Дело № 3а-205/2023
73OS0000-01-2023-000093-72
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
29 мая 2023 года
г.Ульяновск
Ульяновский
областной суд в составе:
судьи Трифоновой
Т.П.,
при секретаре
Шапошниковой М.В.,
рассмотрев в
открытом судебном заседании дело по
административному исковому заявлению Блиновой Екатерины Александровны к
Министерству строительства и архитектуры Ульяновской области, Министерству
финансов Ульяновской области о присуждении компенсации за нарушение права на
исполнение судебного акта в разумный срок,
У С Т А Н О В И Л:
Блинова Е.А.
обратилась в суд с административным исковым заявлением о присуждении
компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок.
В обоснование заявленных требований указала,
что решением Барышского городского суда Ульяновской области от 17 ноября 2016
года по делу № *** на Министерство
строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области
была возложена обязанность предоставить
ей жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения.
После вступления решения суда в законную силу
оно было предъявлено к исполнению, однако до настоящего времени не исполнено.
Судебным решением Ульяновского областного
суда от 29 сентября 2020 года по делу № *** ввиду длительного неисполнения
решения суда ей была присуждена компенсация за нарушение права на исполнение
судебного акта в разумный срок.
Учитывая длительное неисполнение решения
суда, Блинова Е.А. просила присудить ей компенсацию за нарушение права на
исполнение судебного акта в разумный срок в размере 200 000 руб.
Судом к участию в деле в качестве
административного ответчика была привлечена
Ульяновская область в лице Министерства финансов Ульяновской области, в
качестве заинтересованного лица Управление Федеральной службы исполнения
наказания по Ульяновской области.
В судебном заседании представитель Блиновой
Е.А. - Сотников И.А. заявленные требования поддержал по основаниям, изложенным
в административном иске.
Остальные участники процесса в судебное
заседание не явились, будучи надлежащим образом извещенными о месте и времени
рассмотрения дела.
С учетом положений статьи 150 Кодекса
административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) суд
определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Представитель Министерства финансов
Ульяновской области в письменном отзыве
на иск не считает себя надлежащим ответчиком по делу, поскольку судебный акт,
на неисполнение которого указывает истец, не предусматривает обращение
взыскания на средства бюджетов бюджетной системы РФ, а возлагает исполнение
решения на орган государственной власти субъекта – Министерство.
Считает размер компенсации завышенным, не
отвечающим требованиям разумности и справедливости.
Кроме того указывает, что нарушение
установленных законодательством РФ сроков исполнения судебного акта само по себе не означает
нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок.
Указывает на то, что Министерство систематически
проводит работу по приобретению в государственную собственность Ульяновской
области благоустроенного жилья для детей-сирот посредством проведения
электронных торгов.
В целях финансовой поддержки детей-сирот,
временно не получивших жилые помещения, в соответствии с Постановлением
Правительства Ульяновской области от 14 октября 2014 года № 466-П «О
предоставлении ежемесячной денежной компенсации расходов на наём (поднаем)
жилого помещения детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а
также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей на территории Ульяновской
области» определена сумма ежемесячной денежной компенсации в размере 5 тысяч
руб.
В Законе Ульяновской области от 8 декабря
2022 года № 119-ЗО «Об областном бюджете Ульяновской области на 2023 год и на
плановый период 2024 и 2025 годов» предусмотрены средства в целях
предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения
родителей, лицам из их числа по договорам специализированных жилых помещений.
Кроме того, указывает, что согласно части 2
статьи 83 Бюджетного кодекса РФ выделение бюджетных ассигнований на принятие
новых видов расходных обязательств или увеличение бюджетных ассигнований на
исполнение существующих видов расходных обязательств может осуществляться
только с начала очередного финансового года при условии включения
соответствующих бюджетных ассигнований в закон (решение) о бюджете либо в
текущем финансовом году после внесения соответствующих изменении в закон
(решение) о бюджете при наличии соответствующих источников дополнительных
поступлений в бюджет и (или) при сокращении бюджетных ассигнований по отдельным
статьям расходов бюджета.
Министерство строительства и архитектуры
Ульяновской области в письменном отзыве на иск указывает на то, что БЛинова
(Гришина) Е.А. включена в список детей-сирот, оставшихся без попечения
родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного
государственного жилищного фонда Ульяновской области, с правом на
предоставление жилого помещения в г.Ульяновске Ульяновской области.
23 октября 2014 года Блинова (Гришина) Е.А.
включена в Список с правом предоставления жилого помещения.
4 декабря 2014 года Блинова (Гришина) Е.А.
обратилась в Министерство с заявлением о предоставлении жилого помещения,
которое было зарегистрировано за номером 71.
В настоящее время номер Блиновой (Гришиной)
Е.А. в реестре на предоставление жилья – 12.
До 1 апреля 2022 года функции по обеспечению
жилье детей-сирот были возложены на Министерство строительства и архитектуры
Ульяновской области. Минстрой Ульяновской области являлся исполнительным
органом государственной власти и все денежные средства, находящиеся в
распоряжении Министерства, имели целевой характер и использовались в
соответствии с утвержденной «Ведомственной структурой расходов бюджета
Ульяновской области»
Министерством систематически проводилась
работа по приобретению в государственную собственность Ульяновской области
благоустроенного жилья для детей-сирот посредством проведения электронных
торгов. Вместе с тем доводимые до
Министерства лимиты бюджетных средств не позволяли закрывать потребность по обеспечению жильем детей-сирот, что в свою
очередь привело к образованию большой очередности среди данной категории
граждан.
В соответствии с п. 2.2 Указа Губернатора
Ульяновской области от 10 декабря 2021 г. № 118 «О мерах по совершенствованию
деятельности исполнительных органов государственной власти Ульяновской области»
с 1 апреля 2022 года образовано Министерство жилищно-коммунального хозяйства и
строительства Ульяновской области, которому переданы функции Министерства
строительства и архитектуры Ульяновской области по приобретению и
предоставлению жилых помещений специализированного государственного жилищного
фонда Ульяновской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей, лиц из числа детей –сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей.
Министерство не является организацией,
которая самостоятельно, за счет внутренних резервов может исполнить решение
суда, в связи с чем для надлежащего исполнения решения суда Министерству
необходимо заключить государственный контракт на приобретение жилых помещений
специализированного государственного жилищного фонда.
В настоящее время проводится работа по
повышению качества реализации установленных федеральным законодательством
дополнительных гарантий жилищных прав детей-сирот, а также по увеличению
бюджетного финансирования мероприятий по обеспечению жильем данной категории
граждан.
В целях финансовой поддержки детей-сирот,
временно не получивших жилые помещения, в соответствии с Постановлением
Правительства Ульяновской области от 14 октября 2014 года № 466-П «О
предоставлении ежемесячной денежной компенсации расходов на наём (поднаем)
жилого помещения детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а
также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей на территории Ульяновской
области» определена сумма ежемесячной денежной компенсации в размере 5 тысяч
руб.
Считает завышенным заявленный истцом размер
компенсации.
Полагает, что компенсация подлежит взысканию
с Ульяновской области в лице Министерства финансов Ульяновской области.
Заслушав пояснения представителя истца - Сотникова И.А.,
исследовав материалы дела, обозрев
материалы гражданского дела Барышского городского суда Ульяновской области № ***,
материалы административного дела Ульяновского областного суда № ***,
исполнительное производство № ***, суд приходит к следующему.
В соответствии с частями 1-3 статьи 1
Федерального закона от 30 апреля 2010 года № 68-ФЗ «О компенсации за нарушение
права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного
акта в разумный срок» (далее – Федеральный закон № 68-ФЗ) граждане Российской
Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства, российские, иностранные
и международные организации, являющиеся в судебном процессе сторонами или
заявляющими самостоятельные требования относительно предмета спора третьими
лицами, взыскатели, должники при нарушении права на исполнение в разумный срок
судебного акта, предусматривающего обращение взыскания на средства бюджетов
бюджетной системы Российской Федерации, либо судебного акта, возлагающего на
федеральные органы государственной власти, органы государственной власти
субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные органы и
организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными
полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих
обязанность исполнить иные требования имущественного характера и (или)
требования неимущественного характера, могут обратиться в суд с заявлением о
присуждении компенсации за такое нарушение в порядке, установленном настоящим
Федеральным законом и процессуальным законодательством Российской Федерации.
Компенсация за нарушение права на исполнение
судебного акта в разумный срок присуждается в случае, если такое нарушение
имело место по причинам, не зависящим от лица, обратившегося с заявлением о
присуждении компенсации, за исключением чрезвычайных и непредотвратимых при
данных условиях обстоятельств (непреодолимой силы). При этом нарушение
установленных законодательством Российской Федерации сроков исполнения судебного
акта само по себе не означает нарушения права на исполнение судебного акта в
разумный срок.
Присуждение компенсации за нарушение права на
исполнение судебного акта в разумный срок не зависит от наличия либо отсутствия
вины суда, органов, на которые возложены обязанности по исполнению судебных
актов, иных государственных органов, органов местного самоуправления и их
должностных лиц.
Согласно части 1 статьи 2 данного
Федерального закона компенсация за нарушение права на исполнение судебного акта
в разумный срок присуждается судом в денежной форме.
В силу части 8 статьи 3 указанного
Федерального закона, части 4 статьи 250 КАС РФ заявление о присуждении
компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок
может быть подано в суд до окончания производства по исполнению судебного акта,
предусматривающего обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы
Российской Федерации, или производства по принудительному исполнению судебного
акта, возлагающего на органы местного самоуправления обязанность исполнить иные
требования имущественного характера и (или) требования неимущественного
характера, но не ранее чем через шесть месяцев со дня истечения срока,
установленного федеральным законом для исполнения судебного акта, или не позднее
чем через шесть месяцев со дня окончания производства по исполнению судебного
акта.
В соответствии с частью 1 статьи 10 КАС РФ,
частью 1 статьи 6.1 ГПК РФ исполнение судебных актов осуществляется в разумные
сроки.
Как разъяснено в пункте 55 постановления
Пленума Верховного Суда РФ от 29 марта 2016 года № 11 «О некоторых вопросах,
возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права
на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в
разумный срок» при исчислении общей продолжительности исполнения судебного акта
учитывается период со дня поступления в суд ходатайства (просьбы) лица, в
пользу которого принят судебный акт, взыскателя о направлении исполнительного
листа и приложенных к нему документов, предусмотренных пунктом 2 статьи 242.1
БК РФ или Законом об исполнительном производстве, в орган, организацию или
должностному лицу, на которые возложены обязанности по исполнению судебных
актов, либо со дня поступления от такого лица исполнительного листа и указанных
документов в орган, организацию или должностному лицу, на которые возложены
обязанности по исполнению судебных актов, до момента окончания производства по
исполнению судебного акта (часть 5 статьи 353 КАС РФ, части 1 и 3 статьи 428
ГПК РФ, пункт 6 статьи 242.2, пункт 8 статьи 242.3, пункт 7 статьи 242.4, пункт
7 статьи 242.5 БК РФ).
В силу разъяснений, данных в пункте 46
названного постановления Пленума Верховного Суда РФ, действия органов,
организаций или должностных лиц, на которых возложены обязанности по исполнению
судебного акта, признаются достаточными и эффективными, если они производятся в
целях своевременного исполнения такого акта.
При этом необходимо учитывать, в частности,
своевременность выдачи надлежащим образом оформленного исполнительного
документа, направления его и документов, предусмотренных статьей 242.1 БК РФ
или Законом об исполнительном производстве, судом или взыскателем в орган,
организацию или должностному лицу, на которых возложены обязанности по исполнению
судебных актов, а также выяснять, не вызвана ли задержка в выдаче или
направлении исполнительного документа поведением заявителя, например путем
непредставления им реквизитов банковского счета (часть 5 статьи 253 КАС РФ,
пункт 13 статьи 242.3, пункт 12 статьи 242.4, пункт 12 статьи 242.5 БК РФ).
Судом установлено, что решением Барышского
городского суда Ульяновской области от 17 ноября 2016 года по гражданскому делу № *** удовлетворены
исковые требования прокурора Барышского района Ульяновской области,
действовавшего в интересах Гришиной Е.А. (после регистрации брака – Блинова) -
на Министерство промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса
и транспорта Ульяновской области (далее – Министерство) возложена обязанность
обеспечить Гришину Е.А.
специализированным благоустроенным
жилым помещением
специализированного жилищного фонда по
договору найма специализированного жилого помещения, расположенным в г.Барыше.
Решение суда вступило в законную силу 7
февраля 2017 года.
22 февраля 2017 года исполнительный лист по
данному решению был направлен прокурору Барышского района Ульяновской области
для дальнейшего предъявления к исполнению.
1 марта 2017 года исполнительный лист был
направлен прокурором Барышского района Ульяновской области в ОСП по Ленинскому району г.Ульяновска для
возбуждения исполнительного производства.
9 марта 2017 года в МОСП по исполнению особых исполнительных
производств УФССП России по Ульяновской области было возбуждено исполнительное
производство.
В рамках данного исполнительного производства
судебным приставом-исполнителем в отношении должника неоднократно выносились
требования об исполнении судебного решения, устанавливались новые сроки
исполнения, с должника взыскан исполнительский сбор, должник неоднократно
привлекался к административной ответственности по части 1 статьи 17.15 Кодекса
Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании Постановления Правительства
Ульяновской области № 25/557-П от 16 ноября 2018 года полномочия в рамках
обеспечения детей-сирот благоустроенными жилыми помещениями специализированного
жилого фонда по договору найма специализированного жилого помещения с 1 января
2019 года осуществляет Министерство строительства и архитектуры Ульяновской
области.
Определением Барышского городского суда
Ульяновской области от 15 апреля 2019 года произведена замена должника в
исполнительном производстве с Министерства промышленности, строительства,
жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области на Министерство строительства и архитектуры Ульяновской
области.
До настоящего времени решение суда должником
не исполнено.
Ранее решением Ульяновского областного суда
от 29 сентября 2020 года по делу № *** в пользу Гришиной (после регистрации
брака Блинова) Е.А. была взыскана компенсация за нарушение права на исполнение
судебного акта в разумный срок.
В абзацах 1,
3 пункта 39
Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 марта 2016 г. № 11 «О некоторых
вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за
нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение
судебного акта в разумный срок» разъяснено, что принятие решения по делу о
компенсации не препятствует обращению вновь в суд с заявлением о компенсации,
если основанием для его подачи будут являться другие фактические
обстоятельства, связанные с иным периодом длительного рассмотрения дела,
исполнения судебного акта, осуществления уголовного преследования. При этом
обстоятельства, ранее исследованные судом по первоначальному требованию о
присуждении компенсации, не доказываются и не могут оспариваться в другом
аналогичном деле, в котором участвует тот же заявитель, административный истец.
Вместе с тем общая суммарная продолжительность судопроизводства по делу или
исполнения судебного акта в целом может оцениваться судом в аспекте
длительности судопроизводства или исполнения судебного акта и его значимости
для заявителя.
В данном случае судом оценивается период
неисполнения решения суда с 30 сентября 2020 года по 29 мая 2023 года.
В указанный период времени судебным
приставом-исполнителем в отношении должника неоднократно выносились требования
об исполнении судебного решения, устанавливались новые сроки исполнения,
должник привлекался к административной ответственности. Вместе с тем решение
суда до настоящего времени не исполнено.
Определением Барышского городского суда
Ульяновской области от 11 мая 2022 года
произведена замена должника – Министерства строительства и архитектуры
Ульяновской области на Министерство жилищно-коммунального хозяйства и
строительства Ульяновской области.
Период неисполнения решения суда со дня,
следующего за днем принятия Ульяновским областным судом решения о присуждении
компенсации, до дня рассмотрения настоящего дела составляет 2 года 8 месяцев.
С административным исковым заявлением о
присуждении компенсации Блинова Е.А.
обратилась в суд 17 апреля 2023 года, т.е. в установленный частью 8
статьи 3 Федерального закона № 68-ФЗ и частью 4 статьи 250 КАС РФ срок.
Принимая во внимание изложенные
обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что указанный выше срок исполнения
судебного решения нельзя признать разумным.
Приведенные Министерством финансов
Ульяновской области и Министерством строительства и архитектуры Ульяновской
области в качестве причин, препятствующих исполнению решения суда,
обстоятельства свидетельствуют о том, что должником принимались определенные
меры по исполнению решения суда, однако эти действия нельзя признать
своевременными, достаточными и эффективными.
При таких обстоятельствах Блинова Е.А. имеет
право на присуждение компенсации за нарушение права на исполнение судебного
акта в разумный срок.
В соответствии с пунктом 5 части 9 статьи 3
Федерального закона № 68-ФЗ при рассмотрении судом заявления о присуждении
компенсации за нарушение права на исполнение в разумный срок судебного акта,
возлагающего на федеральные органы государственной власти, органы
государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного
самоуправления, иные органы и организации, наделенные отдельными
государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц,
государственных и муниципальных служащих обязанность исполнить иные требования
имущественного характера и (или) требования неимущественного характера,
интересы Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального
образования представляют соответствующий финансовый орган и главный
распорядитель средств соответствующего бюджета.
Согласно пункту 3 части 2 статьи 5 данного
Федерального закона судебное решение о присуждении компенсации за нарушение
права на исполнение в разумный срок судебного акта, предусматривающего
обращение взыскания на средства бюджета субъекта Российской Федерации или местного
бюджета, либо судебного акта, возлагающего на органы государственной власти
субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные органы и
организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными
полномочиями субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления,
должностных лиц, государственных служащих органов государственной власти
субъектов Российской Федерации и муниципальных служащих обязанность исполнить
иные требования имущественного характера и (или) требования неимущественного
характера, исполняется соответствующим финансовым органом.
Как разъяснено в пункте 63 постановления
Пленума Верховного Суда РФ от 29 марта
2016 года № 11 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о
присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок
или права на исполнение судебного акта в разумный срок», в резолютивной части
решения о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в
разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок
указывается на взыскание денежных средств с соответствующего публично-правового
образования в лице соответствующего финансового органа за счет средств
соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации.
Следовательно, компенсация за нарушение права
на исполнение в разумный срок судебного акта должна быть взыскана с Ульяновской
области в лице Министерства финансов Ульяновской области за счет средств
бюджета Ульяновской области.
При определении размера компенсации, суд учитывает
положения части 2 статьи 2 Федерального закона № 68-ФЗ, в соответствии с
которой размер компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в
разумный срок определяется судом исходя из требований заявителя, обстоятельств
дела, по которому было допущено нарушение, продолжительности нарушения и
значимости его последствий для заявителя, а также с учетом принципов
разумности, справедливости.
Учитывая обстоятельства дела,
продолжительность срока исполнения судебного акта, значимость его последствий
для взыскателя, суд считает возможным присудить Блиновой Е.А. компенсацию за нарушение права на исполнение
судебного акта в разумный срок в размере 45 000 руб., которая подлежит
зачислению на расчетный счет административного истца.
В силу части 4 статьи 4 Федерального закона №
68-ФЗ, части 3 статьи 259 КАС РФ решение суда в части присуждения компенсации
подлежит немедленному исполнению.
На основании ч. 1 ст. 111 КАС РФ в пользу
истца подлежат взысканию расходы по госпошлине в сумме 300 руб.
Руководствуясь статьями 175-180, 259 Кодекса
административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
административное исковое заявление Блиновой
Екатерины Александровны удовлетворить частично.
Взыскать с Ульяновской области в лице
Министерства финансов Ульяновской области за счет средств бюджета Ульяновской
области в пользу Блиновой Екатерины Александровны компенсацию за нарушение
права на исполнение судебного акта в
разумный срок в размере 45 000 рублей, расходы по оплате госпошлины 300
руб.
В удовлетворении остальной части заявленных
требований Блиновой Екатерины Александровны отказать.
Решение подлежит исполнению Министерством
финансов Ульяновской области за счет средств бюджета Ульяновской области.
Решение суда в части присуждения компенсации
подлежит немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано в Четвертый
апелляционный суд общей юрисдикции через Ульяновский областной суд в течение
месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья
Трифонова Т.П.
Решение в
окончательной форме изготовлено 30 мая 2023 года.