Судебный акт
О восстановлении в очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий
Документ от 30.05.2023, опубликован на сайте 08.06.2023 под номером 106408, 2-я гражданская, о признании действий (бездействия), выразившиеся в несиполнении обязанности по организации жилищной комиссии, незаконными, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

73RS0001-01-2022-007711-16

Судья Кузнецова О.В.                                                                    Дело № 33-2305/2023

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                          30 мая 2023 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Мирясовой Н.Г.,

судей Герасимовой Е.Н., Завгородней Т.Н.

при секретаре Котельниковой С.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Мельникова Александра Викторовича на решение Ленинского районного суда г.Ульяновска от 6 февраля 2023 года, с учетом определения судья того же суда об исправлении описки от 20 февраля 2023 года, по гражданскому делу № 2-303/2023, по которому постановлено:

в  удовлетворении исковых требований Мельникова Александра Викторовича к Главному управлению МЧС России по Ульяновской области о возложении обязанности восстановить в списках сотрудников, нуждающихся в получении жилья отказать.

 

Заслушав доклад судьи Мирясовой Н.Г., пояснения Мельникова А.В. и его представителя Петрова О.Ю., поддержавших доводы апелляционной жалобы, представителя ГУ МЧС России по Ульяновской области Хаяровой Т.Х., полагавшей решение суда законным и обоснованным,  судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Мельников А.В. обратился в суд с иском, уточненным в ходе судебного разбирательства, к Главному управлению МЧС России по Ульяновской области о возложении обязанности восстановить в списках сотрудников, нуждающихся в получении жилья.

В обоснование заявленных требований указал, что после получения в декабре 2021 года уведомления №ИВ-177-3737 от 16.11.2021, подписанного и.о. начальника ГУ МЧС России по Ульяновской области, содержащим требование об освобождении занимаемого истцом служебного жилого помещения по адресу: г***, он был вынужден обратиться к руководству  ГУ МЧС России по Ульяновской области за разъяснением законности их действий.

10.01.2022 он получил письмо от ответчика, в котором ответов на поставленные им вопросы не содержалось. После чего он обратился в прокуратуру Ульяновской области, его жалоба была направлена в МЧС России, оттуда поступил ответ от 09.03.2022, в котором также не было ответа на поставленные в обращении вопросы.

Считает, что за ним в силу закона сохраняется право на безвозмездное закрепление вышеуказанного жилого помещения, распределенного на основании решения жилищно-бытовой комиссии ОГПС-2 УГПС, протокол №2 от 25.03.1997, администрацией Заволжского района г.Ульяновска ему был выдан ордер №14 от 20.09.2001 на состав семьи – 4 человека: он, его супруга Мельникова М.Ю., дочь Мельникова В.А., дочь М*** А.А. ***.1997 года рождения.

Поскольку предоставленная ему жилая площадь с учетом данного состава семьи  не соответствовала требованиям действующего законодательства по нормам предоставления жилой площади в г.Ульяновска, он числился в списках нуждающихся в улучшении жилищных условий (в Списке 2001 года под номером 22). Данные сведения в дальнейшем ответчиком были утеряны.

Сам факт вынужденного проживания его и членов его семьи после выхода на пенсию в служебной квартире свидетельствует о необеспеченности их жильем для постоянного проживания, а значит об обязательном включении его в список нуждающихся в получении постоянного жилья.

Он уволен из Государственной противопожарной службы МЧС России приказом начальника ГУ МЧС России по Ульяновской области №161-НС от 30.08.2011 по п. «е» ч.1 ст.58 (сокращению штатов), выслуга лет по состоянию на дату увольнения 31.08.2011 в календарном исчислении составляет 25 лет 06 месяцев. 06 дней, последняя занимаемая им должность   - начальник караула 15 пожарной части Федеральной противопожарной службы государственного учреждения «5 отряд Федеральной противопожарной службы по Ульяновской области», должность связана с обеспечением деятельности Федеральной противопожарной службы.

Он исправно вносит плату за жилье, обеспечивает его надлежащее содержание. После его увольнения вопрос обеспечения жильем не был разрешен, и он с семьей вынужден был остаться проживать в единственном жилье, а именно в предоставленной ему в период прохождения службы двухкомнатной квартире. Безвозмездную финансовую помощь на строительство жилья он не получал.

Просил суд обязать ответчика восстановить его с 29.11.1990 в списках сотрудников, нуждающихся в получении жилья.

Судом к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора были привлечены Мельникова М.Ю., Халитова А.А., Мельникова В.А., ПАО «Авиационный комплекс им. С.В. Ильюшина (ПАО «Ил»). 

Рассмотрев по существу заявленные требования, суд принял вышеприведенное решение.

В апелляционной жалобе Мельников А.В. выражает несогласие с решением суда, просит его отменить, принять новое решение.

Считает, что суд не учел отсутствие пояснений представителя ответчика о том, каким образом не были учтены проживающие в служебном помещении сотрудники, не дал оценки, противоречащей законодательству позиции ответчика по вопросу постановки его на учет в качестве нуждающегося в получении жилья, а так же неправомерным действиям жилищных органов ГПС, приемником которого является ГУ МЧС по ведению учета сотрудников, нуждающихся в получении жилья. Считает, что суд не применил к спорным правоотношениям нормы Федерального закона от 25.07.2002 №116-ФЗ «О пожарной безопасности», действие которых распространяется на сотрудников Государственной противопожарной службы. Считает необоснованной ссылку в решении суда в качестве основания для отказа в удовлетворении иска на то, что члены семьи проживают отдельно от него, поскольку это является вынужденным обстоятельством из-за малой и несоответствующей нормам проживания площади предоставленной ему квартиры.

В возражениях на апелляционную жалобу Главное управление МЧС России по Ульяновской области выражает несогласие с её доводами, считает решение суда законным, обоснованным, не подлежащим отмене.

В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы.

Судом установлено, что истец Мельников А.В. проходил службу в  Государственной противопожарной службе с 24.10.1990 по 31.08.2011, уволен приказом ГУ МЧС России по Ульяновской области №161-НС от 30.08.2011 по п. «е» ч.1 ст.58 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации (сокращение штатов).           

В период службы  истцу было предоставлено служебное жилое помещение – двухкомнатная квартира площадью 29,98 кв.м по адресу:   *** (до уточнения нумерации – *** Мельников А.В. с  29.06.2004 зарегистрирован в квартире по указанному адресу.

Полагая, что в период службы был включен в список нуждающихся в улучшении условий и необоснованно из него исключен, Мельников А.В. обратился в суд с иском о восстановлении в списках сотрудников, нуждающихся в получении жилья.

Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции, установив, что в период службы, истец не обращался с заявлением о включении его в список лиц нуждающихся в улучшении жилищных условий пришел к выводу о том, что правовых оснований для восстановления в очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий, не имеется.

Судебная коллегия не находит оснований для несогласия с решением суда по доводам апелляционной жалобы.

Согласно материалам дела, истец проходил службу 15 ПЧ ОГПС-2 УВД Ульяновской области, которая являлась объектовым подразделением Государственной противопожарной службы, финансируемой, в том числе за счет Ульяновского авиапромышленного комплекса.

Указом Президента Российской Федерации от 9 ноября 2001 г. N 1309 "О совершенствовании государственного управления в области пожарной безопасности" Государственная противопожарная служба МВД России преобразована в Государственную противопожарную службу Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

Главное управление МЧС России по Ульяновской области создано в соответствии с приказом МЧС России от 06.08.2004 №372 и осуществляет самостоятельную деятельность с 1 января 2005 года. Учет лиц нуждающихся в улучшении жилищных условий  ГУ МЧС России по Ульяновской области производило до 1 декабря 2011 года.

Приказом МЧС России от 25 июля 2011 г. N 398 "О мероприятиях по жилищному обеспечению военнослужащих спасательных воинских формирований МЧС России, сотрудников федеральной противопожарной службы, спасателей аварийно-спасательных служб и поисково-спасательных формирований" с 1 декабря 2011 г. функции по жилищному обеспечению военнослужащих спасательных воинских формирований МЧС России, сотрудников федеральной противопожарной службы, спасателей аварийно-спасательных служб и поисково-спасательных формирований возложены на Федеральное казенное учреждение "Управление государственной экспертизы и жилищного обеспечения МЧС России".

Согласно статье 6 Федерального закона от 30.12.2012 N 283-ФЗ  "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" сотрудникам и уволенным со службы в учреждениях и органах гражданам Российской Федерации, принятым на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях до 1 марта 2005 года федеральным органом исполнительной власти, в котором проходят (проходили) службу сотрудники, и совместно проживающим с ними членам их семей указанным федеральным органом исполнительной власти предоставляются жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации по договору социального найма с последующей передачей этих помещений в муниципальную собственность. Состав членов семьи сотрудника или уволенного со службы в учреждениях и органах гражданина Российской Федерации определяется в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации.(часть1).

Следовательно, сотрудник должен быть принятым на учет к качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий федеральным органом исполнительной власти, в котором он проходил службу до 1 марта 2005 года.

Судом первой инстанции исследована Книга учета сотрудников ГПС МЧС Росси по Ульяновской области, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в материалы дела приобщена ее копия (л.д.147-178). Данная книга ведется с 1981 года, истец в ней не поименован. Никаких документов от истца о постановке его на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в Главное управление не поступало.

Давая оценку представленным истцом копиям списков  сотрудников ВПЧ-15 ОВПО-2 УПО УВД у/с, нуждающихся в улучшении жилой площади, суд первой инстанции учел, имеющиеся противоречия в этих списках, отсутствие сведения о дате составления списков.   Под номером 9 в Списке (л.д.111) указан Мельников А.В. с составом семьи 4 человека; жилищные условия – 1-комнатная квартира при ПЧ-15; срок подачи на улучшение жилищных условий 29.11.1990. Не указан источник данных списков.

Суд учел, что с 29.11.1990 истец не мог состоять в списке на улучшение жилищных условий с составом семьи 4 человека, поскольку его дочь Мельникова В.А. родилась ***.1993, его дочь М*** А.А. родилась ***.1997.   

Таким образом, истец не представил доказательств того, что он когда-либо состоял на учете в ГУ МЧС по Ульяновской области в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.

Вопреки доводам истца, предоставление истцу служебного жилого помещения не может рассматриваться как обстоятельство, подтверждающее нуждаемость в жилом помещении и нахождение на учете лиц, нуждающихся в жилых помещениях.

Поскольку согласно статьи 101 Жилищного кодекса " (утв. ВС РСФСР 24.06.1983) действовавшего в период предоставления истцу служебного жилого помещения служебные жилые помещения предназначаются для заселения гражданами, которые в связи с характером их трудовых отношений должны проживать по месту работы или вблизи от него.  Т.е. обязательным условием для предоставления жилья не являлся факт принятия на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.  

Учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, по месту работы, предусмотренный ст. 30 ранее действовавшего Жилищного кодекса РСФСР, носил заявительный характер.

Согласно материалам дела,  Мельников А.В. обратился к ответчику с заявлением о постановке его на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения лишь 06.08.2014.

Решением комиссии ГУ МЧС России по Ульяновской области от 13.10.2014 №114 истцу в постановке на учет было отказано в соответствии со ст.6 Федерального закона от 30.12.2012 №283 «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Поскольку на момент подачи заявления о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты Мельников А.В. не был принят на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях до 01.03.2005. Данное решение истцом не обжаловано.

Согласно сведений из ЕГРН за истцом Мельниковым А.В. 28.08.2015 было зарегистрировано право собственности на ½ долю квартиры по адресу: *** 28.08.2015 данная доля квартиры истцом продана. Указанное обстоятельство истцом Мельниковым А.В. не оспаривается. Довод истца о том, что полученные от продажи его доли квартиры денежные средства получила его сестра, не являются юридически значимым обстоятельством, поскольку волеизъявление на отчуждение доли квартиры исходило от истца. Члены семьи истца так же имеют в собственности объект недвижимости дом, расположенный по адресу ***  (л.д.145-146).

Доводы апелляционной жалобы, направленные к иному толкованию норм материального права, с которым судебная коллегия не соглашается по вышеуказанным основаниям и не могут служить основанием к удовлетворению апелляционной жалобы.

Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции правильно определил характер правоотношений сторон и нормы закона, которые их регулируют, исследовал обстоятельства, имеющие значение для разрешения спора.

В частности, все доводы и доказательства, приводимые заявителем в обоснование своей позиции по делу, оценены судом первой инстанции, обжалуемый судебный акт содержит ссылки на нормы права, регулирующие спорное правоотношение, установленные судом обстоятельства и мотивы, по которым суд отдал предпочтение одним доказательствам перед другими.

Оснований для отмены решения суда первой инстанции по доводам апелляционной жалобы не имеется.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

решение Ленинского районного суда г.Ульяновска от 6 февраля 2023 года, с учетом определения судья того же суда об исправлении описки от 20 февраля 2023 года, оставить без изменения, а апелляционную жалобу Мельникова Александра Викторовича – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в течение трех месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г.Самара) по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации через Ленинский районный суд г.Ульяновска.

 

Председательствующий

 

Судьи          

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено  5 июня 2023 года