Судебный акт
Обеспечение лекарственными препаратами
Документ от 14.06.2023, опубликован на сайте 16.06.2023 под номером 106590, 2-я гражданская, об обязании обеспечить лечение лекарственными препаратами, взыскании денежных средств, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

73RS0013-01-2023-000182-61

Судья Кудряшева Н.В.                                                                         Дело № 33-2577/2023

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                        14 июня 2023 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего  Мирясовой Н.Г.,

судей Герасимовой Е.Н.,  Завгородней Т.Н.,

при секретаре  Воронковой И.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства здравоохранения Ульяновской области на решение Димитровградского городского суда Ульяновской области от 3 марта 2023 года по делу № 2-408/2023, по которому постановлено: 

 

исковые требования прокурора г.Димитровграда Ульяновской области  в интересах  Журавлева Валерия Алексеевича удовлетворить  частично.

Взыскать с Министерства здравоохранения Ульяновской области в пользу Журавлева Валерия Александровича (***)  денежные средства в размере 10 215 руб., затраченные на приобретение лекарственных препаратов  «*** по рецептам врача от 14.11.2022, 15.11.2022, 21.11.2022, 06.12.2022, 09.12.2022; компенсацию морального вреда в размере 5000  руб., всего взыскать 15 215 руб. (пятнадцать тысяч  двести пятнадцать рублей).

В остальной части иска прокурору г.Димитровграда в интересах                 Журавлева В.А. к Министерству здравоохранения Ульяновской области о компенсации морального вреда  в большем размере отказать.

В удовлетворении исковых требований прокурору г.Димитровграда, действующему в интересах  Журавлева В.А. к ФГБУ «Федеральный научно-клинический  центр медицинской радиологии и онкологии» Федерального медико-биологического агентства   о понуждении  к своевременному оформлению рецептов отказать.

 

Заслушав доклад судьи Герасимовой Е.Н., пояснения прокурора Холодилиной Ю.О., полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия 

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Прокурор г.Димитровграда Ульяновской области в интересах Журавлева В.А. обратился в суд с иском к Министерству здравоохранения Ульяновской области, федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральный научно-клинический центр медицинской радиологии и онкологии»  Федерального медико-биологического агентства (далее - ФГБУ ФНКЦРиО ФМБА России) о взыскании денежных средств, затраченных на приобретение лекарственных препаратов, компенсации морального вреда. В обоснование иска указал, что Журавлев В.А., ***.1950 года рождения, является ***, в связи с чем имеет право на бесплатное получение всех лекарственных средств. Согласно рекомендациям врачей ФГБУ «НМИЦ ССХ им. Бакулева» Минздрава России, выписке из протокола заседания врачебной комиссии Поликлиники для взрослых № 1 КБ №172 – филиала №2 ФГБУ ФНКЦРиО ФМБА России от 04.08.2022 №62, в соответствии с клиническими рекомендациями Журавлеву В.А. необходимо продолжить прием лекарственных препаратов: *** 14.11.2022, 15.11.2022, 21.11.2022, 06.12.2022, 09.12.2022 Журавлеву В.А. лечащим врачом выписаны рецепты на  указанные лекарственные препараты: *** В связи с  отсутствием данных лекарственных средств в аптечных пунктах г.Димитровграда, осуществляющих льготный отпуск лекарственных препаратов, в ноябре-декабре 2022  года Журавлев В.А. приобретал указанные лекарственные препараты за собственные денежные средства на общую сумму 10 215  руб.  Невыполнение Министерством возложенной на него обязанности по обеспечению Журавлева В.А. бесплатными жизненно необходимыми лекарственными препаратами свидетельствует о существенном нарушении его прав. В спорный период Журавлеву В.А. лекарственные препараты не выдавались бесплатно, он вынужден приобретать лекарства за собственные денежные средства. В силу возраста и болезненного состояния Журавлев В.А. не работает, единственным источником его дохода является пенсия, денежных средств на проживание и приобретение лекарственных препаратов ему не хватает, что негативно влияет на его состояние здоровья. Прокурор просил обязать ФГБУ «Федеральный научно-клинический центр медицинской радиологии и онкологии» обеспечить своевременное оформление Журавлеву В.А. рецептов  на лекарственные препараты: *** в соотвествии с медицинскими показаниями; взыскать с Министерства здравоохранения Ульяновской области в пользу Журавлева В.А. денежные средства в размере 10 215 руб., затраченные на приобретение лекарственных препаратов *** по рецептам врача от 14.11.2022, 15.11.2022, 21.11.2022, 06.12.2022 и 09.12.2022 и взыскать в счет компенсации морального вреда  30 000 руб.

Суд привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, ГУ «Ульяновская государственная  аптека» и, рассмотрев спор по существу, принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Министерство здравоохранения Ульяновской области считает решение суда незаконным и подлежащим отмене. В обоснование жалобы указывает, что обеспечение лекарственными препаратами по льготным рецептам должно производиться в рекомендованном врачом количестве и не может быть назначено по судебному решению. Обращает внимание, что лекарственные препараты *** не включены ни в один льготный перечень лекарственных препаратов и медицинских изделий на законодательном уровне. Закупка данных лекарственных средств, которые не включены ни в один льготный перечень, приведет к нарушению бюджетного законодательства. Просит учесть, что в период с 14.11.2022 по 09.12.2022 в наличии в ГУ «Ульяновская государственная аптека» имелись аналоги лекарственных препаратов отечественного производства, от получения которых истец отказался. Несколько рецептов, выписанных Журавлеву В.А., были приняты на отсроченное обслуживание. По мнению автора жалобы, Министерство проводило все возможные мероприятия для обеспечения истца лекарственными препаратами и организации их закупок. 

Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие участников процесса, извещенных о месте и времени судебного разбирательства судом апелляционной инстанции надлежащим образом.

В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Как установлено судом и следует из материалов дела, Журавлев В.А., ***.1950  года рождения, является ***, по общему заболеванию, *** установлена бессрочно (л.д. 37).

В июле 2022 года Журавлев В.А. был госпитализирован в  ФГБУ «НМИЦ ССХ им. А.Н. Бакулева» для проведения *** и определения дальнейшей тактики лечения.

Согласно выписному эпикризу  ФГБУ НМИЦ ССХ им. А.Н.Бакулева  Журавлеву В.А. рекомендовано медикаментозное лечение в том числе: ***

Согласно заключению врачебной комиссии Поликлиники для взрослых № 1 ФГБУ ФНКЦРиО ФМБА России от 04.08.2022 Журавлев В.А. нуждается в получении препаратов: ***

Материалами дела подтверждено, что лечащим врачом Журавлеву В.А. были выписаны льготные рецепты: 14.11.2022 - на получение лекарственного препарата ***

Судом установлено и из материалов дела следует, что Журавлевым В.А. приобретались следующие лекарственные препараты: 14.11.2022 - ***

Общая сумма расходов истца на приобретение лекарственных препаратов составляет 10 215  руб.

Также в материалах дела имеется два необслуженных рецепта  серии 7322I1 №1000537701 от 09.12.2022 на *** 50 мг №100 1 уп., серии 7322I1 №1000537705 от 09.12.2022 на «***  75 мг № 100 1 уп. (л.д.24-25).

Прокурор, ссылаясь на то, что в связи с необеспечением Журавлева В.А. необходимыми ему по жизненным показаниям лекарственными препаратами, он был вынужден приобретать их самостоятельно и понес расходы, обратился в суд с настоящим иском.

Разрешая спор, суд первой инстанции правильно установил фактические обстоятельства дела, закон, подлежащий применению к спорным правоотношениям, руководствуясь которым, пришел к верному выводу о частичном удовлетворении иска.

Вывод суда мотивирован, оснований не соглашаться с ним судебная коллегия не усматривает.

Конституцией Российской Федерации определено, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (статья 7 Конституция Российской Федерации).

Каждый имеет право на жизнь (часть 1 статьи 20 Конституции Российской Федерации).

В соответствии с частью 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (статья 18 Конституции Российской Федерации).

В развитие норм международного права и положений Конституции Российской Федерации приняты законодательные акты, регулирующие отношения в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации.

Базовым нормативным правовым актом в указанной сфере является Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

Согласно статье 4 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» охрана здоровья в Российской Федерации основывается на ряде принципов, в числе которых - соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий.

Источниками финансового обеспечения в сфере охраны здоровья являются средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, средства обязательного медицинского страхования, средства организаций и граждан, средства, поступившие от физических и юридических лиц, в том числе добровольные пожертвования, и иные не запрещенные законодательством Российской Федерации источники (статья 82 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

Частью 1 ст. 37 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» установлено, что медицинская помощь, за исключением медицинской помощи, оказываемой в рамках клинической апробации, организуется и оказывается: в соответствии с положением об организации оказания медицинской помощи по видам медицинской помощи, которое утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (п.1); в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, утверждаемыми уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями (п. 2); на основе клинических рекомендаций (п. 3); с учетом стандартов медицинской помощи, утверждаемых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (п. 4).

В силу части 15 статьи 37 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» назначение и применение лекарственных препаратов, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи или не предусмотренных соответствующей клинической рекомендацией, допускаются в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии.

Врачебная комиссия создается в медицинской организации в целях совершенствования организации оказания медицинской помощи, принятия решений в наиболее сложных и конфликтных случаях по вопросам профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, определения трудоспособности граждан и профессиональной пригодности некоторых категорий работников, осуществления оценки качества, обоснованности и эффективности лечебно-диагностических мероприятий, в том числе назначения лекарственных препаратов, обеспечения назначения и коррекции лечения в целях учета данных пациентов при обеспечении лекарственными препаратами, трансплантации (пересадки) органов и тканей человека, медицинской реабилитации, а также принятия решения по иным медицинским вопросам. Решение врачебной комиссии оформляется протоколом и вносится в медицинскую документацию пациента (часть 2 статьи 48 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

Статьей 13 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» предусмотрено, что оказание квалифицированной медицинской помощи инвалидам осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в рамках программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.

Право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы, в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи предусмотрено частью 2 статьи 19 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

Согласно пункту 1 части 3 статьи 80 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан оказание медицинских услуг, назначение и применение лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, компонентов крови, лечебного питания, в том числе специализированных продуктов лечебного питания, по медицинским показаниям в соответствии со стандартами медицинской помощи.

В соответствии со статьей 6.1 Федерального закона от 17.07.1999 №178-ФЗ «О государственной социальной помощи» инвалиды имеют право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг.

Статьей 6.2 того же закона установлено, что в состав предоставляемого гражданам из числа категорий, указанных в статье 6.1 данного Федерального закона, набора социальных услуг включается обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения в объеме не менее, чем это предусмотрено перечнем жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, сформированным в соответствии с Федеральным законом от 12.04.2010 № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств», по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.

Правительство Российской Федерации утверждает перечень лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе лекарственных препаратов для медицинского применения, назначаемых по решению врачебных комиссий медицинских организаций, перечень медицинских изделий, перечень специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов, обеспечение которыми осуществляется в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 6.2 Федерального закона от 17.07.1999 №178-ФЗ «О государственной социальной помощи», и порядки формирования таких перечней.

В соответствии с Перечнем жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 12.10.2019 № 2406-р (в редакции от 24.12.2022 № 4173-р), лекарственные препараты «Warfarinum» (Варфарин),  «Levothyroxinum natricum» (Л-Тироксин), «Omeprazolum» (Омепразол), «Empagliglozini» (Джардинс), внесены в указанный перечень, и истец на основании статей 6.1, 6.2, 6.3 Федерального закона «О государственной социальной помощи» имеет право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в состав которых входят социальные услуги в виде обеспечения лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты.

Лекарственные препараты «***» в указанный перечень не включены, однако были назначены Журавлеву В.А. заключением врачебной комиссии по жизненным показаниям.

В соответствии со статьей 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Руководствуясь приведенными выше положениями закона и, установив, что Журавлев В.А. не был обеспечен лекарственными препаратами, рекомендованными ему врачебной комиссией, часть из которых включена в соответствующий Перечень, и приобрел их самостоятельно, суд пришел к правомерному выводу о наличии предусмотренных законом оснований для взыскания с Министерства здравоохранения Ульяновской области, являющимся исполнительным органом государственной власти Ульяновской области, уполномоченным на реализацию мероприятий по обеспечению лекарственными препаратами льготных категорий граждан, денежных средств, затраченных инвалидом на самостоятельное приобретение необходимых лекарственных препаратов.

Утверждения в жалобе о невозможности закупки лекарственных препаратов, не включенных в льготные перечни, несостоятельны, так как такие лекарственные  назначены истцу по жизненным показаниям заключением врачебной комиссии.

Доводы жалобы о том, что истец отказался от получения имеющихся в наличии аналогов лекарственных препаратов, а отдельные рецепты были приняты на отсроченное обслуживание, судебной коллегией отклоняются.

Согласно информации  ФГБУ ФНКЦРиО ФМБА России от 08.02.2023 № 01-24-660 Журавлев В.А. нуждается в постоянном приеме лекарственных препаратов: ***

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный законы применены судом верно.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса                     Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

решение Димитровградского городского суда Ульяновской области от 3 марта 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства здравоохранения Ульяновской области – без удовлетворения.  

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в течение  трех месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации через Димитровградский городской суд Ульяновской области.

 

Председательствующий

 

Судьи

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено  15.06.2023.