Судебный акт
Об оспаривании нормативного правового акта
Документ от 25.05.2023, опубликован на сайте 14.06.2023 под номером 106460, 1-я гражданская, , Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН

                                                                          

Дело № 3а-189/2023

73OS0000-01-2023-000077-23

 

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

25 мая 2023 года                                                                                город Ульяновск

 

Ульяновский областной суд в составе:

судьи Кинчаровой О.Е.,

при секретаре Расторгуевой Л.О.,

с участием прокурора Макейкиной Е.В.,

 

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Ричвуд Капитал», Давидзон Натальи Александровны  о признании недействующими пункта 6234 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год, утвержденного приказом Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области № 192-пр от 27 ноября 2019 года, пункта 9131 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год, утвержденного приказом Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области № 245-пр от 11 ноября 2020 года, пункта 19712 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год, утвержденного приказом Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области № 214-пр от 29 ноября 2021 года, пункта 19324 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2023 год, утвержденного приказом Министерства имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области № 264-пр от 25 ноября 2022 года,

 

у с т а н о в и л :

 

27 ноября 2019 года Министерством строительства и архитектуры Ульяновской области  был издан приказ № 192-пр «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется  как  кадастровая  стоимость,  на  2020  год» (далее также приказ № 192-ПР).

11 ноября 2020 года Министерством строительства и архитектуры Ульяновской области  был издан приказ № 245-пр «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется  как  кадастровая  стоимость,  на  2021  год» (далее также приказ № 245-пр).

29 ноября 2011 года Министерством строительства и архитектуры Ульяновской области издан приказ № 214-пр «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется  как  кадастровая  стоимость»,  на 2022 год» (далее также приказ № 214-пр).

25 ноября 2022 года Министерством имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области издан приказ № 264-пр «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2023 год» (далее приказ № 264-пр).

Указанными приказами определены Перечни объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество определяется как кадастровая стоимость, на  2020, 2021, 2022, 2023  годы соответственно. Перечни являются  приложениями  к приказам.

Общество с ограниченной ответственностью  «Управляющая компания «Ричвуд Капитал» (далее также ООО «УК «Ричвуд Капитал», общество) обратилось в Ульяновский областной суд с административным иском к Министерству имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области о признании недействующими пункта 6234 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год, утвержденного приказом Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области № 192-пр от 27 ноября 2019 года, пункта 9131 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год, утвержденного приказом Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области № 245-пр от 11 ноября 2020 года, пункта 19712 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год, утвержденного приказом Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области № 214-пр от 29 ноября 2021 года, пункта 19324 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2023 год, утвержденного приказом Министерства имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области № 264-пр от 25 ноября 2022 года.

В обоснование заявленных требований указало на то, что оспариваемыми пунктами  в перечни на 2020 – 2023 годы включено нежилое помещение с кадастровым номером ***, расположенное по адресу: ***, общей площадью 1612,5 кв.м. Собственником указанного объекта недвижимости в период с 26 ноября 2009 года по 20 мая 2021 года являлось ООО «Управляющая компания «Ричвуд Капитал», с 20 мая 2021 года по настоящее время является собственником Давидзон Н.А.

Включение объекта недвижимого имущества с кадастровым номером ***, в перечни произведено незаконно, поскольку данный объект не отвечает критериям, установленным статьей 378.2 НК РФ. Здание расположено на земельном участке  с кадастровыми номерами *** с видом разрешенного использования «под многоквартирным жилым домом». Ни вид разрешенного использования земельных участков, ни назначение нежилых помещений однозначно не свидетельствуют о размещении    в указанном здании объектов, перечисленных в статье 378.2 НК РФ.

31 января 2023 года ООО «УК «Ричвуд Капитал» обратилось в Министерство имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области с заявлением об определении вида фактического использования объекта недвижимого имущества и исключении его из перечней на 2020-2023 годы, в удовлетворении которого 16 февраля 2023 года было отказано.

В судебном заседании представитель административных истцов    Мосорук В.А. заявленные требования поддержала по основаниям, изложенным в административном иске.

Представитель Министерства имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области в судебное заседание не явился, в отзыве на административный иск просил  рассмотреть дело в его отсутствие  и отказать в удовлетворении административного иска, указывая на то, что спорный объект недвижимости является административно-деловым центром.

С учетом положений статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя административного ответчика.

Заслушав пояснения представителя административных истцов,  заключение прокурора об удовлетворении требований административного истца, исследовав материалы административного дела, обозрев инвентарные дела на объект недвижимости по адресу: ***, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Согласно пункту «и» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

В силу положений подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения относится решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.

Правительство Ульяновской области является постоянно действующим исполнительным органом государственной власти Ульяновской области; свои полномочия Правительство Ульяновской области реализует, в том числе посредством издания нормативных правовых актов в форме постановлений (статьи 24, 27 Устава Ульяновской области).

Постановлением Правительства Ульяновской области от 16 ноября 2018г. № 25/557-П (ред. от 21 августа 2019 года)  утверждено Положение о Министерстве строительства и архитектуры Ульяновской области.

В соответствии с п. 1.1 указанного Положения  Министерство строительства и архитектуры Ульяновской области (далее также - Министерство) является исполнительным органом государственной власти Ульяновской области, осуществляющим на территории Ульяновской области государственное управление в сферах градостроительной деятельности, строительства, промышленности строительных материалов и изделий, земельных отношений, а также региональный государственный контроль (надзор) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости.

Согласно подпункту «а» пункта 33 раздела 2.2 Положения Министерство не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на имущество организаций определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества (далее - перечень).

Во исполнение вышеуказанных полномочий Министерством изданы приказы № 192-пр от 27 ноября 2019 года, № 245-пр от 11 ноября 2020 года, 214-пр от 29 ноября 2021 года, которыми утверждены Перечни объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, расположенных на территории Ульяновской области, на 2020, 2021 и 2022 годы.

Приказ № 192-пр опубликован в газете «Ульяновская правда» № 92 (24.264) от 30 ноября 2019 года и на официальном сайте Министерства https://daig.ulregion.ru.

Приказ № 245-пр опубликован в газете «Ульяновская правда» от 17 ноября 2020 года № 85 (24.359) и на официальном сайте Министерства https://daig.ulregion.ru.

Приказ № 214-пр опубликован на официальном интернет-портале правовой информации  http:/publication.pravo.gov.ru, дата публикации – 29 ноября 2021 года, № публикации 7301202111290005.

Пунктом 6234 приказа № 192-пр, пунктом 9131 приказа №245-пр, пунктом 19712 приказа № 214-пр в перечни на 2020, 2021 и 2022 годы включено нежилое помещение с кадастровым номером ***.

Постановлением Правительства Ульяновской области от 27 января 2022 года № 1/51-П утверждено Положение о Министерстве имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области.

В соответствии с п. 1.1 указанного Положения  Министерство имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области (далее также - Министерство) является исполнительным органом государственной власти Ульяновской области, осуществляющим от имени Ульяновской области полномочия собственника по управлению и распоряжению имуществом, в том числе земельными участками, находящимися в государственной собственности Ульяновской области, управление и распоряжение иным имуществом в случаях, установленных законодательством, а также осуществляющим на территории Ульяновской области государственное управление в сферах градостроительной деятельности.

Согласно пункту 33 раздела 2.2 Положения Министерство не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на имущество организаций:

а) определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества (далее - перечень);

б) направляет перечень в электронной форме в Управление Федеральной налоговой службы по Ульяновской области;

в) размещает перечень на официальном сайте Министерства и официальном сайте Губернатора и Правительства Ульяновской области в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

Во исполнение вышеуказанных полномочий Министерством издан приказ № 264-пр от 25 ноября 2022 года, которым утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, расположенных на территории Ульяновской области, на 2023 годы.

Приказ № 264-ПР опубликован на официальном интернет-портале правовой информации  http:/publication.pravo.gov.ru, дата публикации – 30 ноября 2022 года, № публикации 7301202211300001.

Учитывая вышеприведенные положения законодательства, суд приходит к выводу о том, что оспариваемые истцом нормативные правовые акты были приняты уполномоченными органами Министерством строительства и архитектуры Ульяновской области и Министерством имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области с соблюдением установленного порядка, в пределах их компетенции, установленной федеральным и региональным законодательством, и в той форме, в которой эти органы вправе принимать нормативные правовые акты, с соблюдением процедуры официального опубликования.

В настоящее время полномочия по определению Перечня объектов недвижимости, указанных в подпунктах 1 и 2 ст. 378.2 НК РФ, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, а также определение вида фактического использования зданий (сооружений, строений) и помещений в соответствии с требованиями, предусмотренным п. 9 ст. 378.2 НК РФ осуществляет Министерство имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области (п. 33-34 Положения о Министерстве имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области, утверждено Постановлением Правительства Ульяновской области от 27 января 2022 года № 1/51-П).

Определяя правомерность включения принадлежащего административному истцу на праве собственности  объект недвижимого имущества в  перечни, суд приходит к следующему.

В соответствии с пунктом  2 статьи 375 НК РФ налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со статьей 378.2 этого кодекса.

Согласно п.п.1 п. 1 ст. 378.2 НК РФ налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:

1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них.

2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания;

В соответствии с п. 3 указанной статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:

1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;

2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:

здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);

фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).

В соответствии с п. 4 указанной статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:

1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;

2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:

здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;

фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

Согласно п. 4.1 ст. 378.2 НК РФ отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам, признается одновременно как административно-деловой центр, так и торговый центр (комплекс), если такое здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

В целях настоящего пункта:

здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;

фактическим использованием здания (строения, сооружения) одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

В целях настоящей статьи фактическим использованием нежилого помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания (пункт 5).

Законом Ульяновской области от 2 сентября 2015 года № 99-ЗО «О налоге на имущество организаций на территории Ульяновской области» установлен и введен в действие на территории Ульяновской области налог на имущество организаций, в том числе определены особенности определения налоговой базы в отношении отдельных объектов недвижимого имущества, налоговая ставка налога в пределах, установленных главой 30 Налогового кодекса Российской Федерации, порядок и сроки уплаты налога, а также предусмотрены налоговые льготы по налогу и основания для их использования налогоплательщиками.

Редакция п. 1 ст. 1.1 указанного закона на момент принятия приказов № 192-пр, № 245-пр предусматривала, что налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении: административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них при условии, что площадь указанных центров и помещений в них составляет 150 и более квадратных метров.

На момент издания приказов № 214-пр, № 264-пр пункт 1 статьи 1.1 указанного закона предусматривал, что налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них (в ред. Закона Ульяновской области от 26 ноября 2021 № 135-ЗО).

Согласно статье 1 Закона Ульяновской области от 22 сентября 2017 года           № 112-ЗО «О единой дате начала применения на территории Ульяновской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения» единой датой начала применения на территории Ульяновской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения является 1 января 2018 года.

В соответствии с пунктом 9 статьи 378.2 НК РФ вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 настоящей статьи высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Постановлением Правительства Ульяновской области от 27 марта 2018 г. № 136-П утвержден Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организация определяется как их кадастровая стоимость.

Согласно пункту 1.3 указанного Порядка определение Уполномоченным органом вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений осуществляется на основании сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, документах технического учета (инвентаризации), документах исполнительных органов государственной власти Ульяновской области, органов местного самоуправления муниципальных образования Ульяновской области  и собственников объектов недвижимости, сведений об объектах недвижимости, размещенных в форме открытых данных в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а также сведений из иных источников информации.

По результатам сбора и анализа указанных сведений Уполномоченный орган принимает решение об определении вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, являющееся основанием для подготовки Перечня.

В случае недостаточности указанных в пункте 1.3 настоящего раздела сведений для определения вида фактического использования здания (строений, сооружений) и помещений Уполномоченный орган организует их обследование (п. 1.4).

При проведении обследования осуществляется визуальный осмотр объектов недвижимого имущества по месту их нахождения (п. 1.5).

В ходе судебного разбирательства установлено, что ООО «УК «Ричвуд Капитал» в период с 26 ноября 2009 года по  20 мая 2021 являлся  собственником объекта недвижимого имущества – нежилого помещения, площадью 1612,5 кв.м, с кадастровым номером ***, расположенного по адресу: ***.

Наименование  объекта недвижимого имущества – нежилое помещение.

Этот объект недвижимости располагается на первом и втором этажах многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: ***.

Данный объект недвижимости расположен на земельном участке, площадью 3371 кв.м, с кадастровым номером ***, имеющеём вид разрешенного использования – под многоквартирным жилым домом.

Из отзыва Министерства имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области следует, что объект недвижимого имущества с кадастровым номером *** был включен в перечни исходя из  того, что его посчитали административно-деловым центром.

Однако вышеуказанные наименование объекта недвижимого имущества с кадастровым номером ***  – нежилое помещение, вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером ***под многоквартирным жилым домом не указывают на использование здания как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения  только торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

Таким образом, нежилое помещение могло быть включено в перечни  при условии установления уполномоченным  органом того, что назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов от общей площади объекта недвижимости в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и объектов бытового обслуживания, либо не менее 20 процентов общей площади нежилого помещения фактически используется для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

Вместе с тем фактическое обследование  нежилого помещения  с кадастровым номером *** уполномоченным органом государственной власти Ульяновской области до утверждения оспариваемых в части  перечней объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020-2023 годы не проводилось.

Согласно техническому паспорту  на встроенные нежилые помещения, расположенные по адресу: ***, составленному Ульяновским филиалом ФГУП  «Ростехинвентаризация» по состоянию на 11 апреля 2007 года, объект недвижимого имущества – встроенные нежилые помещения, общей площадью 1612,52 кв.м, состоит из площади нежилых помещений по  классификации: учрежденческой (1077,80 кв.м), прочей (534,72 кв.м), по назначению помещения имеют следующие наименования: «кабинет», «туалет», «коридор», «электрощитовая», «кладовая», «лестничная клетка», «балкон», «лоджия».  

Наименование и назначение помещений объекта недвижимого имущества с кадастровым номером *** не позволяет признать их предназначенными для размещения офисов. Наименование отдельных входящих в состав объекта недвижимого имущества административного истца помещений «кабинет» не тождественно понятию «офис». Документы технической инвентаризации объекта не предусматривают размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).

Нельзя признать спорный объект недвижимости также предназначенным для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания по смыслу 378.2 НК РФ.

Как следует из представленных административными истцами документов, помещения объекта недвижимого имущества с кадастровым номером *** были сданы в аренду следующим юридическим лицам:

-  Министерству агропромышленного комплекса  и развития сельских территорий Ульяновской области на основании ежегодно заключаемых государственных контрактов в период с 2020 по 2023 годы для размещения сотрудников, оборудования, площадь аренды 740,02 кв.м;

- областному государственному бюджетному учреждению «Агентство по развитию сельских территорий Ульяновской области» на основании ежегодно заключаемых контрактов в период с 2020 по 2023 годы для размещения сотрудников, оборудования, площадь аренды 333,14 кв.м;

- некоммерческому партнерству «Ассоциация фермеров Ульяновской области» на основании ежегодно заключаемых контрактов в период с 2020 по 2023 годы для размещения сотрудников, оборудования, площадь аренды 13,24 кв.м.;

- обществу с ограниченной ответственностью «Форвард» на основании договора аренды недвижимого имущества от 5 июня 2017 года в период с  5 июня 2017 года и до настоящего времени для осуществления медицинской деятельности,  площадь аренды 130,69 кв.м.;

-  обществу с ограниченной ответственностью «Медицинский центр «Зарядье»  на основании договора аренды от 1 января 2020 года в период с 1 января 2020 года до настоящего времени для осуществления медицинской деятельности, в том числе размещения сотрудников, офисного и медицинского оборудования и мебели, площадь аренды 202,05 кв.м;

- обществу с ограниченной ответственностью «Мед-Ла» на основании договора аренды недвижимого имущества от 13 февраля 2018 года в период с 18 февраля 2018 года  до 30 сентября 2020 года настоящего времени для осуществления медицинской деятельности,  в том числе размещения сотрудников, офисного и медицинского оборудования и мебели, площадь аренды 150,7 кв.м;

- обществу с ограниченной ответственностью «Ла-Эстетик» на основании договора аренды недвижимого имущества от 1 октября 2020 года начиная с 1 октября 2020 года  для осуществления медицинской деятельности,  в том числе размещения сотрудников, офисного и медицинского оборудования и мебели, площадь аренды 150,7 кв.м;

- ИП *** на основании договора аренды недвижимого имущества от 1 декабря 2021 года начиная с 1 декабря 2021 года  для осуществления медицинской деятельности,  в том числе размещения сотрудников, офисного и медицинского оборудования и мебели, площадь аренды 150,7 кв.м;

- обществу с ограниченной ответственностью «Многопрофильная клиника Н. Березиной» на основании договора аренды недвижимого имущества от 1 мая 2022 года в период с 1 мая 2022 года  до настоящего времени для осуществления медицинской деятельности,  в том числе размещения сотрудников, офисного и медицинского оборудования и мебели, площадь аренды 150,7 кв.м.

Согласно выписке из ЕГРЮЛ в отношении ОГБУ «Агентство по развитию сельских территорий Ульяновской области» основным видом деятельности бюджетного учреждения указана деятельность органов государственного управления по вопросам общего характера. Уставом данного учреждения предусмотрено, что его учредителем является Министерство агропромышленного комплекса  и развития сельских территорий Ульяновской области,  и указано, что предметом его деятельности является материально-техническое и информационное сопровождение деятельности Министерства, развитие информационно-консультационного обслуживания в сельской местности и ряд других видов деятельности, направленных на достижение цели, установленной в Уставе, - создание условий для комплексного развития сельских территорий Ульяновской области.

Согласно выписке из ЕГРЮЛ в отношении Ассоциации фермеров Ульяновской области основным видом деятельности Ассоциации указано консультирование по вопросам коммерческой деятельности и управления. Уставом данной Ассоциации предусмотрено, что она основана на членстве  малых и средних форм хозяйствования сельскохозяйственных товаропроизводителей, является некоммерческой организацией, целью которой является защита прав и интересов членов Ассоциации, координация их предпринимательской деятельности, повышение эффективности крестьянского (фермерского) сектора экономики, улучшение условий жизни лиц, занятых в сельском хозяйстве, содействие развитию сельских территорий, активное содействие количественному и качественному росту фермерства в Ульяновской области.

Согласно выписке из ЕГРЮЛ в отношении ООО «Форвард»  основным видом деятельности является  общая врачебная практика. Из выписки из реестра лицензий по состоянию на 12 июля 2022 года усматривается, что данное общество имеет лицензию на осуществление медицинской деятельности, в том числе по адресу: г***.

Согласно выписке из ЕГРЮЛ в отношении ООО «Медицинский центр «Зарядье»   основным видом деятельности является  общая врачебная практика. Из представленного приложения к лицензии  от 31 июля 2020 года усматривается, что лицензия выдана ООО «Медицинский центр «Зарядье»  на  осуществление медицинской деятельности по адресу: ***.

Согласно выписке из ЕГРЮЛ в отношении ООО «Многопрофильная клиника Н.Березиной» основным видом деятельности является деятельность больничных организаций. Из выписки из реестра лицензий по состоянию на 21 ноября 2022 года усматривается, что данное общество имеет лицензию на осуществление медицинской деятельности, в том числе по адресу: ***.

Принимая во внимание организационно-правовую форму арендаторов (орган государственной власти субъекта Российской Федерации, бюджетной учреждение, некоммерческое партнерство), учитывая осуществляемые арендаторами виды деятельности в арендованных помещениях (деятельность органов государственного управления по вопросам общего характера, медицинская деятельность), суд приходит к выводу о том, что отнести занимаемые указанными выше арендаторами нежилые помещения к офисам, торговым объектам, объектам общественного питания или бытового обслуживания оснований не имеется.

Учитывая вышеизложенное, оснований для включения спорного объекта недвижимого имущества в перечни на  2020, 2021, 2022, 2023  годы не имелось.

При таких обстоятельствах требования административного истца подлежат удовлетворению.

Определяя момент, с которого оспариваемые нормативные правовые акты должны быть признаны недействующими в оспариваемой части, суд принимает во внимание, что административный истец является плательщиком налога на имущество за период с 2020 по 2023 год и оспариваемые нормативные акты имеют ограниченный срок действия (на год, на который утвержден перечень). Признание отдельных положений приказов с момента вступления в силу решения суда не достигнет цели восстановления нарушенных прав и законных интересов административного истца, предусмотренных статьей 3 КАС РФ.

Следовательно, оспариваемые административным истцом пункты нормативных правовых актов следует признать недействующими с момента их принятия.

Из положений части 3 статьи 178 КАС РФ следует, что при принятии решения суд решает вопросы о распределении судебных расходов.

Положения КАС РФ, в том числе глава 21, не устанавливают и не определяют особенностей в отношении взыскания и распределения судебных расходов по делам об оспаривании нормативных правовых актов, поэтому следует исходить из того, что вопрос в отношении взыскания и распределения судебных расходов по делам об оспаривании нормативных правовых актов разрешается судом на основании правил, предусмотренных главой 10 КАС РФ.

В силу части 1 статьи 103 КАС РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела.

Как предусмотрено частью 1 статьи 111 КАС РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 настоящего Кодекса.

Суд считает необходимым взыскать с административного ответчика понесенные административными истцами расходы по уплате государственной пошлины в пользу ООО «УК «Ричвуд Капитал» в размере 4500 руб., в пользу Давидзон Н.А. – 900 руб.

На основании пункта 2 части 4 статьи 215 КАС РФ сообщение о принятии решения суда подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании – газете «Ульяновская правда».

Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

 

Р Е Ш И Л:

 

административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Ричвуд Капитал», Давидзон Натальи Александровны  о признании недействующими в части нормативных правовых актов удовлетворить.

Признать недействующим со дня принятия пункт 6234 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год, утвержденного приказом Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области № 192-пр от 27 ноября 2019 года.

Признать недействующим со дня принятия пункт 9131 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год, утвержденного приказом Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области № 245-пр от 11 ноября 2020 года.

Признать недействующим со дня принятия пункт 19712 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год, утвержденного приказом Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области № 214-пр от 29 ноября 2021 года.

Признать недействующим со дня принятия пункт 19324 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2023 год, утвержденного приказом Министерства имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области № 264-пр от 25 ноября 2022 года

Взыскать с Министерства имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области в пользу  общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Ричвуд Капитал»  в  возмещение   расходов  по  уплате  государственной  пошлины 4500 руб.

Взыскать с Министерства имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области в пользу Давидзон Натальи Александровны  в  возмещение   расходов  по  уплате  государственной  пошлины 900 руб.

Сообщение о принятии настоящего решения подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу в газете «Ульяновская правда».

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции через Ульяновский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

 

Судья                                                                                     О.Е.Кинчарова