Судебный акт
Моральный вред ТСР
Документ от 23.05.2023, опубликован на сайте 08.06.2023 под номером 106431, 2-я гражданская, об обязании обеспечить инвалида техническим средством реабилитации, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

73RS0013-01-2022-005580-50

Судья Кудряшева Н.В.                                                                         Дело № 33-2357/2023

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                           23 мая 2023 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Мирясовой Н.Г., 

судей Завгородней Т.Н., Герасимовой Е.Н.,

при секретаре Воронковой И.А.,

с участием прокурора Холодилиной Ю.О., 

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-254/2023 по апелляционной жалобе Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области на решение Димитровградского городского суда Ульяновской области от 9 февраля 2023 года, которым постановлено:    

 

исковые требования прокурора г. Димитровграда Ульяновской области в интересах Пастбиной Галины Николаевны к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области о компенсации морального вреда удовлетворить частично.

Взыскать с Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации (ОГРН 1027301162580) в пользу  Пастбиной Галины Николаевны (паспорт гражданина РФ  ***) компенсацию морального вреда в размере 4 000 рублей.

В удовлетворении исковых требований к  Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области о компенсации морального вреда в большем размере, отказать.   

 

Заслушав доклад судьи Завгородней Т.Н., пояснения прокурора Холодилиной Ю.О., полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия 

 

установила:

 

прокурор г. Димитровграда обратился в суд в интересах Пастбиной Г.Н., с исковым заявлением к государственному учреждению – Ульяновскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации и областному государственному казенному учреждению социальной защиты населения Ульяновской области в лице отделения по городу Димитровграду (ОГКУСЗН Ульяновской области отделение по г.Димитровграду) о возложении  обязанности обеспечить инвалида техническими средствами реабилитации, взыскании компенсации морального вреда. В обоснование заявленных требований указано, что Пастбина Г.Н. является инвалидом *** группы, согласно индивидуальной программе реабилитации от 12.04.2016 нуждается в технических средствах реабилитации: ***. Заявление Пастбиной Г.Н. от 13.04.2019 на обеспечение указанными средствами реабилитации зарегистрировано в информационной базе Учреждения, однако  Пастбина Г.Н. обеспечена *** по 21.03.2022, ***  по 21.03.2022, *** по 16.12.2022, *** по 21.03.2022, *** по 13.10.2022, *** по 14.08.2022, ***  по 18.03.2021. 25.11.2022 Пастбина Г.Н. приобрела *** за собственные денежные средства. На протяжении более двух лет  Пастбиной Г.Н. не выдаются  технические средства реабилитации, в связи с чем она лишена возможности комфортно жить, передвигаться, создается угроза  загрязнения мебели, постельного белья, нарушается личная гигиена. Ссылаясь на указанные обстоятельства, прокурор просил суд обязать ответчиков обеспечить Пастбину Г.Н. техническими средствами реабилитации: *** в соответствии с индивидуальной программой реабилитации, взыскать с государственного учреждения – Ульяновского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации компенсацию морального вреда в размере 30 000 рублей.

 

В связи с реорганизацией государственного учреждения – Ульяновского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации, определением суда от 11.01.2023 произведена замена ответчика на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области.

 

Судом к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство социального развития Ульяновской области (ранее Министерство семейной, демографической  политики и социального  благополучия Ульяновской области), ФКУ «ГБ МСЭ по Ульяновской области» Минтруда России.

 

Определением суда от 09.02.2023 прекращено производство по делу в части исковых требований об обеспечении Пастбиной Г.Н. техническими средствами реабилитации, в связи с отказом от иска.

 

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.

 

В апелляционной жалобе Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.  В обоснование доводов жалобы указывает, что право на обеспечение техническими средствами реабилитации относится к имущественным правам. Компенсация морального вреда в отношении имущественных прав действующим законодательством не предусмотрена. Отделением предпринимались меры к обеспечению истца техническими средствами реабилитации, однако по объективным причинам ответчик не имел возможности обеспечить Пастбину Г.Н. техническими средствами реабилитации в связи с отсутствием заключенного государственного контракта.  Кроме того, в феврале 2023 года Пастбиной Г.Н. произведена выплата компенсации за самостоятельно приобретенные технические средства реабилитации.

 

Возражения на апелляционную жалобу не поступили.

 

В соответствии со ст. ст. 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, которые надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции.

 

Согласно ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

 

Выслушав прокурора, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены либо изменения решения суда.

 

На основании ч. 1 ст. 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

 

Правовые и организационные основы предоставления мер социальной поддержки инвалидов установлены Федеральным законом от 24.11.1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», определяющим государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.

 

Одной из мер социальной поддержки инвалидов является реабилитация инвалидов - система и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности (ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 24.11.1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»).

 

Медицинская реабилитация, как следует из содержания частей 2 и 3 статьи 9 названного выше Федерального закона, - одно из направлений реабилитации инвалидов, предусматривающее, в том числе использование инвалидами технических средств реабилитации.

 

Государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета (ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 24.11.1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»).

 

Согласно ч. 14 ст. 11.1 Федерального закона от 24.11.1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» технические средства реабилитации предоставляются инвалидам по месту их жительства уполномоченными органами в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, Фондом социального страхования Российской Федерации, а также иными заинтересованными организациями.

 

Во исполнение указанной нормы закона постановлением Правительства Российской Федерации от 07.04.2008 № 240 утверждены Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями (далее - Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации).

 

В абзаце втором пункта 2 Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации предусмотрено обеспечение инвалидов техническими средствами в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов, разрабатываемыми федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, установленном Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.

 

Подпунктом «а» пункта 3 Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации установлено, что обеспечение инвалидов и ветеранов соответственно техническими средствами и изделиями осуществляется путем предоставления соответствующего технического средства (изделия).

 

В силу абзаца первого пункта 4 данных Правил заявление о предоставлении технического средства (изделия) подается инвалидом (ветераном) либо лицом, представляющим его интересы, в территориальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации по месту жительства инвалида (ветерана) или в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации по месту жительства инвалида (ветерана), уполномоченный на осуществление переданных в соответствии с заключенным Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации соглашением полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов.

 

В соответствии с ч. 6 ст. 11 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» если предусмотренные индивидуальной программой реабилитации или абилитации техническое средство реабилитации и (или) услуга не могут быть предоставлены инвалиду либо если инвалид приобрел соответствующее техническое средство реабилитации и (или) оплатил услугу за собственный счет, ему выплачивается компенсация в размере стоимости приобретенного технического средства реабилитации и (или) оказанной услуги, но не более стоимости соответствующего технического средства реабилитации и (или) услуги, предоставляемых в порядке, установленном ч. 14 ст. 11.1 названного федерального закона. Порядок выплаты такой компенсации, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации, определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения.

 

В пункте 15(1) Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации определено, что в случае если предусмотренное программой реабилитации (заключением) техническое средство (изделие) и (или) услуга по его ремонту не могут быть предоставлены инвалиду (ветерану) либо если инвалид (ветеран) приобрел соответствующее техническое средство (изделие) или оплатил указанную услугу за собственный счет, то инвалиду (ветерану) выплачивается компенсация в размере стоимости приобретенного технического средства (изделия) и (или) оказанной услуги, но не более стоимости соответствующего технического средства (изделия) и (или) услуги, предоставляемых уполномоченным органом в соответствии с Правилами.

 

Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 3.01.2011 № 57н утвержден Порядок выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации и (или) оказанную услугу, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации, в пункте 3 которого установлено, что компенсация выплачивается инвалиду в случае, если предусмотренные индивидуальной программой реабилитации инвалида технические средства реабилитации и (или) услуга не могут быть предоставлены инвалиду или инвалид самостоятельно приобрел указанное техническое средство реабилитации и (или) оплатил услугу за счет собственных средств.

 

Как установлено судом и следует из материалов дела, Пастбина Г.Н., *** года рождения, является инвалидом второй группы, инвалидность установлена бессрочно, что подтверждается справкой серии МСЭ***

 

Для проведения реабилитационных мероприятий Пастбиной Г.Н. разработана индивидуальная программа (ИПРА) № *** к протоколу проведения медико-социальной экспертизы № *** от 12.04.2016 с рекомендациями по медицинской, социальной реабилитации или абилитации, а также определением нуждаемости техническими средствами реабилитации, в том числе: ***

 

Заявление Пастбиной Г.Н. на обеспечение техническими средствами реабилитации зарегистрировано в информационной базе ответчика 07.04.2019.

 

По сведениям, представленным Отделением Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области Пастбина Г.Н. обеспечена следующими техническими средствами реабилитации: ***

 

01.12.2022 Отделением в рамках исполнения государственного контракта  № *** от 01.11.2022 Пастбиной Г.Н. сформированы направления на получение *** (№ ***), *** (№ ***).

 

Согласно информации поставщика от Пастбиной Г.Н. поступил устный отказ от ***

 

Ввиду отсутствия действующих государственных контрактов на поставку ***, последующее обеспечение Пастбиной Г.Н. техническими средствами реабилитации не проводилось.

 

Разрешая спор, установив, что Пастбина Г.Н.. не была своевременно обеспечена ответчиком техническими средствами реабилитации, которые необходимы ей для создания достойных условий жизни, поддержания жизнедеятельности и сохранения здоровья, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что на Отделении Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области лежит обязанность по компенсации истцу морального вреда.

 

Определяя размер данной компенсации в 4 000 рублей, суд принял во внимание возраст истца, характер имеющегося у нее заболевания, период необеспечения истца техническими средствами реабилитации, степень вины ответчика, а также степень причиненных в связи с этим истцу нравственных и физических страданий.

 

Судебная коллегия полагает, что выводы суда первой инстанции основаны на правильном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и подтверждены имеющимися в деле доказательствами, оценка которым дана судом в соответствии с требованиями ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

 

Согласно п. 1 ст. 150 Гражданского кодекса Российской Федерации жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, неприкосновенность жилища, личная и семейная тайна, свобода передвижения, свобода выбора места пребывания и жительства, имя гражданина, авторство, иные нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом.

 

Если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда (п. 1 ст. 151 Гражданского кодекса Российской Федерации).

При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред (п. 2 ст. 151 Гражданского кодекса Российской Федерации).

 

На основании п. 1 ст. 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме.

Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего (п. 2 ст. 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации).

 

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15.11.2022 № 33 «О практике применения судами норм о компенсации морального вреда» отсутствие в законодательном акте прямого указания на возможность компенсации причиненных нравственных или физических страданий по конкретным правоотношениям не означает, что потерпевший не имеет права на компенсацию морального вреда, причиненного действиями (бездействием), нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие ему нематериальные блага.

 

Статьей 7 Конституции Российской Федерации установлено, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

 

Исходя из предназначения социального государства механизм социальной защиты, предусмотренный законодательством, должен позволять наиболее уязвимым категориям граждан получать поддержку со стороны государства и общества и обеспечивать благоприятные, не ущемляющие охраняемое государством достоинство личности условия для реализации ими своих прав.

 

Взыскивая с Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области в пользу Пастбиной Г.Н. компенсацию морального вреда, суд первой инстанции правомерно исходил из того, что сам факт необеспечения техническими средствами реабилитации является доказательством того, что инвалиду Пастбиной Г.Н.  причинены нравственные и физические страдания, поскольку отсутствие рекомендованных средств реабилитации неизбежно влечет ограничение жизнедеятельности инвалида, создавая при этом дополнительные препятствия для его социальной адаптации.

 

Судебная коллегия соглашается с размером взысканной компенсации морального вреда, учитывая объем причиненных нравственных страданий, степени вины ответчика, а также требований разумности, справедливости и соразмерности.

 

Доводы апелляционной жалобы об отсутствии правовых оснований для взыскания компенсации морального вреда, в том числе в связи с тем, что право на обеспечение техническими средствами реабилитации относится к имущественным правам, основаны на неверном, ошибочном толковании норм материального права, а потому не влекут отмену либо изменение обжалуемого решения.

 

Несвоевременное обеспечение Пастбиной Г.Н. техническими средствами реабилитации необходимыми в связи с наличием заболевания, с учетом индивидуальных особенностей затрагивает ее здоровье, что относится к личным неимущественным правам гражданина и свидетельствует о причинении морального вреда.

 

Доводы апелляционной жалобы о том, что ответчиком предпринимались меры к обеспечению истца техническими средствами реабилитации, о выплате истцу компенсации за самостоятельно приобретенные технические средства реабилитации, не могут быть признаны обоснованными, поскольку данные обстоятельства не освобождают Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области от возложенных на него в силу закона обязанностей, неисполнение которых объективно нарушает гарантируемые государством права инвалида на оказание ему мер социальной поддержки.

Компенсация морального вреда, причиненного несвоевременным, обеспечением инвалида необходимыми техническими средствами реабилитации фактически является восстановлением нарушенного права.

 

При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, оснований для его отмены или изменения по доводам апелляционной жалобы не имеется.

 

Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену обжалуемого решения, судом при рассмотрении данного дела не допущено.

 

Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса                     Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила:

 

решение Димитровградского городского суда Ульяновской области от                        9 февраля 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области – без удовлетворения.    

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в течение  трех месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации через Димитровградский городской суд Ульяновской области.

 

Председательствующий

 

Судьи

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 30 мая 2023 года.