Судебный акт
О ликвидации несанкционированной свалки
Документ от 30.05.2023, опубликован на сайте 16.06.2023 под номером 106512, 2-я гражданская, о понуждении к ликвидации несанкционированного места складирования отходов, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

У Л Ь Я Н О В С К И Й    О Б Л А С Т Н О Й   С У Д

 

73RS0004-01-2022-008898-79

Судья Павлов Н.Е.                                                                        Дело №33а-2327/2023

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ  ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

г. Ульяновск                                                                                           30 мая 2023 года

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Лифановой З.А.,

судей Васильевой Е.В., Смирновой  Ю.В.,

при секретаре  Чичкиной А.П.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области на решение Заволжского районного суда города Ульяновска от 21 декабря 2022 года по делу № 2-4796/2022, по которому постановлено:

исковые требования прокурора Заволжского района г.Ульяновска, действующего в интересах неопределенного круга лиц, удовлетворить частично.

Возложить на Министерство имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области обязанность ликвидировать несанкционированное место складирования отходов, расположенное на территории Петров оврага в Заволжском районе г.Ульяновска, в пределах кадастрового квартала 73:24:021006 (координаты 54.393899, 48.604424, 54.394487, 48.605121) примерным объемом 2000 куб.м.

В удовлетворении искового заявления прокурора Заволжского района            г.Ульяновска, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Министерству природных ресурсов и экологии Ульяновской области, администрации г.Ульяновска о возложении обязанности ликвидировать несанкционированное место складирования отходов отказать.

 

Заслушав доклад судьи Лифановой З.А., пояснения представителя Министерства имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области – Борисовой А.О., возражения прокурора Макейкиной Е.В. – полагавшей решение суда не подлежащим отмене,  судебная коллегия

 

установила:

Прокурор Заволжского района города Ульяновска, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к Министерству имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области (далее – Министерство) о возложении обязанности ликвидировать несанкционированное место складирования отходов.

Требования мотивированы тем, что прокуратурой Заволжского района                 г.Ульяновска проведена проверка соблюдения природоохранного законодательства, в ходе которой выявлены основания для прокурорского реагирования. В ходе проведенного прокуратурой района осмотра установлено, что на территории района Петров овраг в Заволжском районе г.Ульяновска в пределах кадастрового квартала 73:24:021006, на земельном участке имеются многочисленные несанкционированные места размещения ТБО, а именной бой стекла, полиэтиленовые бутылки, автомобильные шины и иные твердые бытовые отходы, а также ТКО в виде растительных отходов, образованных в процессе ухода за газонами, цветниками и древесно-кустарниковым посадками. На указанный земельный участок собственность не разграничена, полномочия собственника земельного участка возложены на Министерство имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области.

Постановлением Правительства Ульяновской области от 14.11.2019              № 26/572-П утверждена государственная программа Ульяновской области «Охрана окружающей среды и восстановление природных ресурсов в Ульяновской области». К данной программе определены основные мероприятия, в том числе мероприятие «Ликвидация несанкционированных свалок в границе городов Ульяновской области и наиболее опасных объектов накопленного экологического вреда окружающей среды Ульяновской области». В нарушение требований закона Министерством имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области не принимаются меры для надлежащей организации деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению отходов на территории Заволжского района  г.Ульяновска.

Прокурор просил суд обязать Министерство имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области ликвидировать несанкционированное место складирования отходов, расположенное на территории Петров оврага в Заволжском районе г. Ульяновска, в пределах кадастрового квартала 73:24:021006 (координаты 54.393899, 48.604424, 54.394487, 48.605121) примерным объемом 2000 куб.м.

Судом к участию в деле в качестве соответчиков привлечены администрация города Ульяновска, Министерство природных ресурсов и экологии Ульяновской области, в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, ОГАУ «Корпорация развития строительства и инфраструктуры проектов Ульяновской области «Дом.73»,                                      ООО «ПромПроект ЦЕНТР», ООО «УК Экостандарт».

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Министерство имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его отменить как незаконное и необоснованное и принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований. В обоснование жалобы указывает, что согласно абз.2 п.1.1 Положения о Министерстве имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области, утвержденном Постановлением Правительства Ульяновской области от 27.01.2022 № 1/51-П, с 01.04.2022 в компетенцию Министерства не входят полномочия, в том числе, по устранению несанкционированных мест размещения отходов. Судом не принято во внимание, что спорный земельный участок расположен на землях, государственная собственность на которые не разграничена, соответственно, у Министерства отсутствуют полномочия по проведению проверки использования земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.

Полагает ошибочным вывод суда о том, что Министерство является соисполнителем по государственной программе Ульяновской области «Охрана окружающей среды и восстановление природных ресурсов в Ульяновской области», поскольку согласно паспорта данной государственной программы в редакции до 20.05.2022, Министерство строительства и архитектуры Ульяновской области являлось соисполнителем данной программы в части подпрограммы «Развития водохозяйственного комплекса», где задачей являлось восстановление водных объектов. При этом в соответствии с п.3 Постановления Правительства Ульяновской области от 18.05.2022 № 9/258-П соисполнителем подпрограммы «Развития водохозяйственного комплекса» Министерство строительства и архитектуры Ульяновской области заменено на Министерство жилищно-коммунального хозяйства и строительства Ульяновской области.

Судом не дана оценка тому обстоятельству, что ответственным и единственным исполнителем мероприятий по ликвидации несанкционированных свалок в границе городов и наиболее опасных объектов накопленного экологического вреда окружающей среде является Министерство природных ресурсов и экологии Ульяновской области. При этом получателем средств областного бюджета по вышеназванной программе также является вышеназванное министерство.

При принятии решения судом не выяснен вопрос о выделении денежных средств на ликвидацию вышеуказанной несанкционированной свалки и не дана оценка доводам представителя Министерства о том, что спорные земли, государственная собственность на которые не разграничена, расположены в пределах границ муниципального образования «город Ульяновск». Со ссылкой на Устав г. Ульяновска, п.4 ст.8 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», п.п.24,25 ст.16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» указывает, что органы местного самоуправления осуществляют полномочия, в том числе по решению вопросов организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, в границах муниципального образования независимо от форм собственности входящих в него территорий.

Кроме того, согласно Закону Ульяновской области от 03.07.2015 №85-ЗО «О перераспределении полномочий по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, между органами местного самоуправления МО «город Ульяновск» Ульяновской области и органами государственной власти Ульяновской области» Министерству переданы полномочия органов местного самоуправления МО «город Ульяновск» только по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена. Считает, что обязанность по ликвидации несанкционированных свалок не относится к вопросам распоряжения земельными участками, в связи с чем Министерство имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области не является надлежащим ответчиком по настоящему делу.

В возражениях на апелляционную жалобу Министерство природных ресурсов и экологии Ульяновской области и администрация г.Ульяновска просят решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Определением от 26.05.2023 суд апелляционной инстанции перешел к рассмотрению дела в порядке административного судопроизводства.

В заседание  суда  апелляционной инстанции представители Министерства природных ресурсов и экологии Ульяновской области, администрации г.Ульяновска, ОГАУ «Корпорация развития строительства и инфраструктуры проектов Ульяновской области «Дом.73»,  ООО «ПромПроект ЦЕНТР»,             ООО «УК Экостандарт» не явились, извещены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.

Судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса согласно ст. 150, ч. 2 ст. 306 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы,  возражений относительно нее, судебная коллегия приходит к  следующему.

Согласно ч.4 ст.218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Право граждан на благоприятную окружающую среду, на её защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной  и иной деятельностью, закреплено в ст. 42 Конституции РФ и ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды».    

В соответствии со ст.1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» охрана окружающей среды – это деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и некоммерческих организаций, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий.

Согласно ст.3 названного Федерального закона хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; научно обоснованное сочетание экологических, экономических и социальных интересов человека, общества и государства в целях обеспечения устойчивого развития и благоприятной окружающей среды; охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности.

Правовое регулирование в области обращения с отходами осуществляется Федеральным законом от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».

Понятие несанкционированной свалки содержится в п.4.13 ГОСТ 30772-2001 «Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения» (введен Постановлением Госстандарта России от 28.12.2001 № 607-ст), согласно которому несанкционированные свалки отходов – это территории, используемые, но не предназначенные для размещения на них отходов.

Как следует из материалов дела и установлено судом, прокуратурой Заволжского района г.Ульяновска проведена проверка соблюдения природоохранного законодательства, в ходе которой установлено, что на территории района Петров овраг в Заволжском районе г.Ульяновска в пределах кадастрового квартала 73:24:021006, на земельном участке имеются многочисленные несанкционированные места размещения ТБО, а именной бой стекла, полиэтиленовые бутылки, автомобильные шины и иные твердые бытовые отходы, а также ТКО в виде растительных отходов, образованных в процессе ухода за газонами, цветниками и древесно-кустарниковым посадками.

Место несанкционированного складирования бытовых и промышленных отходов расположено на земельном участке на территории Петров оврага в Заволжском районе г.Ульяновска, в пределах кадастрового квартала 73:24:021006 (координаты 54.393899, 48.604424, 54.394487, 48.605121).

Земельный участок относится к землям, государственная собственность на которые не разграничена.

Нахождение на указанном земельном участке насанкционированной свалки (места складирования отходов) нарушает требования действующего законодательства, ставит под угрозу безопасность и благополучие окружающей среды, санитарно-эпидемиологическое благополучие неопределённого круга лиц.

Разрешая спор и принимая решение об удовлетворении административных исковых требований к Министерству строительства и архитектуры Ульяновской области, суд первой инстанции верно определил надлежащего ответчика по требованиям прокурора о ликвидации свалки, расположенной на земельном участке, государственная собственность на который не разграничена, в связи с чем обоснованно возложил на него обязанность ликвидировать свалку.

С выводами районного суда судебная коллегия соглашается.

Вопреки доводам апелляционной жалобы именно Министерство строительства и архитектуры Ульяновской области является надлежащим ответчиком по делу, поскольку в силу Закона Ульяновской области от 03.07.2015 №85-ЗО уполномоченный Правительством Ульяновской области исполнительный орган государственной власти Ульяновской области в течение неограниченного срока осуществляет полномочия органов местного самоуправления соответствующих муниципальных образований Ульяновской области (далее - органы местного самоуправления) по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена.

В соответствии с Положением о Министерстве строительства и архитектуры Ульяновской области, утвержденным постановлением Правительства Ульяновской области от 16.11.2018 №25/557-П «О Министерстве строительства и архитектуры Ульяновской области», с 01.01.2019 данное Министерство осуществляет полномочия по распоряжению земельными участками, находящимися в собственности Ульяновской области, и земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на территории муниципального образования «город Ульяновск».

Согласно ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

В соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны осуществлять мероприятия по охране земель, не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы (абз. 4, 8 ст. 42).

В целях охраны земель на собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков возложена обязанность по проведению мероприятий по защите земель, в том числе от загрязнения отходами производства и потребления (пп. 2 п. 2 ст. 13 ЗК РФ).

Ссылка заявителя жалобы на государственную программу Ульяновской области «Охрана окружающей среды и восстановление природных ресурсов в Ульяновской области» судебной коллегией отклоняется, поскольку оспариваемое решение не содержит вывода о том, что Министерство является соисполнителем по ней.

Кроме того, из материалов дела следует, что спорная несанкционированная свалка не включена в перечень свалок, входящих в Государственную программу «Охрана окружающей среды». Бюджетные ассигнования на указанные цели в Минприроды Ульяновской области не поступали.

В целом, доводы, приведенные в апелляционной жалобе, являлись предметом рассмотрения суда первой инстанции, в решении им дана надлежащая правовая оценка, оснований не согласиться с которой у судебной коллегии не имеется.

Учитывая, что при рассмотрении дела судом первой инстанции не было допущено нарушений норм материального и процессуального права, влекущих безусловную отмену решения, оснований его отмены не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 309, 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила:

решение Заволжского районного суда города Ульяновска от 21 декабря       2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, через суд первой инстанции.

 

Председательствующий                                     

 

Судьи