Судебный акт
Об оспаривании НПА администрации г.Ульяновска
Документ от 17.05.2023, опубликован на сайте 08.06.2023 под номером 106222, 2-я гражданская, о признании решения незаконным, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

     У Л Ь Я Н О В С К И Й    О Б Л А С Т Н О Й   С У Д

 

73RS0001-01-2022-008539-54

 

Судья Фролов В.В.                                                                         Дело №33а-2145/2023

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ  ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

г. Ульяновск                                                                                             17 мая 2023 года

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Лифановой З.А.,                  

судей Васильевой Е.В., Смирновой Ю.В.,

при секретаре Каминской Ю.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу конкурсного управляющего общества с ограниченной ответственностью «Завод Трехсосенский» на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от       31 января 2023 года по делу №2а-487/2023, которым постановлено:

в удовлетворении административных исковых требований Общества с ограниченной ответственностью «Завод Трехсосенский» к администрации города Ульяновска о признании нормативного правового акта недействующим отказать.

Заслушав доклад судьи Лифановой З.А., пояснения представителей          ООО «Завод Трехсосенский» - Власенко В.Б., Власенко Г.Д., возражения прокурора Холодилиной Ю.О., представителя УМУП «Ульяновскводоканал» - Валеевой К.М., полагавших решение суда не подлежащим отмене, допросив свидетеля Кочетову С.В., судебная коллегия

 

установила:

 

Общество с ограниченной ответственностью «Завод Трехсосенский» (далее - ООО «Завод Трехсосенский») в лице конкурсного управляющего Косулина И.О. обратилось в суд с административным исковым заявлением к администрации города Ульяновска о признании нормативного правового акта недействующим.

В обоснование заявленных требований указало, что 02.10.2020 администрацией г.Ульяновска было принято постановление №1588 «Об установлении нормативов состава сточных вод для объектов абонентов организаций осуществляющих водоотведение с использованием централизованных систем водоотведения (канализации) муниципального образования «город Ульяновск». Данное постановление, обладающее всеми признаками нормативного акта (адресовано неопределенному кругу лиц, рассчитано на многократное применение, направлено на урегулирование отношений в сфере водоотведения, обязательно для исполнения) не соответствует положениям закона.

Оспариваемым постановлением были установлены ПДК (предельно допустимые концентрации) для веществ, в отношении которых Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 №644  «Об утверждении Правил холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты правительства Российской Федерации» не были предусмотрены ограничения. В отношении веществ, которые указаны в данном Постановлении Правительства РФ, администрацией города Ульяновска в оспариваемом постановлении необоснованно были ужесточены предельные допустимые концентрации загрязняющих веществ.

Кроме того, административным ответчиком не соблюден порядок, предусмотренный пунктами 171-177 Постановления Правительства РФ №644, при определении эффективности очистных сооружений. Информация о передаче администрации города Ульяновска нормативов допустимого сброса и показателей эффективности удаления загрязняющих веществ, которые были бы установлены и рассчитаны в соответствии с установленными нормами Постановления Правительства РФ №644, у ООО «Завод Трехсосенский» отсутствует.

При этом за период с 2017 года по 2020 год между                                            ООО «Завод Трехсосенский» и Ульяновским муниципальным унитарным предприятием «Ульяновскводоканал» (УМУП «Ульяновскводоканал») в договоре №22061 водоснабжения и водоотведения от 01.07.2017 были согласованы ПДК, которые содержат более высокие показатели концентрации загрязняющих веществ, чем указаны в оспариваемом постановлении, что в свою очередь доказывает возможность очистных сооружений по надлежащему очищению канализационных вод при более высокой концентрации ПДК.

Информация о расчете показателя эффективности удаления загрязняющего вещества очистными сооружениями у заявителя отсутствует. ООО «Завод Трехсосенский» является организацией, осуществляющей водоотведение с использованием централизованной системы водоотведения (канализации) правобережья города Ульяновска. Поскольку абонент обязан внести организации, осуществляющей водоотведение, плату за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод, если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения (канализации), содержат загрязняющие вещества, концентрация которых превышает установленные нормативы состава сточных вод, то неправомерное установление административным ответчиком оспариваемого нормативного правового акта с более жесткими ПДК загрязняющих веществ в канализационных стоках абонента организации, приводит к возникновению на стороне ООО «Завод Трехсосенский» убытков в виде оплаты необоснованно начисленной задолженности за превышение ПДК и нарушает права и законные интересы административного истца.

ООО «Завод Трехсосенский» просило признать недействующим постановление администрации города Ульяновска №1588 от 02.10.2020 полностью.

Судом к участию в деле привлечен прокурор Ленинского района г.Ульяновска, в качестве заинтересованных лиц – Ульяновское муниципальное унитарное предприятие водопроводно-канализационного хозяйства «Ульяновскводоканал», Министерство экономического развития и промышленности Ульяновской области, Министерство энергетики, жилищно-коммунального комплекса и городской среды Ульяновской области, Агентство по регулированию цен и тарифов Ульяновской области.          

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял вышеприведенное решение.

В апелляционной жалобе ООО «Завод Трехсосенский» не соглашается с решением суда, просит его отменить, административные исковые требования удовлетворить.

В обоснование жалобы указало, что судом в решении не дана оценка, не указаны основания непринятия довода административного истца относительно истечения срока действия нормативов (приказа №666 от 27.11.2017), на основании которых был произведен расчет ПДК, указанных в оспариваемом постановлении №1588. Считает, что судом не дана оценка доводам о незаконном установлении администрацией г.Ульяновска нормативов состава сточных вод по веществам, которые отсутствуют в соответствующем Приложении правил холодного водоснабжения и водоотведения (утвержденного Постановлением Правительства РФ №644 от 29.07.2013). Суд не дал оценки тому обстоятельству, что Приказ №666 от 27.11.2017 утратил свою силу 27.11.2022. Судом необоснованно отвергнут довод о неправильном расчете нормативов, указанных в постановлении №1588, со ссылкой на пояснения специалиста УМУП «Ульяновскводоканал», выступающего на стороне административного ответчика, объективно заинтересованного в исходе дела. Следовательно, его пояснения не могут обладать признаками абсолютной объективности. Отмечает, что контррасчет ООО «Завод Трехсосенский», подтверждающий неверность расчета УМУП «Ульяновскводоканал» при вычислении нормативов, указанных в оспариваемом постановлении, был опровергнут только пояснениями указанного специалиста. Иные доказательства, опровергающие его правильность, в материалы дела не представлены.

В возражениях на апелляционную жалобу администрация г.Ульяновска просит решение суда оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Статьей 208 КАС РФ регламентирован порядок предъявления данного административного иска в суд, согласно положениям которой с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

При рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление; 2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу; 3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу (часть 8 статьи 213 КАС РФ).

В соответствии со статьей 17 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 06.10.2003 №131-ФЗ) органы местного самоуправления в целях решения вопросов местного значения обладают полномочиями, в том числе в сфере водоснабжения и водоотведения,   предусмотренными от 07.12.2011 №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее - Федеральный закон от 07.12.2011 №416-ФЗ).

Согласно статье 23 Устава муниципального образования «город Ульяновск», утвержденного решением Ульяновской городской Думы от 23.09.2014 №119 (далее – Устав) в структуру органов местного самоуправления также входит администрация города Ульяновска, обладающая в соответствии с Уставом собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

В силу подпункта 9.1 части 1 статьи 6 Федерального закона от 07.12.2011 №416-ФЗ установление нормативов состава сточных вод отнесено к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях.

Согласно части 2 статьи 30.1 Федерального закона от 07.12.2011 №416-ФЗ нормативы состава сточных вод устанавливаются органами местного самоуправления в соответствии с порядком, установленным Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 644 (далее - Правила 644), на основании нормативов допустимых сбросов, установленных для объектов организаций, осуществляющих водоотведение, с учетом эффективности удаления загрязняющих веществ очистными сооружениями организаций, осуществляющих водоотведение.

Особенности установления нормативов состава сточных вод в отношении технологически нормируемых веществ устанавливаются правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.

Вышеуказанными Правилами №644 регулируются, в том числе, отношения федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления поселений, городских округов (органы местного самоуправления), организаций, осуществляющих холодное водоснабжение и (или) водоотведение (организации водопроводно-канализационного хозяйства), заявителей, организаций, осуществляющих транспортировку воды, сточных вод, другие регулируемые виды деятельности в сфере водоснабжения и (или) водоотведения.

В пункте 15 статьи 2 Федерального закона от 07.12.2011 №416-ФЗ определено, что организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение (организация водопроводно-канализационного хозяйства), – юридическое лицо, осуществляющее эксплуатацию централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем.

В соответствии с пунктом 170 Правил 644 нормативы состава сточных вод устанавливаются для загрязняющих веществ, в отношении которых объектам соответствующей централизованной системы водоотведения или технологической зоны водоотведения (если централизованная система водоотведения состоит из 2 и более технологических зон водоотведения) в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды, установлены (рассчитаны, представлены) нормативы допустимых сбросов, а также установлены технологические нормативы (с учетом особенностей, предусмотренных пунктами 180 и 181 Правил 644).

Согласно п. 171 Правил 644 основаниями для установления нормативов состава сточных вод являются установление (расчет, представление) нормативов допустимых сбросов или установление (корректировка) технологических нормативов для объектов централизованных систем водоотведения организации, осуществляющей водоотведение.

УМУП «Ульяновскводоканал» является организацией водопроводно - канализационного хозяйства (далее - ВКХ), эксплуатирующей централизованную систему водоотведения (далее - ЦСВ) г. Ульяновска.

В соответствии с требованиями статьи 22 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 №7-ФЗ организации ВКХ, эксплуатирующие объекты ЦСВ обязаны рассчитать и утвердить нормативы допустимых сбросов (далее - НДС).

В соответствии с пунктом 174 Правил от 29.07.2013 №644 основаниями для принятия решения об отказе в установлении нормативов состава сточных вод органом, уполномоченным на установление нормативов состава сточных вод, являются: отсутствие установленных (рассчитанных, представленных) нормативов допустимых сбросов или установленных технологических нормативов в отношении загрязняющих веществ, для которых были представлены рассчитанные значения нормативов состава сточных вод; рассчитанные значения нормативов состава сточных вод меньше установленных (рассчитанных, представленных) значений нормативов допустимых сбросов или установленных технологических нормативов по соответствующим загрязняющим веществам; рассчитанные значения нормативов состава сточных вод не соответствуют требованиям пунктов 176 - 181 Правил; отсутствие предусмотренных пунктом 171 Правил оснований для корректировки нормативов состава сточных вод (при представлении для корректировки нормативов состава сточных вод).

Нормативы состава сточных вод рассчитываются в порядке, определенном разделом XIII Правил №644.

Как следует из материалов дела и установлено судом,                                         ООО «Завод Трехсосенский» было создано как юридическое лицо путем реорганизации в форме преобразования 25.07.2002 (л.д.33-68).

Решением арбитражного суда Самарской области от 11.10.2022 данное юридическое лицо признано несостоятельным (банкротом), в отношении общества открыто конкурсное производство сроком на шесть месяцев, конкурсным управляющим утвержден член Ассоциации «Саморегулируемая организация арбитражных управляющих «Меркурий» – Косулин И.О. (л.д.27-32).

01.07.2017 между ООО «Завод Трехсосенский» (абонент) и                             УМУП «Ульяновскводоканал» заключен договор (л.д.10-23), согласно которому последний, осуществляя холодное водоснабжение и водоотведение, обязуется подавать абоненту через присоединенную водопроводную сеть из центральных систем холодного водоснабжения холодную (питьевую) воду, которую абонент обязуется оплачивать.

По условиям договора УМУП «Ульяновскводоканал» обязуется осуществлять прием сточных вод абонента от канализационного выпуска в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку, очистку и сброс в водный объект, а абонент обязуется соблюдать режим водоотведения, нормативы по объему сточных вод и нормативы водоотведения по составу сточных вод, нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов (п.1 договора).              

В 2017 году УМУП «Ульяновскводоканал» рассчитало, согласовало и утвердило в установленном законодательством порядке нормативы допустимого сброса веществ и микроорганизмов в Куйбышевское водохранилище с городских очистных сооружений канализации (далее - ГОСК) для правобережной части г.Ульяновска, согласно требованиям Постановления Правительства РФ №469 от 23.07.2007 «О порядке утверждения нормативов предельно допустимых сбросов и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей», действовавшего на тот момент.

В соответствии с административным регламентом Федерального агентства водных ресурсов по предоставлению государственной услуги по утверждению нормативов допустимых сбросов веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей, утвержденного приказом Минприроды России от 02.06.2014 №246, по согласованию с Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Федеральным агентством по рыболовству и Федеральной службой по надзору в сфере природопользования,                            УМУП «Ульяновскводоканал» выдан Приказ Нижнее - Волжского бассейнового водного управления (г. Волгоград) от 27.11.2017 №666 Об утверждении нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в Куйбышевское водохранилище для УМУП «Ульяновскводоканал» (выпуск сточных вод                  ГОСК УСКП) (л.д.110).

В 2020 году были внесены изменения в Правила №644 (Постановлением Правительства от 22.05.2020 №728), установлен новый порядок расчета нормативов, в связи с чем УМУП «Ульяновскводоканал» был произведен перерасчет нормативов состава сточных вод, который с пояснительной запиской направлен в администрацию г.Ульяновска (л.д.108-121).

В целях охраны водных объектов от загрязнения для объектов абонентов организаций, осуществляющих водоотведение, Постановлением администрации города Ульяновска от 02.10.2020 №1588 были установлены нормативы состава сточных вод для абонентов организаций, осуществляющих водоотведение с использованием централизованной системы водоотведения (канализации) Левобережья и Правобережья города Ульяновска (л.д.25-26, 122-123).           

В процессе подготовки и принятия (издания) проекта указанного постановления администрации города Ульяновска ею было получено положительное заключение Правового Управления Администрации города Ульяновска, проект был согласован Министерством энергетики, жилищно- коммунального комплекса и городской среды Ульяновской области, замечаний прокуратуры Ленинского района города Ульяновска и Общественной палаты муниципального образования «город Ульяновск» к проекту постановления не имелось (л.д.99-103).

Постановление администрации города Ульяновска от 02.10.2020 № 1588 было размещено в сети «Интернет» 02.10.2020, опубликовано в региональной газете «УльяновскСегодня» № 91 (2069) от 06.10.2020.

Установив вышеуказанные обстоятельства, дав оценку всем представленным по делу доказательствам в их совокупности, правильно применив нормы материального права, регулирующие рассматриваемые правоотношения, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что оспариваемый нормативный правовой акт соответствует всем требованиям, предъявляемым к форме, порядку принятия, правил введения в действие и опубликованию, принят уполномоченным органом в пределах своей компетенции, процедура его принятия, опубликования и введения в действие администрацией города Ульяновска соблюдены, нормативный правовой акт не противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, в связи с чем вынес решение об отказе в удовлетворении административного иска.

С выводами районного суда судебная коллегия соглашается.

Вопреки доводам апелляционной жалобы, согласно статьям 59, 169 КАС РФ консультация специалиста не является доказательством по делу, в связи с чем пояснения Кочетовой С.В., данные ею в суде первой инстанции, судебной коллегией во внимание не принимаются.

Довод апелляционной жалобы относительно несоответствия оспариваемого нормативного правового акта Правилам №644 (утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013) судебной коллегией отклоняется, поскольку нормативы, на которые ссылается заявитель, установленные приложением №5 к Правилам №644, имеют иное значение и установлены для иных целей, в частности, в целях предотвращения разрушения канализационных сетей. В то время как в оспариваемом Постановлении администрации города Ульяновска установлены нормативы состава сточных вод для защиты водного объекта от загрязнения. Таким образом, рассматриваемые нормативы различны, а их значения не должны быть одинаковыми. 

Тот факт, что ООО «Завод Трехсосенский» напрямую не осуществляет сброс сточных вод в водный объект, не свидетельствует о незаконности установленных оспариваемым постановлением нормативов и невозможности их применения к ООО «Завод Трехсосенский», как абоненту сети, поскольку                                     УМУП «Ульяновскводоканал» осуществляет прием сточных вод абонента от канализационного выпуска в централизованную систему водоотведения и обеспечивает их транспортировку, очистку и сброс в водный объект. Следовательно, абонент обязан соблюдать режим водоотведения, нормативы по объему сточных вод и нормативы водоотведения по составу сточных вод, нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов.

Довод апелляционной жалобы о неправильности расчетов нормативов, положенных в основу оспариваемого постановления администрации г.Ульяновска, опровергаются материалами дела, в том числе показаниями свидетеля               Кочетовой С.В.

Так, судом апелляционной инстанции на основании части 2 статьи 51             КАС РФ была допрошена в качестве свидетеля начальник экологического отдела УМУП «Ульяновскводоканал» - Кочетова С.В. (что не противоречит положениям пункта 1 части 3 статьи 51 КАС РФ, поскольку она не участвовала в рассмотрении дела в качестве представителя).

Как следует из показаний данного свидетеля, расчет оспариваемых нормативов производился ею на основании Приказа Нижнее - Волжского бассейнового водного управления  от 27.11.2017 №666 Об утверждении нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в Куйбышевское водохранилище для УМУП «Ульяновскводоканал» и разделом XIII Правил №644 (Постановления Правительства РФ), с учетом изменений, внесенных Постановлением Правительства от 22.05.2020 №728. Контррасчеты, произведенные ООО «Завод Трехсосенский», представленные в суд первой инстанции, являются некорректными, содержат арифметические ошибки, произведены в отношении иных нормативов, установленных приложением №5 к Правилам №644.

У судебной коллегии не имеется оснований не доверять показаниям данного свидетеля, имеющего высшее образование по специальности «инженерная защита окружающей среды», квалификацию «инженер-технолог», предупрежденного об уголовной ответственности за дачу заведомо ложных показаний.

Довод заявителя о том, что Приказ Нижнее - Волжского бассейнового водного управления от 27.11.2017 №666, утратил свою силу 27.11.2022, правового значения при рассмотрении настоящего спора не имеет, поскольку оспариваемое постановление администрации города Ульяновска было принято 02.10.2020, то есть в период действия Приказа.

В целом доводы апелляционной жалобы сводятся к иной оценке установленных по делу обстоятельств и ошибочном толковании норм права, регулирующих процедуру расчета нормативов, в связи с чем не могут служить основанием для отмены обжалуемого решения суда.

Суд первой инстанции правильно определил юридически значимые обстоятельства по делу, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам, принятый по делу судебный акт соответствует нормам материального и процессуального права, в связи с чем основания для его отмены отсутствует.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.309-310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила:

 

решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 31 января 2023 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу конкурсного управляющего общества с ограниченной ответственностью «Завод Трехсосенский» – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, через суд первой инстанции.

 

Председательствующий                                     

 

Судьи