УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
73RS0013-01-2022-005378-74
Судья Кудряшева Н.В.
Дело № 33-1977/2023
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р
Е Д Е Л Е Н И Е
город Ульяновск 16
мая 2023 года
Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского
областного суда в составе:
председательствующего Богомолова С.В.,
судей Карабанова А.С.,
Завгородней Т.Н.,
при секретаре Воронковой И.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную
жалобу Министерства здравоохранения Ульяновской области на решение
Димитровградского городского суда Ульяновской области от 16 января 2023 года по
гражданскому делу № 2-117/2023, по которому постановлено:
исковые требования
прокурора города Димитровграда в интересах Иванова Сергея Михайловича к Министерству
здравоохранения Ульяновской области, о понуждении к обеспечению лекарственными
препаратами по выписанным рецептам, компенсации морального вреда удовлетворить частично.
Обязать Министерство
здравоохранения Ульяновской области обеспечить Иванова Сергея Михайловича, *** 1960 года рождения
лекарственным препаратом *** по рецепту от
14.07.2022 серии 7322I1 №1000497614 и лекарственным препаратом *** по рецепту от
16.09.2022 серии 7322I1 №1000513959.
Взыскать с Министерства
здравоохранения Ульяновской области в пользу Иванова Сергея Михайловича
(паспорт *** выдан ***) компенсацию
морального вреда в размере 5 000 (пять тысяч) рублей.
В остальной части иска
прокурору города Димитровграда в защиту интересов Иванова Сергея Михайловича к
Министерству здравоохранения Ульяновской области о компенсации морального вреда
в большем размере отказать.
Заслушав доклад судьи Богомолова С.В., объяснения прокурора
Холодилиной Ю.О., полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
прокурор города Димитровграда обратился в суд с указанным
иском в защиту прав и законных интересов Иванова С.М. к Министерству
здравоохранения Ульяновской области и ФГБУ «Федеральный научно-клинический
центр медицинской радиологии и онкологии», указав, что прокуратурой города
Димитровграда, в связи с поступившим обращением Иванова С.М., проведена
проверка соблюдения Министерством здравоохранения Ульяновской области (далее
также – Министерство), ФГБУ «Федеральный научно-клинический центр медицинской
радиологии и онкологии» (далее также - ФГБУ ФНКЦРиО ФМБА России)
законодательства о льготном
лекарственном обеспечении, в ходе которой установлены основания для
прокурорского вмешательства.
Иванов Сергей Михайлович ***1960 года рождения, является
инвалидом *** группы.
14.07.2022 лечащим врачом КБ №172 филиала ФГБУ ФНКЦРиО ФМБА
России Иванову С.М. был выписан рецепт для получения лекарственного препарата ***.
Также 14.07.2022 лечащим врачом КБ №172 филиала ФГБУ ФНКЦРиО
ФМБА России Иванову С.М. был выписан рецепт для получения лекарственного
препарата ***.
16.09.2022 лечащим врачом КБ №172 филиала ФГБУ ФНКЦРиО ФМБА
России Иванову С.М. был выписан рецепт на лекарственный препарат ***.
При обращении Иванова С.М. в аптечные организации,
осуществляющие льготный отпуск лекарственных препаратов, в выдаче указанных
лекарственных препаратов отказано.
Прокурор просил обязать Федеральное государственное
бюджетное учреждение «Федеральный научно-клинический центр медицинской
радиологии и онкологии» обеспечить своевременное оформление рецептов Иванову
С.М. 1960 года рождение на лекарственные препараты *** в соответствии с
медицинскими показаниями; обязать Министерство здравоохранения Ульяновской
области обеспечить Иванова Сергея Михайловича лекарственными препаратами *** в
соответствии с рецептами от 14.07.2022 и 16.09.2022, взыскать с Министерства
здравоохранения Ульяновской области в пользу Иванова С.М. компенсацию
морального вреда 30 000 руб.
Судом к участию в деле в качестве третьего лица, не
заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено
ГУ «Ульяновская государственная аптека».
Определением суда от 16.03.2023 производство по делу в части
исковых требований заявленных к ФГБУ «Федеральный научно-клинический центр
медицинской радиологии и онкологии» ФМБА России прекращено, а также в части
исковых требований к Министерству здравоохранения Ульяновской области о
понуждению к обеспечению лекарственным препаратом *** по рецепту от 14.07.2022
прекращено.
Рассмотрев заявленные требования по существу, суд постановил
приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе Министерство здравоохранения
Ульяновской области просит решение суда отменить и принять новый судебный акт.
Ссылаясь на нормы действующего законодательства, указывает, что только
выписанные лечащим врачом рецепты являются основанием для обеспечения
лекарственным препаратом, медицинским изделием. И только в том случае, если
гражданин, нуждающийся в лекарственном обеспечении, самостоятельно пришел на
прием в медицинское учреждение.
Отмечает, что Министерством проводились все необходимые
мероприятия по организации закупок льготных медицинских изделий, в соответствии
с законодательством о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ,
услуг.
Кроме того полагает, что истцом не представлено
исчерпывающих доказательств причинения физических и нравственных страданий Министерством, а сумму взысканной судом
компенсации морального вреда считает необоснованно завышенной.
В возражениях на
апелляционную жалобу прокурор города Димитровграда просит решение суда оставить
без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие
неявившихся лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте судебного
разбирательства судом апелляционной инстанции своевременно и надлежащим
образом.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского
процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции
рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.
Выслушав прокурора, проверив материалы дела, обсудив доводы
апелляционной жалобы, возражений, судебная коллегия не находит оснований к
отмене решения, постановленного в соответствии с требованиями действующего
законодательства и фактическими обстоятельствами по делу.
Из материалов дела следует и судом установлено, что Иванов
Сергей Михайлович, 1960 года рождения, является инвалидом 3 группы, страдает
заболеванием: сахарный диабет 2 типа (л.д 15, 42).
14.07.2022 лечащим врачом КБ №172 филиала
ФГБУ ФНКЦРиО ФМБА России Иванову С.М. был выписан рецептсерии 732211
№1000497614 для получения лекарственного препарата *** (л.д. 13).
16.09.2022 лечащим врачом КБ №172 филиала
ФГБУ ФНКЦРиО ФМБА России Иванову С.М. был выписан рецепт серии 732211 №
1000513959 на лекарственный препарат ***
(л.д. 14).
При обращении в аптечный пункт города
Димитровграда ГУ «Ульяновская аптека» лекарственные препараты отсутствовали в
аптечной сети, что следует из ответа данного учреждения (л.д. 38).
Выписанными по льготным рецептам
лекарственными препаратами Иванов С.М. на момент вынесения судом решения
обеспечен не был, доказательств обратного суду не представлено.
Разрешая
спор, суд первой инстанции, руководствуясь законом, подлежащим применению к
спорным правоотношениям, пришел к выводу о том, что Министерство
здравоохранения обязано обеспечить Иванова С.М. лекарственными средствами по
выписанным льготным рецептам и компенсировать причиненный ему моральный вред.
Судебная
коллегия считает, что выводы суда первой инстанции основаны на правильном
толковании и применении норм материального права, регулирующих спорные
отношения.
Согласно части 1
статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется
социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери
кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Таким образом, здоровье как неотъемлемое и неотчуждаемое
благо, принадлежащее человеку от рождения и охраняемое государством, Конституция
Российской Федерации относит к числу конституционно значимых ценностей,
гарантируя каждому право на охрану здоровья, медицинскую и социальную помощь.
Базовым нормативным правовым актом, регулирующим отношения в
сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, является Федеральный закон
от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в
Российской Федерации» (далее – Федеральный закон «Об основах охраны здоровья
граждан в Российской Федерации»).
В силу статьи 4
Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»
охрана здоровья в Российской Федерации основывается на ряде принципов, в числе
которых соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных
с этими правами государственных гарантий; социальная защищенность граждан в
случае утраты здоровья.
Источниками финансового обеспечения в сфере охраны здоровья
являются средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской
Федерации, местных бюджетов, средства обязательного медицинского страхования,
средства организаций и граждан, средства, поступившие от физических и
юридических лиц, в том числе добровольные пожертвования, и иные не запрещенные
законодательством Российской Федерации источники (статья 82
Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской
Федерации»).
К числу прав граждан в сфере охраны здоровья относится в том
числе право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без
взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного
оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских
услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного
медицинского страхования (часть 2
статьи 19 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в
Российской Федерации»).
Статьей 29
Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»
определены способы обеспечения охраны здоровья граждан. В частности,
организация охраны здоровья осуществляется путем обеспечения определенных
категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими
изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с
законодательством Российской Федерации (пункт 5 части
1 статьи 29 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан
в Российской Федерации»).
Пунктами 10, 14 части 1 статьи 16 Федерального закона «Об
основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» к полномочиям органов
государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья
отнесены: организация обеспечения граждан лекарственными препаратами и
специализированными продуктами лечебного питания для лечения заболеваний,
включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких
(орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни
гражданина или инвалидности, предусмотренный частью 3 статьи 44 названного
закона; установление мер социальной поддержки по организации оказания
медицинской помощи лицам, страдающим социально значимыми заболеваниями и
заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, и по организации
обеспечения указанных лиц лекарственными препаратами.
Согласно части 5 статьи 37 Федерального закона «Об основах
охраны здоровья граждан в Российской Федерации» назначение и применение
лекарственных препаратов, медицинских изделий и специализированных продуктов
лечебного питания, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи,
допускаются в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной
непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии.
Согласно
части 1 статьи 43 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской
Федерации» гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями, и
гражданам, страдающим заболеваниями, представляющими опасность для окружающих,
оказывается медицинская помощь и обеспечивается диспансерное наблюдение в
соответствующих медицинских организациях.
Перечень
социально значимых заболеваний и перечень
заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утверждаются
Правительством Российской Федерации исходя из высокого уровня первичной
инвалидности и смертности населения, снижения продолжительности жизни
заболевших (часть 2 статьи 43 Федерального закона «Об основах охраны здоровья
граждан в Российской Федерации»).
В
Перечень социально значимых заболеваний, утвержденный Постановлением
Правительства РФ от 01.12.2004 № 715 (ред. от 31.01.2020), включено
заболевание: сахарный диабет.
Правовые
и организационные основы предоставления государственной социальной помощи
отдельным категориям граждан установлены Федеральным законом
от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (далее –
Закон № 178-ФЗ).
Статьей 6.1
Закона № 178-ФЗ определен исчерпывающий перечень категорий граждан, имеющих
право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных
услуг, в который включены инвалиды.
В
соответствии с пунктом 1
части 1 статьи 6.2 названного федерального закона в состав набора
социальных услуг включена социальная услуга по обеспечению в соответствии со стандартами
медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского
применения в объеме не менее, чем это предусмотрено перечнем
жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, сформированным в
соответствии с Федеральным законом
от 12 апреля 2010 года № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств», по
рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на
медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания
для детей-инвалидов.
Приказом
Минтруда России № 929н, Минздрава России № 1345н от 21.12.2020 утвержден
Порядок предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан.
Согласно
пункту 12 данного Порядка за предоставлением рецептов на необходимые
лекарственные препараты, медицинские изделия и специализированные продукты
лечебного питания для детей-инвалидов граждане обращаются по месту жительства
или прикрепления в медицинские организации, оказывающие первичную
медико-санитарную помощь.
Нуждаемость
Иванова С.М. в применении указанных лекарственных препаратов подтверждена выписанными в установленном порядке льготными рецептами и
не оспорена ответчиком – Министерством.
С
учетом изложенного вывод о наличии правовых оснований для обеспечения Иванова
С.М. необходимыми ему лекарственными препаратами по выписанным льготным
рецептам следует признать соответствующим нормам Закона
Российской Федерации «Об основах охраны здоровья граждан в Российской
Федерации» и Федерального закона
«О государственной социальной помощи».
Доводы
апелляционной жалобы ответчика о том, что для обеспечения лекарственными
препаратами Министерством предпринимались все меры, и такое обеспечение не
может осуществляться на основании решения суда, отклоняются судебной коллегией.
Как
указывалось выше, на данные препараты истцу были в установленном порядке
выписаны соответствующие рецепты, которые не были обслужены по причинам
зависящим от Министерства. При этом закон не содержит такого основания для
отказа в обеспечении лекарственными средствами лицу в них нуждающемуся, как
истечение срока действия рецепта.
Также
не подлежит отмене или изменению решение суда в части взыскания компенсации
морального вреда.
В
соответствии с частью 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет
право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в
государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается
гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых
взносов, других поступлений.
Права
и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они
определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной
и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием
(статья 18 Конституции Российской Федерации).
Из
приведенных норм следует, что право на жизнь и охрану здоровья относится к
числу общепризнанных, основных, неотчуждаемых прав и свобод человека,
подлежащих государственной защите. Политика Российской Федерации как
социального государства направлена на создание условий, обеспечивающих
достойную жизнь человека, возможность реализации им своих прав, в том числе и на
охрану здоровья.
Пунктом 1 статьи 150 Гражданского кодекса Российской
Федерации установлено, что жизнь и здоровье, достоинство личности, личная
неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность
частной жизни, неприкосновенность жилища, личная и семейная тайна, свобода
передвижения, свобода выбора места пребывания и жительства, имя гражданина,
авторство, иные нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или
в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом.
Как указано в статьи 151 Гражданского кодекса Российской
Федерации, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные
страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо
посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других
случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя
обязанность денежной компенсации указанного вреда.
В соответствии со статьей 1101 Гражданского кодекса
Российской Федерации компенсация морального вреда осуществляется в денежной
форме (пункт 1).
Размер компенсации морального вреда определяется судом в
зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных
страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина
является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда
должны учитываться требования разумности и справедливости.
Характер физических и нравственных страданий оценивается
судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный
вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего (пункт 2).
Согласно
разъяснениям, содержащимся в пунктах 1 и 2 постановления Пленума Верховного
Суда РФ от 15.11.2022 № 33 «О практике применения судами норм о компенсации
морального вреда» права и свободы человека и гражданина признаются и
гарантируются согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и
в соответствии с Конституцией
Российской Федерации, каждый вправе защищать свои права и свободы всеми
способами, не запрещенными законом (статьи 17
и 45
Конституции Российской Федерации). Одним из способов защиты гражданских прав
является компенсация морального вреда (статьи 12,
151
Гражданского кодекса Российской Федерации, далее также - ГК РФ). Под моральным
вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями
(бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу
закона нематериальные блага или нарушающими его личные неимущественные права
(например, жизнь, здоровье, достоинство личности, свободу, личную
неприкосновенность, неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну,
честь и доброе имя, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых
отправлений, телеграфных и иных сообщений, неприкосновенность жилища, свободу
передвижения, свободу выбора места пребывания и жительства, право свободно
распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и
профессию, право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и
гигиены, право на уважение родственных и семейных связей, право на охрану
здоровья и медицинскую помощь, право на использование своего имени, право на
защиту от оскорбления, высказанного при формулировании оценочного мнения, право
авторства, право автора на имя, другие личные неимущественные права автора
результата интеллектуальной деятельности и др.) либо нарушающими имущественные
права гражданина. Отсутствие в законодательном акте прямого указания на
возможность компенсации причиненных нравственных или физических страданий по
конкретным правоотношениям не означает, что потерпевший не имеет права на
компенсацию морального вреда, причиненного действиями (бездействием),
нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие
ему нематериальные блага. Так, например, судом может быть взыскана компенсация
морального вреда, причиненного в случае разглашения вопреки воле усыновителей
охраняемой законом тайны усыновления (пункт 1
статьи 139 Семейного кодекса Российской Федерации); компенсация
морального вреда, причиненного незаконными решениями, действиями (бездействием)
органов и лиц, наделенных публичными полномочиями; компенсация морального
вреда, причиненного гражданину, в отношении которого осуществлялось
административное преследование, но дело было прекращено в связи с отсутствием
события или состава административного правонарушения либо ввиду недоказанности
обстоятельств, на основании которых были вынесены соответствующие
постановление, решение (пункты 1,
2 части 1
статьи 24.5, пункт 4 части
2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных
правонарушениях, далее - КоАП РФ).
Исходя из предназначения социального государства, механизм
социальной защиты, предусмотренный законодательством, должен позволять наиболее
уязвимым категориям граждан получать поддержку, включая материальную, со
стороны государства и общества и обеспечивать благоприятные, но не ущемляющие
охраняемое государством достоинство личности условия для реализации ими своих
прав. Несоблюдение государственными органами нормативных предписаний при
реализации гражданами права на медицинскую помощь, осуществляемую, в том числе
в виде обеспечения лекарственными препаратами и медицинскими изделиями, может
порождать право таких граждан на компенсацию морального вреда в связи с тем,
что право граждан на медицинскую помощь и социальное обеспечение неразрывно
связано с их нематериальными благами и личными неимущественными правами.
Таким образом, учитывая, что не обеспечение лекарственными
средствами нарушает личные неимущественные права гражданина на охрану его жизни
и здоровья, в связи с чем, руководствуясь положениями статей 150 и
151 Гражданского кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции,
установив, что Иванову С.М. были причинены нравственные страдания, пришел
к обоснованному выводу о наличии правовых оснований для взыскания с
Министерства здравоохранения Ульяновской области в пользу истца компенсации
причиненного морального вреда.
Согласно разъяснений пункта 30 постановления Пленума
Верховного Суда РФ от 15.11.2022 № 33 «О практике применения судами норм о
компенсации морального вреда» при определении размера компенсации морального
вреда судом должны учитываться требования разумности и справедливости (пункт 2
статьи 1101 ГК РФ). В связи с этим сумма компенсации морального вреда,
подлежащая взысканию с ответчика, должна быть соразмерной последствиям
нарушения и компенсировать потерпевшему перенесенные им физические или
нравственные страдания (статья 151
ГК РФ), устранить эти страдания либо сгладить их остроту. Судам следует иметь в
виду, что вопрос о разумности присуждаемой суммы должен решаться с учетом всех
обстоятельств дела, в том числе значимости компенсации относительно обычного
уровня жизни и общего уровня доходов граждан, в связи с чем исключается
присуждение потерпевшему чрезвычайно малой, незначительной денежной суммы, если
только такая сумма не была указана им в исковом заявлении.
В данном случае, определенный судом размер такой компенсации
(5000 руб.), с учетом индивидуальных особенностей потерпевшего – инвалида,
соответствует фактическим обстоятельствам дела, степени допущенного нарушения,
а также требованиям разумности и
справедливости.
Выводы суда мотивированы, соответствуют собранным по делу
доказательствам, и оснований для признания их неправильными не имеется.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда,
были предметом исследования суда первой инстанции и необоснованность их
отражена в судебном решении с изложением соответствующих мотивов.
Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной
полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка.
Материальный и процессуальный законы применены судом правильно.
В силу изложенного решение суда является правильным и отмене
или изменению по доводам апелляционной жалобы не подлежит.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального
кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
решение Димитровградского городского суда Ульяновской
области от 16 января 2023 года оставить без изменения, а апелляционную
жалобу Министерства здравоохранения Ульяновской области – без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную
силу со дня его принятия.
Апелляционное определение может быть обжаловано в течение
трех месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции
(г. Самара) по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального
кодекса Российской Федерации через Димитровградский городской суд Ульяновской
области.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное апелляционное определение изготовлено
23.05.2023.