УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
73RS0001-01-2023-000058-02
Судья Бахарева
Н.Н. Дело № 33-2683/2023
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н
О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
город Ульяновск
14
июня 2023 года
Судебная коллегия по
гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:
председательствующего
Мирясовой Н.Г.,
судей Герасимовой
Е.Н., Завгородней Т.Н.
при секретаре Воронковой
И.А.
рассмотрела в
открытом судебном заседании апелляционную жалобу Лукишина Сергея Владимировича
на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 9 марта 2023
года, по гражданскому делу № 2-744/2023, по которому постановлено:
в удовлетворении
исковых требований Лукишина Сергея
Владимировича к Отделению фонда
пенсионного и социального страхования
Российской Федерации по Ульяновской области, Елизаровой Любови Евгеньевне
о признании незаконным решения об
отказе в корректировке сведений индивидуального (персонифицированного) учета и
внесений уточнений (дополнений) в индивидуальный лицевой счет, о возложении обязанности включить в страховой стаж период работы с
31.01.2005 по 18.08.2005 в *** и внести корректировку сведений
индивидуального (персонифицированного) учета, уточнения (дополнения) в
индивидуальный лицевой счет, о взыскании судебных расходов отказать.
Заслушав доклад
судьи Мирясовой Н.Г., судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А :
Лукишин С.В. обратился
в суд с иском к Отделению фонда
пенсионного и социального страхования
Российской Федерации по Ульяновской области, Елизаровой
Л.Е. о признании решения незаконным,
возложении обязанности включить периоды работы в страховой стаж для назначения досрочной страховой
пенсии по старости, досрочном
назначении пенсии по старости.
В обоснование
заявленных требований указал, что он с 31.01.2005 по 18.08.2005 осуществлял трудовую функцию в *** в
должности инспектора охраны, что подтверждается записью работодателя в трудовой
книжке. В период трудовой деятельности он работал сутки через двое и получал
заработную плату в размере 3200 рублей, которую получал на руки в ***
располагавшуюся в Железнодорожном районе г. Ульяновска. 01.10.2021 вышеуказанная организация ликвидирована.
14.12.2022 он
обратился к ответчику с заявлением о
корректировке сведений индивидуального (персонифицированного) учета и внесений
уточнений (дополнений) в индивидуальный лицевой счет, где указал, что с
31.01.2005 по 18.08.2005 осуществлял трудовую функцию в ***
23.12.2022 ответчиком
было принято решение об отказе в корректировке сведений индивидуального
(персонифицированного) учета и внесений
уточнений (дополнений) в индивидуальный лицевой счет за указанный период его работы, поскольку
страхователь *** не уплачивал за работника страховые взносы в Пенсионный фонд
РФ.
Считает, что решение
пенсионного органа является незаконным, поскольку он, как работник, является
более слабой стороной по отношению к работодателю и последний его не предупреждал, что не выполняет свою
обязанность по уплате страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.
Просил суд признать
незаконным решение уполномоченного должностного лица территориального органа
Пенсионного фонда РФ по Ульяновской области Елизаровой Л.Е. об отказе в
корректировке сведений индивидуального (персонифицированного) учета и внесений
уточнений (дополнений) в индивидуальный лицевой счет период работы Лукишина
С.В. с 31.01.2005 по 18.08.2005 в ***;
обязать Отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области
включить в страховой стаж период работы с 31.01.2005 по 18.08.2005
в *** с внесением корректировки сведений индивидуального
(персонифицированного) учета и внесений уточнений (дополнений) в индивидуальный
лицевой счет истца; взыскать судебные расходы по уплате государственной
пошлины в сумме 300 руб., почтовые расходы в сумме 77 руб. 70 коп.
Рассмотрев по
существу заявленные требования, суд принял вышеприведенное решение.
В апелляционной жалобе
Лукишин
С.В. не соглашается с решением
суда, просит его отменить, принять по
делу новое решение. Считает, что суд не дал надлежащей оценки представленным
доказательствам, а именно его трудовой книжке №3874662 от 31.01.2005. Полагает,
что отсутствие сведений в ОГБУ «Государственный архив новейшей истории
Ульяновской области» о его трудовой
деятельности не является безусловным доказательством того, что он не работал в ***
В возражениях на
апелляционную жалобу Отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области
считает решение суда законным и обоснованным и просит оставить его без
изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Судебная коллегия
определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле,
извещенных о времени и месте судебного разбирательства судом апелляционной
инстанции своевременно и надлежащим образом.
В соответствии с
частью 1 статьи 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в
пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.
Проверив материалы
дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, судебная коллегия не
находит оснований к отмене решения, постановленного в соответствии с
требованиями действующего законодательства и фактическими обстоятельствами по
делу.
Так, из представленной трудовой книжки, оформленной на
истца, следует, что в оспариваемый
период Лукишин С.В. работал в
должности инспектора охраны ***
(приказ № *** от 31.01.2005 о приеме,
приказ № *** от 18.08.2005 об увольнении) (л.д.33-37).
Согласно выписке из ИЛС истец зарегистрирован в системе
обязательного пенсионного страхования с 29.06.2000. Спорный период в ИЛС не указан, сведения индивидуального
(персонифицированного) учета на истца за указанный период *** не
представлялись, страховые взносы за Лукишина С.В. работодатель не
начислял и не уплачивал (л.д.38-48)
Согласно сведениям из ЕГРЮЛ *** исключено из ЕГРЮЛ
30.09.2021 (л.д.61-90).
Разрешая
требования истца о включении в страховой стаж периода работы истца с 31.01.2005
по 18.08.2005 года, суд первой инстанции исходил из того, что указанный период
после регистрации Лукишина С.В. в качестве застрахованного лица не
подтверждаются сведениями индивидуального (персонифицированного) учета, в связи
с чем отсутствуют основания для включения их в страховой стаж, а, кроме того,
сведений об уплате страховых взносов за указанные периоды не представлено.
Судебная коллегия находит правильными выводу суда
первой инстанции по следующим основаниям.
Конституция
Российской Федерации, гарантируя каждому в соответствии с целями социального
государства (статья 7,
часть 1) социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни,
инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях,
установленных законом (статья 39,
часть 1), относит определение условий и порядка реализации данного
конституционного права, в том числе установление видов пенсий и оснований
приобретения права на их получение отдельными категориями граждан, к
компетенции законодателя (статья 39,
часть 2).
Важнейшим элементом социального обеспечения
является пенсионное обеспечение, осуществляемое в том числе в рамках
обязательного пенсионного страхования, реализуемого в соответствии с
Федеральным законом
от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об
обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».
В рамках правоотношений по обязательному
пенсионному страхованию за счет страховых взносов и иных поступлений,
перечисленных в статье 17
указанного Федерального закона, формируется финансовое обеспечение,
предназначенное для осуществления страховщиком - Пенсионным фондом Российской
Федерации гарантируемой государством выплаты застрахованным лицам обязательного
страхового обеспечения при наступлении соответствующих страховых случаев
(достижение пенсионного возраста, наступление инвалидности, потеря кормильца).
Обязательным страховым обеспечением,
предоставляемым застрахованным лицам, в соответствии со статьей 9
Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской
Федерации" являются в том числе страховые пенсии по старости
(инвалидности, по случаю потери кормильца), установление и выплата которых
осуществляется в порядке и на условиях, предусмотренных Федеральным законом
"О страховых пенсиях" (до 1 января 2015 года - Федеральным законом
"О трудовых пенсиях в Российской Федерации").
Право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации,
застрахованные в соответствии с Федеральным законом
"Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при
соблюдении ими условий, предусмотренных законодательством (часть 1
статьи 4 Федерального закона "О страховых пенсиях", часть первая
статьи 3 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской
Федерации").
В качестве одного из таких условий
законодатель установил наличие у гражданина страхового стажа, определяемого как
суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за
которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд
Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж (пункт 2
статьи 3 Федерального закона "О страховых пенсиях", абзац третий
статьи 2 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской
Федерации"). При этом, по общему правилу, периоды работы и (или) иной
деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации застрахованными
лицами, включаются в страховой стаж, если за эти периоды начислялись и
уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации (часть 1
статьи 11 Федерального закона "О страховых пенсиях", пункт 1
статьи 10 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской
Федерации").
Страховые взносы на обязательное пенсионное
страхование, с учетом которых финансируется данный вид пенсионного обеспечения,
определяются Федеральным законом
"Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" как
обязательные платежи, которые уплачиваются в Пенсионный фонд Российской
Федерации и целевым назначением которых является обеспечение прав граждан на
получение обязательного страхового обеспечения по обязательному пенсионному
страхованию (в том числе страховых пенсий, фиксированных выплат к ним и социальных
пособий на погребение), включая индивидуально возмездные обязательные платежи,
персональным целевым назначением которых является обеспечение права гражданина
на получение накопительной пенсии и иных выплат за счет средств пенсионных
накоплений (абзац
седьмой статьи 3).
Следовательно, страховые взносы на
обязательное пенсионное страхование являются материальной гарантией
предоставления застрахованным лицам надлежащего страхового обеспечения.
Начисление и уплата страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации -
необходимое условие реализации в обязательном пенсионном страховании основных принципов
осуществления обязательного социального страхования и прежде всего принципов
устойчивости и автономности финансовой системы, а также принципа
государственной гарантированности соблюдения прав застрахованных лиц на защиту
от социальных рисков и исполнения обязательств по данному виду обязательного
социального страхования.
Таким образом, законоположение,
закрепляющее правило о включении в страховой стаж застрахованных лиц периодов
их работы и (или) иной деятельности при условии уплаты за эти периоды страховых
взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, является необходимым элементом
правового механизма пенсионного обеспечения в рамках обязательного пенсионного
страхования, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении
от 10 июля 2007 года N 9-П, направлено на обеспечение нормального
функционирования финансовой системы обязательного пенсионного страхования на
основе страховых принципов и гарантированного исполнения обязательств
Пенсионного фонда Российской Федерации перед застрахованными лицами и само по
себе не может рассматриваться как нарушающее их права и вступающее в
противоречие с конституционными предписаниями.
Доводы истца о включении спорного периода в
страховой стаж не состоятельны. После вступления в силу (с 1 января 2002 года)
федеральных законов "Об
обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" и
"О трудовых
пенсиях в Российской Федерации" общий трудовой стаж стал использоваться
в механизме обязательного пенсионного страхования только для определения
расчетного размера трудовой пенсии при оценке пенсионных прав граждан,
приобретенных ими по состоянию на 1 января 2002 года. При этом приобретение
права на трудовую пенсию по старости, назначаемую на общих условиях,
федеральный законодатель связал с наличием статуса застрахованного лица,
достижением общеустановленного пенсионного возраста и наличием не общего
трудового, а страхового стажа - не менее 5 лет. Размер трудовой пенсии по
старости стал исчисляться с учетом расчетного пенсионного капитала,
формировавшегося в том числе за счет сумм начисленных (уплаченных) за
застрахованное лицо страховых взносов.
Постановлением Правления Пенсионного фонда
Российской Федерации от 15.10.2019 N 519п утвержден Порядок
осуществления корректировки сведений индивидуального (персонифицированного)
учета и внесения уточнений (дополнений) в индивидуальный лицевой счет
Территориальный
орган ПФР выносит решение об отказе в корректировке в случае, если документы,
представленные заявителем (в соответствии с п. 4
настоящего Порядка), и (или) документы, имеющиеся в распоряжении
территориальных органов ПФР, и (или) документы, запрошенные территориальным
органом ПФР у государственных органов, органов местного самоуправления либо
подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления
организаций, не подтверждают наличия фактов, указанных в поданном
зарегистрированным лицом заявлении и являющихся основанием для корректировки
сведений (п. 13
указанного Порядка).
Поскольку,
представленные истцом документы не подтверждают факт уплаты страховых взносов,
правомерным является отказ ответчика об отказе в корректировке сведений в
отношении периода работы с 31.01.2005 по
18.08.2005 в ***
Не состоятелен довод
апелляционной жалобы на нарушение судом процессуальных норм при рассмотрении
данного спора.
Не подлежат рассмотрению по правилам КАС
РФ в том числе дела, дела, связанные с назначением и выплатой пенсий,
реализацией гражданами социальных прав (абзац шестой
пункта 1 постановления
Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 г. N 36 «О
некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства
Российской Федерации»)
Правильное определение вида судопроизводства,
в котором подлежат защите права и законные интересы граждан или организаций,
зависит от характера правоотношений, из которых вытекает требование лица,
обратившегося за судебной защитой. Из-за того, как разрешается данный вопрос,
определяется процессуальный закон, подлежащий применению.
Судом первой
инстанции правильно определен вид судопроизводства исходя из требований истца.
Юридически
значимые обстоятельства судом определены правильно, представленным
доказательствам дана надлежащая оценка, верно
применен материальный закон, регулирующий возникшие между сторонами
отношения, нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения, судом
не допущено, в связи с чем оснований для отмены решения суда первой инстанции в
апелляционном порядке не имеется.
Руководствуясь
статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная
коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
решение Ленинского
районного суда города Ульяновска от 9 марта 2023 года оставить без изменения, а
апелляционную жалобу Лукишина Сергея Владимировича – без удовлетворения.
Определение суда апелляционной
инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Апелляционное
определение может быть обжаловано в течение трех месяцев в кассационном порядке
в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г.Самара) по правилам,
установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской
Федерации через Ленинский районный суд г.Ульяновска.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное апелляционное определение
изготовлено 15 июня 2023 года.