УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
73RS0013-01-2022-005200-26
Судья Андреева Н.А.
Дело № 33-2002/2023
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р
Е Д Е Л Е Н И Е
город Ульяновск 16
мая 2023 года
Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского
областного суда в составе:
председательствующего Богомолова С.В.,
судей Завгородней Т.Н., Карабанова А.С.,
при секретаре Воронковой И.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную
жалобу Министерства здравоохранения Ульяновской области на решение
Димитровградского городского суда Ульяновской области от 13 января 2023 года по
гражданскому делу №2-31/2023, по которому постановлено:
исковые требования
прокурора г. Димитровграда Ульяновской области в защиту прав и законных
интересов Морозова Евгения Анатольевича
удовлетворить частично.
Взыскать с Министерства
здравоохранения Ульяновской области в пользу Морозова Евгения Анатольевича, ***1946 года рождения
(паспорт ***, выдан ***) денежные средства в размере 10096
рублей, затраченные на приобретение лекарственного препаратов по рецепту от 04.10.2022.
В удовлетворении
требований об обеспечении лечения лекарственным препаратом, а также к ответчику
Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральный
научно-клинический центр медицинской радиологии и онкологии Федерального
медико-биологического агентства», а также о компенсации морального вреда
отказать.
Заслушав доклад судьи Богомолова С.В., объяснения прокурора
Холодилиной Ю.О., полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
прокурор города Димитровграда в защиту прав и законных
интересов Морозова Евгения
Анатольевича обратился в суд с иском к Министерству здравоохранения Ульяновской области, Федеральному
государственному бюджетному учреждению «Федеральный научно-клинический центр
медицинской радиологии и онкологии Федерального медико-биологического
агентства» о понуждении к своевременному оформлению рецептов на
лекарственные препараты, возмещении
расходов на приобретение лекарственных препаратов, взыскании компенсации морального вреда.
В обосновании требований указал, что в ходе прокурорской
проверки установлено, что Министерством здравоохранения Ульяновской области,
ФГБУ «Федеральный научно-клинический центр медицинской радиологии и онкологии
Федерального медико-биологического агентства» допущено нарушение прав Морозова
Е.А., который является инвалидом *** группы, в связи с чем имеет право на
бесплатное получение всех лекарственных средств по рецептам врача.
04.10.2022лечащим врачом ему выписаны рецепты для получения лекарственных
препаратов *** В связи с отсутствием данных лекарственных средств в аптечных пунктах в г.Димитровграде,
осуществляющих льготный отпуск лекарственных препаратов, Морозов Е.А. приобрел
указанные лекарственные препараты за собственные денежные средства, потратив
10 096 руб. Обеспечение лекарственными препаратами, а также контроль за
обеспечением граждан необходимыми препаратами, является обязанностью
Министерства, исполнение которой возложено на него действующим
законодательством. Невыполнение Министерством возложенных на него обязанностей
по обеспечению истца бесплатными жизненно необходимыми лекарственными
препаратами свидетельствует о существенном нарушении прав инвалида на лекарственное
обеспечение. Поскольку Морозову Е.А. не были выданы лекарственные препараты,
назначенные ему лечащим врачом, что негативно повлияло на состояние его
здоровья, ему были причинены нравственные и физические страдания.
Прокурор просил обязать ФГБУ «Федеральный научно-клинический
центр медицинской радиологии и онкологии Федерального медико-биологического
агентства» обеспечить своевременное оформление рецептов Морозову Е.А. на
лекарственные препараты *** взыскать с Министерства здравоохранения Ульяновской
области в пользу Морозова Е.А. денежные средства в размере 10 096 руб.,
затраченных на приобретение лекарственных препаратов, взыскать с Министерства
здравоохранения Ульяновской области в пользу Морозова Е.А. компенсацию
морального вреда в размере 20 000 руб.
Судом к участию в деле в качестве третьего лица, не
заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено
ГУ «Ульяновская государственная аптека».
Рассмотрев заявленные требования по существу, суд постановил
приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе Министерство здравоохранения
Ульяновской области просит решение суда отменить и принять новый судебный акт.
Ссылаясь на нормы действующего законодательства, указывает,
что только выписанные лечащим врачом рецепты являются основанием для
обеспечения лекарственным препаратом, медицинским изделием. И только в том
случае, если гражданин, нуждающийся в лекарственном обеспечении, самостоятельно
пришел на прием в медицинское учреждение. Полагают, что оснований для взыскания
с Министерства расходов на самостоятельное приобретение лекарств не имелось,
так как согласно сведениям из журнала учета отказов от синонимов истец
отказался от предложенных ему в аптечном пункте препаратов. В свою очередь с
целью обеспечения истца льготными медицинскими изделиями Министерством
проводились все необходимые и возможные мероприятия по организации закупок в
соответствии с действующим законодательством о контрактной системе.
Средства на осуществление закупок и организацию обеспечения
граждан льготными медицинскими изделиями носят целевой характер, который
предусмотрен благодаря распределению бюджетных средств под конкретную цель,
соответственно возмещение денежных средств, израсходованных на приобретение
указанных лекарственных средств, приведет к нарушению бюджетного
законодательства и привлечению должностных лиц, допустивших закупку нельготного
изделия, к административной ответственности.
В возражениях на апелляционную жалобу прокурор города
Димитровграда, Морозов Е.А. просят
решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие
неявившихся лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте судебного
разбирательства судом апелляционной инстанции своевременно и надлежащим
образом.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского
процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции
рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.
Выслушав прокурора, проверив материалы дела, обсудив доводы
апелляционной жалобы, возражений, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 195 Гражданского процессуального
кодекса Российской Федерации решение суда должно быть законным
и обоснованным.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пунктах 2 и
3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19.12.2003 № 23 (ред. от
23.06.2015) «О судебном решении», решение является законным
в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального
права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат
применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых
случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1,
часть 3 статьи 11
ГПК РФ). Решение является обоснованным
тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом
доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и
допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55,
59
- 61,
67
ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда,
вытекающие из установленных фактов.
В
силу части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской
Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном
порядке являются: 1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение
для дела; 2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств,
имеющих значение для дела; 3) несоответствие выводов суда первой инстанции,
изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; 4) нарушение или неправильное
применение норм материального права или норм процессуального права.
По мнению судебной коллегии выводы суда первой инстанции,
изложенные в решении в части взыскания с Министерства здравоохранения Ульяновской
области в пользу Морозова Е.А. расходов
на приобретение лекарственных препаратов, не соответствуют обстоятельствам
дела, что является основанием для отмены решения в указанной части.
Как следует из материалов дела Морозов Евгений Анатольевич, ***1946
года рождения, является инвалидом *** группы, инвалидность установлена
бессрочно (л.д.11). Имеет заболевание: *** что никем не оспаривается.
Лечащим врачом
поликлиники для взрослых №1 КБ №172 филиал №2 ФГБУ ФНКЦРиО ФМБА России истцу
были выписаны льготные рецепты от 04.10.2022 серии 7322I1 №1000518230 для бесплатного получения
лекарственного препарата ***, от 04.10.2022 серии 7322I1 №1000518229 для бесплатного получения
лекарственного препарата *** (л.д.12,13).
Судом установлено, что в период действия рецептов в аптеке
имелись лекарственные препараты *** под торговым наименованием *** и *** под
торговым наименованием ***. От имеющихся
препаратов истец отказался, что подтверждено представленной копией
Журнала учета отказов от синонимов ГУ «Ульяновская государственная аптека»
(л.д.49,50) и не оспаривалось стороной истца.
Отказ Морозова Е.А. от медицинских препаратов с указанными
торговыми наименованиями объяснен тем, что по его мнению ему показано
применение препаратов только с торговыми наименованиями ***, предлагаемые
аналоги считает неприемлемыми для него.
Как следует из
материалов дела, Морозов Е.А. 19.10.2022 приобрел лекарственные препараты *** под торговым наименованием «*** 2 уп., *** 2 уп., на общую сумму 10 096 руб., что
подтверждается товарным чеком №767166 от 19.10.2022, кассовым чеком (л.д.14).
Взыскивая данные расходы с Министерства суд пришел к выводу,
что данные расходы понесены Морозовым Е.А. вынужденно, что противоречит другим
выводам суда, приведенным в решении.
Согласно выписки из медицинской карты амбулаторного больного
ГУЗ «Ульяновская областная клиническая больница» от 28.05.2021 Морозову Е.А.
рекомендовано прием препаратов: *** под
торговыми наименованиями: ***. При этом указано, что препараты назначены на
длительный период с возможной их заменой либо коррекцией их доз (л.д.10).
Кроме того, согласно ответу
КБ №172 филиал №2 ФГБУ ФНКЦРиО ФМБА Россия от 15.12.2022 на запрос суда,
Морозову Е.А. показан прием лекарственного препарата *** или *** длительно, а
также *** длительно. Нуждается в приеме данных лекарственных препаратов.
Возможна замена на его аналоги (л.д.72).
Исходя из этого, суд пришел к выводу, что медицинских
данных, согласно которым Морозову Е.А. невозможен прием препаратов *** под
иными торговыми наименованиями не имеется. Но несмотря на это возложил на
Министерство гражданско-правовую ответственность в виде взыскания убытков за
самостоятельное приобретение лекарств, с чем нельзя согласиться ввиду
нижеследующего.
Согласно
статье 39
(часть 1) Конституции Российской Федерации каждому гарантируется
социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери
кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Каждый
имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в
государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается
гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых
взносов, других поступлений (часть 1
статьи 41 Конституции Российской Федерации).
Статьей 6.1
Федерального закона Российской Федерации от 17.07.1999 № 178‑ФЗ «О
государственной социальной помощи» определены категории граждан, имеющих право
на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг.
К числу таких граждан отнесены инвалиды (пункт 8
статьи 6.1 ФЗ от 17.07.1999 г. № 178-ФЗ).
В
соответствии с пунктом 1
части 1 статьи 6.2 названного Федерального закона в состав набора
социальных услуг включена социальная услуга по обеспечению в соответствии со
стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для
медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими
изделиями по рецептам на медицинские изделия.
Статьей 13
Федерального закона от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в
Российской Федерации» предусмотрено, что оказание квалифицированной медицинской
помощи инвалидам осуществляется в соответствии с законодательством Российской
Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в рамках программы
государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной
медицинской помощи.
Статьей 29
Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан
в Российской Федерации» (далее - ФЗ от 21.11.2011 № 323-ФЗ) определены виды и
способы обеспечения охраны здоровья граждан. В частности, организация охраны
здоровья осуществляется путем обеспечения определенных категорий граждан Российской
Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и
специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с
законодательством Российской Федерации (пункт 5 части
1 статьи 29 ФЗ от 21.11.2011 № 323-ФЗ).
Пунктами 10,
14 части 1
статьи 16 ФЗ от 21.11.2011 № 323-ФЗ к полномочиям органов
государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья
отнесены: организация обеспечения граждан лекарственными препаратами и
специализированными продуктами лечебного питания для лечения заболеваний,
включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких
(орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни
гражданина или инвалидности, предусмотренный частью 3
статьи 44 названного закона; установление мер социальной поддержки
по организации оказания медицинской помощи лицам, страдающим социально
значимыми заболеваниями и заболеваниями, представляющими опасность для
окружающих, и по организации обеспечения указанных лиц лекарственными
препаратами.
Согласно
части 1
статьи 37 ФЗ от 21.11.2011 № 323-ФЗ медицинская помощь организуется
и оказывается в соответствии с порядками оказания медицинской помощи,
обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими
организациями, а также на основе стандартов медицинской помощи, за исключением
медицинской помощи, оказываемой в рамках клинической апробации.
Порядки
оказания медицинской помощи и стандарты медицинской помощи утверждаются
уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (часть 2
статьи 37 ФЗ от 21.11.2011 № 323-ФЗ).
Согласно
части 5
статьи 37 ФЗ от 21.11.2011 № 323-ФЗ назначение и применение
лекарственных препаратов, медицинских изделий и специализированных продуктов
лечебного питания, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи,
допускаются в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной
непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии.
Согласно
пункта 4
части 2 статьи 73 Федерального закона № 323-ФЗ медицинские работники
обязаны назначать лекарственные препараты в порядке, установленном
уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Порядок
назначения лекарственных препаратов, форм рецептурных бланков на лекарственные
препараты утвержден Приказом Минздрава России от 24.11.2021 № 1094н.
В
соответствии с пунктом 5 Порядка от 24.11.2021 назначение лекарственных
препаратов осуществляется медицинским работником по международному
непатентованному наименованию, а при его отсутствии - группировочному или
химическому наименованию. В случае отсутствия международного непатентованного
наименования и группировочного или химического наименования лекарственного
препарата лекарственный препарат назначается медицинским работником по
торговому наименованию. При наличии медицинских показаний (индивидуальная
непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии
медицинской организации <8> осуществляется назначение и оформление
назначения лекарственных препаратов, не входящих в стандарты медицинской
помощи, разработанные в соответствии с пунктом 14
статьи 37 Федерального закона № 323-ФЗ <9>, или не
предусмотренных соответствующей клинической рекомендацией, либо по торговым
наименованиям. Решение врачебной комиссии медицинской организации фиксируется в
медицинской документации пациента и в журнале врачебной комиссии.
Приказом
Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от
05.05.2012 № 502н утвержден Порядок создания и деятельности врачебной комиссии
медицинской организации, согласно пунктом 4.7
которого к функциям врачебных комиссий отнесено, в том числе, принятие решения
о назначении лекарственных препаратов при наличии медицинских показаний
(индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям), не входящих в
соответствующий стандарт медицинской помощи, по торговым наименованиям.
Таким
образом, вопрос назначения и выписывания лекарственных препаратов по торговым
наименованиям находится в компетенции врачебной комиссии медицинской
организации.
Вместе
с тем, как следует из материалов дела, врачебной комиссией в установленном
порядке Морозову Е.А. не рекомендовались лекарственные препараты «Budesonidum+Formoterolum» с торговым
наименованием «Симбикорттурбухалер» и «Tiotropiibromidum» с торговым наименованием
«Спиолтореспимат», а также не устанавливалось наличие противопоказаний к
применению лекарственных препаратов с торговыми наименованиями, которые имелись
в аптечной сети и от которых истец отказался.
Напротив,
медицинская документация содержит сведения о возможности замены препаратов с
другими торговыми наименованиями.
При
таком положении, ввиду отсутствия нарушений со стороны Министерства по
обеспечению Морозова Е.А. лекарственными препаратами по выписанным рецептам,
понесенные истцом расходы на самостоятельное приобретение лекарственных
препаратов с конкретными торговыми наименованиями, нельзя признать его убытками
в понимании статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации, как следствие,
отсутствуют основания для возмещения ему данных расходов за счет Министерства.
Таким образом,
решение суда в части взыскания с Министерства здравоохранения
Ульяновской области в пользу Морозова
Е.А. расходов на приобретение лекарственных препаратов подлежит отмене с
принятием нового решения в об отказе в иске в указанной части.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального
кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
решение Димитровградского городского суда Ульяновской
области от 13 января 2023 года в части взыскания с Министерства
здравоохранения Ульяновской области в пользу Морозова Евгения Анатольевича
расходов на приобретение лекарственных препаратов отменить.
Принять по делу в указанной части новое решение.
В удовлетворении исковых требований прокурора города Димитровграда Ульяновской области в
интересах Морозова Евгения Анатольевича к Министерству здравоохранения
Ульяновской области о взыскании расходов
на приобретение лекарственных препаратов отказать.
В остальной части решение суда оставить без
изменения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со
дня его принятия.
Апелляционное определение может быть обжаловано в течение трех месяцев
в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара)
по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса
Российской Федерации через Димитровградской городской суд Ульяновской области.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное апелляционное определение изготовлено
23.05.2023.