Судебный акт
Компенсация расходов на лекарства
Документ от 23.05.2023, опубликован на сайте 13.06.2023 под номером 106519, 2-я гражданская, о взыскании денежных средств, затраченных на приобретение лекарственных перепаратов, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

73RS0001-01-2022-008081-70

Судья Сизов И.А.                                                                                 Дело № 33-2392/2023

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е   О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                           23 мая 2023 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Мирясовой Н.Г., 

судей Завгородней Т.Н., Герасимовой Е.Н.,

при секретаре Воронковой И.А., 

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-158/2023 по апелляционной жалобе Министерства здравоохранения Ульяновской области на решение Ленинского районного суда г. Ульяновска от 19 января 2023 года, которым постановлено: 

 

исковые требования Бакри Марины Леонидовны к Министерству здравоохранения Ульяновской области удовлетворить частично.

Взыскать с Министерства здравоохранения Ульяновской области в пользу Бакри Марины Леонидовны в возмещение расходов на приобретение лекарственных препаратов, оказание медицинских услуг в размере 11 527 рублей, компенсацию морального вреда в размере 3 000 рублей.

В остальной части требований Бакри Марины Леонидовны к Министерству здравоохранения Ульяновской области о компенсации морального вреда отказать.

В удовлетворении исковых требований Бакри Марины Леонидовны к государственному учреждению здравоохранения Городская поликлиника № 1 им. С.М. Кирова отказать полностью.

 

Заслушав доклад судьи Завгородней Т.Н., судебная коллегия

 

установила:

 

Бакри М.Л. обратилась в суд с исковым заявлением к Министерству здравоохранения Ульяновской области, государственному учреждению здравоохранения (ГУЗ) Городская поликлиника № 1 им. С.М. Кирова о взыскании денежных средств, затраченных на приобретение лекарственных препаратов, компенсации морального вреда. В обоснование заявленных требований истец указала, что 26.06.2022 ей был предварительно установлен диагноз «рак». При обследовании в ГУЗ Областной клинический онкологический диспансер диагноз подтвердился - рак левой молочной железы, а также выявлены метастазы в костях черепа, позвоночника, костях таза, печени. Рак неоперабельный. 04.08.2022 ГУЗ Областной клинический онкологический диспансер истцу был назначен лекарственный препарат - золедроновая кислота, которую необходимо вводить по 4 мг 1 раз в 28 дней. 29.07.2022 истцом собран пакет документов для установления группы инвалидности. Вместе с тем, ГУЗ Городская поликлиника № 1 им. С.М. Кирова данные документы в течение длительного времени не направлялись в ФКУ «ГБ МСЭ по Ульяновской области». С 18.08.2022 по 13.09.2022 истец проходила курс лучевой терапии и была вынуждена за свой счет приобретать золедроновую кислоту: 08.08.2022 на сумму 3 965 рублей, 01.09.2022 на сумму 2 952 рубля и 02.10.2022 на сумму 4 260 рублей был приобретен аналог золедроновой кислоты - препарат Резокластин, так как золедроновая кислота в продаже отсутствовала. Кроме того, истец понесла расходы в размере 350 рублей на процедуру введения препарата, воспользовавшись услугами специалиста в ООО «Центр лазерной медицины». Ссылаясь на указанные обстоятельства, Бакри М.Л. просила суд взыскать с Министерства здравоохранения Ульяновской области, ГУЗ Городская поликлиника № 1 им. С. М. Кирова в свою пользу  денежные средства, затраченные на приобретение лекарственных препаратов в размере 11 177 рублей, расходы на лечение в размере 350 рублей, компенсацию морального вреда в размере 35 000 рублей.

 

Судом к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих  самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены                          государственное учреждение «Ульяновская государственная  аптека», государственное учреждение здравоохранения Областной клинический онкологический диспансер, территориальный орган Федеральный службы по надзору в сфере здравоохранения Ульяновской области.

 

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.

 

В апелляционной жалобе Министерство здравоохранения Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его отменить и принять новый судебный акт. В обоснование доводов жалобы указывает, что обеспечение медицинскими изделиями и лекарственными препаратами по льготным рецептам должно производиться в рекомендованном врачом количестве и не может быть назначено по судебному решению. Отмечают, что истец получает все лекарственные средства по выписанным ей льготным рецептам. Лекарственный препарат «золедроновая кислота» не мог быть выписан ранее, так как истец не была признана инвалидом. В связи с этим, возместить затраченные на приобретение лекарственных препаратов средства, не представляется возможным. Полагают, что истец не представила исчерпывающих доказательств о причинении ей физических или нравственных страданий, которые были следствием бездействия Министерства, а взысканная судом сумма компенсации морального вреда является необоснованно завышенной.

 

Возражения на апелляционную жалобу не поступили.

 

В соответствии со ст. ст. 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, которые надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции.

 

Согласно ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

 

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены либо изменения решения суда.

 

Как следует из материалов дела, в июле 2022 года Бакри М.Л. был установлен клинико-функциональный диагноз: основное заболевание – злокачественное новообразование левой молочной железы Т4NxM1, IV ст. Множественные мтс в кости скелета, печень. Стойкие значительно выраженные нарушения функций иммунной системы и системы крови.

 

Согласно выписке из медицинской карты ГУЗ Областной клинический онкологический диспансер от 04.08.2022, Бакри М.Л. рекомендована терапия препаратом золедроновая кислота 4 мг в/в капельно, 1 раз в 28 дней (1 год) (л.д. 102).

 

В соответствии с протоколом врачебной комиссии ГУЗ Областной клинический онкологический диспансер от 11.08.2022, у пациента Бакри М.Л. имеются клинические показания для плановой лекарственной терапии препаратом золедроновая кислота. Рекомендуемый режим терапии: 4 мг в/в капельно, 1 раз в 28 дней, 1 год (л.д. 103).

 

Указанный лекарственный препарат на бесплатной основе предоставлен истцу не был, в связи с чем, с учетом полученных рекомендаций, Бакри М.Л. в период с 08.08.2022 по 02.10.2022 самостоятельно приобретала препарат золедроновая кислота и обращалась в ООО «Центр лазерной медицины «Аллегрис» для получения платных услуг непрерывного внутривенного введения лекарственного препарата, что подтверждается представленными в материалы дела товарными и кассовыми чеками на общую сумму 11 527 рублей (л.д. 72, 76-77, 78, 79-80).

 

Из справки серии МСЭ-2021 № 0835356, выданной ФКУ «ГБ МСЭ по Ульяновской области» Минтруда России Бюро № 11 - филиал ФКУ «ГБ МСЭ по Ульяновской области», усматривается, что 21.09.2022 Бакри М.Л. впервые установлена первая группа инвалидности на срок до 01.10.2024.

Данная справка выдана 14.10.2022.

 

Разрешая спор, суд первой инстанции, исходя из того, что понесенные Бакри М.Л. расходы на приобретение лекарственных препаратов и оказание медицинских услуг являются ее убытками, пришел к выводу о взыскании с Министерства здравоохранения Ульяновской области затраченных истцом денежных средств в размере 11 527 рублей.

 

С учетом установленного факта бездействия Министерства здравоохранения Ульяновской области, суд первой инстанции возложил на ответчика обязанность выплатить истцу компенсацию морального вреда в размере 3 000 рублей, определив ее исходя из конкретных обстоятельств дела, принимая во внимание требования разумности и справедливости.

 

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на правильном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и подтверждены имеющимися в деле доказательствами, оценка которым дана судом в соответствии с требованиями ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

 

Решение суда в части отказа в удовлетворении исковых требований Бакри М.Л. к ГУЗ Городская поликлиника № 1 им. С.М. Кирова сторонами не обжалуется, в связи с чем судебной коллегией не проверяется.

 

Согласно ч. 1 ст. 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

 

Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений (ч. 1 ст. 41 Конституции Российской Федерации).

 

Таким образом, здоровье как неотъемлемое и неотчуждаемое благо, принадлежащее человеку от рождения и охраняемое государством, Конституция Российской Федерации относит к числу конституционно значимых ценностей, гарантируя каждому право на охрану здоровья, медицинскую и социальную помощь.

 

Базовым нормативным правовым актом, регулирующим отношения в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, является Федеральный закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

 

В ст. 4 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» закреплены такие основные принципы охраны здоровья граждан, как соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи; ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья; доступность и качество медицинской помощи; недопустимость отказа в оказании медицинской помощи (пункты 1, 2, 5 - 7 ст. 4 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

 

К числу прав граждан в сфере охраны здоровья относится право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования (части 1, 2 ст. 19 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

 

Статьей 29 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» определены виды и способы обеспечения охраны здоровья граждан. В частности, организация охраны здоровья осуществляется путем обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 5 ч. 1 ст. 29 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

 

В соответствии с ч. 1 ст. 43 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями, и гражданам, страдающим заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, оказывается медицинская помощь и обеспечивается диспансерное наблюдение в соответствующих медицинских организациях.

 

Перечень социально значимых заболеваний и перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утверждается Правительством Российской Федерации исходя из высокого уровня первичной инвалидности и смертности населения, снижения продолжительности жизни заболевших (ч. 2 ст. 43 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

 

Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 № 715 утверждены перечень социально значимых заболеваний и перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих. В перечень социально значимых заболеваний включены в том числе злокачественные новообразования (коды заболеваний по международной классификации болезней (МКБ-10) С00-С97).

 

Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения».

 

В разделах Перечня № 890 «Группы населения» и «Категории заболеваний» названы «онкологические заболевания», в соответствующей им графе «Перечень лекарственных средств и изделий медицинского назначения» указано – «все лекарственные средства».

 

Согласно п. 1 ч. 3 ст. 80 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан оказание медицинских услуг, назначение и применение лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, компонентов крови, лечебного питания, в том числе специализированных продуктов лечебного питания, по медицинским показаниям в соответствии со стандартами медицинской помощи.

 

Препарат «золедроновая кислота» включен в Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 12.10.2019 № 2406-р.

 

Как следует из п. 14 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» установление мер социальной поддержки по организации оказания медицинской помощи лицам, страдающим социально значимыми заболеваниями и заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, и по организации обеспечения указанных лиц лекарственными препаратами отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья.

 

Постановлением Правительства Ульяновской области от 16.11.2018 № 25/565-П утверждено Положение о Министерстве здравоохранения Ульяновской области.

В соответствии с п. 1 Положения Министерство здравоохранения Ульяновской области является исполнительным органом государственной власти Ульяновской области, осуществляющим на территории Ульяновской области государственное управление в сфере охраны здоровья.

К функциям и полномочиям Министерства в сфере управления здравоохранением в том числе, отнесена организация обеспечения граждан лекарственными препаратами и медицинскими изделиями.

 

Принимая во внимание подтвержденную и не оспоренную ответчиком нуждаемость Бакри М.Л., страдающей социально значимым заболеванием, по медицинским показаниям в лечении лекарственным препаратом «золедроновая кислота», включенным в Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил требования истца о взыскании с Министерства здравоохранения Ульяновской области расходов, понесенных на приобретение и введение указанного препарата в размере 11 527 рублей.

 

Доводы апелляционной жалобы о том, что лекарственный препарат не мог быть выписан ранее, так как истец не была признана инвалидом, подлежат отклонению, как несостоятельные, поскольку, как следует из приведенного выше нормативного регулирования, пациенты, страдающие онкологическими заболеваниями, бесплатно обеспечиваются всеми лекарственными средствами.

 

То обстоятельство, что инвалидность Бакри М.Л. была установлена лишь в сентябре 2022 года, не может ограничивать установленное Конституцией Российской Федерации право истца на охрану здоровья и бесплатную медицинскую помощь.

 

Доводы апелляционной жалобы о том, что истцом в порядке ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не представлено доказательств наличия причинно-следственной связи между действиями ответчика и причинением морального вреда, судебной коллегией не принимаются, исходя из следующего.

 

Согласно п. 1 ст. 150 Гражданского кодекса Российской Федерации жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, неприкосновенность жилища, личная и семейная тайна, свобода передвижения, свобода выбора места пребывания и жительства, имя гражданина, авторство, иные нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом.

Если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда (п. 1 ст. 151 Гражданского кодекса Российской Федерации).

При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред (п. 2 ст. 151 Гражданского кодекса Российской Федерации).

 

На основании п. 1 ст. 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме.

Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего (п. 2 ст. 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации).

 

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15.11.2022 № 33 «О практике применения судами норм о компенсации морального вреда» отсутствие в законодательном акте прямого указания на возможность компенсации причиненных нравственных или физических страданий по конкретным правоотношениям не означает, что потерпевший не имеет права на компенсацию морального вреда, причиненного действиями (бездействием), нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие ему нематериальные блага.

 

Установив факт нарушения гарантированного Конституцией Российской Федерации права Бакри М.Л. на охрану здоровья, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что на Министерстве здравоохранения Ульяновской области лежит обязанность по компенсации истцу морального вреда в размере 3 000 рублей.

 

Судебная коллегия соглашается с размером взысканной компенсации морального вреда, учитывая объем причиненных истцу нравственных страданий, вследствие необеспечения лекарственным препаратом, необходимым ей по жизненным показаниям, степени вины ответчика, а также требований разумности, справедливости и соразмерности.

При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, оснований для его отмены или изменения по доводам апелляционной жалобы не имеется.

 

Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену обжалуемого решения, судом при рассмотрении данного дела не допущено.

 

На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила:

 

решение Ленинского районного суда г. Ульяновска от 19 января 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства здравоохранения Ульяновской области – без удовлетворения.  

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в течение  трех месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации через Ленинский районный суд г. Ульяновска.

 

Председательствующий

 

Судьи

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 30 мая 2023 года.