Судья Сайгин Н.В.
Дело № 7-239/2023
73RS0002-01-2023-000906-24
Р Е Ш Е Н И Е
г. Ульяновск
8 июня 2023 года
Судья Ульяновского областного
суда Буделеев В.Г.,
рассмотрев в
открытом судебном заседании дело по жалобе защитника Министерства
жилищно-коммунального хозяйства и строительства Ульяновской области Дёмина
Дмитрия Николаевича на решение судьи Засвияжского
районного суда города Ульяновска от 27 марта 2023 года (дело №12-335/2023),
установил:
постановлением врио начальника – старшего судебного пристава МОСП по
исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Ульяновской
области № *** от 27.12.2022 Министерство жилищно-коммунального хозяйства и
строительства Ульяновской области (далее – министерство) привлечено к
административной ответственности по ч.1 ст.17.15 КоАП РФ, ему назначено
наказание в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.
Решением судьи Засвияжского районного суда города Ульяновска от 27.03.2023
указанное постановление изменено, из мотивировочной части исключен текст
следующего содержания: «Необходимо принять во внимание и тот факт, что решение
суда и требования исполнительного документа не исполняются министерством более
пяти лет со дня вступления в законную силу». В остальном постановление
оставлено без изменения.
В жалобе,
направленной в Ульяновский областной суд, защитник министерства Дёмин Д.Н. не
соглашается с вынесенными по делу постановлением и решением судьи, полагает их
подлежащими отмене, производство по делу – прекращению.
В обоснование жалобы
указывает, что врио начальника – старший судебный
пристав МОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по
Ульяновской области пришел к необоснованным выводам о вине министерства только
на основании длительного неисполнения решения суда. При вынесении постановления
он ограничился констатацией выявленных нарушений, однако наличие (отсутствие)
обстоятельств уважительности причин неисполнения министерством судебного акта,
а, следовательно, вины в совершении вменяемого административного правонарушения
не установил, не указал, какие конкретно меры могли быть объективно приняты
министерством.
Отмечает, что министерство
является исполнительным органом государственной власти и все денежные средства,
находящиеся в его распоряжении имеют
целевой характер и используются в соответствии с Ведомственной структурой
расходов бюджета Ульяновской области.
Обращает внимание,
что министерством принимаются последовательные и объективные меры для поэтапной
ликвидации накопившейся задолженности по обеспечению жилыми помещениями
детей-сирот. Исходя из доведённого финансирования, систематически проводится
работа по приобретению жилых помещений в собственность Ульяновской области,
прорабатывается вопрос о выделении дополнительного финансирования.
По мнению автора
жалобы, исполнение либо неисполнение должником содержащихся в исполнительном
документе требований неимущественного характера не может быть поставлено в
зависимость лишь от срока, установленного судебным приставом-исполнителем после
вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора.
Указывает, что
реальная возможность исполнения решения суда у министерства отсутствовала.
Исполнение судебного решения было невозможным вследствие обстоятельств, которые
с учетом специфики данного дела, могут рассматриваться в качестве события,
тождественного непреодолимой силе.
Отмечает, что
обстоятельства возможности либо невозможности исполнения министерством
требований исполнительного документа с учетом имеющегося финансирования судом
не рассматривались, и какая-либо оценка в этой части судом не дана.
Ссылается на
презумпцию невиновности и отсутствие состава вменяемого правонарушения.
Подробно позиция
защитника министерства Дёмина Д.Н. изложена в жалобе.
В судебное заседание
участники производства по делу не явились, извещались о времени и месте
рассмотрения дела, в связи с чем полагаю возможным рассмотреть жалобу в их
отсутствие.
Изучив доводы
жалобы, проверив материалы дела в соответствии с ч.3 ст.30.6 КоАП РФ в полном
объеме, прихожу к выводу о том, что деяние министерства верно квалифицировано
по ч.1 ст.17.15 КоАП РФ, предусматривающей ответственность за неисполнение
должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного
характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения
постановления о взыскании исполнительского сбора.
Судья районного суда
правильно установил, что министерство после вынесения постановления о взыскании
исполнительского сбора не исполнило в установленный срок содержащиеся в
исполнительном документе требования неимущественного характера.
Из материалов дела следует,
что решением Ленинского районного суда г.Ульяновска от 24.11.2016 на
Министерство промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и
транспорта Ульяновской области (в настоящее время должником по делу является
Министерство жилищно-коммунального хозяйства и строительства Ульяновской
области) возложена обязанность обеспечить З*** М.С. специализированным
благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по
договору найма специализированного жилого помещения, расположенного в городе
Ульяновск».
09.03.2017
возбуждено исполнительное производство №***.
28.03.2017 вынесено
постановление о взыскании с должника исполнительского сбора.
Постановлением
судебного пристава-исполнителя от 25.07.2019 в рамках исполнительного
производства *** произведена замена должника на Министерство строительства и
архитектуры Ульяновской области.
30.06.2022 судебным
приставом-исполнителем произведена очередная замена должника на Министерство
жилищно-коммунального хозяйства и строительства Ульяновской области и в этот же
день должнику установлен срок для исполнения требований исполнительного
документа до 30.09.2022.
03.10.2022 составлен
акт, из которого следует, что решение суда не исполнено, в связи с чем министерство
привлечено к административной ответственности по ч.1 ст.17.15 КоАП РФ.
Вина юридического
лица в совершении вменяемого правонарушения подтверждается собранными по делу
доказательствами, в том числе постановлением о возбуждении исполнительного производства,
постановлением о взыскании исполнительского сбора, актом совершения
исполнительных действий, протоколом об административном правонарушении, которым
судьей районного суда дана надлежащая оценка в соответствии с требованиями
статьи 26.11 КоАП РФ.
При рассмотрении
дела все обстоятельства с достаточной полнотой учтены, всем доводам лица,
привлекаемого к ответственности, судьей дана должная правовая оценка,
основанная на установленных по делу обстоятельствах и правильном применении
норм материального и процессуального права.
В ходе настоящего
рассмотрения жалобы правильность указанных выводов не опровергнута.
Доказательств
фактического совершения должником действий, направленных на исполнение
конкретного решения суда в срок, установленный судебным приставом-исполнителем,
не представлено.
Так к уважительным
причинам неисполнения требований исполнительного документа в установленный срок
относятся чрезвычайные, объективно непредотвратимые обстоятельства и другие
непредвиденные, непреодолимые препятствия, находящиеся вне контроля должника.
Доказательств
наличия чрезвычайных и непреодолимых обстоятельств, исключающих возможность
выполнения министерством решения суда, а также свидетельствующих о том, что
должник осуществил все зависящие от него меры по недопущению нарушения, в
материалах дела не имеется.
Возложенная на
должника обязанность по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей, жилыми помещениями не ставится в зависимость от наличия
или отсутствия достаточного финансирования либо иных условий.
При этом следует
учесть, что длительное неисполнение судебного решения противоречит интересам
взыскателя, который относится к наиболее уязвимому слою населения, и приводит к
нарушению его прав, в том числе права на эффективную судебную защиту.
Иные доводы жалобы
не опровергают установленных по данному делу обстоятельств и не влекут отмену
состоявшихся актов.
При назначении
наказания требования ст.4.1 КоАП РФ соблюдены, наказание назначено в
соответствии с санкцией ч.1 ст.17.15 КоАП РФ в минимальном размере.
Руководствуясь
ст.ст.30.1 – 30.9 КоАП РФ, судья
решил:
решение судьи Засвияжского районного суда города Ульяновска от 27 марта 2023 года оставить без
изменения, жалобу защитника Министерства жилищно-коммунального хозяйства и
строительства Ульяновской области Дёмина Дмитрия Николаевича – без
удовлетворения.
Решение суда
вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в Шестой
кассационный суд общей юрисдикции (город Самара).
Судья
В.Г. Буделеев