У Л Ь Я Н О В С К И
Й О Б Л А С Т Н О Й С У Д
Судья Леонтьева
И.А.
Дело № 7-195/2023
73RS0002-01-2023-000443-55
Р Е Ш Е Н И Е
г. Ульяновск
11 мая 2023 года
Судья Ульяновского
областного суда Жаднов Ю.М.,
рассмотрев в
открытом судебном заседании дело по жалобе защитника Министерства
жилищно-коммунального хозяйства и строительства Ульяновской области Дёмина
Дмитрия Николаевича на решение судьи Засвияжского районного суда города
Ульяновска от 13 марта 2023 года (дело № 12-263/2023),
у с т а н о в и л:
постановлением врио
начальника – старшего судебного пристава МОСП по исполнению особых
исполнительных производств УФССП России по Ульяновской области от 22.12.2022
Министерство жилищно-коммунального хозяйства и строительства Ульяновской
области (далее – министерство) привлечено к административной ответственности по
ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ.
За совершение этого
правонарушения министерству назначено наказание в виде административного штрафа
в размере 30 000 рублей.
Решением судьи
Засвияжского районного суда города Ульяновска от 13.03.2023 указанное
постановление изменено, из мотивировочной части исключен текст следующего
содержания: «Необходимо принять во внимание и тот факт, что решение суда и
требования исполнительного документа не исполняются министерством более пяти
лет со дня вступления в законную силу». В остальном постановление оставлено без
изменения.
В жалобе,
направленной в Ульяновский областной суд, защитник министерства Дёмин Д.Н. не
соглашается с вынесенными по делу постановлением и решением судьи, полагает их
подлежащими отмене, производство по делу – прекращению.
В обоснование жалобы
указывает, что должностное лицо УФССП России по Ульяновской области пришло к
необоснованным выводам о вине министерства только на основании длительного
неисполнения решения суда. При вынесении постановления должностное лицо
ограничилось констатацией выявленных нарушений, однако наличие (отсутствие)
обстоятельств уважительности причин неисполнения министерством судебного акта,
а следовательно, вины в совершении вменяемого административного правонарушения
не установлено, не указано, какие конкретно меры могли быть объективно приняты
министерством.
Отмечает, что
министерство является исполнительным органом государственной власти и все
денежные средства, находящиеся в распоряжении министерства имеют целевой
характер и используются в соответствии с «Ведомственной структурой расходов
бюджета Ульяновской области».
Обращает внимание,
что министерством принимаются последовательные и объективные меры для поэтапной
ликвидации накопившейся задолженности по обеспечению жилыми помещениями
детей-сирот. Исходя из доведённого финансирования, систематически проводится
работа по приобретению жилых помещений в собственность Ульяновской области,
прорабатывается вопрос о выделении дополнительного финансирования.
По мнению автора
жалобы, исполнение либо неисполнение должником содержащихся в исполнительном
документе требований неимущественного характера не может быть поставлено в
зависимость лишь от срока, установленного судебным приставом-исполнителем после
вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора.
Указывает, что
реальная возможность исполнения решения суда у министерства отсутствовала.
Исполнение судебного решения было невозможным вследствие обстоятельств, которые
с учетом специфики данного дела могут рассматриваться в качестве события,
тождественного непреодолимой силе.
Отмечает, что
обстоятельства возможности (невозможности) исполнения министерством требований
исполнительного документа с учетом имеющегося финансирования судом не
рассматривались, и какая-либо оценка в этой части судом не дана.
Подробно позиция
защитника министерства Дёмина Д.Н. изложена в жалобе.
В судебное заседание
участники производства по делу не явились, надлежащим образом извещались о
времени и месте рассмотрения дела, в связи с чем полагаю возможным рассмотреть
жалобу в их отсутствие.
Изучив доводы
жалобы, проверив материалы дела в соответствии с ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ в
полном объеме, прихожу к выводу о том, что действия (бездействие) министерства
верно квалифицированы по ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ, предусматривающей
ответственность за неисполнение должником содержащихся в исполнительном
документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным
приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского
сбора.
В ходе рассмотрения
дела было правильно установлено, что должником после вынесения постановления о
взыскании исполнительского сбора не исполнены в установленный срок содержащиеся
в исполнительном документе требования неимущественного характера.
Из материалов дела
усматривается, что вступившим в законную силу решением Ленинского районного
суда г. Ульяновска от 01.12.2016 на Министерство промышленности,
жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области (в настоящее
время должником по делу является Министерство жилищно-коммунального хозяйства и
строительства Ульяновской области) возложена обязанность обеспечить Ю*** А*** С***,
*** года рождения, специализированным благоустроенным жилым помещением
специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного
жилого помещения на территории муниципального образования «город Ульяновск»
(л.д. 16).
16.05.2017 было
возбуждено исполнительное производство *** и установлен пятидневный срок для
добровольного исполнения исполнительного документа (л.д. 17).
В установленный для
добровольного исполнения срок решение суда исполнено не было.
21.06.2017 в
отношении первоначального должника в рамках исполнительного производства ***
вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора (л.д. 18).
Постановлением
судебного пристава-исполнителя от 18.05.2019 (л.д. 22-23) произведена замена
должника по исполнительному производству *** и должником по данному
исполнительному производству стало Министерство строительства и архитектуры
Ульяновской области.
Впоследствии
постановлением судебного пристава-исполнителя от 14.07.2022 (л.д. 25)
произведена замена должника по исполнительному производству *** и должником по
данному исполнительному производству стало Министерство жилищно-коммунального
хозяйства и строительства Ульяновской области (министерство).
В этот же день
14.07.2022 судебным приставом-исполнителем МОСП по исполнению особых
исполнительных производств УФССП России по Ульяновской области вынесено
постановление о назначении нового срока исполнения судебного решения до
20.09.2022 (л.д. 27).
21.09.2022 составлен
акт совершения исполнительных действий, из которого следует, что указанное
требование судебного пристава об исполнении судебного решения в срок до
20.09.2022 министерством не исполнено (л.д. 29).
По данному факту
08.12.2022 судебным приставом-исполнителем МОСП по исполнению особых
исполнительных производств УФССП России по Ульяновской области составлен в
отношении министерства протокол об административном правонарушении,
предусмотренном ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ (л.д. 32).
Как уже отмечалось
выше, постановлением врио начальника межрайонного отдела судебных приставов по исполнению
особых исполнительных производств УФССП России по Ульяновской области от
22.12.2022 министерство привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ с назначением
наказания в виде штрафа в размере 30 000 рублей.
Решением судьи
Засвияжского районного суда г. Ульяновска от 13.03.2023 указанное постановление
изменено.
С учетом
длительности периода неисполнения исполнительного документа, непринятия
министерством необходимых и достаточных мер по исполнению решения суда общей
юрисдикции, судья районного суда пришел к правильному выводу о том, что
министерство обоснованно привлечено к административной ответственности по ч. 1
ст. 17.15 КоАП РФ за то, что, являясь должником, не исполнило содержащиеся в
исполнительном документе требования неимущественного характера в срок до
20.09.2022 после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора.
Вина юридического
лица в совершении вменяемого правонарушения подтверждается собранными по делу
доказательствами, которым судьей районного суда дана надлежащая оценка в
соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.
При рассмотрении
дела все обстоятельства с достаточной полнотой учтены, всем доводам лица,
привлекаемого к ответственности, судьей дана должная правовая оценка,
основанная на установленных по делу обстоятельствах и правильном применении
норм материального и процессуального права.
В ходе настоящего
рассмотрения жалобы правильность указанных выводов не опровергнута.
Доказательств
фактического совершения должником действий, направленных на исполнение решения
суда в срок, установленный судебным приставом-исполнителем, не представлено.
К уважительным
причинам неисполнения требований исполнительного документа в установленный срок
относятся чрезвычайные, объективно непредотвратимые обстоятельства и другие
непредвиденные, непреодолимые препятствия, находящиеся вне контроля должника.
Доказательств
наличия чрезвычайных и непреодолимых обстоятельств, исключающих возможность
выполнения министерством решения суда, а также свидетельствующих о том, что
должник осуществил все зависящие от него меры по недопущению нарушения, в
материалах дела не имеется.
Возложенная на
должника обязанность по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей, жилыми помещениями не ставится в зависимость от наличия
или отсутствия достаточного финансирования средств либо иных условий.
Взаимодействие
должника с различными органами власти о потребности в жилых помещениях для
указанной выше категории граждан не может расцениваться как принятие достаточных
и полных мер к исполнению требования судебного пристава-исполнителя по данному
конкретному исполнительному производству, не свидетельствует о направлении
запроса о выделении бюджетных ассигнований в целях исполнения рассматриваемого
исполнительного документа, с соблюдением установленных порядка и сроков
составления бюджета.
При этом следует
учесть, что длительное неисполнение судебного решения противоречит интересам
взыскателя, который относится к наиболее уязвимому слою населения и приводит к
нарушению его прав, в том числе права на эффективную судебную защиту.
Иные доводы жалобы
также не опровергают установленных по данному делу обстоятельств и не влекут
отмену состоявшегося по делу судебного решения.
При назначении
наказания требования ст. 4.1 КоАП РФ соблюдены, наказание назначено в
соответствии с санкцией ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ в минимальном размере.
Руководствуясь ст.
ст. 30.1 - 30.9 КоАП РФ,
р е ш и л:
решение судьи
Засвияжского районного суда города Ульяновска от 13 марта 2023 года оставить
без изменения, жалобу защитника Министерства жилищно-коммунального хозяйства и
строительства Ульяновской области Дёмина Дмитрия Николаевича – без
удовлетворения.
Решение суда
вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в Шестой
кассационный суд общей юрисдикции (город Самара).
Судья
Ю.М. Жаднов