Судебный акт
Оспаривание решения
Документ от 16.05.2023, опубликован на сайте 09.06.2023 под номером 106461, 2-я гражданская, о признании незаконным решения Совета депутатов муниципального образования Николаевское городское поселение Николаевского района Ульяновской области, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

У Л Ь Я Н О В С К И Й   О Б Л А С Т Н О Й   С У Д

 

73RS0014-01-2022-000674-68

Судья Ханбекова Н.М.                                                                  Дело № 33а-2101/2023

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ   ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

город  Ульяновск                                                                                     16 мая 2023 года

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего  Лифановой З.А.,

судей Смирновой Ю.В., Васильевой Е.В.

при секретаре  Чичкиной А.П.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Абрамова Николая Николаевича на решение Николаевского районного суда  Ульяновской области от 20 января 2023 года по делу № 2а-1-22/2023, по которому постановлено:   восстановить административному истцу Абрамову Николаю Николаевичу срок обращения в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным распоряжения № 6 от 15 декабря 2021 года главы муниципального образования «Николаевское городское поселение» Николаевского района Ульяновской области Аблязовой О.А.

В удовлетворении административных исковых требований Абрамову Николаю Николаевичу к главе муниципального образования «Николаевское городское  поселение» Николаевского района Ульяновской области  о  признании недействующим распоряжения № 6 от 15 декабря 2021 года главы муниципального образования «Николаевское городское поселение» Николаевского района Ульяновской области Аблязовой О.А. о применении к депутату Совета депутатов муниципального образования «Николаевское городское поселение» Николаевского района Ульяновской области Абрамову Николаю Николаевичу меры ответственности в виде предупреждения, о возложении обязанности на главу муниципального образования «Николаевское городское поселение» Николаевского района Ульяновской области Аблязову О.А. отменить распоряжение № 6 от                          15 декабря 2021 года о применении к депутату Совета депутатов муниципального образования «Николаевское городское поселение» Николаевского района Ульяновской области Абрамову Николаю Николаевичу меры ответственности в виде предупреждения, о признании незаконными бездействий главы муниципального образования «Николаевское городское поселение» Николаевского района Ульяновской области Аблязовой О.А., выразившихся в неосуществлении контроля за соблюдением порядка рассмотрения обращения Абрамова Николая Николаевича от 18.11.2022, в непринятии мер по своевременному ознакомлению Абрамова Николая Николаевича с материалом проверки, в ненаправлении письменного ответа по существу поставленных в обращении Абрамова Николая Николаевича вопросов, о возложении обязанности  на главу муниципального образования «Николаевское городское поселение» Николаевского района Ульяновской области Аблязову О.А ознакомить Абрамова Николая Николаевича с материалом проверки на основании которого было вынесено распоряжение № 6 от 15 декабря 2021 года и дать письменный ответ по существу поставленных в обращении Абрамова Николая Николаевича вопросов, отказать.

Заслушав доклад судьи Смирновой Ю.В., судебная коллегия

 

установила:

Абрамов Н.Н. обратился в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным распоряжения главы муниципального образования «Николаевское городское поселение» Николаевского района Ульяновской области Аблязовой О.А. № 6 от 15.12.2021.

В обосновании требований указал, что распоряжением главы муниципального образования «Николаевское городское поселение» Николаевского района Ульяновской области Аблязовой О.А. № 6 от 15.12.2021 к нему, как к депутату Совета депутатов муниципального образования «Николаевское городское поселение» Николаевского района Ульяновской области, применена мера ответственности в виде предупреждения за несущественное искажение сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.

С данным  распоряжением  он не согласен.

О принятом решении он узнал только 17.11.2022  из отзыва представителя Правительства Ульяновской области на  его административное исковое заявление к Совету депутатов муниципального образования «Николаевское городское поселение» Николаевского района Ульяновской области о признании решения незаконным, возложении обязанности по устранению допущенных нарушений, восстановлении в полномочиях депутата.

18.11.2022  им было подано заявление на имя главы муниципального образования «Николаевское городское поселение» Николаевского района Ульяновской области об ознакомлении с  данным распоряжением и  материалом проверки, однако до настоящего времени,  его  не ознакомили  с материалами проверки, письменного ответа он не получил, чем нарушены его права.

Судом к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Правительство Ульяновской области, Территориальная избирательная комиссия муниципального образования «Николаевский район» Ульяновской области, прокурор Николаевского района.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Абрамов Н.Н. не соглашается с решением суда, просит его отменить и принять новое решение об удовлетворении административного иска. В обоснование жалобы указывает на доводы, аналогичные доводам административного искового заявления.

В заседание суда апелляционной инстанции   лица, участвующие в деле, не явились,  о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Судебная коллегия с учетом положений ст.ст.150, 306 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В силу ч.1 ст.218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

По смыслу положений ст.227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.

Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации устанавливаются Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

В силу абз.19 ч.1 ст.2 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» депутат представительного органа местного самоуправления муниципального образования относится к лицам, замещающим муниципальную должность.

Из материалов дела следует, что Абрамов Н.Н. избран депутатом Совета депутатов муниципального образования «Николаевское городское поселение» Николаевского района Ульяновской области четвертого созыва.

Согласно приведенному законоположению Абрамов Н.Н., как депутат Совета депутатов муниципального образования «Николаевское городское поселение» Николаевского района Ульяновской области, относится к лицам, замещающим муниципальные должности.

Особым публичным статусом лиц, замещающих выборные муниципальные должности, в том числе должности депутатов представительных органов муниципальных образований, которые, как правило, осуществляют свою деятельность на непостоянной основе (ч.5 ст.40 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»), предопределяется право федерального законодателя вводить для них определенные обязанности, в частности, аналогичные предусмотренным для лиц, замещающих государственные должности, должности государственной и муниципальной службы, и направленные на создание условий, не допускающих возможных злоупотреблений с их стороны при осуществлении публичной власти.

Положениями ст.12.1 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» установлены ограничения и обязанности, налагаемые на лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности. В частности, в соответствии с ч.4 указанной статьи, лица, замещающие муниципальные должности, обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Указом Президента Российской Федерации от 18.05.2009 № 559, утвердившим Положение о предоставлении гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, органам местного самоуправления рекомендовано руководствоваться названным указом при разработке и утверждении положений о предоставлении гражданами, претендующими на замещение должностей муниципальной службы, муниципальными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.

Согласно ч.7.1 ст.40 Федерального  закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления должны соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ  «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами. Полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, установленных Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», Федеральным законом от 03.12.2012 № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», Федеральным законом от 07.05.2013 № 79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами», если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.

Согласно п.2 ч.1 ст.13.1 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» критериями требований, определяющих качество предоставляемых депутатами представительных органов местного самоуправления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, выступает их полнота и достоверность.

Федеральным законом от 03.04.2017 № 64-ФЗ, вступившим в силу 15.04.2017, статья 40 Федерального закона № 131-ФЗ дополнена частями 7.2 и 7.3, предусматривающими, что проверка достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации о противодействии коррупции депутатом, членом выборного органа местного самоуправления, выборным должностным лицом местного самоуправления, проводится по решению высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации. При выявлении в результате проверки фактов несоблюдения ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, которые установлены Федеральным законом «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации вправе обратиться в орган местного самоуправления, уполномоченный принимать соответствующее решение, или в суд о досрочном прекращении полномочий выборного должностного лица местного самоуправления.

Судом установлено, что депутат Абрамов Н.Н. в справке о доходах за 2020 г. не отразил сведения о наличии у него банковских счетов, открытых в АО «Кредит Европа Банк» 28.12.2016, в АО «Тойота Банк» 24.06.2019, в ПАО «Росбанк» от 28.07.2014. В справке о доходах своей супруги Абрамовой Л.А. за 2020 г. депутат Абрамов  Н.Н. не отразил сведения о наличии у нее банковских счетов, открытых в АО «Банк Русский Стандарт» 05.06.2013 и АО «Почта Банк» от 24.09.2020. Указанное выявлено в ходе проведенной проверки достоверности  и полноты представленных сведений.

На основании представления прокуратуры Николаевского района Ульяновской области об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции, содержащего сведения о выявленных нарушениях антикоррупционного законодательства, допущенных депутатом Совета депутатов муниципального образования «Николаевское городское поселение» Николаевского района Ульяновской области Абрамовым Н.Н.  при представлении сведений о доходах за 2020 г., распоряжением Губернатора Ульяновской области от 30.07.2021 № 763-р в отношении депутата Абрамова Н.Н. была назначена проверка достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представленных Абрамовым Н.Н.

Абрамову Н.Н. 02.08.2021 направлено уведомление о назначении проверки, запрос о предоставлении письменных пояснений о причине неотражения вышеуказанных счетов.   Письмо вручено Абрамову Н.Н. 05.08.2021. Пояснения по выявленным нарушениям депутатом Абрамовым Н.Н. в Управление по реализации единой профилактики коррупционных и иных правонарушений администрации Губернатора Ульяновской области представлены не были.

В результате проверки, проведенной Управлением по реализации единой профилактики коррупционных и иных правонарушений администрации Губернатора Ульяновской области сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представленные депутатом  Абрамовым Н.Н. за 2020 г., были признаны недостоверными, нарушение признано несущественным. Информация о результатах проверки направлена в Совет депутатов муниципального образования «Николаевское городское поселение» Николаевского района Ульяновской области для принятия решения. Уведомление о результатах проверки Управления по реализации единой профилактики коррупционных и иных правонарушений администрации Губернатора Ульяновской области Абрамову Н.Н. направлено 16.11.2021, вручено Абрамову Н.Н. 01.12.2021.

В Совет депутатов  муниципального образования «Николаевское городское поселение» Николаевского района Ульяновской области  информация о результатах  проверки, проведенной Управлением по реализации единой профилактики коррупционных и иных правонарушений администрации Губернатора Ульяновской области сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представленных депутатом  Абрамовым Н.Н. за 2020 г., поступила 22.11.2021. Абрамовым Н.Н. представлено пояснение по выявленным нарушениям, в котором  он указал, что нарушения им допущены по невнимательности, считал, что после погашения кредитов счета в банке закрываются автоматически, поступлений средств на данные счета не было, умысла на сокрытие своих доходов не имел.

Заседание Комиссии по соблюдению требований к должностному поведению лиц, замещающих муниципальные должности муниципального образования «Николаевское городское поселение» Николаевского района Ульяновской области и урегулированию конфликта интересов, состоялось 10.12.2021. Приглашенный на заседание комиссии депутат Абрамов Н.Н. не явился.

В соответствии с разъяснениями, приведенными  в письме Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 21.03.2016 № 18-2/10/П-1526 «О критериях привлечения к ответственности за коррупционные правонарушения», сведения, представленные Абрамовым Н.Н. о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2020 г., признаны недостоверными, также признано, что  нарушение носит несущественный характер.

Комиссией по соблюдению требований к должностному поведению лиц, замещающих муниципальные должности муниципального образования «Николаевское городское поселение» Николаевского района Ульяновской области и урегулированию конфликта интересов принято решение о необходимости применения к лицу, замещающему муниципальную должность, меру ответственности в виде предупреждения.

Главой муниципального  образования «Николаевское городское  поселение» Николаевского района Ульяновской области Аблязовой О.А. 15.12.2021 вынесено распоряжение за № 6 о применении к депутату Совета депутатов муниципального образования «Николаевское городское поселение» Николаевского района Ульяновской области Абрамову Н.Н. меры ответственности в виде предупреждения.

Абрамовым Н.Н. на имя главы муниципального образования «Николаевское городское поселение» Николаевского района Ульяновской области Аблязовой О.А. 18.11.2022  подано заявление об ознакомлении его с распоряжением от 15.12.2021 в его отношении, и материалами поверки,  иных заявлений обращение не содержит. В этот же день копии документов были получены  административным истцом (л.д., л.д. 5, 35, 35 оборот).

Исходя из  положений действующего законодательства и установленных по делу обстоятельств, суд пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения административных исковых требований Абрамова Н.Н.

Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции соглашается, поскольку они основаны на правильном применении норм материального права, мотивированы в судебном решении и подтверждаются представленными доказательствами.

В этой связи судебная коллегия отмечает, что судом первой инстанции верно установлено, что  оснований для признания недействующим распоряжения № 6 от 15.12.2021  о применении к депутату меры ответственности в виде предупреждения не имеется.

Сведения, предоставленные Абрамовым Н.Н. о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2020 г. признаны недостоверными, а нарушением несущественным, ввиду чего применение к депутату такой меры ответственности как предупреждение является законным.

Исходя из изложенного, доводы апелляционной жалобы не влияют на правильность вынесенного судебного решения, поскольку они были предметом рассмотрения суда первой инстанции и им дана надлежащая оценка.

Таким образом, оспариваемое административным истцом  распоряжение о применении к депутату меры ответственности в виде предупреждения принято уполномоченным органом в пределах его компетенции, с соблюдением установленной процедуры, при наличии достаточных оснований, предусмотренных законом и подтвержденных представленными доказательствами.

Новых данных, опровергающих выводы суда и нуждающихся в дополнительной проверке, апелляционная жалоба не содержит.

Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену принятого решения, и предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судом при рассмотрении дела не допущено.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила:

решение Николаевского районного суда Ульяновской области от 20 января 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Абрамова Николая Николаевича  - без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, через суд первой инстанции.

 

Председательствующий

 

Судьи

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено  в окончательной форме 19.05.2023.