УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
73RS0001-01-2023-000016-31
Судья Сизов И.А Дело №
33-2678/2023
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О
Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
город Ульяновск
15 июня 2023
года
Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского
областного суда в составе:
председательствующего Мирясовой Н.Г.,
судей Федоровой Л.Г., Карабанова А.С.
при секретаре Абросимовой А.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную
жалобу Министерства здравоохранения Ульяновской области на решение Ленинского
районного суда г.Ульяновска от 3 марта 2023 года, по гражданскому делу №
2-680/2023, по которому постановлено:
исковые требования
прокурора Засвияжского района г. Ульяновска - удовлетворить частично.
Обязать государственное
учреждение здравоохранения «Детская городская клиническая больница города
Ульяновска» выписывать С*** Г*** С*** ***.2013
года рождения льготные рецепты на *** в количестве 2 сенсоров в месяц, 26
сенсоров год; льготные рецепты на
стерильные ланцеты в соответствии с нуждаемостью по медицинским показаниям до
момента отмены осуществления самоконтроля гликемии.
Обязать Министерство
здравоохранения Ульяновской области обеспечить С*** Г*** С*** ***.2013 года рождения *** в количестве 2
сенсоров в месяц, 26 сенсоров год;
стерильными ланцетами в соответствии с нуждаемостью по медицинским показаниям
до момента отмены осуществления самоконтроля гликемии по выписанным
Государственным учреждением здравоохранения «Детская городская клиническая
больница города Ульяновска» рецептам.
Взыскать с Министерства здравоохранения Ульяновской области
в пользу С*** Г*** С*** в лице законного представителя Сайгушевой Елены
Андреевны компенсацию морального вреда в размере 5000 руб.
В остальной части иска о взыскании компенсации морального
вреда - отказать.
Заслушав доклад судьи Мирясовой Н.Г., мнение прокурора Макейкиной
Е.В., полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
прокурор Засвияжского района г. Ульяновска обратился в суд с
иском, в интересах несовершеннолетнего С*** Г.С. к Министерству здравоохранения
Ульяновской области, Государственному учреждению здравоохранения «Детская
городская клиническая больница города Ульяновска» (далее - ГУЗ «ДГКБ г.
Ульяновска») о возложении обязанности выписывать льготные рецепты и обеспечить
медицинскими изделиями, взыскании компенсации морального вреда.
В обоснование исковых требований указал, что
несовершеннолетний С*** Г.С., ***.2013 года рождения, является ***, страдает ***,
наблюдается в ГУЗ «ДГКБ г. Ульяновска». Согласно выписке из медицинской карты
стационарного больного №4446 Университетской клинической больницы № 1 им. С.Р.
Миротворцева ФГБОУ ВО «Саратовский государственный медицинский университет им.
В.И. Разумовского» от 20.05.2022 несовершеннолетнему рекомендован контроль ***
При возможности, проведение ***
Согласно протоколу №522 внеочередного заседания врачебной
подкомиссии детской поликлиники № 9 по экспертизе льготного лекарственного
обеспечения ГУЗ «ДГКБ г. Ульяновска» от 07.11.2022, учитывая нестабильное
течение заболевания, высокую *** на фоне проводимого лечения, высокий риск
развития ***, а также отмеченное родителями выраженное снижение качества жизни
ребенка, С*** Г.С. нуждается по жизненным показаниям в обеспечении медицинскими
изделиями: ***, на регулярной основе. Потребность составляет: ***.
Просил суд обязать ГУЗ «Детская городская клиническая
больница города Ульяновска» выписывать С*** Г.С. льготные рецепты на *** в
соответствии с нуждаемостью по медицинским показаниям до момента отмены
осуществления самоконтроля *** и обязать Министерство здравоохранения
Ульяновской области бесплатно обеспечивать С*** Г.С. *** по медицинским
показаниям до момента отмены осуществления ***; обратить решение в данной части
к немедленному исполнению, взыскать с ГУЗ «Детская городская клиническая
больница города Ульяновска» и Министерства здравоохранения Ульяновской области
в пользу С*** Г.С., компенсацию морального вреда в размере 10 000 руб.
Судом к участию в деле в качестве третьего лица, не
заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора было
привлечено ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Ульяновской
области», ГУ «Ульяновская государственная аптека».
Рассмотрев данный спор, суд принял вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе Министерство здравоохранения Ульяновской области не соглашается с решением
суда, просит его отменить, принять по делу новое решение об отказе в
удовлетворении исковых требований.
В обоснование доводов жалобы указывает, что медицинские
изделия *** не включены на
законодательном уровне ни в один льготный перечень.В соответствии с
Номенклатурой медицинских услуг, утвержденной приказом Министерства
здравоохранения Российской федерации от 13.10.2017 №804н услуга по обеспечению
расходными материалами к инсулиновой помпе не предусмотрена. Обращает внимание
на то, что использование систем непрерывного мониторинга *** не исключает
применение ***, в случаях ***, а так же в случаях, когда симптомы не
соответствуют показаниям системы. Соответственно закупка непрерывных систем
мониторинга глюкозы не исключает применения тест-полосок для определения уровня
глюкозы в крови и не снизит суммы финансовых затрат на их приобретение. Считает,
что у суда не имелось оснований для взыскания с Министерства компенсации
морального вреда. Сумма компенсации, взысканная судом в размере 5000 руб.
является необоснованно завышенной, поскольку истец не представил доказательств,
свидетельствующих о причинении ему каких либо физических и нравственных
страданий.
Дело рассмотрено в отсутствие сторон, извещенных о месте и
времени судебного заседания своевременно и надлежащим образом.
В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального
кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в
пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно
жалобы.
Разрешая
спор о возложении обязанности обеспечить изделиями медицинского назначения ***
С*** Г.С., суд первой инстанции сослался на статьи 1,
3,
19
Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны
здоровья граждан в Российской Федерации", статью 6
Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной
социальной помощи", Перечень
групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых
лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по
рецептам врачей бесплатно, утвержденный постановлением Правительства Российской
Федерации от 30 июля 1994 г. N 890 и исходил из того, что ребенок в связи с
имеющимся у него заболеванием (сахарный диабет) имеет право на бесплатное
получение медицинских изделий по рецептам врача (фельдшера), суд первой
инстанции пришел к выводу о наличии оснований
для возложения на Министерство здравоохранения Ульяновской области
бесплатно обеспечивать С*** Г.С. на основании выписанных рецептов ***
Судебная
коллегия считает, что выводы суда первой инстанции основаны на правильном
толковании и применении норм материального права, регулирующих спорные
отношения.
Согласно части 1
статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется
социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери
кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь.
Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях
здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств
соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений (часть 1
статьи 41 Конституции Российской Федерации).
Таким образом, здоровье как неотъемлемое и неотчуждаемое
благо, принадлежащее человеку от рождения и охраняемое государством, Конституция
Российской Федерации относит к числу конституционно значимых ценностей,
гарантируя каждому право на охрану здоровья, медицинскую и социальную помощь.
Базовым нормативным правовым актом, регулирующим отношения в
сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, является Федеральный закон
от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в
Российской Федерации" (далее также - Федеральный закон "Об основах
охраны здоровья граждан в Российской Федерации").
В силу статьи 4
Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской
Федерации" охрана здоровья в Российской Федерации основывается на ряде
принципов, в числе которых соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и
обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; социальная
защищенность граждан в случае утраты здоровья.
Источниками финансового обеспечения в сфере охраны здоровья
являются средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской
Федерации, местных бюджетов, средства обязательного медицинского страхования,
средства организаций и граждан, средства, поступившие от физических и
юридических лиц, в том числе добровольные пожертвования, и иные не запрещенные
законодательством Российской Федерации источники (статья 82
Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской
Федерации").
К числу прав граждан в сфере охраны здоровья относится в том
числе право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без
взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного
оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских
услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного
медицинского страхования (часть 2
статьи 19 Федерального закона "Об основах охраны здоровья
граждан в Российской Федерации").
Статьей 29
Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской
Федерации" определены способы обеспечения охраны здоровья граждан. В
частности, организация охраны здоровья осуществляется путем обеспечения
определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами,
медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в
соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 5 части
1 статьи 29 Федерального закона "Об основах охраны здоровья
граждан в Российской Федерации").
Медицинскими изделиями являются любые инструменты, аппараты,
приборы, оборудование, материалы и прочие изделия, применяемые в медицинских
целях отдельно или в сочетании между собой, а также вместе с другими
принадлежностями, необходимыми для применения указанных изделий по назначению,
включая специальное программное обеспечение, и предназначенные производителем
для профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации заболеваний,
мониторинга состояния организма человека, проведения медицинских исследований,
восстановления, замещения, изменения анатомической структуры или
физиологических функций организма, предотвращения или прерывания беременности,
функциональное назначение которых не реализуется путем фармакологического,
иммунологического, генетического или метаболического воздействия на организм
человека. Медицинские изделия могут признаваться взаимозаменяемыми, если они
сравнимы по функциональному назначению, качественным и техническим
характеристикам и способны заменить друг друга (часть 1
статьи 38 Федерального закона "Об основах охраны здоровья
граждан в Российской Федерации").
Правовые
и организационные основы предоставления государственной социальной помощи
отдельным категориям граждан установлены Федеральным законом
от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи"
(далее также - Федеральный закон от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ).
Статьей 6.1
Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ определен исчерпывающий
перечень категорий граждан, имеющих право на получение государственной
социальной помощи в виде набора социальных услуг.
В
соответствии с пунктом 1
части 1 статьи 6.2 названного федерального закона в состав набора
социальных услуг включена социальная услуга по обеспечению в соответствии со
стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для
медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими
изделиями по рецептам на медицинские изделия.
Правительство
Российской Федерации утверждает перечень
лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе лекарственных
препаратов для медицинского применения, назначаемых о решению врачебных комиссий
медицинских организаций, перечень медицинских изделий, перечень
специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов, обеспечение
которыми осуществляется в соответствии с пунктом 1
части 1 статьи 6.2, и порядки формирования таких перечней (часть 2
статьи 6.2 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ).
Постановлением
Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 г. N 890 "О
государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении
обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и
изделиями медицинского назначения" утвержден Перечень
групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых
лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по
рецептам врачей бесплатно, согласно которому право на получение всех
лекарственных средств по рецептам врачей бесплатно имеют дети-инвалиды в
возрасте до 18 лет.
Согласно выписке из медицинской карты стационарного больного
№ 4446 Университетской клинической больницы № 1 им. С.Р. Миротворцева ФГБОУ ВО
«Саратовский государственный медицинский университет им. В.И. Разумовского» от
20.05.2022 несовершеннолетнему рекомендован ***
Согласно протоколу №522 внеочередного заседания врачебной
подкомиссии детской поликлиники № 9 по экспертизе льготного лекарственного
обеспечения ГУЗ «ДГКБ г. Ульяновска» от 07.11.2022, учитывая нестабильное течение
заболевания, высокую ***, а также отмеченное родителями выраженное снижение
качества жизни ребенка, С*** Г.С. нуждается по жизненным показаниям в обеспечении
медицинскими изделиями: ***, на регулярной основе. Потребность составляет: ***
Несовершеннолетнему С*** Г.С. льготные рецепты на ***
лечащим врачом ГУЗ «Детская городская клиническая больница города Ульяновска»
не выписываются, а Министерством здравоохранения Ульяновской области изделия не
предоставляются.
С
учетом изложенного вывод о наличии правовых оснований для обеспечения С*** Г.С.
необходимыми ему медицинскими изделиями
следует признать соответствующим нормам Закона
Российской Федерации "Об основах охраны здоровья граждан в Российской
Федерации", Федерального закона
от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи". В
силу части 15
статьи 37 Федерального закона "Об основах охраны здоровья
граждан в Российской Федерации" назначение и применение лекарственных
препаратов, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного
питания, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи, допускаются
в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным
показаниям) по решению врачебной комиссии.
Из
вышеприведенных положений в их совокупности следует, что к числу
государственных гарантий относится бесплатное обеспечение лиц, страдающих
социально значимыми заболеваниями, за счет соответствующих бюджетных средств в
соответствии со стандартами медицинской помощи лекарственными препаратами для
медицинского применения по рецептам врачей вне зависимости от наименования и
стоимости препарата.
При
этом отсутствие в федеральных и территориальных программах бесплатного оказания
гражданам медицинской помощи конкретного наименования медицинского изделия не
лишает ребенка-инвалида права на гарантированную ему законом бесплатную
медицинскую помощь.
Частично удовлетворяя требования о компенсации морального
вреда, суд первой инстанции, исходя из положений ст.151, 1101 ГК РФ, учел, что
С*** Г.С. из-за необеспечения его
сенсорами для непрерывного мониторирования, вынужден часто ***, что
отрицательно сказывается на его здоровье, эмоциональном состоянии, снижает
уровень качества жизни и, как следствие влечет причинение ему нравственных и
физических страданий, и определил размер компенсации морального вреда в размере
5 000 руб.
Выводы суда мотивированы, соответствуют собранным по делу
доказательствам и оснований для признания их неправильными не имеется.
Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной
полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка.
Материальный и процессуальный законы применены судом правильно.
В силу изложенного решение суда является правильным и отмене
по доводам апелляционной жалобы и апелляционного представления не подлежит.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса
Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
решение Ленинского районного суда г.Ульяновска от 3 марта
2023 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства
здравоохранения Ульяновской области - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную
силу со дня его принятия.
Апелляционное определение может быть обжаловано в течение
трех месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции
(г.Самара) по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального
кодекса Российской Федерации через Ленинский районный суд города Ульяновска.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное
апелляционное определение изготовлено 16 июня 2023 года.