Судебный акт
Об оспаривании нормативного правового акта
Документ от 25.05.2023, опубликован на сайте 19.06.2023 под номером 106523, 1-я гражданская, , Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН

                                                                          

Дело № 3а-185/2023

73OS0000-01-2023-000066-56

 

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

25 мая 2023 года                                                                                город Ульяновск

 

Ульяновский областной суд в составе:

судьи Кинчаровой О.Е.,

при секретаре Расторгуевой Л.О.,

с участием прокурора Макейкиной Е.В.,

 

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Камертон» о признании недействующими пункта 3413 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год, утвержденного приказом Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области № 192-пр от 27 ноября 2019 года, пункта 5336 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год, утвержденного приказом Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области № 245-пр от 11 ноября 2020 года, пункта 10969 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год, утвержденного приказом Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области № 214-пр от 29 ноября 2021 года, пункта 10374 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2023 год, утвержденного приказом Министерства имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области № 264-пр от 25 ноября 2022 года

 

у с т а н о в и л :

 

27 ноября 2019 года Министерством строительства и архитектуры Ульяновской области  был издан приказ № 192-пр «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется  как  кадастровая  стоимость,  на  2020  год» (далее также приказ № 192-ПР).

11 ноября 2020 года Министерством строительства и архитектуры Ульяновской области  был издан приказ № 245-пр «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется  как  кадастровая  стоимость,  на  2021  год» (далее также приказ № 245-пр).

29 ноября 2021 года Министерством строительства и архитектуры Ульяновской области издан приказ № 214-пр «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется  как  кадастровая  стоимость,  на 2022 год» (далее также приказ № 214-пр).

25 ноября  2022 года Министерством имущественных отношений и архитектуры  Ульяновской области издан приказ № 264-пр «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется  как  кадастровая  стоимость,  на 2023 год» (далее также приказ № 264-пр).

Указанными приказами определены Перечни объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество определяется как кадастровая стоимость, на  2020, 2021, 2022, 2023  годы соответственно. Перечни являются  приложениями  к приказам.

Общество с ограниченной ответственностью «Камертон» (далее также ООО «Камертон», общество) обратилось в Ульяновский областной суд с административным иском к Министерству имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области о признании недействующими пункта 3413 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год, утвержденного приказом Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области № 192-пр от 27 ноября 2019 года, пункта 5336 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год, утвержденного приказом Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области № 245-пр от 11 ноября 2020 года, пункта 10969 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год, утвержденного приказом Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области № 214-пр от 29 ноября 2021 года, пункта 10374 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2023 год, утвержденного приказом Министерства имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области № 264-пр от 25 ноября 2022 года.

В обоснование заявленных требований указало на то, что оспариваемыми пунктами  в перечни на 2020 – 2023 годы включено принадлежащее обществу на праве собственности  нежилое здание с кадастровым номером ***, расположенное по адресу: *** общей площадью 3459,9 кв.м, имеющее наименование «трёхэтажное административное здание».

 

Включение объекта недвижимого имущества с кадастровым номером *** в перечни произведено незаконно, поскольку данный объект не отвечает критериям, установленным статьей 378.2 НК РФ. Здание расположено на земельном участке  с кадастровыми номерами *** с видом разрешенного использования «под производственной базой». Ни наименование здания, ни вид разрешенного использования земельных участков, ни назначение помещений здания однозначно не свидетельствуют о размещении    в указанном здании объектов, перечисленных в статье 378.2 НК РФ.

Фактическое обследование  здания с кадастровым номером *** с целью определения вида его фактического использования для  включения в перечни  на 2020-2023 годы не производилось, это нежилое здание не подлежало включению в перечни  по фактическому использованию.

Судом к участию в деле в качестве заинтересованных лиц  привлечены ООО «Союз Транс Сервис», ООО «Гурман», АО «Гулливер», ООО «Торговая компания Лето», ООО «Изобилие».

В судебном заседании представитель административного истца    Романычева Л.В. заявленные требования поддержала по основаниям, изложенным в административном иске.

Представитель Министерства имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области в судебное заседание не явился, в отзыве на административный иск просил рассмотреть дело в его отсутствие и отказать в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на то, что здание с кадастровым номером *** является административно-деловым центром. Фактическое обследование расположенных в здании помещений не производилось.

С учетом положений статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя административного ответчика.

Заслушав пояснения участников процесса,  заключение прокурора об удовлетворении требований административного истца, исследовав материалы административного дела, обозрев инвентарные дела на объект недвижимости по адресу: ***, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Согласно пункту «и» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

В силу положений подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения относится решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.

Правительство Ульяновской области является постоянно действующим исполнительным органом государственной власти Ульяновской области; свои полномочия Правительство Ульяновской области реализует, в том числе посредством издания нормативных правовых актов в форме постановлений (статьи 24, 27 Устава Ульяновской области).

Постановлением Правительства Ульяновской области от 16 ноября 2018г. № 25/557-П (ред. от 21 августа 2019 года)  утверждено Положение о Министерстве строительства и архитектуры Ульяновской области.

В соответствии с п. 1.1 указанного Положения  Министерство строительства и архитектуры Ульяновской области (далее также - Министерство) является исполнительным органом государственной власти Ульяновской области, осуществляющим на территории Ульяновской области государственное управление в сферах градостроительной деятельности, строительства, промышленности строительных материалов и изделий, земельных отношений, а также региональный государственный контроль (надзор) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости.

Согласно подпункту «а» пункта 33 раздела 2.2 Положения Министерство не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на имущество организаций определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества (далее - перечень).

Во исполнение вышеуказанных полномочий Министерством изданы приказы № 192-пр от 27 ноября 2019 года, № 245-пр от 11 ноября 2020 года, 214-пр от 29 ноября 2021 года, которыми утверждены Перечни объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, расположенных на территории Ульяновской области, на 2020, 2021 и 2022 годы.

Приказ № 192-пр опубликован в газете «Ульяновская правда» № 92 (24.264) от 30 ноября 2019 года и на официальном сайте Министерства https://daig.ulregion.ru.

Приказ № 245-пр опубликован в газете «Ульяновская правда» от 17 ноября 2020 года № 85 (24.359) и на официальном сайте Министерства https://daig.ulregion.ru.

Приказ № 214-пр опубликован на официальном интернет-портале правовой информации  http:/publication.pravo.gov.ru, дата публикации – 29 ноября 2021 года, № публикации 7301202111290005.

Пунктом 3413 приказа № 192-пр, пунктом 5336 приказа №245-пр, пунктом 10969 приказа № 214-пр в перечни на 2020, 2021 и 2022 годы включено принадлежащее административному истцу на праве собственности нежилое здание с кадастровым номером ***.

Постановлением Правительства Ульяновской области от 27 января 2022 года № 1/51-П утверждено Положение о Министерстве имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области.

В соответствии с п. 1.1 указанного Положения  Министерство имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области (далее также - Министерство) является исполнительным органом государственной власти Ульяновской области, осуществляющим от имени Ульяновской области полномочия собственника по управлению и распоряжению имуществом, в том числе земельными участками, находящимися в государственной собственности Ульяновской области, управление и распоряжение иным имуществом в случаях, установленных законодательством, а также осуществляющим на территории Ульяновской области государственное управление в сферах градостроительной деятельности.

Согласно пункту 33 раздела 2.2 Положения Министерство не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на имущество организаций:

а) определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества (далее - перечень);

б) направляет перечень в электронной форме в Управление Федеральной налоговой службы по Ульяновской области;

в) размещает перечень на официальном сайте Министерства и официальном сайте Губернатора и Правительства Ульяновской области в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

Во исполнение вышеуказанных полномочий Министерством издан приказ № 264-пр от 25 ноября 2022 года, которым утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, расположенных на территории Ульяновской области, на 2023 год.

Приказ № 264-пр опубликован на официальном интернет-портале правовой информации  http:/publication.pravo.gov.ru, дата публикации – 30 ноября 2022 года, № публикации 7301202211300001.

Пунктом 10374 приказа № 264-пр в перечень на 2023 год включено нежилое помещение с кадастровым номером ***.

Учитывая вышеприведенные положения законодательства, суд приходит к выводу о том, что оспариваемые истцом нормативные правовые акты были приняты уполномоченными органами – Министерством строительства и архитектуры Ульяновской области и Министерством имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области, с соблюдением установленного порядка, в пределах их компетенции, установленной федеральным и региональным законодательством, и в той форме, в которой эти органы вправе принимать нормативные правовые акты, с соблюдением процедуры официального опубликования.

Определяя правомерность включения принадлежащего административному истцу на праве собственности  объект недвижимого имущества в  перечни, суд приходит к следующему.

В соответствии с пунктом  2 статьи 375 НК РФ налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со статьей 378.2 этого кодекса.

Согласно п.п.1 п. 1 ст. 378.2 НК РФ налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:

1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них.

2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания;

В соответствии с п. 3 указанной статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:

1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;

2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:

здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);

фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).

В соответствии с п. 4 указанной статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:

1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;

2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:

здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;

фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

Согласно п. 4.1 ст. 378.2 НК РФ отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам, признается одновременно как административно-деловой центр, так и торговый центр (комплекс), если такое здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

В целях настоящего пункта:

здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;

фактическим использованием здания (строения, сооружения) одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

В целях настоящей статьи фактическим использованием нежилого помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания (пункт 5).

Законом Ульяновской области от 2 сентября 2015 года № 99-ЗО «О налоге на имущество организаций на территории Ульяновской области» установлен и введен в действие на территории Ульяновской области налог на имущество организаций, в том числе определены особенности определения налоговой базы в отношении отдельных объектов недвижимого имущества, налоговая ставка налога в пределах, установленных главой 30 Налогового кодекса Российской Федерации, порядок и сроки уплаты налога, а также предусмотрены налоговые льготы по налогу и основания для их использования налогоплательщиками.

Редакция  п. 1  ст. 1.1 указанного  закона  на  момент принятия приказов № 192-ПР, 245-пр предусматривала, что налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении: административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них при условии, что площадь указанных центров и помещений в них составляет 150 и более квадратных метров.

На момент издания приказов № 214-пр и № 264-пр пункт 1 статьи 1.1 указанного закона предусматривал, что налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них (в ред. Закона Ульяновской области от 26 ноября 2021 № 135-ЗО).

Согласно статье 1 Закона Ульяновской области от 22 сентября 2017 года           № 112-ЗО «О единой дате начала применения на территории Ульяновской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения» единой датой начала применения на территории Ульяновской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения является 1 января 2018 года.

В соответствии с пунктом 9 статьи 378.2 НК РФ вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 настоящей статьи высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Постановлением Правительства Ульяновской области от 27 марта 2018 г. № 136-П утвержден Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организация определяется как их кадастровая стоимость.

Согласно пункту 1.3 указанного Порядка определение Уполномоченным органом вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений осуществляется на основании сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, документах технического учета (инвентаризации), документах исполнительных органов государственной власти Ульяновской области, органов местного самоуправления муниципальных образования Ульяновской области  и собственников объектов недвижимости, сведений об объектах недвижимости, размещенных в форме открытых данных в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а также сведений из иных источников информации.

По результатам сбора и анализа указанных сведений Уполномоченный орган принимает решение об определении вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, являющееся основанием для подготовки Перечня.

В случае недостаточности указанных в пункте 1.3 настоящего раздела сведений для определения вида фактического использования здания (строений, сооружений) и помещений Уполномоченный орган организует их обследование (п. 1.4).

При проведении обследования осуществляется визуальный осмотр объектов недвижимого имущества по месту их нахождения (п. 1.5).

В ходе судебного разбирательства установлено, что ООО «Камертон»  является собственником объекта недвижимого имущества – нежилого здания с кадастровым номером ***, общей площадью 3459,9 кв.м, расположенного по адресу: ***.

Назначение здания – нежилое  здание

Его наименование – трехэтажное административное здание.

Данный объект недвижимости расположен на земельном участке, площадью 71 841 кв.м, с кадастровым номером ***, имеющем вид разрешенного использования – под производственной базой.

Из отзыва Министерства имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области, пояснений его представителя следует, что объект недвижимого имущества с кадастровым номером *** является административно-деловым центром.

Однако вышеуказанные наименование здания с кадастровым номером ***, вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером *** однозначно не указывают на использование здания как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения  только торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

Таким образом, принадлежащее административному истцу нежилое здание могло быть включено в перечни  при условии установления уполномоченным  органом того, что назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади принадлежащего административному истцу объекта недвижимости в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и объектов бытового обслуживания либо не менее 20 процентов общей площади нежилого здания фактически используется для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

Вместе с тем фактическое обследование  нежилого здания административного истца уполномоченным органом государственной власти Ульяновской области до утверждения оспариваемых в части  перечней объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020-2023 годы не проводилось.

Из технического паспорта  на производственную базу, расположенную по адресу: ***, составленному ФГУП «Ростехинвентаризация» по состоянию на 22 декабря 2008 года, усматривается, что объект недвижимого имущества – нежилое здание с кадастровым номером ***, общей площадью 3459,9 кв.м,  состоит из административного здания лит.М, общей площадью 2068,6 кв.м, назначение – административное, пристроя лит. М1, общей площадью 417,1 кв.м, назначение – столовая,  пристрой лит. М2, общей площадью 104,7 кв.м, назначение – гараж, гараж ЖЗМ, лит М3, общей площадью 869,5 кв.м, назначение – гараж,  по назначению помещения имеют следующие наименования: «кабинет», «коридор», «лестничная клетка», «АТС», «тамбур», «умывальная»,   «туалет», «подсобная», «кабинет множительной техники», «касса», «комната отдыха», «эл.щитовая»,  «тепловой узел», «вахта», «проходная», «моечная», «обеденный зал», «машинное отделение», «холодильная камера», «венткамера» «гараж», «раздевалка», «склад», «красный уголок», «душевая».  

Наименование и назначение помещений принадлежащего административному истцу объекта не позволяет признать их предназначенными для размещения офисов. Наименование отдельных входящих в состав объекта недвижимого имущества административного истца помещений «кабинет» не тождественно понятию «офис». Документы технической инвентаризации объекта не предусматривают размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).

Нельзя признать спорный объект недвижимости также предназначенным для размещения торговых объектов, объектов бытового обслуживания по смыслу 378.2 НК РФ.

Межгосударственный стандарт "ГОСТ 31985-2013. Услуги общественного питания. Термины и определения", введенный в действие приказом Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации от 27 июня 2013 года N 191-ст, в пункте 3 определяет понятие предприятия общественного питания (предприятие питания) как объект хозяйственной деятельности, предназначенный для изготовления продукции общественного питания, создания условий для потребления и реализации продукции общественного питания и покупных товаров (в том числе пищевых продуктов промышленного изготовления), как на месте изготовления, так и вне его по заказам, а также для оказания разнообразных дополнительных услуг, в том числе по организации досуга потребителей.

При этом зал предприятия общественного питания (зал обслуживания)- специально оборудованное помещение предприятия общественного питания, предназначенное для реализации и организации потребления продукции общественного питания и покупных товаров с организацией досуга или без него. В площадь зала предприятия общественного питания не включают площади открытых производственных участков для доготовки продукции, станций раздачи, раздаточных зон и т.п., недоступных для потребителей (пункт 16).

Услуга общественного питания (индустрии питания) представляет собой результат деятельности предприятий общественного питания (юридических лиц или индивидуальных предпринимателей) по удовлетворению потребностей потребителя в продукции общественного питания, в создании условий для реализации и потребления продукции общественного питания и покупных товаров, в проведении досуга и в других дополнительных услугах (пункт 41).

Из анализа приведенных федеральных норм в их системном единстве следует, что, площади предприятия общественного питания составляют не только площади залов обслуживания посетителей, но и складов, производственных участков для доготовки продукции, раздаточных зон, иных подсобных помещений, недоступных для потребителей и фактически используемых для осуществления деятельности названных объектов, ведущей к извлечению прибыли.

Согласно вышеуказанному техническому паспорту  на производственную базу, расположенную по адресу: ***,  к площади, предназначенной для размещения объектов общественного питания, могут быть отнесены в пристрое литера М1, с учетом назначения следующие помещений, перечисленные в экспликации плана недвижимого имущества:  «моечная» - 19,4 кв.м, «обеденный зал» - 200,2 кв.м, «моечная» - 10,3 кв.м, «моечная» - 11,6 кв.м, «моечная» - 12,4 кв.м, «холодильная камера» - 8,1 кв.м, «холодильная камера» - 3,8 кв.м, «холодильная камера» - 5,1 кв.м.

Таким образом, площадь помещений, предназначенная для размещения объекта общественного питания, составляет 270,9 кв.м, что составляет 7,83 % от общей площади объекта недвижимости с кадастровым номером *** - 3459,9 кв.м.

Поскольку от общей площади здания согласно документам технической инвентаризации помещения, предназначенные для размещения объекта общественного питания, занимают  7,83 %,   следовательно, данное здание не обладает признаками торгового центра, а входящие в его состав помещения являются объектами налогообложения, налоговая база которых исчисляется из их кадастровой стоимости.

Исходя из пояснений представителя ООО «Камертон», нежилые помещения объекта недвижимого имущества  с кадастровым номером *** сданы в аренду ООО «Гурман», АО «Гулливер», ООО «Союз Транс Сервис»,  ООО «Торговая компания «Лето»,  ООО «Изобилие», иных арендаторов не имеется. В здании торговая деятельность не ведется. Свободный доступ граждан в нежилое здание с кадастровым номером ***  отсутствует, поскольку установлен пропускной режим. В здании имеется столовая для сотрудников организаций, работающих в данном здании. 

Как следует из представленных административным истцом документов, помещения объекта недвижимого имущества с кадастровым номером *** были сданы в аренду следующим юридическим лицам:

-  ООО «Гурман» на основании ежегодно заключаемых  договоров аренды недвижимого имущества под размещение офиса, площадь аренды 8 кв.м;

- АО «Гулливер»  на основании ежегодно заключаемых договоров аренды недвижимого имущества в период с 2019 года по настоящее время для осуществления коммерческой деятельности, а именно: организации складских помещений и под другие виды деятельности, площадь аренды в периоды с 1 января по 31 июля 2020 год – 1154,12 кв.м, с 1 августа по 31 декабря 2020 года - 1251,33 кв.м, с 1 января по 28 февраля 2021 года - 1157,73 кв.м, с 1 марта 2021 года по 31 января 2022 года - 1159,59 кв.м, с 1 февраля 2022 года  - 1108,27 кв.м

- ООО «Союз Транс Сервис» на основании ежегодно заключаемых договоров аренды в период с 1 апреля 2014 года по настоящее время для его использования в производственных и непроизводственных целях, связанных с основными видами деятельности, площадь аренды – 264,30 кв.м,

- ООО «Торговая компания «Лето» на основании договора аренды в период с 1 января 2017 года и до настоящего времени для его использования в производственных и непроизводственных целях, связанных с основными видами деятельности,  площадь аренды в периода с 1 января 2020 года по 28 февраля 2021 года  – 652,28 кв.м; с 1 марта 2021 года по  30 июня 2022 года - 861,32 кв.м, с 1 июля 2022 года по настоящее время – 1303,68 кв.м,

- ООО «Изобилие» на основании договора аренды недвижимого имущества от 20 сентября 2021 года для целей организации работы столовой, площадь аренды 148 кв.м.

Согласно письменному отзыву ООО «Гурман»  общество в период с 2020 по 2023 годы арендует нежилое помещение, площадью 8 кв.м,  которое фактически используется для размещения архива и получения почтовой корреспонденции ООО «Гурман».

В письменном отзыве  АО «Гулливер» указало, что является арендатором нежилых помещений в трехэтажном административном здании по Московскому шоссе, № 6, в период с 2020 по 2023 годы арендованные нежилые помещения фактически используются для размещения административного персонала по организации и обслуживанию складских помещений.

Согласно письменному отзыву ООО «Союз Транс Сервис»  общество является арендатором нежилых помещений, площадью 264,3 кв.м, объекта недвижимости с кадастровым номером  *** и фактически использует нежилые помещения в период с 2020 по 2023 годы: помещение № 92 – гараж, площадью 36,3 кв.м, помещение № 93 – раздевалка, площадью 4,1 кв.м, помещение № 94 – склад – 3,9 кв.м, помещение № 95 – комната отдыха, площадью 16,7 кв.м, помещение № 96 – гараж, площадью 203,3 кв.м.

В письменном отзыве ООО «Торговая Компания Лето» указало, что является арендатором нежилых помещений в трехэтажном административном здании по ***, нежилые помещения фактически используются для размещения административного персонала по организации и обслуживанию складских помещений, а также проведению маркетинговых исследований, а также помещения вспомогательного и подсобного назначения. Доступ к арендуемым помещениям ограничен, прием посетителей не ведется, торговая деятельность не осуществляется.

Согласно письменному отзыву ООО «Изобилие»  общество арендует нежилые помещения в здании ***, общей площадью 148 кв.м для целей организации работы столовой закрытого типа для оказания услуг по предоставлению питания сотрудникам.

Согласно Правилам о пропускном и внутриобъектовом режиме в здании по адресу: ***, в нежилом здании с кадастровым номером  *** введен пропускной режим для работников и посетителей.

Из представленных суду фотоматериалов усматривается, что  проход в здание, а также в помещение столовой осуществляется по электронным пропускам.

Принимая во внимание вышеуказанную осуществляемую арендаторами деятельность в арендованных помещениях, организацию питания только для сотрудников, работающих в нежилом здании, отсутствие свободного доступа граждан в данное здание, наличие пропускной системы, суд приходит к выводу о том, что отнести занимаемые указанными выше арендаторами нежилые помещения к офисам, торговым объектам, объектам общественного питания или бытового обслуживания оснований не имеется.

Учитывая вышеизложенное, оснований для включения спорного объекта недвижимого имущества в перечни на  2020, 2021, 2022, 2023 годы не имелось.

При таких обстоятельствах требования административного истца подлежат удовлетворению.

Определяя момент, с которого оспариваемые нормативные правовые акты должны быть признаны недействующими в оспариваемой части, суд принимает во внимание, что административный истец является плательщиком налога на имущество за период с 2020 по 2023 год и оспариваемые нормативные акты имеют ограниченный срок действия (на год, на который утвержден перечень). Признание отдельных положений приказов с момента вступления в силу решения суда не достигнет цели восстановления нарушенных прав и законных интересов административного истца, предусмотренных статьей 3 КАС РФ.

Следовательно, оспариваемые административным истцом пункты нормативных правовых актов следует признать недействующими с момента их принятия.

Из положений части 3 статьи 178 КАС РФ следует, что при принятии решения суд решает вопросы о распределении судебных расходов.

Положения КАС РФ, в том числе глава 21, не устанавливают и не определяют особенностей в отношении взыскания и распределения судебных расходов по делам об оспаривании нормативных правовых актов, поэтому следует исходить из того, что вопрос в отношении взыскания и распределения судебных расходов по делам об оспаривании нормативных правовых актов разрешается судом на основании правил, предусмотренных главой 10 КАС РФ.

В силу части 1 статьи 103 КАС РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела.

Как предусмотрено частью 1 статьи 111 КАС РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 настоящего Кодекса.

Принимая решение, суд считает необходимым взыскать с административного ответчика в пользу административного истца понесенные им расходы по уплате государственной пошлины в размере 18000 руб.

На основании пункта 2 части 4 статьи 215 КАС РФ сообщение о принятии решения суда подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании – газете «Ульяновская правда».

Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

 

Р Е Ш И Л:

 

административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью  «Камертон» о признании недействующими в части нормативных правовых актов удовлетворить.

Признать недействующим со дня принятия пункт 3413  Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год, утвержденного приказом Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области № 192-пр от 27 ноября 2019 года.

Признать недействующим со дня принятия пункт 5336 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год, утвержденного приказом Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области № 245-пр от 11 ноября 2020 года.

Признать недействующим со дня принятия пункт 10969 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год, утвержденного приказом Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области № 214-пр от 29 ноября 2021 года.

Признать недействующим со дня принятия пункт 10374 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2023 год, утвержденного приказом Министерства имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области № 264-пр от 25 ноября 2022 года

Взыскать с Министерства имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области в пользу  общества с ограниченной ответственностью «Камертон»  в  возмещение   расходов  по  уплате  государственной  пошлины 18 000 руб.

Сообщение о принятии настоящего решения подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу в газете «Ульяновская правда».

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции через Ульяновский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

 

Судья                                                                                     О.Е.Кинчарова