Судебный акт
Об освобождении от исполнительского сбора
Документ от 16.05.2023, опубликован на сайте 08.06.2023 под номером 106199, 2-я гражданская, об освобождении от взыскания исполнительского сбора, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Связанные судебные акты:

Освобождение от взыскания исполнительского сбора

Документ от 12.12.2023, опубликован на сайте 18.12.2023 под номером 109981, 2-я гражданская, об освобождении от взыскания исполнительского сбора, решение (осн. требов.) отменено полностью с вынесением нового решения

 

У Л Ь Я Н О В С К И Й   О Б Л А С Т Н О Й   С У Д

 

73RS0024-02-2022-001085-98

 

Судья Лёшина И.В.                                                                        Дело №33а-2069/2023

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ   ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

г. Ульяновск                                                                                           16 мая 2023 года

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Лифановой З.А.,

судей Васильевой Е.В., Смирновой Ю.В.,

при секретаре Чичкиной А.П.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Федерального казенного учреждения «Исправительная колония №2 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области» на решение Ульяновского районного суда Ульяновской области от 24 января 2023 года по делу №2а-2-73/2023, которым постановлено:

исковые требования Федерального казенного учреждения «Исправительная колония №2 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области» к межрайонному отделу судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Ульяновской области об освобождении от взыскания исполнительского сбора удовлетворить частично.

Уменьшить размер исполнительского сбора, взысканного с Федерального казенного учреждения «Исправительная колония №2 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области», назначенного   постановлением судебного пристава-исполнителя отдела судебных приставов межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Ульяновской области Абакумовой Е.А. от 18.11.2022 в рамках исполнительного производства №121557/22/73017-ИП до 37 500 руб., в удовлетворении остальной части административного иска – отказать.

Заслушав доклад судьи Васильевой Е.В., судебная коллегия

 

установила:

 

Федеральное казенное учреждение «Исправительная колония №2 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области» (далее -ФКУ ИК-2 УФСИН России по Ульяновской области) обратилось в суд с административным иском об освобождении от взыскания исполнительского сбора, указав, что исправительная колония является должником по исполнительному производству №121557/22/73017-ИП от 07.11.2022, находящемуся на исполнении МОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Ульяновской области, возбужденному на основании решения Ульяновского районного суда Ульяновской области от 13.01.2022 (дело №2а-2-59/22).

Постановлением судебного пристава-исполнителя МОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Ульяновской области Абакумовой Е.А. от 18.11.2022 с ФКУ ИК-2 УФСИН России по Ульяновской области взыскан исполнительский сбор в размере 50 000 руб.

Постановление о возбуждении исполнительного производства в адрес ФКУ ИК-2 УФСИН России по Ульяновской области не поступало, о его наличии стало известно только 22.12.2022.

28.11.2022 в ФКУ ИК-2 УФСИН России по Ульяновской области поступило постановление судебного пристава-исполнителя о назначении нового срока исполнения и требование об исполнении, которое было исполнено путем направления посредством электронной почты всех имеющихся материалов по исполнению судебного решения.

Решение суда исполнено практически в полном объеме. Исключение составил незначительный объем ремонтных работ, выполнение которых запланировано на первое полугодие 2023 года, что свидетельствует об отсутствии вины в неисполнении решения суда.

ФКУ ИК-2 УФСИН России по Ульяновской области является казенным учреждением, финансируемым за счет средств федерального бюджета, поэтому действия учреждения в части несвоевременного исполнения решения суда ограничиваются определением суммы необходимых затрат и направлением соответствующей заявки в УФСИН России по Ульяновской области.

ФКУ ИК-2 УФСИН России по Ульяновской области просило освободить учреждение от взыскания исполнительского сбора.

Судом к участию в деле в качестве административных соответчиков привлечены УФССП России по Ульяновской области, УФСИН России по Ульяновской области.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял вышеприведенное решение.

В апелляционной жалобе ФКУ ИК-2 УФСИН России по Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его отменить и принять новое решение об удовлетворении заявленных требований.

В обоснование жалобы приводит доводы, изложенные в административном иске. Указывает на то, что возможность исполнения решения суда поставлена в зависимость от государственного финансирования, а также необходимости соблюдения требований процедуры, предусмотренной законодательством о контактной системе в сфере закупок. ФКУ ИК-2 УФСИН России по Ульяновской области предпринимались действия, направленные на исполнение решения суда, оснований для вывода об уклонении, виновном противоправном бездействии не имеется. Обращает внимание на то, что определением Ульяновского районного суда Ульяновской области от 13.01.2023, исправительному учреждению предоставлена отсрочка исполнения решения суда на срок до 01.06.2023.

В заседание суда апелляционной инстанции лица, участвующие в деле, не явились, месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Судебная коллегия согласно положениям ст.150, ст.306 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, поверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований к отмене решения суда в связи со следующим.

В соответствии с ч.2 ст.310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Таких нарушений судом по настоящему административному делу не допущено.

Условия и порядок принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц определяет Федеральный закон «Об исполнительном производстве».

Согласно ч.ч. 11 и 12 ст.30 Федерального закона «Об исполнительном производстве», если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона.

В силу ст.112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет (часть 1).

Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и не предотвратимых при данных условиях обстоятельств. Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора утверждается старшим судебным приставом (часть 2).

В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-организации устанавливается в размере пятидесяти тысяч рублей (часть 3).

В соответствии с разъяснениями, изложенными в п.78 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.11.2015 №50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» по смыслу ч.1 ст.112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор обладает свойствами административной штрафной санкции, при применении которой на должника возлагается обязанность произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.

Согласно ч.7 ст.112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.

При этом уменьшение судом размера исполнительского сбора не влечет за собой признания постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора незаконным. Это постановление считается измененным соответствующим образом (ч.9 ст.112 Федерального закона «Об исполнительном производстве»).

Как установлено судом, решением Ульяновского районного суда Ульяновской области от 13.01.2022, вступившим в законную силу 26.04.2022, на ФКУ ИК-2 УФСИН России по Ульяновской области» возложена обязанность в течение 6 месяцев со дня вступления решения в законную силу устранить нарушения в сфере материально-бытового обеспечения, а также безопасности работников и иных лиц (произвести ремонт в ряде помещений исправительного учреждения, обеспечить исправное состояние средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения (системы пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре), а также в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить запас вещевого обеспечения для осужденных, отбывающих наказание в учреждении, согласно приказу Минюста России от 03.11.2013 №216 «Об утверждении норм вещевого довольствия осужденных к лишению свободы и лиц, содержащихся в следственных изоляторах».

Постановлением судебного пристава-исполнителя МОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Ульяновской области Абакумовой Е.А. от 07.11.2022 на основании данного решения возбуждено исполнительное производство №121557/22/73017-ИП в отношении должника ФКУ ИК-2 УФСИН России по Ульяновской области.

Постановление о возбуждении исполнительного производства направлено должнику заказной корреспонденцией 07.11.2022 и получено адресатом 10.11.2022 (л.д. 70-73).

В связи с неисполнением ФКУ ИК-2 УФСИН России по Ульяновской области требований исполнительного документа в установленный судебным приставом-исполнителем срок для добровольного исполнения в отношении должника 18.11.2022 вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в размере 50 000 руб.

Принимая решение о частичном удовлетворении административного иска и уменьшении подлежащего взысканию с ФКУ ИК-2 УФСИН России по Ульяновской области исполнительского сбора в соответствии с положениями ч.7 ст.112 Федерального закона «Об исполнительном производстве», суд правомерно руководствовался приведенными нормами права, в том числе разъяснениями, данными Верховным Судом Российской Федерации в п.75 Постановления Пленума от 17.11.2015 №50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства», согласно которым наличие объективных причин задержки исполнения вступившего в законную силу судебного постановления может служить основанием для уменьшения размера исполнительского сбора, но не более, чем на одну четверть.

В то же время суд правомерно не усмотрел оснований для освобождения ФКУ ИК-2 УФСИН России по Ульяновской области от взыскания исполнительского сбора, поскольку достоверных доказательств того, что должником были приняты все возможные меры для исполнения решения суда, в том числе с учетом сроков исполнения, установленных решением суда, по делу не представлено.

Административным ответчиком по делу не представлено доказательств того, что нарушение установленных сроков исполнения решения суда вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне его контроля, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения судебного решения.

Довод ФКУ ИК-2 УФСИН России по Ульяновской области в апелляционной жалобе о несвоевременном получении постановления о возбуждении исполнительного производства является несостоятельным, поскольку материалы дела содержат бесспорные сведения о надлежащем направлении 07.11.2022 и вручении 10.11.2022 должнику названного постановления.

То обстоятельство, что определением Ульяновского районного суда Ульяновской области от 13.01.2023 ФКУ ИК-2 УФСИН России по Ульяновской области предоставлена отсрочка исполнения решения суда до 01.06.2023, не служит безусловным основанием для освобождения заявителя от уплаты исполнительского сбора.

Правовых условий, позволяющих принять решение об освобождении административного истца от взыскания исполнительского сбора в полном объеме, по делу не установлено.

Мотивы, по которым суд пришел к выводу о наличии оснований только для уменьшения размера исполнительского сбора, в решении изложены, и судебная коллегия с ними соглашается.

Принятое по делу решение является правильным. Судом верно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, надлежаще применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, дана объективная оценка представленным доказательствам. Процессуальных нарушений, влекущих безусловную отмену решения, судом не допущено.

Руководствуясь ст.309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила:

 

решение Ульяновского районного суда Ульяновской области от                            24 января 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Федерального казенного учреждения «Исправительная колония № 2 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области» – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, через суд первой инстанции.

 

Председательствующий                                     

 

Судьи

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 18.05.2023.