У Л Ь Я Н О В С К И Й О Б Л А С
Т Н О Й С У Д
73RS0006-01-2022-001332-70
Судья Гаврилова Е.И.
Дело № 33а-2527/2023
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
город Ульяновск 9
июня 2023 года
Судебная коллегия по административным делам Ульяновского
областного суда в составе:
председательствующего Лифановой З.А.,
судей Смирновой Ю.В., Васильевой Е.В.
при секретаре Чичкиной
А.П.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную
жалобу администрации муниципального образования «Барышский район» Ульяновской
области на решение Барышского городского суда Ульяновской области от 14 февраля 2023 года по делу №
2а-37/2023, по которому постановлено:
исковые требования
Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия
человека по Ульяновской области
удовлетворить частично.
Обязать Муниципальное бюджетное общеобразовательное
учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 1 имени Героя Российской
Федерации Ю.Д.Недвиги» осуществить мероприятия, направленные на приведение
образовательного учреждения к установленным СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодежи» требованиям, а именно:
в соответствии с п.2.5.2 СП 2.4.3648-20 устранить дефекты и повреждения покрытия пола
в кабинете физики № 2, в коридоре на третьем этаже;
в соответствии с п.3.4.13 СП 2.4.3648-20 обеспечить холодным и горячим водоснабжением
кабинет химии, горячим водоснабжением кабинет физики, кабинеты начальных
классов и туалеты;
в соответствии с п.3.4.8 СП 2.4.3648-20 оборудовать
демонстрационные столы в кабинетах химии и физики подиумами;
в течение четырех месяцев с момента финансирования названных
мероприятий.
Обязать администрацию муниципального образования «Барышский
район» Ульяновской области в течение шести месяцев с момента вступления решения
суда в законную силу обеспечить финансирование Муниципального бюджетного
общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 1 имени
Героя Российской Федерации Ю.Д.Недвиги» за счет средств местного бюджета в
объеме, необходимом для выполнения мероприятий,
направленных на приведение
образовательного учреждения к
установленным пунктами 2.5.2, 3.4.8, 3.4.13 СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи» требованиям.
Исковые требования к Управлению образования
муниципального образования «Барышский
район» Ульяновской области оставить без удовлетворения.
Взыскать
с Муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная
школа № 1 имени Героя Российской Федерации Ю.Д. Недвиги» муниципального
образования «Барышский район» Ульяновской
области государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 150 руб.
Заслушав
доклад судьи Смирновой Ю.В., возражения
представителя Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа
№ 1 имени Героя Российской Федерации Ю.Д.Недвиги» и Управления образования муниципального
образования «Барышский район»
Ульяновской области – Железниковой М.А., полагавшей решение суда законным
и обоснованным, судебная коллегия
установила:
Управление
Роспотребнадзора по Ульяновской области обратилось в суд с административным
иском к администрации муниципального образования «Барышский район», Управлению
образования муниципального образования «Барышский район» Ульяновской области,
Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Средняя
общеобразовательная школа № 1 имени Героя Российской Федерации Ю.Д.Недвиги»
(далее МБОУ «СОШ № 1») о возложении обязанности по выполнению требований
санитарно-эпидемиологического законодательства и обеспечению финансирования
мероприятий по их устранению.
В обоснование требований указало, что в ходе проведенной
плановой выездной проверки в отношении МБОУ «СОШ № 1» выявлены нарушения, которые отражены в акте
проверки от 28.01.2022 № 2.
По результату проверки директор и образовательное учреждение привлечены к
административной ответственности.
Образовательному учреждению было выдано предписание № 30 от
28.01.2022 об устранении выявленных нарушений, которые не устранены.
Административный истец просил обязать МБОУ «СОШ №1» МО
«Барышский район» в течение 4-х месяцев со дня вступления решения суда в
законную силу осуществить мероприятия, направленные на приведение образовательного
учреждения к установленным СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи» требованиям, а именно в соответствии с п.2.5.2 СП 2.4.3648-20 устранить дефекты и повреждения покрытия пола
в кабинете физики № 2, в коридоре на третьем этаже; в соответствии с п.3.4.13
СП 2.4.3648-20 обеспечить холодным и
горячим водоснабжением кабинет химии, горячим водоснабжением кабинет физики,
кабинеты начальных классов и туалеты; в соответствии с п.3.4.8 СП 2.4.3648-20 оборудовать демонстрационные столы в
кабинетах химии и физики подиумами; обязать надлежащего ответчика администрацию
муниципального образования «Барышский
район» и Управление образования муниципального образования «Барышский
район» в течение 3-х месяцев со дня вступления решения суда в
законную силу обеспечить финансирование для осуществления мероприятий,
направленных на приведение устройства МБОУ «СОШ № 1» к установленным п.п.2.5.2,
3.4.13, 3.4.8 СП 2.4.3648-20 требованиям.
Рассмотрев заявленные
требования по существу, суд принял приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе
администрация муниципального образования
«Барышский район» Ульяновской области не соглашается с решением суда,
просит его отменить как незаконное и необоснованное. В обоснование
доводов жалобы указывает, что финансирование мероприятий, связанных с
содержанием зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, не
входит в обязанности администрации муниципального образования «Барышский район». Обращает внимание, что в
соответствии с ч. 4.3 ст.21 Устава
муниципального образования «Барышский район» органом местного самоуправления,
осуществляющим управление в сфере образования на территории муниципального
образования «Барышский район» является Управление образования муниципального
образования «Барышский район». Не соглашается с выводом суда, что надлежащим
ответчиком в вопросе финансирования мероприятий является администрация муниципального образования «Барышский
район».
Указывает, что в настоящее время неисполненными является три
из шести пунктов предписания Роспотребнадзора.
Полагает, что срок, установленный судом, является неразумным.
В возражениях на апелляционную жалобу Управление Федеральной
службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по
Ульяновской области просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В заседание суда апелляционной инстанции кроме
представителя МБОУ «СОШ № 1» и Управления образования муниципального
образования «Барышский район»
Ульяновской области, другие лица, участвующие в деле, не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены
надлежащим образом.
Судебная коллегия с учетом положений ст.ст.150, 306 Кодекса
административного судопроизводства Российской Федерации определила рассмотреть
дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной
жалобы, возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ст. 11
Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом
благополучии населения» индивидуальные предприниматели и юридические лица в
соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны в том числе: выполнять
требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний
осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор
должностных лиц.
В соответствии с п.3 ч.1 ст.3
Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» государственная политика в области образования основывается на
принципе гуманистического характера образования, приоритета жизни и здоровья
человека, прав и свобод личности.
Статьей 5
Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» установлено, что в Российской Федерации гарантируется право каждого
человека на образование, гарантируются общедоступность и бесплатность в
соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами.
В соответствии с п. 2 ч. 6 ст.
28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» образовательная организация обязана осуществлять свою
деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе
создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и
ухода за обучающимися, их содержания в соответствии установленными нормами,
обеспечивающими жизнь и здоровье обучающих, работников образовательной
организации.
В силу п. 8 ч. 1 ст.
41 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение
безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей
образовательную деятельность.
Частью 7
ст.28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» образовательная
организация несет ответственность в установленном законодательством Российской
Федерации порядке за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной
организации.
Пунктом 2 ч.
3 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании
в Российской Федерации» установлено, что к компетенции образовательной
организации отнесены материально-техническое обеспечение образовательной
деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и
местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными
государственными образовательными стандартами, федеральными государственными
требованиями, образовательными стандартами.
В силу п.5 ч.1 ст.9
Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов
и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования
относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных
образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
Статьей 15
Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации
местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что организация
предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего,
основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным
программам в муниципальных образовательных организациях отнесена к вопросам
местного значения муниципального района.
Постановление
Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 утверждены санитарные правила СП
2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания
и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»
Разрешая спор и удовлетворяя иск прокурора, суд первой
инстанции верно исходил из того, что, несмотря на возложенную на ответчиков
обязанность по соблюдению санитарно-эпидемиологические требований и обеспечения
безопасности воспитанников образовательного учреждения, данные требования не
соблюдаются. Выявленные нарушения требований санитарно-эпидемиологического
законодательства непосредственным образом влияют на безопасное пребывание в
образовательном учреждении обучающихся и
работников учреждения, ставят под угрозу
их жизнь и здоровье, а также создают условия для заболевания детей.
Вопросы финансирования проведения ремонтных работ
здания МБОУ «СОШ № 1» находятся в ведении исключительно учредителя
и собственника здания школы -
администрации муниципального
образования «Барышский район» Ульяновской области.
В связи с чем обязал администрацию муниципального
образования «Барышский район» выделить
денежные средства для проведения работ в
МБОУ «СОШ № 1», а МБОУ «СОШ № 1» - выполнить работы по ремонту здания.
Кроме
того, судебная коллегия учитывает, что на территории Российской Федерации
действуют единые для всех субъектов Российской Федерации СП
2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденные
постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации
от 28.09.2020 № 28, которые являются обязательными для
исполнения гражданами, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями,
деятельность которых связана с образовательной деятельностью, оказанием услуг
по воспитанию и обучению, спортивной подготовке, уходом и присмотром за детьми
(пункт 1.1
СП 2.4.3648-20).
Финансирование
деятельности школы относится к обязанностям муниципального образования как
учредителя, недостаточность финансирования и вопросы экономической
нецелесообразности не имеют юридического значения для рассмотрения спора.
Согласно ст.39 Устава муниципального образования
«Барышский район» Ульяновской области администрация муниципального образования
«Барышский район» является органом
местного самоуправления Барышского района, наделенным полномочиями по решению
вопросов местного значения, осуществляющий исполнительно-распорядительные
функции. К полномочиям администрации
муниципального образования «Барышский район» относятся разработка и внесение на
рассмотрение, и утверждение Совета депутатов Барышского района проекта местного
бюджета на очередной финансовый год, осуществление исполнения бюджета,
предоставление Совету депутатов Барышского района отчета о его исполнении;
осуществление права владения, пользования и распоряжения муниципальным
имуществом в пределах полномочий, предоставленных законодательством, настоящим
Уставом, решениями Совета депутатов района и Положением об администрации
муниципального образования «Барышский район»; создание муниципальных
предприятий и учреждений, осуществление финансового обеспечения деятельности
муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения
муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а
также формирование и размещение муниципального заказа.
Управление
образования муниципального образования «Барышский район» является
органом местного самоуправления, действующим от имени учредителя - муниципального образования «Барышский
район». Собственных финансовых средств не имеет, финансируется из средств
бюджета.
Согласно
Устава МБОУ «СОШ № 1» школа является
муниципальным общеобразовательным учреждением; имущество закреплено на
праве оперативного управления и является муниципальной собственностью; финансирование расходов на
содержание зданий, коммунальные расходы осуществляется из местного бюджета.
Судебная коллегия находит установленные судом сроки для исполнения решения суда разумными и
достаточными для выполнения возложенных на ответчиков обязанностей.
В этой связи судебная коллегия доводы апелляционной жалобы
отклоняет как необоснованные.
Кроме того, при наличии затруднений исполнения судебного
решения ответчики не лишены права обратиться в суд, принявший решение, с
заявлением об отсрочке, либо рассрочке исполнения решения суда.
На
основании изложенного, руководствуясь статьей 309 Кодекса административного
судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Барышского городского суда Ульяновской области от 14
февраля 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации
муниципального образования «Барышский район» Ульяновской области – без
удовлетворения.
Определение суда
апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может
быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой
кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным главой 35 Кодекса
административного судопроизводства Российской Федерации, через суд первой инстанции.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное
апелляционное определение изготовлено в
окончательной форме 13.06.2023.