопросам №27, №30 о замене стояков ГВС, ХВС, наделении полномочиями председателя Совета многоквартирного дома подписать договор управления многоквартирным домом может быть принято, если за него проголосовало большинством не менее двух третей голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме. Вместе с тем решение принято числом голосов, составляющих меньше половины собственников помещений.

Ссылаясь на Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме утверждённые постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491, указывает, что механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в многоквартирном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения (квартиры) входит в состав общего имущества многоквартирного дома. В соответствии с Методическими рекомендациями, утверждёнными Госкорпорацией «Фонд содействия реформированию ЖКХ» от 15.02.2013, ремонт или замена инженерных систем относится к работам по капитальному ремонту многоквартирных домов. На основании статьи 46 ЖК РФ решение о капитальном ремонте общего имущества в многоквартирном доме принимается большинством не менее двух третей голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме.

Принятое по вопросу №31 решение о наделение Совета дома полномочиями на  принятие решений о ремонте, обслуживании и благоустройстве общего имущества в доме с правом использования собранных средств по строке «Резерв на непредвиденные затраты и текущий ремонт» дублирует принятое решение по вопросу №17 об утверждении размера платы за услугу «Содержание общего имущества», поскольку в соответствии с частью 2 статьи 154 ЖК РФ в плату за содержание общего имущества включена плата за текущий ремонт.

По вопросу №32 незаконно принято решение об утверждении вознаграждения председателя Совета дома. В нарушение требований части 8.1 статьи 161.1 ЖК РФ решением общего собрания собственников не указан порядок определения размера такого вознаграждения. Ссылка в решении на то, что сумма вознаграждения складывается из издержек на телефонную связь и проезд на транспорте, не соответствует сумме вознаграждения, принятого на общем собрании собственников.

При принятии решения по вопросу №34 собственникам многоквартирного дома не был представлен расчет неосвоенных ООО «УК Галактика» денежных средств, в связи с чем отсутствовали основания принятия решения по истребованию неосвоенных денежных средств.

В возражениях относительно апелляционной жалобы представитель Бутовой Е.И. – Николаев А.Ю. просит оставить решение суда без изменения.

Судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле, извещенных о месте и времени судебного разбирательства надлежащим образом.

На основании части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы.

Рассмотрев доводы жалобы, возражений, изучив материалы дела, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно статье 44 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) органом управления многоквартирным домом является общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме, к компетенции которого относится выбор способа управления многоквартирным домом.

Порядок проведения общего собрания собственников жилья регулируется положениями статьи 45 ЖК РФ.

Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме правомочно (имеет кворум), если в нем приняли участие собственники помещений в данном доме или их представители, обладающие более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов (часть 3 статьи 45 ЖК РФ).

В соответствии с частью 6 статьи 46 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме вправе обжаловать в суд решение, принятое общим собранием собственников помещений в данном доме с нарушением требований данного кодекса, в случае, если он не принимал участие в этом собрании или голосовал против принятия такого решения и если таким решением нарушены его права и законные интересы. Суд с учетом всех обстоятельств дела вправе оставить в силе обжалуемое решение, если голосование указанного собственника не могло повлиять на результаты голосования, допущенные нарушения не являются существенными и принятое решение не повлекло за собой причинение убытков указанному собственнику.

Судом установлено, что истец Гуров И.Е. является собственником нежилого помещения  площадью 74,3 кв.м, с кадастровым номером ***, в многоквартирном доме по адресу: ***. 

Внеочередным общим собранием собственников помещений в многоквартирном жилом доме, инициатором которого являлась ответчик Бутова Е.И., проведенным в очно - заочной форме и оформленным протоколом №*** от 01.04.2022, принято решение по 36 вопросам, в том числе о досрочном расторжении договора управления и прочих договорных отношений, касающихся содержания и ремонта общего имущества дома ***, заключенных с ООО «УК Галактика» (вопрос 6), о выборе управляющей организации – ООО «Служба эксплуатации» (вопрос 8).

Предметом спора по настоящему делу являются следующие вопросы:

№ 16 – В случае необходимости проведения ремонта объектов, в том числе опасных производственных, в границах участка с кадастровым номером *** (трансформаторная подстанция, газораспределительный шкаф и проч.), работы финансируются путем включения в платежный документ за ЖКУ отдельной строки с уведомлением Совета дома о размере и периоде целевого начисления (с квадратного метра абонируемой площади). Окончательная стоимость будет определена после завершения работ  на основании акта выполненных работ и/или акта приема-передачи.  В случае уменьшения/увеличения стоимости работ остаток/недостаток  поступивших денежных средств  зачесть/профинансировать по строке «Резерв на непредвиденные затраты и текущий ремонт»;

№ 18 - Утверждение размера платы по статье «Резерв на непредвиденные затраты и текущий ремонт» в размере 04 руб. 50 коп. с квадратного метра абонируемой площади ежемесячно. Статья «Резерв на текущий ремонт» является накопительной, по мере накопления собственники могут направлять денежные средства на дополнительные мероприятия по благоустройству и ремонту;

№ 19 - Утверждение размера платы по строке «Обслуживание автоматических запирающихся устройств, домофонного оборудования» с возможностью видеонаблюдения в размере 55 руб. с помещения/квартиры ежемесячно независимо от наличия трубки домофона помощении/квартире. Мобильное приложение устанавливается по желанию собственника за отдельную плату;

№ 20 - Утверждение порядка предоставления и финансирования услуги «Механизированная уборка территории от снега (в сезон)»: начисления производятся с квадратного метра абонируемой площади по факту выполнения работ на основании акта выполненных работ и/или иного документа, Строка «Механизированная уборка территории от снега» вносится в платежные документы по оплате за ЖКУ в месяц предоставления услуги и/или в месяце, следующем за расчетным;

№ 23 - Утверждение порядка выдачи ключей от ворот, калиток, дверей подъезда, мусорокамер и прочего. Выдача ключей производится при предъявлении документов, подтверждающих право собственности и личности собственника. Количество ключей на помещение/квартиру не может превышать количества собственников объекта/зарегистрированных в квартире граждан. При необходимости получения большего количества ключей на помещение/квартиру – выдача производится при согласовании Совета дома;

№ 25 - Предоставить собственникам помещений на одном этаже право самостоятельной замены дверей на незадымляемые лоджии с включением данных дверей в состав общего имущества, Порядок проведения работ согласовывается с управляющей организацией. Устанавливаемые двери должны соответствовать противопожарным и прочим требованиям, демонтированные деревянные двери передаются на хранение управляющей организации;

№ 26 - Обязать собственников помещений предоставить доступ управляющей  организации для проведения ревизии общего домового имущества, находящегося в помещении собственников (стояки ГВС, ХВС, канализации, отопления) с целью выявления аварийных участков, подлежащих срочной замене. Представители управляющей организации допускаются в помещение собственника для ревизии в согласованное время для выполнения необходимых ремонтных работ, по мере необходимости, а для ликвидации аварий - в любое время суток. Расходы, связанные с выполнением управляющей организацией предписаний надзорных органов, решений судов, штрафов, неустоек, убытков, морального вреда, пени и др. по вопросу ненадлежащего состояния указанных стояков, оплачиваются и возмещаются за счет денежных средств собственников в полном объеме;

№ 27 - Утверждение порядка проведения и финансирования работ по ремонту и замене изношенных стояков ГВС и ХВС в квартирах/помещениях. При поступлении в управляющую организацию заявления о проведении работ от собственника помещения, собственнику данного помещения/квартиры в платежный документ по оплате за ЖКУ вносится отдельная дополнительная строка «Замена стояков ГВС/ХВС». Начисления производятся по факту выполнения работ на основании акта выполненных работ и/или иного документа. Указанная строка вносится в платежные документы по оплате за ЖКУ в месяц предоставления услуги, и/или в месяц, следующий за расчетным. Границы эксплуатационной ответственности устанавливаются согласно ПП РФ № 491 п. 1 «Определение состава общего имущества». Представители управляющей организации допускаются в помещение собственника для выполнения необходимых ремонтных работ – по мере необходимости, а для ликвидации аварий в любое время суток;

№ 29 - Наделение председателя Совета дома - собственника кв. № *** Бутовой Екатерины Игоревны - полномочиями определять сроки досрочного начала и окончания отопительного периода (по погодным условиям) путем направления обращения в адрес управляющей организации;

№ 30 - Наделение полномочиями председателя Совета дома - собственника кв.№*** Бутовой Екатерины Игоревны - подписать договор управления от имени собственников дома по проспекту *** с управляющей организацией ООО «Службе эксплуатации»;

№ 31 - Наделение Совета дома полномочиями на принятие решений о ремонте, обслуживании и благоустройстве общего имущества в доме, то есть наделить Совет дома правом использования средств, собранных по строке «Резерв на непредвиденные затраты и текущий ремонт» суммой не более 100 000 руб. для решения вопросов обслуживания, благоустройства ремонта дома;

№ 32 - Утверждение вознаграждения председателя Совета дома путем включения в платежный документ по оплате за ЖКУ дополнительной строки «Вознаграждение председателю Совета дома» в размере 02 руб. с квадратного метра абонируемой площади ежемесячно. Сумма вознаграждения подлежит выплате председателю Совета дома в рамках собранных денежных средств, получаемых управляющей организацией по отдельной строке в платежном документе, за вычетом всех необходимых удержаний (налогов и сборов) в соответствии Налоговым кодексом РФ;

№ 34 - Предоставление полномочий управляющей организации ООО «Служба эксплуатации» и Совету дома по истребованию неосвоенных денежных средств от организации ООО «УК ГАЛАКТИКА», предыдущих управляющих организаций всеми способами, предусмотренными законодательством.

В соответствии с пунктом 1 статьи 181.3 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) решение собрания недействительно по основаниям, установленным названным Кодексом или иными законами, в силу признания его таковым судом (оспоримое решение) или независимо от такого признания (ничтожное решение).

Согласно  пункту статьи 181.4 ГК РФ решение собрания может быть признано судом недействительным в случае, если: 

1) допущено существенное нарушение порядка созыва, подготовки и проведения собрания, влияющее на волеизъявление участников собрания;

2) у лица, выступавшего от имени участника собрания, отсутствовали полномочия;

3) допущено нарушение равенства прав участников собрания при его проведении;

4) допущено существенное нарушение правил составления протокола, в том числе правила о письменной форме протокола (пункт 3 статьи 181.2).

Статьей 181.5 ГК РФ установлено, что решение собрания является ничтожным в случае, если оно принято при отсутствии необходимого кворума; принято по вопросу, не относящемуся к компетенции собрания.

Если иное не предусмотрено законом, решение собрания ничтожно в случае, если оно: 1) принято по вопросу, не включенному в повестку дня, за исключением случая, если в заседании или заочном голосовании приняли участие все участники соответствующего гражданско-правового сообщества; 2) принято при отсутствии необходимого кворума; 3) принято по вопросу, не относящемуся к компетенции собрания; 4) противоречит основам правопорядка или нравственности.

В обоснование иска Гуров И.Е. ссылается на отсутствие кворума по отдельным вопросам, несоответствие принятых решений требованиям действующего законодательства, нарушение прав потребителей и собственников помещений дома.

В силу пункта 1 статьи 16 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее – Закон о защите прав потребителей») недопустимыми условиями договора, ущемляющими права потребителя, являются условия, которые нарушают правила, установленные международными договорами Российской Федерации, настоящим Законом, законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей. Недопустимые условия договора, ущемляющие права потребителя, ничтожны.

В соответствии с пунктом 2 той же нормы закона к недопустимым условиям договора, ущемляющим права потребителя, относятся:

условия, которые исключают или ограничивают ответственность продавца (изготовителя, исполнителя, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера, владельца агрегатора) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по основаниям, не предусмотренным законом (подпункт 4);

условия, которые предусматривают выполнение дополнительных работ (оказание дополнительных услуг) за плату без получения согласия потребителя (подпункт 6);

условия, которые ограничивают установленное статьей 16.1 настоящего Закона право потребителя на выбор способа и формы оплаты товаров (работ, услуг) (подпункт 7);

иные условия, нарушающие правила, установленные международными договорами Российской Федерации, настоящим Законом, законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей (подпункт 15).

Как следует из материалов дела, общее количество голосов собственников помещений в многоквартирном доме – 10 112,20 кв.м. Следовательно 50 процентов голосов собственников составляет 5056,1 кв.м, а две трети голосов – 6741, 67 кв.м.

Согласно акту проверки Агентства государственного строительного  и жилищного надзора Ульяновской области от 30.05.2022, оценка протоколу от 01.04.2022 дана в заключении Агентства по итогам проверки заявления о внесении изменений в реестр лицензий Ульяновской области. Признаков ничтожности решения общего собрания собственников, результаты которого оформлены протоколом от 01.04.2022, не выявлено.

При проведении  проверки установлено, что бюллетени голосования по квартирам №№ ***  заполнены лицами, не являющимися на момент проведения голосования собственниками квартир, что является нарушением требований, установленных частью 1 статьи 48 ЖК РФ.

При повторном подсчете итогов голосования установлено, что на общем собрании приняли участие собственник помещений, обладающие 6240,73 кв.м, что составляет 61,71 %. При этом учтены бюллетени голосования по квартирам №№ ***, собственниками которых являются  несовершеннолетние дети.

Суд согласился с выводами Агентства государственного  строительного  и жилищного надзора Ульяновской области об исключении из подсчета голосования лишь бюллетеней голосования по квартирам №№ *** (144 кв.м), заполненных лицами, не являющимися на момент проведения голосования собственниками квартир.

Вместе с тем довод истца об исключении бюллетеней голосования по квартирам №№ *** заслуживает внимания. Выводы суда в этой части основаны на том, что за несовершеннолетних детей голосовали их родители. Однако данные выводы не соответствуют материалам дела. В представленных бюллетенях по указным квартирам нет никаких ссылок о том, кто фактически голосовал за несовершеннолетнего. При этом часть бюллетеней подписана фамилиями несовершеннолетних.   

При имеющихся сомнениях относительно лиц, фактически действовавших за несовершеннолетних, данные бюллетени подлежали исключению из числа проголосовавших.

Таким образом, следует исключить из числа проголосовавших собственников доли несовершеннолетних по квартире № *** - 30,65 кв. м (*** по квартире № *** – 44,8 кв.м (***, по квартире № *** – 5,66 кв.м (***), по квартире № *** – 47,66 (***), а всего 128,77 кв.м.

Таким образом, кворум имелся - 6111,96 кв.м (6240, 73 кв.м – 128,77 кв.м), что составляет 60,44% от общего числа собственников. Общее число недействительных бюллетеней составляет 272,77 кв.м (144 +128,77).

В соответствии с частью 1 статьи 46 ЖК РФ решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по вопросам, поставленным на голосование, принимаются большинством голосов от общего числа голосов принимающих участие в данном собрании собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением предусмотренных пунктами 1.1, 4, 4.2 и 4.7 части 2 статьи 44 настоящего Кодекса решений, которые принимаются более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме, и предусмотренных пунктами 1, 1.1-1, 1.2, 2, 3, 3.1, 4.3 части 2 статьи 44 настоящего Кодекса решений, которые принимаются большинством не менее двух третей голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме, решения, предусмотренного пунктом 4.5 части 2 статьи 44 настоящего Кодекса, которое принимается в соответствии с частью 1.2 настоящей статьи, а также решения, предусмотренного пунктом 4.6 части 2 статьи 44 настоящего Кодекса, которое принимается в соответствии с частью 1.3 настоящей статьи.

Согласно части 2 статьи 44 ЖК РФ к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме относятся в том числе:

1) принятие решений о реконструкции многоквартирного дома (в том числе с его расширением или надстройкой), строительстве хозяйственных построек и других зданий, строений, сооружений, капитальном ремонте общего имущества в многоквартирном доме, об использовании фонда капитального ремонта, о переустройстве и (или) перепланировке помещения, входящего в состав общего имущества в многоквартирном доме;

1.1) принятие решений о выборе способа формирования фонда капитального ремонта, выборе лица, уполномоченного на открытие специального счета в российской кредитной организации, совершение операций с денежными средствами, находящимися на специальном счете;

1.1-1) принятие решений о размере взноса на капитальный ремонт в части превышения его размера над установленным минимальным размером взноса на капитальный ремонт, минимальном размере фонда капитального ремонта в части превышения его размера над установленным минимальным размером фонда капитального ремонта (в случае, если законом субъекта Российской Федерации установлен минимальный размер фонда капитального ремонта), размещении временно свободных средств фонда капитального ремонта, формируемого на специальном счете, на специальном депозите в российской кредитной организации;

2) принятие решений о пределах использования земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, в том числе введение ограничений пользования им, а также о заключении соглашения об установлении сервитута, соглашения об осуществлении публичного сервитута в отношении земельного участка, относящегося к общему имуществу в многоквартирном доме;

2.1) принятие решений о благоустройстве земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом и который относится к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе о размещении, об обслуживании и эксплуатации элементов озеленения и благоустройства на указанном земельном участке;

4) выбор способа управления многоквартирным домом;

4.1) принятие решений о текущем ремонте общего имущества в многоквартирном доме;

4.2) принятие решения о наделении совета многоквартирного дома полномочиями на принятие решений о текущем ремонте общего имущества в многоквартирном доме;

4.3) принятие решения о наделении председателя совета многоквартирного дома полномочиями на принятие решений по вопросам, не указанным в части 5 статьи 161.1 настоящего Кодекса, за исключением полномочий, отнесенных к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме  (часть 5 статьи 161.1 ЖК РФ устанавливает полномочия совета многоквартирного дома осуществлять контроль за оказанием услуг и (или) выполнением работ по управлению многоквартирным домом, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме и за качеством предоставляемых коммунальных услуг собственникам жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме и пользователям таких помещений, в том числе помещений, входящих в состав общего имущества в данном доме);

4.7) принятие решения о выборе управляющей организации;

5) другие вопросы, отнесенные настоящим Кодексом к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.

Таким образом, по вопросам, связанным с текущим ремонтом, утверждением размера плат, а также иным вопросам, за исключениями, установленными частью 1 статьи 46 ЖК РФ, должны быть приняты большинством голосов от общего числа голосов, принимавших участие в общем собрании.

Согласно протоколу общего собрания от 01.04.2022:

по вопросу 16 «за» проголосовали 4614,60 кв.м, что составляет 72,60% от общего числа принявших участие в голосовании;

по вопросу 18 «за» проголосовали 4904,85 кв.м, что составляет 77,1% от общего числа принявших участие в голосовании;

по вопросу 19 «за» проголосовали 4183,3 кв.м, что составляет 65,82% от общего числа принявших участие в голосовании;

по вопросу 20 «за» проголосовали 5005,4 кв.м, что составляет 78,75% от общего числа принявших участие в голосовании;

по вопросу 23 «за» проголосовали 5282,49 кв.м, что составляет 83,11% от общего числа принявших участие в голосовании;

по вопросу 25 «за» проголосовали 4477,17 кв.м, что составляет 70,44% от общего числа принявших участие в голосовании (44,27% от общего числа собственников, а за вычетом недействительных бюллетеней 41,57% от общего числа собственников);

по вопросу 26 «за» проголосовали 4633,98 кв.м, что составляет 72,91% от общего числа принявших участие в голосовании;

по вопросу 27 «за» проголосовали 5279,08 кв.м, что составляет 83,05 % от общего числа принявших участие в голосовании (52,2% от общего числа собственников, а за вычетом недействительных бюллетеней 49,5% от общего числа собственников );

по вопросу 29 «за» проголосовали 6008,7 кв.м, что составляет 94,53% от общего числа принявших участие в голосовании;

по вопросу 30 «за» проголосовали 5134,8 кв.м, что составляет 80,79% от общего числа принявших участие в голосовании;

по вопросу 31 «за» проголосовали 5499,35 кв.м, что составляет 86,52% от общего числа принявших участие в голосовании (54,38 % от общего числа собственников, а за вычетом недействительных бюллетеней 51,68 % от общего числа собственников);

по вопросу 32 «за» проголосовали 5647 кв.м, что составляет 88,85% от общего числа принявших участие в голосовании;

по вопросу 34 «за» проголосовали 5049,90 кв.м, что составляет 79,45% от общего числа принявших участие в голосовании.

Согласно разъяснениям, изложенным в пунктах 14-16, 19
постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.06.2017 N 22 «О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности», под содержанием общего имущества в многоквартирном доме следует понимать комплекс работ и услуг, направленных на поддержание этого имущества в состоянии, обеспечивающем соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома, безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность их имущества, доступность пользования жилыми и (или) нежилыми помещениями, помещениями общего пользования, а также земельным участком, на котором расположен многоквартирный дом, постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг.

Состав минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ, порядок их оказания и выполнения устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть 1.2 статьи 161 ЖК РФ).

Перечень конкретных работ и услуг, выполняемых за счет платы за содержание жилого помещения, условия их оказания и выполнения, а также размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме. Размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год (пункт 5 части 2 статьи 44, часть 7 статьи 156 ЖК РФ).

При разрешении споров, связанных с внесением платы за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, услуги и работы по управлению таким домом, следует учитывать, что утвержденный общим собранием собственников размер такой платы не может устанавливаться произвольно, должен обеспечивать содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства и отвечать требованиям разумности (часть 1 статьи 156 ЖК РФ).

Размер платы за пользование жилым помещением (платы за наем) устанавливается в зависимости от качества и благоустройства жилого помещения, месторасположения дома и определяется исходя из занимаемой общей площади жилого помещения (части 2 и 4 статьи 156 ЖК РФ).

В соответствии с частью 5 статьи 46 ЖК РФ решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, принятое в установленном настоящим Кодексом порядке, по вопросам, отнесенным к компетенции такого собрания, является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе для тех собственников, которые не участвовали в голосовании.

Управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами (часть 1 статьи 161 ЖК РФ).

В соответствии с частью 1.1 статьи 161 ЖК РФ надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества; доступность пользования помещениями и иным имуществом, входящим в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц; постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к осуществлению поставок ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с правилами предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, установленными Правительством Российской Федерации.

Согласно части 2.3 статьи 161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.

В силу положений части 2 статьи 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом управляющая организация по заданию собственников помещений в многоквартирном доме в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.

Как указано в пункте 1 части 1 статьи 36 ЖК РФ, собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в частности помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы).

Пункт 17 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, устанавливает, что собственники помещений обязаны утвердить на общем собрании перечень услуг и работ, условия их оказания и выполнения, а также размер их финансирования.

Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя плату за содержание и ремонт жилого помещения, в том числе плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме, а также взнос на капитальный ремонт и плату за коммунальные услуги (часть 2 статьи 154 ЖК РФ).  

Из вышеуказанных норм права следует, что основным (первоочередным) способом установления и изменения размера платы за содержание и ремонт помещения для собственников (всех ее составных частей) на законодательном уровне определено только волеизъявление собственников помещений в многоквартирном доме путем принятия решения об этом на общем собрании. Соблюдение подобной процедуры направлено на защиту прав и законных интересов таких лиц, а также пресечение со стороны управляющей организации в одностороннем порядке необоснованного, по своему собственному усмотрению, изменения платы.

При этом в целях повышения качества жизни и предоставляемых услуг собственники помещений многоквартирного дома вправе принять решение об увеличении размера платежей и (или) взносов, связанных с оплатой расходов на содержание общего имущества, по сравнению с установленными органами местного самоуправления, при этом указанные нормы не ограничивают собственников в выборе формы такого решения (путем указания на общий размер платежей по конкретной услуге или путем разбивки тарифа на отдельные платежи).

Из обжалуемого протокола общего собрания от 01.04.2022 следует, что вопросом 17 утвержден перечень и размер платы за услугу «Содержание общего имущества» 24 руб. 80 коп. с квадратного метра абонируемой площади ежемесячно.

Иными вопросами утверждены платы за отдельные услуги, в частности по вопросу 19 – плата по строке «Обслуживание автоматических запирающихся устройств»,  по вопросу 20 – плата по строке «Механизированная уборка снега (сезон)». Кроме того, вопросом 18 утвержден размер платы по статье «Резерв на непредвиденные затраты и текущий ремонт», которая является накопительной. Принятие таких решений о начислении дополнительных плат, связанных с содержанием общего имущества, не противоречит требованиям закона.

В перечне услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества дома, являющемся Приложением № 2 к договору управления многоквартирным домом и утвержденном вопросом 17 общего собрания от 01.04.2022, отсутствует механизированная уборка территории от снега (т. 1 л.д. 112). Следовательно, оснований для вывода об утверждении двойной платы за одну услугу не имеется. В указанном перечне данная услуга, равно как и обслуживание автоматических запирающихся устройств, резерв на непредвиденные затраты и текущий ремонт выделены отдельно в качестве дополнительных услуг.

Из буквального содержания решения по вопросу 18 следует, что по мере накопления собственники могут направлять денежные средства на дополнительные мероприятия по благоустройству и ремонту. Таким образом, создание резервного фонда направлено на улучшение состояния общего имущества и благоустройство, что соответствует вышеприведенным целям содержания общего имущества, установленным законом. Принятое решение не подразумевает расходования накопленных денежных средств на непредвиденные затраты и текущих ремонт, по усмотрению управляющей компании, не устанавливает конкретных видов работ, вопрос о которых должен быть решен в порядке, установленном жилищным законодательством по мере накопления средств.

Вопросом 16 установлен порядок финансирования ремонта объектов в пределах земельного участка, относящегося к общему имуществу. Такие работы не входят в перечень работ, финансируемых собственниками по статье «Содержание и ремонт общего имущества», подлежат дополнительной оплате. С учетом полномочий общего собрания на принятие решений о текущем ремонте, и принимая во внимание, что остаток собранных средств будет учитываться по статье «Резерв на непредвиденные расходы и текущий ремонт», и в самом вопросе отсутствует указание о капитальном ремонте объектов, решение о котором принимаются квалифицированным  большинством голосов, судебная коллегия не находит принятое решение противоречащим закону. Из буквального содержания вопроса следует, что такие работы будут проводиться в случае возникшей необходимости, то есть являются непредвиденными, но требующими оперативного проведения, и по согласованию с советом дома. Принятое решение не подразумевает произвольного начисления платы за ремонт указанных объектов, не ущемляет права собственника оспорить необходимость таких работ и начисленную за нее плату.

Само по себе принятие собственникам многоквартирного дома в предусмотренном порядке решения об установлении дополнительных, по сравнению с тарифами на техническое обслуживание и текущий ремонт общего имущества взносов, закону не противоречит.

В развитие вопросов 16, 18 собственниками принято решение по вопросу 31, которым совет дома наделен полномочиями на принятие решение о ремонте, обслуживании и благоустройстве общего имущества с использованием средств, собранных по строке «Резерв на непредвиденные затраты и текущий ремонт», что является дополнительной гарантией целевого использования собранных средств.

По вопросу 19 утверждение платы за «Обслуживание автоматических запирающихся устройств» независимо от наличия трубки домофона также не противоречит   закону. Такое обслуживание является услугой, непосредственно направленной на надлежащее содержание общедомового имущества, обеспечение безопасности и сохранности имущества собственников жилых помещений, то есть на управление многоквартирным домом, при этом специфика услуги, связанная с общей входной дверью в многоквартирном доме не предполагает ее индивидуального предоставления отдельным собственникам.

По вопросу 23 решение о выдаче ключей от ворот, калиток, дверей подъездов, мусоропровода и прочего при предъявлении документов, подтверждающих право собственности и удостоверяющих личность собственника не противоречит действующему законодательству, соответствует необходимости исключить доступ к помещениям посторонним лицам. Ограничение количества ключей количеством собственников объекта (зарегистрированных в квартире граждан) не ущемляет прав собственников. Кроме того, этим же решением  предусмотрена возможность получения дополнительных ключей.

По вопросу 26 повестки собрания принятие решения о предоставлении доступа управляющей компании для проведения ревизии общего имущества соответствует установленной договором управления многоквартирного дома обязанности по содержанию и текущему ремонту общего имущества дома, осмотру стояков, проверке состояния трубопроводов, техническому обслуживанию водоснабжения, водоотведения.

В силу подпункта б пункта 32 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), исполнитель имеет право требовать допуск в заранее согласованное с потребителем время, но не чаще 1 раза в 3 месяца, в занимаемое потребителем жилое или нежилое помещение представителей исполнителя (в том числе работников аварийных служб) для осмотра технического и санитарного состояния внутриквартирного оборудования, для выполнения необходимых ремонтных работ и проверки устранения недостатков предоставления коммунальных услуг - по мере необходимости, а для ликвидации аварий - в любое время.

Согласно подпункту «е» пункта 34 Правил N 354 потребитель обязан допускать представителей исполнителя (в том числе работников аварийных служб), представителей органов государственного контроля и надзора в занимаемое жилое или нежилое помещение для осмотра технического и санитарного состояния внутриквартирного оборудования в заранее согласованное с исполнителем время в порядке, указанном в пункте 85 названных Правил, но не чаще 1 раза в 3 месяца, для проверки устранения недостатков предоставления коммунальных услуг и выполнения необходимых ремонтных работ - по мере необходимости, а для ликвидации аварий - в любое время.

У собственников помещения в многоквартирном доме, независимо от того, является ли это помещение жилым или нежилым, в силу закона возникают гражданско-правовые обязательства в отношении его собственного имущества, а также - общего имущества дома.

Участие каждого участника общей долевой собственности в содержании общего имущества в соответствии с его долей является следствием самого права собственности и не зависит от порядка пользования общим имуществом. Ограничение обязанностей собственников нежилого помещения по содержанию общего имущества противоречило бы общему смыслу гражданского законодательства о равенстве участников регулируемых отношений (статья 1 ГК РФ).

Поэтому собственник нежилого помещения, расположенного в многоквартирном жилом доме, если в этом помещении имеются общие коммуникации, обязан обеспечить доступ к этим коммуникациям должностных лиц, осуществляющих контроль за их состоянием и ремонт (представителей управляющей организации).

Решения по вопросам 29 – 30 повестки общего собрания приняты о наделении отдельными полномочиями  председателя совета многоквартирного дома.

В соответствии с частью 8 статьи  161.1 ЖК РФ председатель совета многоквартирного дома на основании доверенностей, выданных собственниками помещений в многоквартирном доме, или, действуя без доверенности, в случае наделения его таким полномочием по решению общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме заключает на условиях, указанных в решении общего собрания собственников помещений в данном многоквартирном доме, договор управления многоквартирным домом или договоры, указанные в частях 1 и 2 статьи 164 настоящего Кодекса. По договору управления многоквартирным домом или договорам, указанным в частях 1 и 2 статьи 164 настоящего Кодекса, заключенным председателем совета многоквартирного дома в случае наделения его таким полномочием решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, приобретают права и становятся обязанными все собственники помещений в многоквартирном доме (пункт 3).

На основании пункта 6 части 8 статьи  161.1 ЖК РФ председатель совета многоквартирного дома осуществляет принятие решений по вопросам, которые переданы для решения председателю совета многоквартирного дома в соответствии с решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, принятым в соответствии с пунктом 4.3 части 2 статьи 44 настоящего Кодекса.

Поскольку принятие решений о начале и окончании отопительного сезона не отнесено к исключительной компетенции общего собрания и данные полномочия не указаны в части 5 статьи 161.1. ЖК РФ, принятое решение общего собрания от 01.04.2022 соответствует закону.

Исходя из положений статьи 46 ЖК РФ, для принятия решения о наделении председателя полномочиями на подписание договора управления не требуется наличия квалифицированного большинства, учитывая, что в данном случае председатель совета многоквартирного дома не принимает какого-либо решения, а выступает в качестве представителя собственников помещений в многоквартирном доме, которые наделили его полномочием по подписанию договора управления многоквартирным домом на условиях, принятых на общем собрании собственников. Собственники, утверждая условия договора управления, подлежащего заключению со всеми собственниками помещений в многоквартирном доме, выразили свое согласие с перечнем услуг/работ, периодичностью их оказания/выполнения и их стоимостью.

Поскольку в рассматриваемом случае председатель совета дома наделяется полномочиями лишь на подписание договора управления многоквартирным домом от имени собственников, то установленные частью 1 статьи 46 ЖК РФ специальные правила принятия решения по вопросу, предусмотренном пунктом 4.3 части 2 статьи 44 ЖК РФ, не подлежат применению.

По вопросу 31 повестки общего собрания о наделении совета многоквартирного дома полномочиями на принятие решений о текущем ремонте общего имущества такая возможность передачи полномочий совету дома прямо предусмотрена пунктом 7 части 5 статьи 161.1 ЖК РФ. Решение по данному вопросу принято более чем 50% голосов от общего числа голосов собственников, (даже при  исключении недействительных бюллетеней) о чем указано выше. Следовательно решение по этому вопросу следует признать принятым.

По вопросу 32 общего собрания от 01.04.2022 утвержден размер вознаграждения председателю совета многоквартирного дома. В соответствии с частью 8.1  статьи161.1 ЖК РФ общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме вправе принять решение о выплате вознаграждения членам совета многоквартирного дома, в том числе председателю совета многоквартирного дома. Такое решение должно содержать условия и порядок выплаты указанного вознаграждения, а также порядок определения его размера. Принятое по вопросу 32 решение соответствует данным требованиям.

Решение по вопросу 34 повестки предоставляет новой управляющей компании и Совету многоквартирного дома полномочия по истребованию неосвоенных денежных средств от предыдущих управляющих компаний. Данное решение соответствует интересам всех собственников помещений и требованиям закона. Средства, получаемые управляющей компанией от собственников помещений в многоквартирном доме в качестве обязательных платежей на содержание и текущий ремонт, носят целевой характер и не поступают в собственность управляющей компании. Последняя распоряжается данными средствами от своего имени, но в интересах собственников конкретного дома в соответствии с их целевым назначением. В случае избрания собственниками помещений новой управляющей организации у прежней отсутствуют правовые основания для удержания денежных средств в виде накоплений на содержание и текущий ремонт, не израсходованных по назначению. При прекращении полномочий управляющей организации на управление домом прекращаются и основания для удержания этих средств.

Таким образом, оснований для признания недействительными решений по вышеуказанным вопросам не имеется.

Вместе с тем судебная  коллегия не может согласиться с выводами суда в части отказа в удовлетворении иска Гурова И.Е. о признании недействительными решений по вопросам 25, 26, 27 общего собрания от 01.04.2022.

По вопросу 25 принято решение о предоставлении собственникам помещений на одном этаже права самостоятельной замены дверей на незадымляемые лоджии. Данное решение является преждевременным, поскольку по вопросу 24 утверждена  необходимость замены дверей на незадымляемые лоджии, но порядок финансирования и проведения работ будет определен следующим решением собственников, оформленным протоколом общего собрания.

Кроме того, как следует из содержания вопроса 25, замененные двери подлежат включению в состав общего имущества, должны соответствовать противопожарным и прочим требованиям. Из проектной документации на дом следует, что для эвакуации в здании запроектирована незадымляемая лестничная клетка, вход в которую осуществляется с этажа через воздушную зону по открытому переходу (т.3 л.д.98). Однако в вопросе 25 содержится ссылка на незадымляемые лоджии, что не соответствует проектной документации. По проекту и на представленных стороной ответчика фотографиях двери, ведущие на незадымляемые лестничные клетки, являются однотипными. Произвольная замена дверей повлечет изменение внешнего облика дома, не соответствует требованиям безопасности.

Сама формулировка вопроса не позволяет определить, относятся ли работы по замене дверей к переустройству, перепланировке или текущему ремонту. Так, в соответствии со статьей 25 ЖК РФ переустройство помещения в многоквартирном доме представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт помещения в многоквартирном доме. Перепланировка помещения в многоквартирном доме представляет собой изменение его конфигурации, требующее внесения изменения в технический паспорт помещения в многоквартирном доме.

Согласно положениям части 1  статьи 46 РФ, пункта 1 части 1 статьи 44 ЖК РФ, решение о переустройстве, перепланировке принимается не менее 2/3 от общего числа голосов собственников помещений. Такое количество голосов по вопросу 25 отсутствует.

С учетом изложенных обстоятельств судебная коллегия приходит к выводу о ничтожности решения по вопросу 25 повестки общего собрания.

По вопросу 26 судебная коллегия приходит к выводу о ничтожности решения в части возмещения расходов, связанных с выполнением управляющей организацией предписаний надзорных органов, решений судов о взыскании штрафов, неустоек, убытков, морального вреда, пени и другого в связи с ненадлежащим состоянием стояков ГВС, ХВС, канализации, отопления, за счет денежных средств собственников в полном объеме. С учетом положений части 1 статьи 36 ЖК РФ указанные стояки входят в состав общего имущества и относятся к зоне ответственности управляющей организации. Убытки управляющей компании, связанные с ненадлежащим состоянием общего имущества и исполнением предписаний, решений судов, принятых в отношении управляющей организации, не могут быть возложены на потребителей без учета положений статей 15, 1064 ГК РФ, в силу которых за причинение ущерба  отвечает виновное лицо. Вопрос о вине решается применительно к конкретным обстоятельствам дела, исходя из добросовестности действий каждой из сторон. Принятое решение общего собрания в указанной части не соответствует как общим началам гражданского законодательства, так и вышеприведенным положениям статьи 16 Закона РФ «О защите прав потребителей», в силу чего противоречит основам правопорядка и является ничтожным.

Вопрос 27 повестки общего собрания от 01.04.2022 содержит противоречия и неясности, ограничивают ответственность исполнителя услуги, в силу чего принятое решение нарушает права по потребителя и является ничтожным по тем же основаниям.

Так, решением по данному вопросу утвержден порядок проведения и финансирования работ по замене изношенных стояков ГВС и ХВС за счет собственника, подавшего заявление о проведении таких работ. В этом же вопросе имеется общая ссылка на границы эксплуатационной ответственности согласно Постановлению Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность».

Согласно пункту 5 указанных Правил, в состав общего имущества включаются внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения, состоящие из стояков, ответвлений от стояков до первого отключающего устройства, расположенного на ответвлениях от стояков, указанных отключающих устройств, коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, первых запорно-регулировочных кранов на отводах внутриквартирной разводки от стояков, а также механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, расположенного на этих сетях.

Таким образом, стояки ХВС, ГВС до первых отключающих устройств в квартире собственника относятся к зоне ответственности управляющей компании. К зоне ответственности собственника относятся ответвления от стояков после первых отключающих устройств.

Учитывая границы эксплуатационной ответственности, на которые имеется ссылка в вопросе 27, неясным является вопрос, какие работы подлежат оплате собственниками помещений.

Кроме того, из буквального содержания вопроса 27 повестки следует, что он поставлен в отношении изношенных стояков.

Частью 1 статьи 166 ЖК РФ установлен перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, оказание и (или) выполнение которых финансируются за счет средств фонда капитального ремонта, который сформирован исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, включает в себя в том числе ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения.

Частью 5 статьи 166 ЖК РФ предусмотрено, что  работы по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме могут включать в себя работы по замене и (или) восстановлению несущих строительных конструкций многоквартирного дома и (или) инженерных сетей многоквартирного дома, отнесенные в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности к реконструкции объектов капитального строительства.

В самом вопросе 27 отсутствует ссылка на вид ремонта и работ по замене стояков. Однако с учетом вышеприведенных норм закона, замена изношенных стояков ГВС и ХВС, относящихся к общему имуществу, относится к работам по капитальному ремонту при определенном проценте износа и в случаях необходимости проведения комплекса общих работ по дому. Возложение таких расходов на собственника, подавшего заявление о замене стояков, не соответствует закону.

При этом вопросы о проведении капитального ремонта принимаются с учетом  части 1  статьи 46 РФ, пункта 1 части 1 статьи 44 ЖК РФ не менее 2/3 от общего числа голосов собственников помещений. Такое количество голосов по вопросу 27 отсутствует. Включение многоквартирного дома в региональную программу по капитальному ремонту не препятствует собственникам принимать отдельные решения по вопросам капитального ремонта. В данном случае само содержание вопроса 27 содержит существенные противоречия, не позволяет однозначно установить волю собственников помещений, проголосовавших за принятие решения, что, с учетом положений статьи 16 Закона РФ «О защите прав потребителей», не соответствует основам правопорядка.

Установленные обстоятельства в своей совокупности являются достаточными для вывода о ничтожности решения, принятого по вопросу 27 общего собрания.

Следовательно, решение суда подлежит отмене в части отказа в удовлетворении иска Гурова И.Е. о признании недействительными решений по вопросам 25, 26, 27 общего собрания  собственников помещений многоквартирного дома ***, оформленных протоколом от 01.04.2022 с принятием в этой части нового решения, которым следует признать недействительными решения по вопросам 25, 27, а также по вопросу 26 в следующей части:  «Расходы, связанные с выполнением управляющей организацией предписаний надзорных органов, решений судов, штрафов, неустоек, убытков, морального вреда, пени и др. по вопросу ненадлежащего состояния указанных стояков оплачиваются и возмещаются за счет денежных средств собственников в полном объеме».

В остальной части решение суда является правильным и не подлежит отмене по доводам жалобы.

Руководствуясь статьей 328 ГПК РФ, судебная коллегия

 

определила:

 

решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 1 сентября 2022 года отменить в части отказа в удовлетворении иска Гурова Ильи Евгеньевича о признании недействительными решений по вопросам 25, 26, 27 общего собрания  собственников помещений многоквартирного дома ***, оформленных протоколом от 1 апреля 2022 года.

Принято в этой части новое решение.

Признать недействительными решения по вопросам 25, 27 общего собрания  собственников помещений многоквартирного дома ***, оформленных протоколом от 1 апреля 2022 года.

Признать недействительным решение по вопросу 26 общего собрания  собственников помещений многоквартирного дома ***, оформленное протоколом от 1 апреля 2022 года, в следующей части: 

«Расходы, связанные с выполнением управляющей организацией предписаний надзорных органов, решений судов, штрафов, неустоек, убытков, морального вреда, пени и др. по вопросу ненадлежащего состояния указанных стояков оплачиваются и возмещаются за счет денежных средств собственников в полном объеме».

В остальной части оставить решение суда без изменения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в течение  трех месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, через Ленинский районный суд города Ульяновска.

 

Председательствующий

 

Судьи:       

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено  6 июня 2023 года.