Судебный акт
О понуждении к постановке на учет и паспортизации автомобильной дороги
Документ от 16.05.2023, опубликован на сайте 08.06.2023 под номером 106218, 2-я гражданская, о признании незаконным бездействия и обязании установить стационарное электрическое освещение на автомобильных дорогах, решение (осн. требов.) отменено полностью с направлением дела на новое рассмотрение

 

У Л Ь Я Н О В С К И Й    О Б Л А С Т Н О Й   С У Д

 

73RS0021-02-2023-000008-12

 

Судья Яшонова Н.В.                                                                      Дело №33а-2113/2023

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ  ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

г. Ульяновск                                                                                             16 мая 2023 года

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего  Лифановой З.А.,             

судей Васильевой Е.В., Смирновой Ю.В.,

при секретаре  Чичкиной А.П.,

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу муниципального учреждения администрация муниципального образования «Тереньгульский район» Ульяновской области на решение Сенгилеевского  районного суда Ульяновской области от 7 февраля 2023 года по делу                          №2а-2-22/2023, которым постановлено:

административные исковые требования прокурора Тереньгульского района Ульяновской области, действующего в интересах  неопределенного круга лиц, к МУ администрации МО «Тереньгульский район» о признании незаконным бездействия по непринятию мер по обеспечению стационарным электрическим освещением автомобильных дорог общего пользования местного значения, обязании установить стационарное электрическое освещение автомобильных дорог общего пользования местного значения, обязании поставить на кадастровый учет и осуществить паспортизацию автомобильных дорог общего пользования местного значения, удовлетворить.

Признать незаконным бездействие муниципального учреждения администрации муниципального образования «Тереньгульский район», выразившееся в непринятии мер по обеспечению стационарным электрическим освещением автомобильных дорог общего пользования местного значения, проходящих по населенному пункту, от дома №2 до дома №48 улицы Ленина, от дома №2 до дома №30 улицы Полевая, от дома №2 до дома №28 улицы Лесная хутора Риновский Тереньгульского района Ульяновской области.

Обязать муниципальное учреждение администрацию муниципального образования «Тереньгульский район» в срок до 31 декабря 2024 года установить стационарное электрическое освещение на автомобильных дорог общего пользования местного значения, проходящих по населенному пункту, от дома №2 до дома №48 улицы Ленина, от дома №2 до дома №30 улицы Полевая, от дома №2 до дома №28 улицы Лесная хутора Риновский Тереньгульского района Ульяновской области.

Обязать муниципальное учреждение администрацию муниципального образования «Тереньгульский район» Ульяновской области в срок до                             31 декабря 2024 года поставить на кадастровый учет в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, автомобильные дороги общего пользования местного значения, расположенные по адресам: Ульяновская область, Тереньгульский район, хутор Риновский, ул. Ленина; Ульяновская область, Тереньгульский район, хутор Риновский, ул. Лесная; Ульяновская область, Тереньгульский район, хутор Риновский, ул. Полевая.

Обязать  муниципальное учреждение администрацию муниципального образования «Тереньгульский район» в срок до 31 декабря 2024 года произвести паспортизацию автомобильных дорог общего пользования местного значения расположенных по адресам: Ульяновская область, Тереньгульский район, хутор Риновский, ул. Ленина; Ульяновская область, Тереньгульский район, хутор Риновский, ул. Лесная; Ульяновская область, Тереньгульский район, хутор Риновский, ул. Полевая.

 

Заслушав доклад судьи Лифановой З.А., пояснения прокурора            Макейкиной Е.В., полагавшей решение суда подлежащим отмене с направлением дела на новое рассмотрение,  судебная коллегия

 

установила:

 

прокурор Тереньгульского района Ульяновской области обратился в суд с административным иском в защиту интересов неопределенного круга лиц к              МУ администрации МО «Тереньгульский район» Ульяновской области о признании незаконным бездействия, обязании установить стационарное электрическое освещение автомобильных дорог, поставить на кадастровый учет и осуществить паспортизацию автомобильных дорог общего пользования местного значения.

В обоснование требований указал, что в ходе проверки исполнения требований законодательства о безопасности дорожного движения в части организации наружного искусственного освещения улиц и автомобильных дорог общего пользования местного значения сельского поселения были выявлены нарушения требований п.4.6.2.1 ГОСТ 33151-2014. Межгосударственный стандарт. Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Технические требования. Правила применения, утвержденного приказом Росстандарта от 23.07.2015 №959-ст, на участках автомобильных дорог от дома №2 до дома №48 улицы Ленина, от дома №2 до дома №30 улицы Полевая, от дома №2 до дома №28 улицы Лесная хутора Риновский Тереньгульского района Ульяновской области отсутствуют осветительные установки стационарного электрического освещения.

Кроме того, выявлено, что указанные дороги общего пользования администрацией МО «Тереньгульский район» мер не поставлены на учет в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, не проведена их паспортизация, что нарушает права неопределенного круга граждан на безопасность дорожного движения.

Прокурор просил признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Тереньгульский район» Ульяновской области по непринятию мер по обеспечению стационарным электрическим освещением автомобильных дорог от дома №2 до дома №48 улицы Ленина, от дома №2 до дома №30 улицы Полевая, от дома №2 до дома №28 улицы Лесная хутора Риновский Тереньгульского района Ульяновской области. Обязать администрацию муниципального образования «Тереньгульский район» установить стационарное электрическое освещение на указанных автомобильных дорогах в срок до 01.12.2023. Обязать администрацию муниципального образования «Тереньгульский район» Ульяновской области поставить на кадастровый учет в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, автомобильные дороги общего пользования местного значения, расположенные по адресам: Ульяновская область, Тереньгульский район, хутор Риновский, ул. Ленина; Ульяновская область, Тереньгульский район, хутор Риновский, ул. Лесная; Ульяновская область, Тереньгульский район, хутор Риновский,  ул. Полевая в срок до 01.12.2023. Обязать администрацию муниципального образования «Тереньгульский район» провести паспортизацию данных автомобильных дорог в срок до 01.12.2023.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял вышеприведенное решение.

В апелляционной жалобе администрация МО «Тереньгульский район» Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его отменить и принять по административному делу новое решение, которым в удовлетворении административных исковых требований в отношении МУ администрация                 МО «Тереньгульский район» Ульяновской области в части установления стационарного уличного освещения, постановки на кадастровый учет в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, паспортизации автомобильной дороги общего пользования местного значения, проходящей по населенному пункту, от дома №2 до дома №48 улицы Ленина хутора Риновский, отказать.

В обоснование жалобы административный ответчик указывает, что улица Ленина в хуторе Риновка входит в километраж региональной дороги с наименованием «Ясашная Ташла - Риновка» и является региональной собственностью. Полагает, что организация уличного освещения должна быть возложена, в том числе на местные администрации сельских поселений Тереньгульского района. Кроме того, в судебном заседании было установлено, что гражданин обращался по поводу организации освещения улиц, а не дорожного полотна.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с п.1 ст. 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Правильное и своевременное рассмотрение и разрешение административных дел являются задачами административного судопроизводства (ст. 3 КАС РФ).

Согласно ч. 1 ст. 176 КАС РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.  Решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению.

Согласно ч.1 ст. 221 КАС РФ состав лиц, участвующих в деле об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, определяется в соответствии с правилами главы 4 настоящего Кодекса с учетом особенностей, предусмотренных ч. 2 настоящей статьи.

В соответствии с пунктом 3 части 3 статьи 135 КАС РФ при подготовке административного дела к судебному разбирательству суд разрешает вопрос о вступлении в административное дело других административных истцов, административных ответчиков и заинтересованных лиц.

При этом пункт 7 статьи 6 КАС РФ предусматривает в качестве одного из принципов административного судопроизводства состязательность и равноправие сторон при активной роли суда.

В силу ч.5 ст.41 КАС РФ в случае, если обязательное участие в административном деле другого лица в качестве административного ответчика предусмотрено настоящим Кодексом или если невозможно рассмотреть административное дело без участия такого лица, суд первой инстанции привлекает его к участию в деле в качестве административного соответчика.

Как видно из материалов дела, в ходе рассмотрения дела административный ответчик в обоснование своих возражений ссылался на непринадлежность ему спорной автомобильной дороги по ул.Ленина в хуторе Риновский Тереньгульского района Ульяновской области, указывая, что она включена в перечень автомобильных дорог регионального значения.

Удовлетворяя административные исковые требования в части данной автодороги, суд первой инстанции руководствовался справкой ОГКУ «Департамент автомобильных дорог Ульяновской области», не установив в ходе судебного разбирательства местоположение указанной дороги относительно ул.Ленина в хуторе Риновский Тереньгульского района Ульяновской области.

Между тем, согласно п.15 Перечня автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения Ульяновской области, утвержденного Постановлением Правительства Ульяновской области от 30.12.2009 №431-П, входит автодорога межмуниципального значения «Ясашная Ташла – Риновка» протяженностью 12,57 км, с идентификационным номером               73 248 ОП МЗ Н-013.

Согласно общедоступным данным карт спорной местности, содержащихся в сети Интернет на сайтах «yandex.ru», «2gis.ru», «allrouts.ru», региональная автодорога 73 248 ОП МЗ Н-013, состоящая на балансе ОГКУ «Департамент автомобильных дорог Ульяновской области», проходит по ул.Ленина хутора Риновский Тереньгульского района Ульяновской области.

Из содержания письма ОГКУ «Департамент автомобильных дорог Ульяновской области» от 06.02.2023 №272 следует, что комплекс работ по содержанию данной автодороги, в том числе по ее паспортизации, выполняется ООО «Ульяновскстрансстрой» (л.д.124).

При этом в материалах дела отсутствуют данные о том, является ли предмет спора - автомобильная дорога, проходящая по хутору Риновский Тереньгульского района Ульяновской области, от дома №2 до дома №48 улицы Ленина, участком региональной автодороги 73 248 ОП МЗ Н-013, и какова ее протяженность, учитывая что на балансе ОГКУ «Департамент автомобильных дорог Ульяновской области» находится 12,57 км указанной дороги.

Поскольку суд возложил на административного ответчика обязанность по постановке на кадастровый учет, паспортизации и оборудования стационарным освещением автомобильной дороги, проходящей по хутору Риновский Тереньгульского района Ульяновской области, от дома №2 до дома №48 улицы Ленина, то указанным решением безусловно затрагиваются права и обязанности ОГКУ «Департамент автомобильных дорог Ульяновской области».

Таким образом, привлечение к участию в деле ОГКУ «Департамент автомобильных дорог Ульяновской области» является обязательным, несмотря на то, что административный иск не содержит требований к данному юридическому лицу.

В нарушение ст.41 КАС РФ суд первой инстанции не привлек                  ОГКУ «Департамент автомобильных дорог Ульяновской области» к участию в деле.

В силу п.4 ч.1 ст.310 принятие судом решения о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в административном деле, является безусловным основанием для отмены указанного решения.

На основании п.3 ст.309 КАС РФ по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить решение суда и направить административное дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции в случае, если судом был разрешен вопрос о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в административном деле.

Учитывая изложенное, решение суда по настоящему делу не может быть признано законным и обоснованным, допущенное судом первой инстанции нарушение процессуального закона судебная коллегия признает существенным, в связи с чем оспариваемое решение суда подлежит отмене с направлением дела на новое рассмотрение.

Согласно ч.1 ст.47 КАС РФ под заинтересованным лицом понимается лицо, права и обязанности которого могут быть затронуты при разрешении административного дела.

Заинтересованные лица могут быть привлечены к участию в административном деле по ходатайству лиц, участвующих в деле, или по инициативе суда (ч.2).

В силу п.19 ч.1, ч.3 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003  №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения сельского поселения отнесена организация благоустройства территории поселения, включая освещение улиц.

При новом рассмотрении дела суду следует правильно определить круг лиц, участвующих в деле, привлечь их к участию в деле в соответствии с требованиями процессуального законодательства (ст.41, 47 КАС РФ), правильно определив их статус, а также обстоятельства, имеющие значение для дела в соответствии с ч.9 ст.226 КАС РФ, дать оценку представленным доказательствам  и разрешить административное дело в соответствии с требованиями закона, учитывая правильное распределение бремени доказывания между сторонами                    (ст.62 КАС РФ).

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.309-310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила:

 

решение Сенгилеевского районного суда Ульяновской области от                          7 февраля 2023 года отменить.

Административное дело 33а-2113/2023 направить в суд первой инстанции на новое рассмотрение.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, через суд первой инстанции.

 

Председательствующий                                     

 

Судьи