Судебный акт
О социальной выплате
Документ от 16.05.2023, опубликован на сайте 06.06.2023 под номером 106333, 2-я гражданская, о признании незаконным отказ в предоставлении адресной материальной помощи, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

73RS0013-01-2022-005471-86          

Судья         Берхеева А.В.                                                                        Дело № 33-2118/2023

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                      16 мая 2023 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Федоровой Л.Г.,

судей Карабанова А.С., Завгородней Т.Н.

при секретаре Абдрахмановой Р.Н.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Марьясова Андрея Олеговича на решение Димитровградского городского суда Ульяновской области от 2 февраля 2023 года, по гражданскому делу № 2-261/2023, по которому постановлено:

в удовлетворении исковых требований Марьясова Андрея Олеговича (***) к Министерству социального развития Ульяновской области  о признании  отказа в предоставлении адресной материальной помощи незаконным, понуждению к выплате материальной помощи, отказать.

Заслушав доклад судьи Федоровой Л.Г., пояснения представителя Министерства социального развития Ульяновской области Гнусаревой М.В., полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Марьясов А.О. обратился с иском в суд к Министерству семейной, демографической политики и социального благополучия Ульяновской области о признании  отказа в предоставлении адресной материальной помощи незаконным, понуждению к выплате материальной помощи.

Требования мотивировал тем, что 12.05.2022 он обратился в ОГКУСЗН Ульяновской области отделение по г.Димитровграду с заявлением на оказание материальной помощи. В этот же день был составлен акт обследования материального положения. 10.06.2022 он получил уведомление №1016 от 06.06.2022 с выпиской из распоряжения ответчика от 06.06.2022 №693-р, которым ему отказано в соответствии с п.п.1 п.2.8 Положения о порядке назначения и осуществления единовременной денежной выплаты, предоставляемой в качестве адресной материальной помощи. Считает, что основания для оказания ему адресной материальной помощи имелись, а именно: безработица и малообеспеченность (доход ниже прожиточного минимума), тяжелая жизненная ситуация. Указывает, что согласно ответу Кадрового центра, он рекомендациям в вопросах трудоустройства следовал, претензий к нему не имеется. 24.10.2022 он обратился в прокуратуру по поводу допущенного ответчиком нарушения его прав. 24.11.2022 получил ответ, однако в нем не все его требования были выполнены.

Просил суд признать незаконным факт отказа в предоставлении ему адресной материальной помощи по его заявлению от 12.05.2022; обязать ответчика выплатить ему материальную помощь в соответствии с законодательством Российской Федерации и Ульяновской области.

Рассмотрев по существу заявленные требования, суд принял вышеприведенное решение.

В апелляционной жалобе Марьясов А.О. выражает несогласие с решением суда, просит его отменить, принять новое решение.

В обоснование доводов жалобы считает, что суд не дал надлежащей оценки его доводом и представленным им доказательствам по делу. Считает, что суд не принял во внимание  то обстоятельство, что он находится в трудной жизненной ситуации, поскольку по вине работодателя является безработным и малообеспеченным. Полагает, что у суда отсутствовали правовые основания для отказа в удовлетворении его исковых требований.

В возражениях на апелляционную жалобу Министерство социального развития Ульяновской области считает решение суда законным и обоснованным и просит оставить его без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.

Дело рассмотрено в отсутствие истца Марьясова А.О., который для участия в судебном заседании посредством видеоконференц-связи не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы.

В соответствии со статьей 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права. Таких оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке по доводам апелляционной жалобы, исходя из изученных материалов дела, не имеется.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 12.05.2022 Марьясов А.О. обратился в ОГКУСЗН Ульяновской области отделение по городу Димитровграду с заявлением об оказании адресной материальной помощи в связи с трудной жизненной ситуацией (л.д.54).

Согласно указанному заявлению  он просил оказать ему адресную материальную помощь в форме денежной выплаты в связи с возникшей трудной жизненной ситуацией – «Безработица».

Из Акта обследования материально-бытовых условий жизни семьи (одиноко проживающего гражданина) для оказания адресной материальной помощи от 12.05.2022 следует, что истец проживает один, является безработным. Указаны обстоятельства наступления трудной жизненной ситуации: доход ниже прожиточного минимума, безработица, нуждается в еде (продуктах питания), одежде, обуви, нуждается в покупке бытовой техники, компьютера и компьютерных запчастей, нуждается в ремонтных работах, проезде на транспорте, нуждается в инструментах для ремонта, нуждается в мебели, нуждается в книгах, в подписке на периодические печатные издания, нуждается в медикаментах и медицинских приборах. (л.д.50-51).

06.06.2022 Министерством вынесено распоряжение №693-р об отказе в осуществлении единовременной денежной выплаты, предоставляемой в качестве адресной материальной помощи (л.д.143).

Согласно выписке из Протокола №10 заседания областной общественной комиссии по рассмотрению вопросов об оказании адресной материальной помощи гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, Марьясову А.О. было отказано в соответствии с п.п.1.1 п.2.8 Положения о порядке назначения и осуществления единовременной денежной выплаты, предоставляемой в качестве адресной материальной помощи проживающим или пребывающим на территории Ульяновской области семьям граждан Российской Федерации или одиноким гражданам Российской Федерации, находящимся по независящим от них причинам в трудной жизненной ситуации, в целях преодоления такой ситуации (л.д.143 -144).

Истец, не согласившись с данным отказом, обратился в суд с настоящим иском.

Разрешая спор, суд первой инстанции правильно установил характер спорных правоотношений, закон, подлежащий применению, руководствуясь которым, пришел к верному выводу об отказе в удовлетворении требований Марьясова А.О.

Вывод суда мотивирован, оснований не соглашаться с ним судебная коллегия не усматривает.

Федеральным законом от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», который устанавливает правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам и иным категориям граждан, предусмотренным настоящим Федеральным законом, а также определяет порядок учета прав граждан на меры социальной защиты (поддержки), социальные услуги, предоставляемые в рамках социального обслуживания и государственной социальной помощи, иные социальные гарантии и выплаты, установленные законодательством Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами, определено, что трудная жизненная ситуация - обстоятельство или обстоятельства, которые ухудшают условия жизнедеятельности гражданина и последствия которых он не может преодолеть самостоятельно (ст. 1).

В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ получателями государственной социальной помощи могут быть малоимущие семьи, малоимущие одиноко проживающие граждане и иные категории граждан, предусмотренные настоящим Федеральным законом, которые по не зависящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации (ч. 1); порядок определения величины прожиточного минимума малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина устанавливается субъектом Российской Федерации с учетом величин прожиточных минимумов, установленных для соответствующих социально-демографических групп населения (ч. 2).

Положениями ст. 8 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ предусмотрено, что государственная социальная помощь, в том числе на основании социального контракта, назначается решением органа социальной защиты населения по месту жительства либо месту пребывания малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина (ч. 1); представленные заявителем сведения могут быть подтверждены посредством дополнительной проверки (комиссионного обследования), проводимой органом социальной защиты населения самостоятельно (ч. 2); порядок расчета среднедушевого дохода и учета доходов, в том числе доходов от принадлежащего на праве собственности имущества, устанавливается федеральным законом, а до его принятия - Правительством Российской Федерации (ч. 4).

Отношения в сфере предоставления мер социальной поддержки и социальной помощи отдельным категориям граждан в Ульяновской  области регулируются Законом Ульяновской области от 31.08.2013 № 159-ЗО  «Об адресной материальной помощи».

Согласно ст.2 Закон Ульяновской области от 31.08.2013 № 159-ЗО  «Об адресной материальной помощи» адресная материальная помощь оказывается в форме предоставления единовременной денежной выплаты проживающим или пребывающим на территории Ульяновской области семьям граждан Российской Федерации (далее - граждане) или одиноким гражданам, находящимся по независящим от них причинам в трудной жизненной ситуации, - в целях преодоления такой ситуации.

Для целей настоящего Закона трудной жизненной ситуацией признается ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность семьи или одинокого гражданина (инвалидность граждан, являющихся членами семьи, или одинокого гражданина, неспособность их к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом или заболеванием, малообеспеченность, безработица и подобные обстоятельства, перечень которых определяется нормативным правовым актом Правительства Ульяновской области, указанным в части 2 настоящей статьи), которую они не могут преодолеть самостоятельно.

Согласно п.1.1 Положения о порядке назначения и осуществления единовременной денежной выплаты, предоставляемой в качестве адресной материальной помощи проживающим или пребывающим на территории Ульяновской области семьям граждан Российской Федерации или одиноким гражданам Российской Федерации, находящимся по независящим от них причинам в трудной жизненной ситуации, в целях преодоления такой ситуации, утвержденному Постановлением Правительства Ульяновской области от 24.03.2016 № 119-П, настоящее Положение в соответствии с Законом Ульяновской области от 31.08.2013 № 159-ЗО «Об адресной материальной помощи» (далее - Закон) определяет правила назначения и осуществления единовременной денежной выплаты, предоставляемой в качестве адресной материальной помощи проживающим или пребывающим на территории Ульяновской области семьям граждан Российской Федерации или одиноким гражданам Российской Федерации, находящимся по независящим от них причинам в трудной жизненной ситуации, в целях преодоления такой ситуации.

Пунктом 1.3 Положения предусмотрено, что единовременная денежная выплата, предоставляемая в качестве адресной материальной помощи, оказываемой семье или одинокому гражданину, осуществляется с учетом среднедушевого дохода семьи и числа ее нетрудоспособных членов или совокупного дохода одинокого гражданина соответственно, а также подтвержденного соответствующими документами размера причиненного семье или одинокому гражданину ущерба либо осуществленных или подлежащих осуществлению ими расходов, связанных с преодолением трудной жизненной ситуации, результатов обследования материально-бытовых условий жизни семьи (одинокого гражданина), содержащихся в соответствующем акте, составленном работниками Областного государственного казенного учреждения социальной защиты населения Ульяновской области (далее - учреждение) по месту жительства (пребывания) семьи, одинокого гражданина.

Единовременная денежная выплата, предоставляемая в качестве адресной материальной помощи, производится один раз в течение календарного года (п.1.5 Положения). Согласно п.1.2.1 Административного регламента предоставления государственной услуги «Назначение и осуществление единовременной денежной выплаты, предоставляемой в качестве адресной материальной помощи гражданам, находящимся по независящим от них причинам в трудной жизненной ситуации», в целях преодоления такой ситуации, в Ульяновской области, утвержденного Приказом Министерства семейной, демографической политики и социального благополучия Ульяновской области от 03.03.2021 № 8-п,  государственная услуга предоставляется гражданам Российской Федерации  проживающим или пребывающим на территории Ульяновской области семьям граждан Российской Федерации (далее - заявители) или одиноким гражданам, находящимся по независящим от них причинам в трудной жизненной ситуации, - в целях преодоления такой ситуации.

Пунктом 2.2 Административного регламента предусмотрено, что решение о назначении единовременной денежной выплаты, предоставляемой в качестве адресной материальной помощи, принимается Министерством семейной, демографической политики и социального благополучия Ульяновской области (далее - Министерство).

Областное государственное казенное учреждение социальной защиты населения Ульяновской области (далее - УОГКУСЗН) осуществляет прием заявлений о назначении единовременной денежной выплаты, предоставляемой в качестве адресной материальной помощи и приложенных к нему документов от заявителей, формирование пакета документов для рассмотрения и принятия решения Министерством.

Согласно Приказу Министерства семейной, демографической политики и социального благополучия Ульяновской обл. от 13.08.2020 № 78-п «Об оказании адресной материальной помощи гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации»  предложение  об оказании адресной материальной помощи принимается Областной общественной комиссии по рассмотрению вопросов об оказании адресной материальной помощи гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации (далее - Комиссия).

Из Положения об областной общественной комиссии по рассмотрению вопросов об оказании адресной материальной помощи гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации следует, что Комиссия создается при исполнительном органе государственной власти Ульяновской области, уполномоченном в сфере социальной защиты населения (далее - уполномоченный орган), в целях рассмотрения заявления гражданина от своего имени или от имени своей семьи, заявления опекуна, попечителя, другого законного представителя гражданина о назначении адресной материальной помощи и внесения предложений об оказании адресной материальной помощи семье (одинокому гражданину).

Комиссия состоит из председателя и его заместителя, членов комиссии. Секретарем комиссии является специалист подразделения уполномоченного органа, отвечающий за работу по предоставлению единовременной денежной выплаты, предоставляемой в качестве адресной материальной помощи.

Состав комиссии формируется из представителей организаций социальной защиты населения, организаций здравоохранения, образования, общественных, благотворительных и иных заинтересованных организаций по согласованию.

Комиссия в целях реализации возложенных на нее задач осуществляет следующие функции: рассматривает представленные в установленном порядке документы граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, о предоставлении единовременной денежной выплаты, предоставляемой в качестве адресной материальной помощи; анализирует представленные заявителем сведения о составе семьи, доходах, состоянии трудоспособности членов семьи или одиноко проживающего гражданина и другие конкретные обстоятельства; вносит предложения о назначении единовременной денежной выплаты, предоставляемой в качестве адресной материальной помощи, о необходимости проведения дополнительной проверки представленных заявителем сведений или об отказе в назначении единовременной денежной выплаты, предоставляемой в качестве адресной материальной помощи.

В соответствии с под.1 п. 2.8 Положения решение об отказе в назначении единовременной денежной выплаты, предоставляемой в качестве адресной материальной помощи, принимается в случае отсутствия у заявителя на дату обращения оснований для предоставления единовременной денежной выплаты, предоставляемой в качестве адресной материальной помощи.

Как следует из материалов дела, рассматривая обращение истца, комиссия учла, что  Марьясов А.О. с 2017 года ежегодно обращается  с заявлениями об оказании адресной материальной помощи, по итогам заседания комиссии приняты были следующие решения: 2017 год – 5000 руб. на приобретение продуктов питания; 2018 год – 5450,21 руб. в связи с трудной жизненной ситуацией; 2019 год – 6705,41 руб. на приобретение продуктов питания; 2020 год – 8834,11 руб.  в связи с приобретением предметов первой необходимости; 2021 год – 25000 руб., в связи с приобретением предметов первой необходимости.

В 2022 году на рассмотрение комиссии Марьясовым А.О. представлены следующие документы: приобретение продуктов питания на сумму 71 427,70 руб., промышленных товаров – 24 996,47 руб., лекарственных препаратов – 7768,00 руб., оплата проезда в общественном транспорте – 3152,80 руб., приобретение стиральной машины – 16 592,00 руб.

Согласно п.1.1 Положения о порядке назначения и осуществления единовременной денежной выплаты, предоставляемой в качестве адресной материальной помощи проживающим или пребывающим на территории Ульяновской области семьям граждан Российской Федерации или одиноким гражданам Российской Федерации, находящимся по независящим от них причинам в трудной жизненной ситуации, в целях преодоления такой ситуации, утвержденному Постановлением Правительства Ульяновской области от 24.03.2016 № 119-П, причинами возникновения трудной жизненной ситуации признаются обстоятельства, объективно нарушающие жизнедеятельность семьи или одинокого гражданина: инвалидность, неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, сиротство, безнадзорность, малообеспеченность, безработица, конфликты и жестокое обращение в семье, смерть члена семьи или близкого лица, при этом под близким лицом понимается иное, за исключением близкого родственника и родственника, лицо, состоящее в свойстве с гражданином, а также лицо, жизнь, здоровье и благополучие которого дороги гражданину в силу сложившихся личных отношений; необходимость оплаты дорогостоящего лечения, лекарственных препаратов и медицинских изделий (в случае если медицинские услуги, лекарственные препараты и медицинские изделия не предоставляются или не могут быть предоставлены без взимания платы в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также в случаях, требующих срочного медицинского вмешательства); утрата или повреждение жилого помещения, находящегося на территории Ульяновской области, в результате пожара или иной чрезвычайной ситуации природного или техногенного характера, которое являлось или является единственным имеющимся жилым помещением; несоответствие жилого помещения, находящегося на территории Ульяновской области и являющегося единственным имеющимся жилым помещением, санитарно-эпидемиологическим требованиям; неспособность семьи или одинокого гражданина оплачивать жизненно необходимые товары (продукты питания, одежду, средства личной гигиены) и услуги (проезд к месту лечения и обратно, образовательные услуги, коммунальные услуги), наступившая в силу независящих от них объективных обстоятельств.

Как установил суд первой инстанции, Марьясов А.О., ***1972  года рождения, не достиг пенсионного возраста, не имеет инвалидности, является трудоспособным.

Согласно  копии трудовой книжки Марьясова А.О.  с последнего места работы  уволен 27.07.2018, и больше не трудоустраивался.

На каждой комиссии истцу рекомендовалось трудоустроиться, при этом при рассмотрении его заявлений, он вновь являлся не работающим,  в представленных заявителем документах комиссия не усмотрела наличия трудной жизненной ситуации, которую он не в силах преодолеть самостоятельно, в связи с чем комиссией было принято решение об отказе в адресной материальной помощи.

Доказательств того, что по независящим от него причинам Марьясов А.О. не в состоянии был трудоустроиться и содержать себя самостоятельно, истцом в материалы дела не представлено. Иных причин возникновения трудной жизненной ситуации,  кроме как безработица и малообеспеченность  истцом не указано. Марьясов А.О.  периодически получает материальную помощь в виде:  ежемесячных денежных выплат на основании социального контракта в период с июля 2021  года по апрель 2022 года,  государственной социальной продовольственной помощи с апреля 2022  года по июль 2022 года,  субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в период с мая 2017 года по декабрь 2022 года (л.д.145-150).

При изложенных обстоятельствах, оценив представленные доказательства по правилам ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований, исходя из того, что обязательным условием предоставления адресной социальной помощи является нахождение лица в трудной жизненной ситуации, с которой человек не может справиться самостоятельно. Таких доказательств истцом суду представлено не было.

Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, были предметом исследования и оценки суда первой инстанции, необоснованность их отражена в судебном решении с изложением соответствующих мотивов, доводы апелляционной жалобы не содержат обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке и не могут повлечь отмену судебного постановления, поскольку основаны на неправильном применении и толковании действующего законодательства.

Судом все обстоятельства по делу были проверены с достаточной полнотой, выводы суда, изложенные в решении, соответствуют собранным по делу доказательствам и требованиям закона.

При рассмотрении дела судом не допущено нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

решение Димитровградского городского суда Ульяновской области от 2 февраля 2023 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Марьясова Андрея Олеговича – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в течение трех месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г.Самара) по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации через Димитровградский городской суд Ульяновской области.

 

Председательствующий

 

Судьи          

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено  19 мая 2023 года.