Судебный акт
О назначении досрочной пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью
Документ от 15.06.2023, опубликован на сайте 20.06.2023 под номером 106589, 2-я гражданская, о признании решения незаконным, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

73RS0001-01-2022-008639-45                                       

Судья Жилкина А.А.                                                                       Дело № 33-2693/2023

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                        15 июня 2023 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Мирясовой Н.Г.,

судей Федоровой Л.Г., Карабанова А.С.

при секретаре Абросимовой А.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Чербовой Светланы Анатольевны на решение Ленинского районного суда г.Ульяновска от 21 февраля 2023 года, по гражданскому делу № 2-611/2023, по которому постановлено:

исковые требования Чербовой Светланы Анатольевны, удовлетворить частично.

Обязать Отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области включить Чербовой Светлане Анатольевне в специальный стаж в льготном исчислении (1 год работы за 1 год и 6 месяцев) период ее работы с 16.08.1991  по 29.07.1993  в должности медицинской сестры, медсестры-анестезиста в ***

В удовлетворении остальных требований отказать.

 

Заслушав доклад судьи Мирясовой Н.Г., судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Чербова С.А. обратилась в суд с иском к Отделению фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области о включении периодов работы в специальный стаж в льготном исчислении, назначении досрочной страховой пенсии по старости.

В обоснование заявленных требований указала, что решением пенсионного органа от 13.05.2022 ей было отказано в назначении досрочной пенсии по старости в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", со ссылкой на отсутствие необходимого специального стажа на дату обращения. При этом период её работы с 16.08.1991 по 29.07.1993 в качестве медсестры, медсестры-анестезистки кардиореанимационного отделения БСМП, с 02.11.1993 по 07.03.1995, с 15.01.1998 по 28.02.2001 в качестве медсестры ***, с 19.03.2018 по 30.04.2021 в качестве медсестры эндоскопического отделения ГУЗ «Ульяновского областного клинического центра специализированных видов медицинской помощи им. Е.М. Чучкалова» были засчитаны в календарном исчислении, а не в льготном.

Просила суд включить в её специальный страховой стаж в льготном исчислении (1 год как 1 год 6 месяцев) указанные периоды её работы, в том числе с 17.02.2022 по настоящее время, признать за ней право на получение досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения с момента обращения.

В ходе рассмотрения дела судом был принят заявленный Чербовой С.А. отказ от исковых требований по периоду ее работы в токсикологическом отделении БСМП с 02.11.1993 по 07.03.1995, с 15.01.1998 по 28.02.2001 в качестве медсестры, производство по делу в данной части прекращено.

Судом к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора было привлечено ГУЗ «Ульяновский областной клинический госпиталь специализированных видов медицинской помощи им. заслуженного врача России Е.М. Чучкалова».

Рассмотрев по существу заявленные требования, суд принял вышеприведенное решение.

В апелляционной жалобе Чербова С.А. не соглашается с решением суда,  просит его изменить, включить в её специальный трудовой стаж периоды работы с 19.03.2018 по 30.04.2021 в качестве медсестры эндоскопического отделения, а так же с 17.02.2022 по настоящее время в качестве медицинской сестры хирургического, эндоскопического отделения в ГУЗ «Ульяновский областной клинический госпиталь специализированных видов медицинской помощи им. заслуженного врача России Е.М. Чучкалова», с исчислением стажа в льготном порядке.

В обоснование доводов жалобы указывает, что решение суда является незаконным, необоснованным, судом неверно установлены обстоятельства дела, не применены нормы права, подлежащие применению.

Считает, что суд не дал надлежащей оценки показаниям свидетеля – врача эндоскопического отделения о том, что она работала и продолжает работать в качестве операционной (хирургической) медицинской сестры. Считает, что суд не принял во внимание то обстоятельство, что у среднего медицинского персонала эндоскопического отделения в обязательном порядке должен быть в наличии сертификат «операционное дело», без которого осуществление должностных обязанностей в данном отделении невозможно. Указывает, что в соответствии с нормами действующего законодательства эндоскопическое отделение относится к структурным подразделениям, работа в котором засчитывается в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. Считает, что суд необоснованно посчитал хирургической и операционной деятельность медицинских работников только при полостных операциях.

Судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте судебного разбирательства судом апелляционной инстанции своевременно и надлежащим образом.

В соответствии с частью 1 статьи 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения, постановленного в соответствии с требованиями действующего законодательства и фактическими обстоятельствами по делу.

Судом установлено и следует из материалов дела, 03.02.2022 истица  обратилась к ответчику с заявлением о назначении страховой пенсии по старости досрочно в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности в учреждениях здравоохранения.

Решением пенсионного органа от 13.05.2022 отказано в назначении указанной пенсии в связи с отсутствием специального стажа, продолжительность которого на момент обращения за досрочной страховой пенсией по старости составляет 27 лет 03 месяцев 20 дней.

При этом, периоды работы истицы с 16.08.1991 г. по 29.07.1993 г. в качестве медсестры, медсестры-анестезистки ***, и 19.03.2018 г. по 30.04.2021 г. в качестве медсестры эндоскопического отделения ГУЗ «Ульяновского областного клинического центра специализированных видов медицинской помощи им. Е.М. Чучкалова», включены в ее специальный (медицинский) стаж в календарном исчислении.

Не согласившись с решением пенсионного органа, истица обратилась в суд с вышеуказанными требованиями.

Разрешая спор по существу и отказывая в удовлетворении заявленных Чербовой С.А. требований, суд первой инстанции исходил из того, что работа истца медицинской сестрой эндоскопического отделения ГУЗ «Ульяновский областной клинический центр специализированных видов медицинской помощи имени врача России Е.М. Чучкалова» не подлежит исчислению в льготном порядке. Оснований для тождественности работы медицинской сестры эндоскопического отделения и операционной медицинской сестры эндоскопического отделения не имеется.

Выводы суда, изложенные в обжалуемом решении, соответствуют обстоятельствам дела, установленным судом по результатам исследования и оценки представленных сторонами доказательств в соответствии с правилами статьи 67 ГПК РФ, нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, применены правильно, судебная коллегия соглашается  с принятым по делу решением по следующим основаниям.

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ), вступившим в силу с 1 января 2015 г.

В соответствии с частью 2 статьи 2 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ страховые пенсии устанавливаются и выплачиваются в соответствии с настоящим Федеральным законом. Изменение условий назначения страховых пенсий, норм установления страховых пенсий и порядка выплаты страховых пенсий осуществляется не иначе как путем внесения изменений в настоящий Федеральный закон.

По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону) (часть 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ приведена в редакции, действовавшей на момент обращения истца с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости).

Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.

В соответствии со статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ основанием для досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на такую пенсию, является работа определенной продолжительности в опасных, вредных, тяжелых и иных неблагоприятных условиях труда.

Согласно данной норме закона одним из условий назначения страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста является наличие стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, установленной законом продолжительности.

В силу пункта 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи.

Частью 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу этого федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).

В целях реализации положений статей 30 и 31 указанного Закона Правительством Российской Федерации принято Постановление от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение".

В соответствии с подпунктом "н" пункта 1 данного Постановления при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, применяется, в том числе Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Список N 781 от 29 октября 2002 г.).

Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения", - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно (далее - Список N 1066 от 22 сентября 1999 г.);

Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного постановления, - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно (далее - Список от 6 сентября 1991 г. N 464);

Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г.

Согласно пункту 3 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781, в стаж работы засчитываются в порядке, предусмотренном данными Правилами, периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". При этом наличие в наименовании указанных в списке учреждений указания на их клинический профиль и ведомственную или территориальную принадлежность не является основанием для исключения периода работы в данном учреждении из стажа работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

В соответствии с разделом "Наименование должностей" Списка от 29 октября 2002 г. N 781 право на досрочную трудовую пенсию по старости предоставлено среднему медицинскому персоналу, работающему в учреждениях, перечисленных в том же списке в разделе "Наименование учреждений".

На основании пункта 5 Правил от 29 октября 2002 г. N 781 периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке от 29 октября 2002 г. N 781, засчитываются в стаж работы в календарном порядке, за исключением случаев применения льготного порядка исчисления стажа указанной работы, в частности лицам, работавшим в структурных подразделениях учреждений здравоохранения в должностях по перечню согласно приложению, 1 год работы засчитывается в указанный стаж работы как 1 год и 6 месяцев (подпункт "б" пункта 5 Правил от 29 октября 2002 г. N 781).

Приложением к названным правилам является Перечень структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как 1 год и 6 месяцев (далее - Перечень от 29 октября 2002 г. N 781).

В пункте 1 (раздел - наименование структурных подразделений) Перечня от 29 октября 2002 г. N 781 в перечень структурных подразделений учреждений здравоохранения, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как год и шесть месяцев, включены отделения хирургического профиля стационаров учреждений, предусмотренных пунктами 1 - 6, 8, 12, 15, 20, 21, 27 - 30 Списка должностей и учреждений от 29 октября 2002 г. N 781, в том числе эндоскопическое.

Пунктом 1 (раздел - наименование должностей) Перечня от 29 октября 2002 г. N 781 в перечне должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как год и шесть месяцев, названа должность операционной медицинской сестры. Медицинские сестры эндоскопического отделения в данном перечне не указаны.

В силу вышеприведенных правовых норм, льготное исчисление специального стажа законодатель предусмотрел лишь для операционных медицинских сестер.

Согласно штатному расписанию в эндоскопическом отделении имеются медицинские сестры, операционных медицинских сестер в данном отделении нет.

Кроме того, работодателем не подтвержден характер работы истца в должностях и учреждениях, дающих право на льготное исчисление стажа для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, поскольку согласно выписке из индивидуального лицевого счета застрахованного лица Чербовой С.А. сформированной на основании сведений (индивидуального) персонифицированного учета, в разделе "Условия для досрочного назначения трудовой пенсии" за спорные периоды указаны основания (коды), относящиеся к лечебной и иной работе по охране здоровья населения в городах (27-ГД), а не работе хирургического профиля.

При этом, суд первой инстанции обоснованно не принял во внимание показания свидетелей, поскольку в соответствии с частью 3 статьи 14 Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ, характер работы не может быть подтвержден показаниями свидетелей.

В пункте 16 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" разъяснено, что в случае несогласия гражданина с отказом органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, включить в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (пункт 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ), период работы, подлежащий, по мнению гражданина, зачету в данный стаж, необходимо учитывать, что вопрос о тождественности выполняемых истцом работ, занимаемой должности, имеющейся профессии тем работам, должностям, профессиям, которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, решается судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и имеющимся профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.). При этом установление тождественности различных наименований работ, профессий, должностей не допускается.

Таким образом, суд, являясь правоприменительным органом, в силу приведенных нормативных положений и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации не уполномочен устанавливать тождественность (идентичность) различных наименований работ, профессий и должностей. Вопрос же о тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем должностям, которые дают право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, мог быть решен судом только в случае неправильного наименования работодателем должности истца.

Согласно Единому квалификационному справочнику,  к должностям медицинских работников наряду с должностью медицинской сестры отнесена и должность операционной медицинской сестры.

Для каждой из этих должностей в Едином квалификационном справочнике предусмотрены свои должностные обязанности.

При таких обстоятельствах доводы апелляционной жалобы о тождественности занимаемых в спорные периоды Чербовой С.А. должности медицинской сестры должности операционной медицинской сестры не основаны на нормах закона, регулирующих спорные отношения.

Таким образом, у  суда  отсутствовали предусмотренные законом основания для включения Чербовой С.А. в специальный стаж для досрочного назначения пенсии по старости указанных периодов ее работы в льготном исчислении.

Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, были предметом исследования суда первой инстанции и необоснованность их отражена в судебном решении с изложением соответствующих мотивов.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный законы применены судом правильно.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

решение Ленинского районного суда г.Ульяновска от 21 февраля 2023 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Чербовой Светланы Анатольевны – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в течение трех месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г.Самара) по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации через Ленинский районный суд г.Ульяновска.

 

Председательствующий

 

Судьи        

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено   16 июня   2023 года.