Судебный акт
Прекращение права собственности на оружие
Документ от 30.05.2023, опубликован на сайте 07.06.2023 под номером 106351, 2-я гражданская, о прекращении права собственности и уничтожении оружия, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

73RS0003-01-2022-004673-03

Судья Шлейкин М.И.                                                                      Дело № 33-2398/2023

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е     О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                                             30 мая 2023 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Колобковой О.Б.,

судей Самылиной О.П., Парфеновой И.А.

при секретаре Юшиной В.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Росгвардии по Ульяновской области на заочное решение Железнодорожного районного суда города Ульяновска от 19 января 2023 года, по делу № 2-94/2023, по которому постановлено:

исковые требования Управления Росгвардии по Ульяновской области к Халанскому Павлу Геннадьевичу о прекращении права собственности и об уничтожении оружия удовлетворить частично.

Прекратить право собственности Халанского Павла Геннадьевича на гражданское оружие марки *** калибра 18x45 мм, № М 015150!%.

В удовлетворении иска в части разрешения на принудительное уничтожение изъятого у Халанского Павла Геннадьевича гражданского оружия марки                       ***, калибра 18x45 мм, № М 015150!% отказать.

Взыскать с Халанского Павла Геннадьевича в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 300 руб.

Заслушав доклад судьи Самылиной О.П., пояснения представителя Управления Росгвардии по Ульяновской области Шмидта М.В., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

 

установила:

 

Управление Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Ульяновской области (далее – Управление Росгвардии по Ульяновской области) обратилось в суд исковым заявлением к Халанскому П.Г. о прекращении права собственности и об уничтожении оружия.

Исковые требования мотивированы тем, что Халанский П.Г. является владельцем гражданского оружия марки «***, приобретенного 14.06.2008 на основании лицензии на право приобретения, хранения и ношения оружия серии ***, выданной ОВД по Железнодорожному району г. Ульяновска от 05.06.2008,  со сроком действия до 05.06.2013. По окончании срока действия разрешительных документов оружие было изъято. 10.04.2015 ответчик обратился с заявлением о продлении срока действия разрешения на хранение и ношение оружия, 21.04.2015 ему выдано такое разрешение серии *** со сроком действия до 21.04.2020. Впоследствии Халанский П.Г. подал заявление с просьбой принять на временное хранение вышеуказанное оружие в связи с добровольным отказом от разрешения серии ***. На основании протокола изъятия огнестрельного оружия и патронов к нему от 17.11.2020 вышеуказанное оружие изъято у ответчика. В настоящее время оружие находится на хранении на складе Ф*** При этом бремя содержания оружия со дня его изъятия лежит на органах внутренних дел УМВД России по Ульяновской области. До настоящего времени Халанским П.Г. не предпринято каких-либо действий, направленных на переоформление указанного оружия. В адрес ответчика трижды направлялись предписания с предложением надлежащим образом распорядиться оружием либо дать согласие на его уничтожение. Однако данные предписания оставлены без внимания. Указанное оружие не имеет историко-культурной ценности, не включено в состав музейного фонда, не является старинным (антикварным).

Истец просил суд прекратить право собственности Халанского П.Г. на гражданское оружие марки *** и разрешить его уничтожение.

Судом к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены УМВД России по Ульяновской области, ОМВД Железнодорожного района г.Ульяновска, МТУ Росимущества по Республике Татарстан и Ульяновской области.  

Рассмотрев исковые требования по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Управление Росгвардии по Ульяновской области просит отменить заочное решение суда в части отказа в удовлетворении требования о принудительном уничтожении изъятого оружия, принять по делу новое решение, которым удовлетворить исковые требования в полном объеме.

В обоснование жалобы указывает, что с момента изъятия оружия прошло длительное время. В обязанности государственного органа не входит обслуживание оружия, принятого на хранение или изъятого. Отсутствие надлежащего обслуживания оружия влияет на его свойства и состояние, приводит к окислению и образованию коррозии. Управление Росгвардии по Ульяновской области не уполномочено осуществлять реализацию изъятого, добровольно сданного или найденного оружия. Суд, прекратив право собственности ответчика на спорное оружие и не разрешив уничтожение оружия, не определил его дальнейшую судьбу.

В соответствии с положениями статей 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, извещенных о месте и времени судебного разбирательства надлежащим образом.

На основании ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы.

Частью 1 статьи 330 ГПК РФ предусмотрены основания для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке, а именно: 1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; 2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; 3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; 4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив соответствие выводов суда имеющимся в деле доказательствам и правильность применения судом норм материального и процессуального права при вынесении решения, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с пп. 2 п. 2 ст. 235 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) принудительное изъятие у собственника имущества не допускается, кроме случаев, когда по основаниям, предусмотренным законом, производится отчуждение имущества, которое в силу закона не может принадлежать данному лицу (статья 238).

Согласно ст. 238 ГК РФ, если по основаниям, допускаемым законом, в собственности лица оказалось имущество, которое в силу закона не может ему принадлежать, это имущество должно быть отчуждено собственником в течение года с момента возникновения права собственности на имущество, если законом не установлен иной срок (п. 1).

В случаях, когда имущество не отчуждено собственником в сроки, указанные в пункте 1 настоящей статьи, такое имущество, с учетом его характера и назначения, по решению суда, вынесенному по заявлению государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит принудительной продаже с передачей бывшему собственнику вырученной суммы либо передаче в государственную или муниципальную собственность с возмещением бывшему собственнику стоимости имущества, определенной судом. При этом вычитаются затраты на отчуждение имущества (п. 2).

Если в собственности гражданина или юридического лица по основаниям, допускаемым законом, окажется вещь, на приобретение которой необходимо особое разрешение, а в его выдаче собственнику отказано, эта вещь подлежит отчуждению в порядке, установленном для имущества, которое не может принадлежать данному собственнику (п. 3).

В силу статьи 3 Федерального закона от 13.12.1996 № 150-ФЗ «Об оружии» к гражданскому оружию относится оружие, предназначенное для использования гражданами Российской Федерации в целях самообороны, для занятий спортом и охоты, а также в культурных и образовательных целях.

Исходя из положений ст. 129 ГК РФ, ст. 6, 13 Федерального закона от 13.12.1996 № 150-ФЗ «Об оружии» гражданское оружие относится к объектам гражданских прав, которые ограничены в гражданском обороте и могут находиться во владении, пользовании, распоряжении лица исключительно на основании разрешений, выдаваемых органами внутренних дел.

Согласно ст. 22 Федерального закона от 13.12.1996 № 150-ФЗ «Об оружии» хранение гражданского и служебного оружия и патронов к нему осуществляется гражданами Российской Федерации, получившими в федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном в сфере оборота оружия, или его территориальном органе разрешение на хранение или хранение и ношение оружия.

В соответствии со ст. 27 Федерального закона от 13.12.1996 № 150-ФЗ «Об оружии» изъятые или сданные оружие и (или) патроны к нему, находящиеся на хранении в войсках национальной гвардии Российской Федерации либо органах внутренних дел, должны быть отчуждены их собственником в соответствии с гражданским законодательством либо получены собственником в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона в течение одного года со дня приема их на хранение.

Из материалов дела следует, что Халанский П.Г. является владельцем гражданского оружия марки ***, приобретенного 14.06.2008 на основании лицензии на право приобретения, хранения и ношения оружия серии ***, выданной ОВД по Железнодорожному району г. Ульяновска от 05.06.2008  со сроком действия до 05.06.2013 (л.д. 9).

10.04.2015 года ответчик обратился с заявлением о продлении срока действия разрешения на хранение и ношение оружия, после чего ему было выдано разрешение на хранение и ношение оружия серии *** от 21.04.2015 года со сроком действия до 21.04.2020 (л.д. 15).

После истечения срока действия разрешения на хранение и ношение оружия серии *** от 21.04.2015 Халанский П.Г. обратился в Управление Росгвардии по Ульяновской области с просьбой принять на временное хранение указанное оружие в связи с добровольным отказом от указанного разрешения               (л.д. 16).

17.11.2020 Управлением Росгвардии по Ульяновской области вынесено заключение об аннулировании разрешения на хранение и ношение оружия серии *** от 21.04.2015, о чем уведомлен Халанский П.Г. (л.д. 17-18).

Гражданское оружие было изъято у ответчика, что подтверждается протоколом изъятия огнестрельного оружия и патронов к нему от 17.11.2020 года (л.д. 10).

Таким образом, Халанский П.Г. утратил права на хранение и ношение принадлежащего ему оружия.

Сведений о получении ответчиком нового разрешения на хранение и ношение оружия материалы дела не содержат.

В настоящее время оружие находится на хранении на складе Ф*** (л.д. 29).

Управлением Росгвардии по Ульяновской области в адрес ответчика трижды направлялись предписания (24.02.2021, 08.10.2021, 15.09.2022)  с предложением надлежащим образом распорядиться оружием либо дать согласие на его уничтожение, которые остались без исполнения (л.д. 12-14).

Непринятие мер по возврату или отчуждению оружия свидетельствует о фактическом отказе ответчика от права собственности на него.

Принимая во внимание, что у ответчика отсутствует разрешение на хранение и ношение оружия, в течение длительного времени мер к возврату изъятого оружия не предпринято, суд пришел к выводу о прекращении права собственности Халанского П.Г. на гражданское оружие марки ***.

Поскольку заочное решение суда в части прекращения права собственности на оружие не обжалуется, его законность и обоснованность в данной части судебной коллегией в силу статьи 327.1 ГПК РФ не проверяется.

Истец не согласен с заочным решением суда в части отказа в удовлетворении требования о принудительном уничтожении изъятого оружия.

Отказывая в удовлетворении требований в обжалуемой части, районный суд, исследовав и оценив представленные доказательства по правилам статей 56, 67 ГПК РФ, руководствуясь нормами Федерального закона от 13.12.1996 № 150-ФЗ «Об оружии», обоснованно исходил из того, что уничтожение оружия производится воинскими частями войск национальной гвардии Российской Федерации и территориальными органами Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации в порядке, установленном Федеральной службой войск национальной гвардии Российской Федерации.

Судебная коллегия полагает, что выводы суда первой инстанции соответствуют установленным фактическим обстоятельствам дела, сделаны при правильном применении норм материального и процессуального права к спорным правоотношениям.

Согласно п. 82 Правил оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21.07.1998                                 № 814 (далее – Правила), установлено, что изъятое или конфискованное оружие и патроны к нему, а также копии (реплики) оружия подлежат историко-культурной и искусствоведческой экспертизе, организуемой Министерством культуры Российской Федерации, к осуществлению которой могут привлекаться специалисты других федеральных органов исполнительной власти, а также юридических лиц, имеющих лицензии на производство, коллекционирование или экспонирование оружия.

По результатам экспертизы оружие и патроны направляются на реализацию или уничтожение. Оружие, признанное по результатам экспертизы, имеющим культурную ценность либо в отношении которого необходимо создание особых условий хранения, подлежит передаче на хранение в специально уполномоченные органы и организации, определенные Министерством культуры Российской Федерации.

Исходя из п. 83 Правил изъятые оружие и патроны, технически непригодные для эксплуатации, самодельные или переделанные, а также запрещенные к обороту на территории Российской Федерации, уничтожаются воинскими частями войск национальной гвардии Российской Федерации и территориальными органами Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации в порядке, установленном Федеральной службой войск национальной гвардии Российской Федерации.

В нарушение требований ст. 56 ГПК РФ, положений п. 82, 83 Правил истцом не представлено суду доказательств, что оружие, являющееся предметом спора, не имеет культурную ценность, не относится к оружию, в отношении которого необходимо создание особых условий хранения, является технически непригодным для эксплуатации, самодельным или переделанным, а также запрещенным к обороту на территории Российской Федерации.

При этом судом отмечено, что по представленным документам указанное оружие визуально исправно (л.д. 10, 11).

Доводы апелляционной жалобы аналогичны позиции истца, занимаемой в ходе рассмотрения дела по существу, были предметом исследования суда первой инстанции и правомерно отклонены.

Поскольку стороной истца не представлено каких-либо доказательств о том, что предмет спора является технически неисправным, а иных требований, определяющих возможную судьбу оружия (получение разрешения на реализацию либо реализация) не заявлено, правовых оснований для удовлетворения требований в части уничтожения оружия не имелось.

Доводы апелляционной жалобы не свидетельствуют о нарушении судом норм материального и процессуального права, не содержат каких-либо обстоятельств, которые не были предметом исследования суда или опровергали бы выводы судебного решения, а по существу сводятся к иному толкованию действующего законодательства, иной субъективной оценке исследованных судом доказательств и установленных обстоятельств, в связи с чем на законность и обоснованность состоявшегося судебного постановления не влияют.

Оснований, предусмотренных статьей 330 ГПК РФ, для отмены заочного решения суда не установлено.           

В силу изложенного заочное решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной  жалобы не подлежит.

Руководствуясь статьями 199, 328 ГПК РФ, судебная коллегия

 

определила:

 

заочное решение Железнодорожного районного суда города Ульяновска от 19 января 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Росгвардии по Ульяновской области – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в течение трех месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции                       (г. Самара) по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, через суд первой инстанции.

 

Председательствующий

 

Судьи

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 02.06.2023