Судебный акт
Об обеспечении специализированным жилым помещением
Документ от 16.05.2023, опубликован на сайте 29.05.2023 под номером 106197, 2-я гражданская, о возложении обязанности обеспечить специализированным благоустроенным жилым помещением, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ  ОБЛАСТНОЙ  СУД

 

73RS0001-01-2022-007928-44

Судья Денисова М.А.                                                                           Дело № 33-2029/2023

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е  О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                         16 мая 2023 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Богомолова С.В.,

судей Карабанова А.С., Завгородней Т.Н.,

при секретаре Абросимовой А.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства жилищно-коммунального хозяйства и строительства Ульяновской области на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 23 декабря 2022 года по гражданскому делу № 2-5855/2022, по которому постановлено:

 

исковые требования прокурора Барышского района Ульяновской области, действующего в интересах Григорьевой Кристины Сергеевны, к Министерству жилищно-коммунального хозяйства и строительства Ульяновской области удовлетворить.

Обязать Министерство жилищно-коммунального хозяйства и строительства Ульяновской области обеспечить Григорьеву Кристину Сергеевну специализированным благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения в г. Барыше Ульяновской области.

 

Заслушав доклад судьи Богомолова С.В., объяснения прокурора Холодилиной Ю.О., полагавшей решение суда законным и обоснованным,  судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

прокурор Барышского района Ульяновской области, действуя в интересах Григорьевой К.С., обратился в суд с иском к Министерству жилищно-коммунального хозяйства и строительства Ульяновской области о возложении обязанности обеспечить специализированным благоустроенным жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения.

В обоснование исковых требований указал, что Григорьева К.С., ***2000 года рождения, относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и закрепленного жилого помещения не имеет. Мать Г***. лишена родительских прав решением Карсунского районного суда Ульяновской области от ***.2007, сведения об отце Г*** внесены в запись акта о рождении ребенка на основании заявления матери. В настоящее время Григорьева К.С. фактически проживает по адресу: ***. Данное жилое помещение Григорьевой К.С. не принадлежит.

11.06.2015 она включена в список детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного государственного жилищного фонда Ульяновской области, однако до настоящего времени жилое помещение ей не предоставлено.

Просил обязать Министерство жилищно-коммунального хозяйства и строительства Ульяновской области обеспечить Григорьеву К.С. специализированным благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения в г. Барыше Ульяновской области.

Судом к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены: Департамент Министерства социального развития Ульяновской области в городе Ульяновске, Министерство социального развития Ульяновской области, ОГКУ «Центр управления недвижимым имуществом», администрация МО «Барышский район», администрация городского округа Тольятти.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд постановил приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Министерство жилищно-коммунального хозяйства и строительства Ульяновской области выражает несогласие с вынесенным решением в части возложения на него обязанности по обеспечению истца специализированным жилым помещением на условиях договора найма специализированного жилого помещения в г. Ульяновске Ульяновской области,  просит его отменить и принять новое решение.

В обоснование доводов жалобы указывает, что для поэтапной ликвидации накопившейся задолженности по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот принимаются последовательные и объективные меры. Исходя из доведенного финансирования, систематически проводится работа по приобретению жилых помещений в собственность Ульяновской области. Однако, вследствие недостаточного финансирования на приобретение жилых помещений для предоставления нуждающейся категории лиц в Ульяновской области образовалась очередь. Для целей обеспечения истца специализированным жилым помещением в разумный срок необходимо дополнительное целевое выделение бюджетных лимитов. 

Доведенные до Министерства лимиты по состоянию на  20.01.2023, наличие 1924 детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, не позволяют обеспечить  Григорьеву К.С. жилым помещением. Для целей обеспечения истца специализированным жилым помещением в разумный срок необходимо дополнительное целевое выделение бюджетных лимитов.

Отмечает, что Министерством принимаются все возможные меры по увеличению финансирования с целью реализации регионального законодательства Ульяновской области, направленного на обеспечения детей-сирот жилыми помещениями. Также прорабатывается вопрос о выделении дополнительного финансирования.

Полагает, что выводы суда об обязании Министерства обеспечить истца благоустроенным жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения, не соответствуют обстоятельствам рассмотренного дела.

Судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте судебного разбирательства судом апелляционной инстанции своевременно и надлежащим образом.

В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.

Выслушав прокурора, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы,  судебная коллегия не находит оснований к отмене решения, постановленного в соответствии с требованиями действующего законодательства и фактическими обстоятельствами по делу.

Как установлено судом и следует из материалов дела, Григорьева К.С., ***2000 года рождения, уроженка ***, относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Мать Г*** решением Карсунского районного суда Ульяновской области от ***.2007 лишена родительских прав, решение суда вступило в законную силу 17.04.2007 (л.д. 81-83). Сведения об отце внесены в запись акта о рождении на основании заявления матери (л.д. 78).

В соответствии с постановлением главы администрации муниципального образования «Карсунский район» от 03.04.2007 № 46 Григорьева К.С. была помещена в государственное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (л.д. 93).

Решением жилищной комиссии муниципального образования «Вальдиватское сельское поселение» Карсунского района от 12.05.2008 Григорьева К.С. была поставлена в очередь, как не имеющая жилого помещения (л.д. 68).

На основании договора от ***.2008 Григорьева К.С. передана на воспитание в приемную семью (л.д. 58-66).

Согласно сведений Росреестра Григорьева К.С. не имеет в собственности жилых помещений (л.д. 24-26).

11.06.2015 Григорьева К.С. была включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного государственного жилищного фонда Ульяновской области (л.д. 18).

При постановке на учет жилое помещение Григорьева К.С. просила предоставить в г.Б*** – по месту жительства лица, у которого находилась на воспитании в приемной семье, где также проходила обучение в *** (л.д. 46).

Разрешая заявленный спор, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и Закона Ульяновской области от 21.12.2012 № 200-ЗО «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Ульяновской области» пришел к обоснованному выводу об удовлетворении заявленного прокурором иска к Министерству жилищно-коммунального хозяйства и строительства Ульяновской области.

Доводы апелляционной жалобы об отсутствии бездействия в обеспечении истца жилым помещением специализированного государственного жилищного фонда Ульяновской области, не могут быть приняты во внимание в связи со следующим.

Статьей 40 Конституции Российской Федерации предусмотрено право каждого на жилище.

Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь, для чего, в частности, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, устанавливается государственная гарантия социальной защиты.

Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция Российской Федерации относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (статья 72, пункт «ж» части 1), что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

Разрешение вопросов социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с подпунктом 24 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемым ими самостоятельно за счет средств субъектов Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).

В силу абз. 2 и 3 п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ  «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» подлежащей применению в соответствии с ее конституционно-правовым смыслом, выявленном в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 05 февраля 2009 года № 250-О-П, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

При этом дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством (статья 4) и являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации, за исключением дополнительных гарантий для детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, которые являются расходными обязательствами Российской Федерации (статья 5).

Порядок предоставления жилых помещений специализированного  государственного жилищного фонда Ульяновской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений (далее – Порядок) утвержден постановлением Правительства Ульяновской области от 27.12.2012 № 644-П.

Согласно пункту 3 Порядка специализированные жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений предоставляются в соответствии со списком детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению  специализированными жилыми помещениями (далее - список), сформированным исполнительным органом государственной власти Ульяновской области, уполномоченным в сфере организации деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних (далее - орган опеки и попечительства), на основании решения уполномоченного исполнительного органа государственной власти Ульяновской области в области управления государственным жилищным фондом Ульяновской области (далее - уполномоченный орган).

Для предоставления специализированных жилых помещений указанные граждане обращаются с заявлением в письменной форме в уполномоченный орган.

Уполномоченный орган в течение 15 рабочих дней со дня подачи заявления гражданами принимает решение о предоставлении им жилых помещений по договору найма специализированного жилого помещения в соответствии со списком, сформированным органами опеки и попечительства.

Уполномоченный орган уведомляет орган опеки и попечительства и самого гражданина, которому предоставляется  специализированное жилое помещение, о принятом решении о предоставлении жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения в письменной форме в течение 5 рабочих дней со дня принятия соответствующего решения с указанием адреса и даты прибытия для оформления договора.

Договор найма специализированного жилого помещения заключается в течение 15 рабочих дней с даты принятия уполномоченным органом решения о предоставлении специализированного жилого помещения сроком на 5 лет и является основанием для вселения указанных граждан в предоставленные жилые помещения.

Как установлено материалами дела и не оспаривается ответчиком, вышеуказанные правила обеспечения истца жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения не выполнены. В связи с этим, суд первой инстанции пришел к правильному обоснованному выводу об удовлетворении требований прокурора.

Выводы суда мотивированы, соответствуют собранным по делу доказательствам и оснований для признания их неправильными не имеется.

Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, основаны на неверном толковании закона, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и не являются основанием для отказа в удовлетворении иска.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный законы применены судом правильно.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 23 декабря 2022 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства жилищно-коммунального хозяйства и строительства Ульяновской области – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в течение трех месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации через Ленинский районный суд города Ульяновска.

 

Председательствующий

 

Судьи

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 23.05.2023.