Судебный акт
Об оспаривании нормативного правового акта
Документ от 24.05.2023, опубликован на сайте 08.06.2023 под номером 106420, 1-я гражданская, , ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)

                                                                          

Дело № 3а-183/2023

73OS0000-01-2023-000062-68

 

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

24 мая 2023 года                                                                           город Ульяновск

 

Ульяновский областной суд в составе:

судьи Кинчаровой О.Е.,

при секретаре Мытаревой А.С.,

с участием прокурора Макейкиной Е.В.,

 

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Мерзляковой Татьяны Васильевны  о признании недействующими пункта 4855 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год, утвержденного приказом Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области № 245-пр от 11 ноября 2020 года, пункта 10104 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год, утвержденного приказом Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области № 214-пр от 29 ноября 2021 года,

 

у с т а н о в и л :

 

11 ноября 2020 года Министерством строительства и архитектуры Ульяновской области  был издан приказ № 245-пр «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется  как  кадастровая  стоимость,  на  2021  год» (далее также приказ № 245-пр).

29 ноября 2011 года Министерством строительства и архитектуры Ульяновской области издан приказ № 214-пр «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется  как  кадастровая  стоимость»,  на 2022 год» (далее также приказ № 214-пр).

Указанными приказами определены Перечни объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество определяется как кадастровая стоимость, на 2021 и 2022  годы (далее также перечни) соответственно. Перечни являются  приложениями  к приказам.

Мерзлякова Т.В. обратилась в Ульяновский областной суд с административным иском к Министерству имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области о признании недействующими пункта 4855 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год, утвержденного приказом  Министерства  строительства  и  архитектуры  Ульяновской области № 245-пр от 11 ноября 2020 года, пункта 10104 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год, утвержденного приказом Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области № 214-пр от 29 ноября 2021 года,

В обоснование заявленных требований указала на то, что оспариваемыми пунктами  в перечни на 2021, 2022 годы включено принадлежащее ей на праве собственности нежилое здание с кадастровым номером ***, расположенное  по  адресу: ***.

Включение объекта недвижимого имущества с кадастровым номером *** в перечни произведено незаконно, поскольку данный объект не отвечает критериям, установленным статьей 378.2 НК РФ.  Объект недвижимого имущества не является административно-деловым или торговым центром, в нем не имеется нежилых помещений, предусматривающих  размещение торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.

Включение указанного недвижимого имущества в перечни нарушает её права, поскольку возлагает на неё обязанность по уплате налога на имущество в большем размере.

Она обратилась в Министерство имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области с заявлением об определении вида фактического использования объекта недвижимого имущества и исключении его из перечней на 2021 и 2022 годы.  По результатам рассмотрения заявления ей был дан ответ об отсутствии оснований для исключения указанного объекта из перечней.

В нежилом здании с кадастровым номером *** осуществляется деятельность ИП Мерзляковой Т.В. по техническому обслуживанию и ремонту автотранспортных средств.

Административный истец Мерзлякова Т.В. и её представитель Чернявский А.Д. в судебном заседании настаивали на удовлетворении требований по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении. Дополнительно указали, что спорное здание фактически используется только для целей, предусмотренных Единым государственным реестром индивидуальных предпринимателей. Арендаторов в здании не имеется. В здании помещений с офисным назначением не имеется.   Также в нем отсутствуют и торговые помещения, и помещения, которым могут быть отнесены к объектам бытового обслуживания, поскольку ИП Мерзлякова Т.В. занимается оказанием услуг юридическим лицам и организациям, что не связано с удовлетворением личных потребностей граждан.

Представитель Министерства имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области в судебное заседание не явился, в отзыве на административное исковое заявление просил рассмотреть дело в его отсутствие и отказать в удовлетворении административного иска, указывая на то, что здание было включено в перечни исходя из его наименования «автомобильная мойка» и с учетом того, что оно расположено на земельном участке с кадастровым номером *** с видом разрешенного использования «под строительство автомобильной мойки».

С учетом положений статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя административного ответчика.

Заслушав пояснения участников процесса,  заключение прокурора Макейкиной Е.В.  об отказе в удовлетворении требований административного истца, исследовав материалы административного дела, обозрев технический паспорт на здание автомобильной мойки, составленный ООО «Росинвентаризация» по состоянию на 20 ноября 2015 года,  суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Согласно пункту «и» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

В силу положений подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения относится решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.

Правительство Ульяновской области является постоянно действующим исполнительным органом государственной власти Ульяновской области; свои полномочия Правительство Ульяновской области реализует, в том числе посредством издания нормативных правовых актов в форме постановлений (статьи 24, 27 Устава Ульяновской области).

Постановлением Правительства Ульяновской области от 16 ноября 2018г. № 25/557-П (ред. от 21 августа 2019 года)  утверждено Положение о Министерстве строительства и архитектуры Ульяновской области.

В соответствии с п. 1.1 указанного Положения  Министерство строительства и архитектуры Ульяновской области (далее также - Министерство) является исполнительным органом государственной власти Ульяновской области, осуществляющим на территории Ульяновской области государственное управление в сферах градостроительной деятельности, строительства, промышленности строительных материалов и изделий, земельных отношений, а также региональный государственный контроль (надзор) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости.

Согласно подпункту «а» пункта 33 раздела 2.2 Положения Министерство не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на имущество организаций определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества (далее - перечень).

Во исполнение вышеуказанных полномочий Министерством изданы приказы № 245-пр от 11 ноября 2020 года, 214-пр от 29 ноября 2021 года, которыми утверждены Перечни объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, расположенных на территории Ульяновской области, на 2021 и 2022 годы.

Приказ № 245-пр опубликован в газете «Ульяновская правда» от 17 ноября 2020 года № 85 (24.359) и на официальном сайте Министерства https://daig.ulregion.ru.

Приказ № 214-ПР опубликован на официальноv интернет-портале правовой информации  http:/publication.pravo.gov.ru, дата публикации – 29 ноября 2021 года, № публикации 7301202111290005.

Пунктом 4855 приказа №245-пр, пунктом 10104 приказа № 214-пр в перечни на 2021, 2022 годы включено принадлежащее истцу на праве собственности нежилое здание  с кадастровым номером ***.

Учитывая вышеприведенные положения законодательства, суд приходит к выводу о том, что оспариваемые истцом нормативные правовые акты были приняты уполномоченным органом - Министерством строительства и архитектуры Ульяновской области, с соблюдением установленного порядка, в пределах их компетенции, установленной федеральным и региональным законодательством, и в той форме, в которой эти органы вправе принимать нормативные правовые акты, с соблюдением процедуры официального опубликования.

В настоящее время полномочия по определению Перечня объектов недвижимости, указанных в подпунктах 1 и 2 ст. 378.2 НК РФ, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, а также определение вида фактического использования зданий (сооружений, строений) и помещений в соответствии с требованиями, предусмотренным п. 9 ст. 378.2 НК РФ осуществляет Министерство имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области (п. 33-34 Положения о Министерстве имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области, утверждено Постановлением Правительства Ульяновской области от 27 января 2022 года № 1/51-П).

Определяя правомерность включения принадлежащего административному истцу на праве собственности помещения в  перечни, суд приходит к следующему.

В соответствии с пунктом 1 статьи 399 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налог на имущество физических лиц устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

Как указано в статье 400 НК РФ, налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.

Статьей 401 НК РФ предусмотрено, что объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования недвижимое имущество, в том числе,  здание, строение, сооружение, помещение.

Согласно п.п.1 п. 1 ст. 378.2 НК РФ налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:

1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них.

2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания;

В соответствии с п. 3 указанной статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:

1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;

2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:

здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);

фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).

В соответствии с п. 4 указанной статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:

1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;

2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:

здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;

фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

Согласно п. 4.1 ст. 378.2 НК РФ отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам, признается одновременно как административно-деловой центр, так и торговый центр (комплекс), если такое здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

В целях настоящего пункта:

здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;

фактическим использованием здания (строения, сооружения) одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

В целях настоящей статьи фактическим использованием нежилого помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания (пункт 5).

Законом Ульяновской области от 2 сентября 2015 года № 99-ЗО «О налоге на имущество организаций на территории Ульяновской области» установлен и введен в действие на территории Ульяновской области налог на имущество организаций, в том числе определены особенности определения налоговой базы в отношении отдельных объектов недвижимого имущества, налоговая ставка налога в пределах, установленных главой 30 Налогового кодекса Российской Федерации, порядок и сроки уплаты налога, а также предусмотрены налоговые льготы по налогу и основания для их использования налогоплательщиками.

Редакция п. 1 ст. 1.1 указанного закона на момент принятия приказа №245-пр предусматривала, что налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении: административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них при условии, что площадь указанных центров и помещений в них составляет 150 и более квадратных метров.

На момент издания приказа № 214-пр пункт 1 статьи 1.1 указанного закона предусматривал, что налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них (в ред. Закона Ульяновской области от 26 ноября 2021 № 135-ЗО).

Согласно статье 1 Закона Ульяновской области от 22 сентября 2017 года           № 112-ЗО «О единой дате начала применения на территории Ульяновской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения» единой датой начала применения на территории Ульяновской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения является 1 января 2018 года.

В соответствии с пунктом 9 статьи 378.2 НК РФ вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 настоящей статьи высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Постановлением Правительства Ульяновской области от 27 марта 2018 г. № 136-П утвержден Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организация определяется как их кадастровая стоимость.

Согласно пункту 1.3 указанного Порядка определение Уполномоченным органом вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений осуществляется на основании сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, документах технического учета (инвентаризации), документах исполнительных органов государственной власти Ульяновской области, органов местного самоуправления муниципальных образования Ульяновской области  и собственников объектов недвижимости, сведений об объектах недвижимости, размещенных в форме открытых данных в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а также сведений из иных источников информации.

По результатам сбора и анализа указанных сведений Уполномоченный орган принимает решение об определении вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, являющееся основанием для подготовки Перечня.

В случае недостаточности указанных в пункте 1.3 настоящего раздела сведений для определения вида фактического использования здания (строений, сооружений) и помещений Уполномоченный орган организует их обследование (п. 1.4).

При проведении обследования осуществляется визуальный осмотр объектов недвижимого имущества по месту их нахождения (п. 1.5).

В ходе судебного разбирательства установлено, что согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости по состоянию на 4 апреля 2023 года  Мерзлякова Т.В. является собственником объекта недвижимого имущества: нежилого здания   с кадастровым номером ***, общей площадью 427,3 кв.м.,  расположенного  по  адресу: ***.

Назначение объекта – нежилое здание, его наименование – «автомобильная мойка».

Здание расположено на земельном участке с кадастровым номером ***, площадью 397 кв.м, категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – под строительство автомобильной мойки.

Как следует из отзыва на административный иск Министерства имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области, нежилое здание с кадастровым номером *** было включено  в перечни исходя из поступивших из Управления Росреестра по Ульяновской области сведений о наименовании объекта – «автомобильная мойка» и вида разрешенного использования  - «под строительство автомобильной мойки».

Однако данные наименование объекта недвижимого имущества и вид разрешенного использования не могут являться безусловным основанием для включения указанного нежилого здания в перечни объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, поскольку не указывают на фактическое использование здания для размещения объектов бытового обслуживания.

Таким образом, принадлежащее административному истцу на праве собственности здание могло быть включено в перечни  при условии, что фактическое использование помещений общей площадью не менее 20 процентов от общей площади этого здания предусматривает размещение объектов бытового обслуживания.

Фактическое обследование  нежилых помещений административного истца уполномоченным органом государственной власти Ульяновской области до утверждения оспариваемых в части  перечней объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021-2022 годы не проводилось.

Как следует из материалов дела, по заявлению Мерзляковой  Т.В. об определении вида фактического  использования объекта недвижимого имущества от 20 декабря 2022 года должностными лицами департамента земельных отношений и реестра Министерства имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области  *** и *** 18 января 2023 года было  обследовано нежилое здание автомобильной мойки с кадастровым номером ***, составлен акт обследования.

Из содержания указанного акта следует, что рассматриваемый объект состоит из помещений бытового обслуживания: автомойки, комнаты  ожидания и оплаты услуг и помещений, используемых в личных целях для хранения собственных вещей. Площадь указанных помещений бытового обслуживания  составляет 124,4 кв.м. Из приложенного к акту обследования фотоматериалов усматривается, что на фасаде здания имеется наименование крупными буквами – «автомойка», внутри здания находятся три помещения, содержащие оборудование для мойки автомобилей и слив воды, а также комната ожидания с диваном и стойкой для администратора, в помещении размещен уголок потребителя.

На основании указанных акта обследования, фотоматериалов комиссией по рассмотрению  вопросов определения вида фактического использования зданий (строений), сооружений) и помещений, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как их кадастровая стоимость, 19 января 2023 года было принято решение о том, что объект недвижимого имущества с кадастровым номером *** соответствует критериям, установленным статьей 378-2 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку площадь помещений бытового обслуживания (автомойка, комната ожидания и оплаты услуг) – 124, 4 кв.м составляет 29,1 % от общей площади рассматриваемого объекта.

Допрошенный в качестве свидетеля *** показал, что  он и *** обследовали каждое помещение с целью определения их фактического использования. Было установлено, что  на здании есть вывеска – автомойка, на первом этаже здания имеются три помещения, предназначенные для мойки автомобилей, в каждом из них имелись сливы для воды, они были оборудованы шлангами для помывки автомобилей. В отдельной комнате были расположены диван, стойка, уголок потребителя.

Согласно представленному административным истцом Мерзляковой Т.В.  техническому паспорту  на здание автомобильной мойки, расположенное по адресу: ***, составленному ООО «Росинвентаризация», составленному по состоянию на 20 ноября 2015 года, площадью 406,5 кв.м, он содержит распределение площади нежилых помещений по  классификации: автомойка (116,8 кв.м), учрежденческая (140,2 кв.м), служебная (149,5 кв.м), по назначению помещения имеют следующие наименования:  «холл», «коридор», «диагностика», «мойка», «мойка»,  «очистные», «бытовая»,  «санузел», «лестничная клетка», «подсобное», «торговое помещение».

По указанному техническому паспорту к площади, предназначенной для размещения торгового объекта, относятся с учетом назначения следующие помещения, перечисленные в экспликациях указанного плана недвижимого имущества:  *** – «торговое помещение» (21,20 кв.м), «торговое помещение» (12,10 кв.м), «торговое помещение» (8,30 кв.м), «торговое помещение» (32,90 кв.м), «торговое помещение» (33,20 кв.м), «торговое помещение» (32,50 кв.м).

Таким образом,  согласно техническому паспорту площадь помещений, предназначенная для размещения торгового объекта,  составляет 140,2 кв.м., что от общей площади здания по техническому паспорту 406,5 кв.м составляет 34,49%.

Согласно заявленной Мерзляковой Т.В. декларации об объекте недвижимости 12 апреля 2023 года  в отношении нежилого здания  с кадастровым номером ***, представленной суду ППК «Роскадастр», в экспликации к планам этажей указана площадь помещений здания 414,1 кв.м, при этом площадь и назначение помещений «диагностика», «мойка», «мойка» не изменились, изменилось назначение всех торговых помещений: а именно, указано «нежилые помещения».

Суд к площади, предназначенной для размещения объектов бытового, обслуживания относит с учетом назначения следующие помещения, перечисленные в экспликациях указанного плана недвижимого имущества:  *** - «диагностика» (34,0 кв.м), «мойка» (43,1 кв.м), «мойка» (39,7 кв.м).

При этом суд принимает во внимание следующие обстоятельства.

Исходя из системного толкования положений параграфа 2 главы 37, главы 39 Гражданского кодекса Российской Федерации, Правил бытового обслуживания населения в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15 августа 1997 года N 1025, правоотношения в сфере бытового обслуживания направлены на выполнение лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность, работы и (или) оказание услуг, предназначенных для удовлетворения бытовых потребностей и иных нужд гражданина, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

Потребителем в соответствии с абзацем третьим преамбулы Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 года N 2300-1 "О защите прав потребителей" является гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

В соответствии с ГОСТ Р 57137-2016 "Бытовое обслуживание населения. Термины и определения", утвержденного  и введенного в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 11 октября 2016 года № 1356-ст, под предприятием (организацией) бытового обслуживания понимается исполнитель бытовых услуг совместно с имущественным комплексом, используемым им для оказания бытовых услуг, под бытовым обслуживанием населения - отрасль экономики, состоящая из предприятий различных организационно-правовых форм собственности и индивидуальных предпринимателей, занимающихся оказанием бытовых услуг (выполнением работ), под бытовой услугой - услуга, связанная с удовлетворением конкретной бытовой потребности индивидуального клиента (заказчика) или группы клиентов, то есть потребности, связанной с проведением ремонтных и профилактических услуг и работ, услуг и работ по изготовлению предметов, вещей, объектов по индивидуальным заказам, услуг и работ, связанных с личной гигиеной, оздоровлением и формированием индивидуального образа человека, а также удовлетворением иных потребностей, возникающих в бытовой среде обитания человека.

На территории Российской Федерации предприятия, занимающиеся оказанием бытовых услуг (выполнением работ), функционируют в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом Российской Федерации "О защите прав потребителей", Правилами бытового обслуживания населения в Российской Федерации, общероссийскими классификаторами технико-экономической и социальной информации и документами национальной системы стандартизации.

В пунктах 55, 56 названного стандарта среди прочих бытовых услуг указаны техническое обслуживание транспортных средств, машин и оборудования (комплекс операций или операция по поддержанию работоспособности или исправности транспортных средств, машин и оборудования при использовании по назначению, ожидании, хранении и транспортировании), и ремонт транспортных средств, машин и оборудования (комплекс операций по восстановлению исправности или работоспособности транспортных средств, машин и оборудования или их составных частей).

В соответствии с разъяснениями, изложенными в письме  Федеральной налоговой службы от 17 января 2023 года № БС-4-21/379@ «Об определении понятия «объект бытового обслуживания» в целях применения пп.1, 2 п. 1 ст. 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации», согласно ГОСТу Р 57137-2016 «Бытовой обслуживание населения. Термины и определения», утвержденному приказом Росстандарта от 11 октября 2016 года № 1356-ст, бытовое обслуживание населения – это отрасль экономики, состоящая из предприятий различных организационно-правовых форм собственности и индивидуальных предпринимателей, занимающихся оказанием бытовых услуг (выполнением работ). При этом бытовая услуга определяется как услуга, связанная с удовлетворением конкретной бытовой потребности индивидуального клиента или группы клиентов. Потребителями бытовых услуг (клиентами) могут быть физические лица и юридические лица (в отношении некоторых бытовых услуг). При предоставлении одинаковых бытовых услуг и получении сопоставимого экономического результата налогоплательщики не должны быть поставлены в зависимость от субъектного состава потребителя таких услуг. Иное толкование понятия «бытовая услуга» повлекло бы нарушение принципов равенства и экономического основания налога.

Из изложенного следует, что к бытовым услугам могут быть отнесены услуги по автомойке, техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств, которые оказываются для удовлетворения личных потребностей граждан.

Из исследованных в судебном заседании доказательств следует, что в нежилом здании с кадастровым номером ***  оказываются услуги по мойке транспортных средств, по ремонту лакокрасочного покрытия,  ремонту кожаного и пластикового покрытия салона и багажника автомобилей  как населению, так и юридическим лицам. Оказание данных  услуг гражданам является основанием к отнесению  помещений, в которых оказываются данные услуги: «диагностика» (34,0 кв.м), «мойка» (43,1 кв.м), «мойка» (39,7 кв.м), к объектам бытового обслуживания.

Факт оказания вышеуказанных услуг подтверждается представленными административным истцом прейскурантом цен на услуги, копиями трудовых договоров, заключенных ИП Мерзляковой Т.В. с *** 1 апреля 2016 года и с *** 1 сентября 2019 года, из которых усматривается, что они выполняют трудовые обязанности в должности мастеров транспортных средств по лакокрасочному покрытию.

То обстоятельство, что указанные бытовые услуги оказываются и гражданам, в судебном заседании было подтверждено свидетелем ***, показавшим, что он с 2016 года работает у ИП Мерзляковой Т.В. в здании по адресу***, в здании имеются три бокса, они все имеют слив воды и все три помещения используются для мойки и ремонта лакокрасочного покрытия автомобилей, он сам моет автомобили, устраняет мелкие царапины, сколы, убирает налет, производит лакокрасочные работы, к ним обращаются за получением услуг обычные люди.

Также тот факт, что указанные услуги оказывались и оказываются гражданам, объективно подтверждается наличием в нежилом здании с кадастровым номером *** в комнате ожидания для клиентов, уголка потребителей, содержащего информацию во исполнение требований статьи 8 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей».

Представленные суду копии договоров на предоставление услуг, заключенных с юридическими лицами, не опровергают того обстоятельства,  что услуги на автомойке оказывались гражданам.

Площадь помещений: «диагностика» (34,0 кв.м), «мойка» (43,1 кв.м), «мойка» (39,7 кв.м) составляет 116,8 кв.м, что составляет от общей площади здания 427,3 кв.м,  -   27,33%. Таким образом, общую площадь здания занимают в том числе и помещения, предназначенные для размещения объектов бытового обслуживания, площадь которых составляет более 20% от общей площади здания, следовательно, данное здание обладает признаками торгового центра, а входящие в его состав помещения являются объектами налогообложения, налоговая база которых исчисляется из их кадастровой стоимости.

Таким образом, суд считает, что  здание с кадастровым номером ***  правомерно включено в перечни объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021, 2022 годы, поскольку оно в полной мере соответствует требованиям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

Нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу, которым бы не соответствовали  перечни в оспариваемой части, не имеется.

Поскольку оспариваемые в части нормативные правовые акты соответствуют нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 215 КАС РФ суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.

Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

 

Р Е Ш И Л:

 

В удовлетворении административного искового заявления Мерзляковой Татьяны Васильевны о признании недействующими пункта 4855 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год, утвержденного приказом Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области № 245-пр от 11 ноября 2020 года, пункта 10104 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год, утвержденного приказом Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области № 214-пр от 29 ноября 2021 года, отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции через Ульяновский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

 

Судья                                                                                              О.Е.Кинчарова