Судебный акт
Об обеспечении медицинскими изделиями
Документ от 23.05.2023, опубликован на сайте 31.05.2023 под номером 106248, 2-я гражданская, о возложении обязанности выписывать льготные рецепты, обеспечении медицинскими изделиями, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ  ОБЛАСТНОЙ  СУД

 

73RS0001-01-2022-007861-51

Судья Анциферова Н.Л.                                                                      Дело № 33-2148/2023

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е  О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                           23 мая 2023 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Мирясовой Н.Г.,

судей Богомолова С.В., Герасимовой Е.Н.,

при секретаре Котельниковой С.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства здравоохранения Ульяновской области на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 16 января 2023 года по гражданскому делу  № 2-96/2023, по которому постановлено:

 

исковые требования прокурора Ленинского района г.Ульяновска, действующего в интересах несовершеннолетнего К*** Е*** Е***, к Министерству здравоохранения Ульяновской области, государственному учреждению здравоохранению «Детская городская клиническая больница города Ульяновска» о возложении обязанности выписывать рецепты и обеспечить медицинскими  изделиями удовлетворить.

Обязать государственное учреждение здравоохранения «Детская городская клиническая больница города Ульяновска» выписывать К*** Е*** Е***, ***.2006 года рождения, льготные рецепты на медицинские изделия производства ООО «М***» *** и резервуар для М*** ***, *** «***» в количестве, рекомендованном уполномоченной организацией.

Обязать Министерство здравоохранения Ульяновской области обеспечить К*** Е*** Е***, ***2006 года рождения, медицинскими изделиями производства ООО «М***» *** и резервуар для М*** до отмены назначения расходных материалов, *** в количестве, рекомендованном уполномоченной организацией.

 

Заслушав доклад судьи Богомолова С.В., объяснения законного представителя Колесеня Е.Е. – Колесень Ю.В. и заключение прокурора Макейкиной Е.В., полагавших решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

прокурор Ленинского района г. Ульяновска, действующий в интересах несовершеннолетнего К*** Е.Е., обратился в суд с иском к Министерству здравоохранения Ульяновской области, государственному учреждению здравоохранению «Детская городская клиническая больница города Ульяновска» (далее – ГУЗ «ДГКБ г.Ульяновска») о возложении обязанности выписывать рецепты и обеспечить медицинскими  изделиями. В обоснование исковых требований указал, что прокуратурой Ленинского района г.Ульяновска проведена проверка по обращению Колесень Ю.В., действующей в интересах ребенка-инвалида К*** Е.Е., ***2006 года рождения, страдающего *** заболеванием.

В ходе проведенной проверки установлено, что несовершеннолетний К*** Е.Е. является ребенком-инвалидом. Выставлен диагноз: ***.

Согласно заключению Университетской клинической больницы № 1 им. С.М. Миротворцева ФГБОУ ВО «Саратовский государственный медицинский университет им. В.И. Разумовского», учитывая течение *** ***, для достижения целевых значений гликемии К*** Е.Е. был переведен на ***.

Медицинским учреждением К*** Е.Е. для постоянного использования выдана инсулиновая помпа M***.

В региональной медицинской информационной системе с июня 2022 года отсутствует возможность выписывать инфузионный набор M*** и резервуары для М*** (3 мл). Согласно распределению расходных материалов к инсулиновым помпам наборы инфузионные стерильные для одноразового использования с принадлежностями, длина иглы 6 мм/ длина катетера 50 см № 10, вариант исполнение *** и набор стерильных резервуаров ***.

Согласно информационному письму ООО «М***» инсулиновая помпа «M***» не подтверждает совместимость с медицинскими изделиями сторонних производителей, в частности с «Н***».

До настоящего времени Министерством здравоохранения Ульяновской области меры, направленные на обеспечение К*** Е.Е. медицинскими изделиями производства М*** не приняты.

Кроме того, несовершеннолетнему К*** Е.Е. рекомендован самоконтроль гликемии непрерывного суточного мониторирования, в частности устройством «E***», что следует из выписных эпикризов выписок из истории болезни ГУЗ «Ульяновская областная детская клиническая больница им. политического и общественного деятеля Ю.Ф. Горяева».

Контроль гликемии с помощью «E***» признан врачами достаточным, противопоказаний для его использования не выявлено.

До настоящего времени Министерством здравоохранения Ульяновской области меры, направленные на обеспечение К*** Е.Е. системой непрерывного мониторирования гликемии не приняты.

Льготные рецепты на получение указанной системой непрерывного мониторирования гликемии ГУЗ «ДГКБ г.Ульяновска» не выписываются.

Отсутствие решения врачебной комиссии, в данном случае, не может умалять права ребенка-инвалида с диагнозом «***», на бесплатное обеспечение вышеуказанными необходимыми медицинским изделиями.

Просил обязать ГУЗ «ДГКБ г.Ульяновска» выписывать К*** Е.Е., ***2006 года рождения, льготные рецепты на медицинские изделия производства ООО «М***» инфузионный набор *** и резервуар для М*** систему непрерывного мониторирования гликемии «E***» в количестве, рекомендованном уполномоченной организацией; обязать Министерство здравоохранения Ульяновской области обеспечить К*** Е.Е., ***.2006 года рождения, медицинскими изделиями производства ООО «М***» инфузионный набор M*** и резервуар для М*** до отмены назначения расходных материалов, систему непрерывного мониторирования гликемии «E***» в количестве, рекомендованном уполномоченной организацией.

Судом к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены ГУ «Ульяновская государственная аптека», ГУ УКБ № 1 им. С.М. Миротворцева ФГБОУ ВО Саратовский ГМУ им. В.И. Разумовского Минздрава России.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд постановил приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Министерство здравоохранения Ульяновской области просит отменить решение суда, принять новое решение.

Обращает внимание, что Министерством с целью обеспечения истца льготными медицинскими изделиями проводились все необходимые и возможные мероприятия по организации закупок в соответствии с действующим законодательством о контрактной системе.

Согласно сведениям из журнала учета отказов от синонимов истец отказался от предложенных ему в аптечном пункте препаратов. Вариант расходных медицинских изделий, от которых отказывается истец, является полностью соответствующим и имеет сертификаты соответствия

В нарушение действующего антимонопольного законодательства, выбор товара ООО «М***» представляется условием, ограничивающим экономическое развитие рынка медицинских изделий в Российской Федерации.

Услуга по обеспечению расходными материалами к инсулиновой помпе не предусмотрена. Таким образом, ежемесячное обеспечение расходными материалами к инсулиновой помпе за счет средств обязательного медицинского страхования не осуществляется.

Отмечает, что действующим законодательством предусмотрено право истца на льготное обеспечение лекарственными препаратами. Однако средства на осуществление закупок и организацию обеспечения граждан льготными медицинскими изделиями носят целевой характер, который предусмотрен благодаря распределению бюджетных средств под конкретную цель, Соответственно возмещение денежных средств, израсходованных на приобретение указанных лекарственных средств, приведет к нарушению бюджетного законодательства и привлечению должностных лиц, допустивших закупку нельготного изделия, к административной ответственности.

Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей ответчиков и третьих лиц, извещенных о времени и месте судебного разбирательства судом апелляционной инстанции надлежащим образом.

В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Как установлено судом и следует из материалов дела, К*** Е.Е., ***.2006 года рождения, является ребёнком-инвалидом, страдает ***, в связи с данным заболеванием наблюдается в ГУЗ «ДГКБ г. Ульяновска».

Согласно заключению консилиума врачей Университетской клинической больницы № 1 им. С.М. Миротворцева ФГБОУ ВО «Саратовский государственный медицинский университет им. В.И. Разумовского» К*** Е.Е. был переведен на ***. Медицинским учреждением К*** Е.Е. для постоянного использования выдана и установлена инсулиновая помпа M*** Также рекомендованы расходные материалы: *** (л.д. 157-162).

Согласно протоколу № *** внеочередного заседания врачебной подкомиссии детской поликлиники № 1 ГУЗ «ДГКБ г. Ульяновска» по экспертизе льготного обеспечения медицинскими изделиями от 07.11.2022, учитывая нестабильное течение заболевания, высокую вариабельность гликемии, высокий риск развития гипогликемии, выраженное снижение качества жизни, высокий риск развития сосудистых осложнений, пациенту назначена система непрерывного мониторирования глюкозы (система флеш-мониторинга глюкозы E*** крови заявки на 2023 год – 12,2 упаковки в год) (л.д. 35-36).

С 16.12.2021 по настоящее время необходимые расходные материалы к помпе законный представитель ребенка не получала, при этом ей было предложено получить по рецептам медицинские изделия ***. Законный представитель отказалась от получения данных медицинских изделий, так как при выписке из федерального центра был выдан гарантийный талон на помпу, где указано на использование *** только М***.

Ссылаясь на то, что ребенок-инвалид не обеспечен бесплатно медицинскими указанными изделиями, прокурор обратился в суд с настоящим иском.

Разрешая спор, суд первой инстанции правильно установил фактические обстоятельства дела, закон, подлежащий применению к спорным правоотношениям, руководствуясь которым, пришел к верному выводу об удовлетворении иска.

Вывод суда мотивирован, оснований не соглашаться с ним судебная коллегия не усматривает.

Согласно части 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений (часть 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации).

Таким образом, здоровье как неотъемлемое и неотчуждаемое благо, принадлежащее человеку от рождения и охраняемое государством, Конституция Российской Федерации относит к числу конституционно значимых ценностей, гарантируя каждому право на охрану здоровья, медицинскую и социальную помощь.

Базовым нормативным правовым актом, регулирующим отношения в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, является Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее также - Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

В силу статьи 4 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» охрана здоровья в Российской Федерации основывается на ряде принципов, в числе которых соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья.

Источниками финансового обеспечения в сфере охраны здоровья являются средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, средства обязательного медицинского страхования, средства организаций и граждан, средства, поступившие от физических и юридических лиц, в том числе добровольные пожертвования, и иные не запрещенные законодательством Российской Федерации источники (статья 82 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

К числу прав граждан в сфере охраны здоровья относится, в том числе, право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования (часть 2 статьи 19 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

Статьей 29 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» определены способы обеспечения охраны здоровья граждан. В частности, организация охраны здоровья осуществляется путем обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 5 части 1 статьи 29 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

Медицинскими изделиями являются любые инструменты, аппараты, приборы, оборудование, материалы и прочие изделия, применяемые в медицинских целях отдельно или в сочетании между собой, а также вместе с другими принадлежностями, необходимыми для применения указанных изделий по назначению, включая специальное программное обеспечение, и предназначенные производителем для профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации заболеваний, мониторинга состояния организма человека, проведения медицинских исследований, восстановления, замещения, изменения анатомической структуры или физиологических функций организма, предотвращения или прерывания беременности, функциональное назначение которых не реализуется путем фармакологического, иммунологического, генетического или метаболического воздействия на организм человека. Медицинские изделия могут признаваться взаимозаменяемыми, если они сравнимы по функциональному назначению, качественным и техническим характеристикам и способны заменить друг друга (часть 1 статьи 38 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

Согласно части 1 статьи 43 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями, и гражданам, страдающим заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, оказывается медицинская помощь и обеспечивается диспансерное наблюдение в соответствующих медицинских организациях.

Перечень социально значимых заболеваний и перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утверждается Правительством Российской Федерации исходя из высокого уровня первичной инвалидности и смертности населения, снижения продолжительности жизни заболевших (часть 2 статьи 43 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 №715 утверждены Перечень социально значимых заболеваний и Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих. В Перечень социально значимых заболеваний включен, в том числе, сахарный диабет (коды заболеваний по международной классификации болезней (МКБ-10) Е10-Е14).

В силу пункта 8 статьи 6.1 Федерального закона от 17.07.1999 №178-ФЗ «О государственной социальной помощи» право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг имеют инвалиды, дети-инвалиды.

В соответствии с частью 1 статьи 6.2 указанного Федерального закона в состав предоставляемого гражданам из числа категорий, указанных в статье 6.1 данного Федерального закона, набора социальных услуг включается в том числе: обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.

Пунктом 35 Порядка назначения лекарственных препаратов, утвержденного приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 24.11.2021 №1094н, установлено, что при оказании первичной медико-санитарной помощи назначение медицинским работником на основе клинических рекомендаций и с учетом стандартов медицинской помощи лекарственных препаратов, отпускаемых бесплатно или со скидкой, гражданам, имеющим право на обеспечение лекарственными препаратами за счет средств бюджетных ассигнований федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации, осуществляется на рецептурном бланке № 148-1/у-04(л).

В соответствии с пунктом 36 указанного выше Порядка право назначать лекарственные препараты гражданам, имеющим право на бесплатное получение лекарственных препаратов или получение лекарственных препаратов со скидкой, также имеют медицинские работники медицинских организаций, оказывающих первичную медико-санитарную помощь, подведомственных федеральным органам исполнительной власти или органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Из приведенных норм закона следует, что обеспечение лекарственными препаратами и медицинскими изделиями осуществляется на основании рецептов лечащего врача.

В силу прямого указания приведенных выше положений закона ребенок-инвалид, страдающий заболеванием «***», подлежит бесплатному обеспечению необходимыми средствами диагностики по рецептам лечащего врача.

Нуждаемость несовершеннолетнего К*** Е.Е. в спорных медицинских изделиях подтверждена указанными выше медицинскими комиссионными заключениями.

Инфузионные наборы к инсулиновой помпе и резервуары к инсулиновой помпе  включены в Перечень медицинских изделий, отпускаемых по рецептам на медицинские изделия при предоставлении набора социальных услуг, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.12.2018 № 3053-р.

С учетом изложенного суд первой инстанции правомерно возложил на ответчиков обязанность по обеспечению К*** Е.Е. медицинскими изделиями.

Доводы жалобы о том, что истец не может быть обеспечен спорными медицинскими изделиями, так как отказался от получения аналогов, не могут быть приняты во внимание и служить поводом для отмены судебного решения.

Частью 3 статьи 38 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» установлено, что обращение медицинских изделий включает в себя технические испытания, токсикологические исследования, клинические испытания, экспертизу качества, эффективности и безопасности медицинских изделий, их государственную регистрацию, производство, изготовление, ввоз на территорию Российской Федерации, вывоз с территории Российской Федерации, подтверждение соответствия, хранение, транспортировку, реализацию, монтаж, наладку, применение, эксплуатацию, в том числе техническое обслуживание, предусмотренное нормативной, технической и (или) эксплуатационной документацией производителя (изготовителя), а также ремонт, утилизацию или уничтожение. Производитель (изготовитель) медицинского изделия разрабатывает техническую и (или) эксплуатационную документацию, в соответствии с которой осуществляются производство, изготовление, хранение, транспортировка, монтаж, наладка, применение, эксплуатация, в том числе техническое обслуживание, а также ремонт, утилизация или уничтожение медицинского изделия. Требования к содержанию технической и эксплуатационной документации производителя (изготовителя) медицинского изделия устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Согласно части 11 статьи 38 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» в государственный реестр медицинских изделий и организаций (индивидуальных предпринимателей), осуществляющих производство и изготовление медицинских изделий, вносятся следующие сведения: наименование медицинского изделия; дата государственной регистрации медицинского изделия и его регистрационный номер, срок действия регистрационного удостоверения; назначение медицинского изделия, установленное производителем; вид медицинского изделия; класс потенциального риска применения медицинского изделия; код Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности;  наименование и место нахождения юридического лица - уполномоченного представителя производителя (изготовителя) медицинского изделия или фамилия, имя и (если имеется) отчество, место жительства индивидуального предпринимателя - уполномоченного представителя производителя (изготовителя) медицинского изделия; наименование и место нахождения организации - производителя (изготовителя) медицинского изделия или фамилия, имя и (если имеется) отчество, место жительства индивидуального предпринимателя - производителя (изготовителя) медицинского изделия; адрес места производства или изготовления медицинского изделия; сведения о взаимозаменяемых медицинских изделиях; иные сведения, определяемые Правительством Российской Федерации.

В письме Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения от 05.02.2016 № 09-С-571-1414 «Об обращении медицинских изделий» также обращено внимание на то, что возможность эксплуатации медицинского оборудования одного производителя с принадлежностями другого производителя определяется производителем медицинского оборудования. Совместное применение таких изделий без проведенных экспертиз на совместимость может привести к причинению вреда жизни, здоровью граждан и медицинских работников.

Согласно информационным письмам ООО «М***» данный производитель медицинских помп не подтверждает их совместимость с медицинскими изделиями сторонних производителей, в том числе с наборами инфузионными стерильными для одноразового использования с принадлежностями (регистрационное удостоверение №*** от 18.03.2019) производства «У***», Китай; и с набором стерильных резервуаров F*** (регистрационное удостоверение № *** от 18.03.2019) производства «У*** Китай, от которых отказался истец (л.д. 26, 27, 83, 84).

Инфузионные наборы компании «У***» Китай, никогда не проходили процесс валидации для совместного использования с инсулиновыми помпами производства «М*** США.

При использовании инфузионных наборов, резервуаров, сенсоров сторонних производителей с помпами M***, компания «М***» не может гарантировать исправность работы инсулиновых помп, а также не несет ответственность за возможные неблагоприятные события.

Таким образом, производитель медицинских помп не подтверждает их совместимость с расходными материалами других производителей.

Сведения о взаимозаменяемости медицинских изделий не внесены и в государственный реестр медицинских изделий и организаций, осуществляющих производство и изготовление медицинских изделий.

С учетом изложенного решение суда в части возложения на ответчиков обязанности по обеспечению К*** Е.Е. медицинскими изделиями, совместимыми с установленной у него помпой, следует признать правильным.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным доказательствам дана надлежащая правовая оценка.

Материальный и процессуальный закон применены судом верно.

Решение суда является правильным, отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 16 января 2023 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства здравоохранения Ульяновской области – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в течение трех месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации через Ленинский районный суд города Ульяновска.

 

Председательствующий

 

Судьи

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 29.05.2023.