Судебный акт
О возложении обязанности произвести перерасчет пенсии
Документ от 31.05.2023, опубликован на сайте 05.06.2023 под номером 106291, 2-я гражданская, о признании решения незаконным, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Бирюкова О.В.                                                73RS0001-01-2022-008275-70

Дело № 33-2276/2023

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                      31 мая 2023 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Мирясовой Н.Г.,

судей Карабанова А.С., Федоровой Л.Г.,

при секретаре Воронковой И.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 15 февраля 2023 года по гражданскому делу № 2-658/2023, по которому постановлено:

 

исковые требования Мишина Алексея Петровича удовлетворить частично.

Возложить на Отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области обязанность принять в целях перерасчета страховой пенсии Мишина Алексея Петровича справку от 14 января 2014 года за №72, выданную ОАО «Ульяновское грузовое автотранспортное предприятие №1», и произвести Мишину Алексею Петровичу перерасчет пенсии с учетом указанной справки с 01.01.2022.

 

Заслушав доклад судьи Карабанова А.С., пояснения истца Мишина А.П. и его представителя Якимовой Н.А., возражавших против доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия,

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

Мишин А.П. обратился в суд с иском к Государственному учреждению – Отделение Пенсионного фонда РФ по Ульяновской области (далее – ГУ-ОПФР по Ульяновской области), (в настоящее время – Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области, далее – ОСФР по Ульяновской области) о возложении обязанности произвести перерасчет размера страховой пенсии.

Требования мотивированы тем, что истец с 15.09.2021 является получателем пенсии по старости. При определении размера его страховой пенсии ответчиком не был учтен период работы с 1986 по 1991, по причине того, что за этот период не сохранились архивные документы, подтверждающие размер его заработка. В указанный период истец был официально трудоустроен на постоянной основе в У*** №*** (У***-2, в дальнейшем после переименований и преобразований – А*** №*** (с 01.04.1986), У*** №*** (У***-1 с 20.04.1989), АООТ «У***-1» (с 20.05.1994), ОАО «У***-1» (с 08.09.1999). Данные обстоятельства подтверждаются официальной справкой ОАО «У***-1» от 14.01.2014 (исх. №85), записями в трудовой книжке. Также истцу 14.01.2014 ОАО «У***-1» выдана справка №72 о сумме ежемесячного заработка за период с 1986 по 1991, из которой следует, что общий размер заработной платы за этот период составил 35 592 руб. 78 коп.

С учетом изложенного, Мишин А.П. просил обязать ГУ-ОПФР по Ульяновской области произвести перерасчет страховой пенсии по старости с использованием сведений о заработке за период с 1986-1991 на основании подтверждающих документов, выданных в установленном порядке работодателем, начиная с 15.09.2021.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд постановил приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе ОСФР по Ульяновской области просит отменить решение суда, принять новое решение, отказав в удовлетворении исковых требований в полном объеме. В обоснование доводов жалобы указывает, что на момент назначения страховой пенсии по старости в распоряжении ОПФР по Ульяновской области имелась справка ОАО «У***-1» № 85 от 14.01.2014, содержащая сведения о стаже истца за период с 05.03.19791 по 13.04.1983 и с 02.04.1986 по 01.02.1999 в У***-2 (после переименования - ОАО «У***-1»), что подтверждается сведениями из трудовой книжки. Согласно сведениям архивов г. Ульяновска и Ульяновской области, документы по личному составу У***-2 на хранения не поступали. Справки о заработной плате в данном предприятии представлены не были. Тем не менее, в страховой стаж Мишина А.П. были включены периоды работы в указанной организации. Не соглашается с выводами суда о том, что справка № 72 содержит основание выдачи, а также, что отсутствуют противоречия в справках № 85 и № 72 и трудовой книжке. Считает, что справки № 85 и № 72 не могут являться допустимым доказательством, поскольку они выданы с нарушением действующего законодательства. Местонахождение, указанное на оттиске печати ОАО «У***-1», и юридический адрес, указанный в его реквизитах, не совпадают с фактическим адресом регистрации данной организации. Считают, что указанные справки выданы незаконно, следовательно, основания для пересчета пенсии отсутствуют.

В возражениях на апелляционную жалобу Мишин А.П. просит решение суда оставить без изменения, а жалобу – без удовлетворения.

В соответствии со статьями 167, 327 ГПК РФ судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, которые надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции.

На основании части 1 статьи 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы.

Как установлено судом и следует из материалов дела, Мишин А.П. с 15.09.2021 является получателем страховой пенсии по старости, назначенной ему в соответствии со статьей 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Мишин А.П. обратился в ГУ-ОПФР по Ульяновской области с заявлением от 16.05.2022 о перерасчете размера пенсии в сторону увеличения с учетом сведений о его заработной плате за период с 1986 по 1991, предоставив справки ОАО «У***-1» от 14.01.2014 № 72 и № 85 (л.д. 30-31).

В принятии указанных справок истцу было отказано по той причине, что достоверность содержащихся в них сведений вызвала у пенсионного фонда сомнение.

Полагая, что имеются основания для перерасчета пенсии с учетом сведений о его заработке за период с 1986 по 1991, содержащихся в справке ОАО «У***-1» от 14.01.2014 № 72, Мишин А.П. обратился в суд с настоящим иском.

Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к выводу о частичном удовлетворении заявленных исковых требований, возложив на ОСФР по Ульяновской области обязанность принять в целях перерасчета страховой пенсии Мишина А.П. справку ОАО «У***-1» от 14.01.2014 за № 72 и произвести перерасчет пенсии с учетом указанной справки с 01.01.2022.

Рассматривая данный пенсионный спор в пределах доводов жалобы ответчика ОСФР по Ульяновской области, судебная коллегия с выводами суда о возложении на ответчика обязанность принять в целях перерасчета страховой пенсии Мишина А.П. справку ОАО «УГАТП-1» от 14.01.2014 за № 72 соглашается, поскольку они основаны на правильном применении норм материального и процессуального права.

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховую пенсию регулируются Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – Закон № 400-ФЗ) и Федеральным законом от 17.12.2001 г. №173 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее – Закон № 173-ФЗ).

В соответствии со ст. 4 Закона № 400-ФЗ право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Согласно ст. 30 Закона № 173-ФЗ для расчета размера трудовой пенсии учитывается среднемесячный заработок застрахованного лица за 2000-2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев работы подряд на основании документов, выдаваемых соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами.

В силу п.п. «б» п. 7 Перечня документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению, утвержденного приказом Минтруда России от 04.08.2021 № 538н, для подтверждения дополнительных условий назначения страховой пенсии по старости и обстоятельств, учитываемых при определении ее размера, предусмотренных Федеральным законом «О страховых пенсиях», необходимы документы (сведения) об обстоятельствах, предусмотренных Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», с учетом которых исчисляется размер страховой части трудовой пенсии по старости (без учета фиксированного базового размера указанной части трудовой пенсии по старости и накопительной части трудовой пенсии по старости) по состоянию на 31 декабря 2014 г. (часть 10 статьи 15 Федерального закона «О страховых пенсиях»).

На основании п. 19 Правил обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с федеральными законами «О страховых пенсиях», «О накопительной пенсии» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», утвержденных Приказом Минтруда России от 05.08.2021 № 546н (далее - Правила), решения и распоряжения об установлении пенсии или об отказе в установлении пенсии принимаются территориальным органом Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации на основе всестороннего, полного и объективного рассмотрения всех документов, имеющихся в распоряжении территориального органа Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации.

В соответствии с ч. 9 ст. 21 Закона № 400-ФЗ орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе проверять обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений.

Согласно ст. 36 Закона № 400-ФЗ с 01 января 2015 г. Федеральный закон от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в части, не противоречащей Федеральному закону. Федеральные законы, принятые до дня вступления в силу настоящего Федерального закона и предусматривающие условия и нормы пенсионного обеспечения, применяются в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.

В силу ст. 30.3 Закона № 173-ФЗ размер трудовой пенсии (страховой части трудовой пенсии по старости), подлежит перерасчету, в том числе в случае предоставления дополнительны документов, подтверждающих среднемесячный заработок застрахованного лица, который не был учтен при осуществлении указанному лицу оценки пенсионных прав в соответствии со ст. 30 настоящего Закона при установлении ему трудовой пенсии.

Согласно ч.ч. 1, 2 ст. 14 Закона № 400-ФЗ при подсчете страхового стажа периоды, включаемые и засчитываемые в страховой стаж, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

При подсчете страхового стажа периоды, включаемые и засчитываемые в страховой стаж, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

Порядок исчисления расчетного размера трудовой пенсии определен частью 2 статьи 30 Закона № 173-ФЗ, в соответствии с которым расчетный размер трудовой пенсии при оценке пенсионных прав застрахованного лица путем их конвертации в расчетный пенсионный капитал по состоянию на 01 января 2002 года определяется на основании среднемесячного заработка застрахованного лица за 2000-2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования либо из среднемесячного заработка за любые 60 месяцев подряд до 01 января 2002 года на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами.

Письмом Министерства труда и социального развития РФ № 8389-ЮЛ, Пенсионного фонда РФ от 27.11.2001 № ЛЧ-06-27/9704 разъяснено, что в случая утраты первичных документов о заработке работников вследствие чрезвычайных событий, органами, осуществляющими пенсионное обеспечение, могут быть приняты к производству документы, косвенно подтверждающие фактический заработок работника на предприятии. К таким документам могут быть отнесены учетные карточки членов партии и партийные билеты, учетные карточки членов профсоюза и профсоюзные билеты, учетные карточки членов комсомола и комсомольские билеты, расчетные книжки (расчетные листы), которые оформлены в соответствии с требованиями, предъявляемыми к оформлению первичных учетных документов по оплате труда, приказы и другие документы, из которых можно сделать вывод об индивидуальном характере заработка работника.

Изложенное свидетельствует о том, что пенсионное законодательство предполагает, что установление, перерасчет и выплата пенсии пенсионным органом могут быть произведены на основании документов, из которых можно сделать вывод об индивидуальном характере заработка работника.

Обязательное подтверждение индивидуального характера заработка работника обусловлено тем, что получаемая работником заработная плата строго индивидуализирована и зависит от ряда обстоятельств - количества отработанного времени, объема проделанной работы, квалификации (разряда) работника, режима работы, временной нетрудоспособности, обучения, выполнения необходимого объема работы, различных системы оплаты труда и премирования и иных обстоятельств.

Принимая представленную Мишиным А.П. в подтверждение размера его заработка в период с 1986 по 1991 гг. справку ОАО «У***-1» от 14.01.2014 за № 72, суд первой инстанции, руководствуясь требованиями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, признал указанную справку в качестве относимого и допустимого доказательства по делу.

При этом суд указал, что в спорной справке приведено, на основании каких первичных бухгалтерских документов она составлена (лицевые счета), имеется информация об уплате исчисленных сумм страховых взносов, а также учел, что сведения, содержащиеся в справках № 85 и № 72 от 14.01.2014 полностью согласуются с записями в трудовой книжке истца.

Вопреки доводам апелляционной жалобы оснований для иной оценки представленных доказательств у суда апелляционной инстанции не имеется.

Доводы апелляционной жалобы о том, что местонахождение ОАО «У***-1», указанное на оттиске печати, и юридический адрес в реквизитах, не совпадают с фактическим адресом регистрации данной организации отклоняются судебной коллегией, поскольку не свидетельствуют о недействительности данного документа.

Судебная коллегия также отмечает, что указанная справка подписана руководителем предприятия Д*** Д.В., который согласно выписки из ЕГРЮЛ в указанной период являлся директором ОАО «У***-1».

При таких обстоятельствах, доводы апелляционной жалобы ответчика фактически направлены на переоценку установленных судом обстоятельств, в связи с чем не ставят под сомнение правильность принятого судом решения. Указанные доводы являлись основанием процессуальной позиции истца, были приведены в ходе разбирательства дела, исследованы судом и изложены в обжалуемом решении. Оснований для переоценки представленных доказательств и иного применения норм материального права у суда апелляционной инстанции не имеется, так как выводы суда первой инстанции полностью соответствуют обстоятельствам данного дела.

Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации безусловными основаниями для отмены решения, судом не допущено.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса  Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 15 февраля 2023 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в течение трех месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации через Ленинский районный суд города Ульяновска.

 

Председательствующий

 

Судьи:

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 01.06.2023