У Л Ь Я Н О В С К И Й О Б Л
А С Т Н О Й С У Д
Судья Алиаскарова
Г.Ф.
Дело № 7-154/2023
73RS0001-01-2022-007207-73
Р Е Ш Е Н И Е
г. Ульяновск
4 мая 2023 года
Судья Ульяновского
областного суда Жаднов Ю.М.,
при секретаре Абдрахмановой Р.Н.,
рассмотрев в
открытом судебном заседании дело по протесту Новосибирского транспортного
прокурора на решение судьи Ленинского районного суда г. Ульяновска от 20
февраля 2023 года (дело № 12-33/2023),
у с т а н о в и л:
постановлением
первого заместителя председателя Правительства Ульяновской области Алексеевой
М.Е. от 26.09.2022 № *** директор департамента транспорта Министерства
транспорта Ульяновской области Чибисов Ю.Ю. признан виновным в совершении
административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.15.5 КоАП РФ.
За совершение этого
правонарушения ему назначено административное наказание с применением ч. 1 ст.
4.1.1 КоАП РФ в виде предупреждения.
Решением судьи
Ленинского районного суда г. Ульяновска от 20.02.2023 указанное постановление
отменено, производство по делу прекращено в связи с отсутствием состава
административного правонарушения.
В протесте,
направленном в Ульяновский областной суд, Новосибирский транспортный прокурор
не соглашается с вынесенным решением судьи районного суда, полагает его
подлежащим отмене.
В обоснование
доводов протеста указывает, что выводы судьи районного суда не соответствуют
обстоятельствам дела.
Как указано в
протесте, судьей районного суда не дано надлежащей оценки тому обстоятельству,
что 13.07.2022 в адрес Министерства транспорта Ульяновской области направлено
требование о явке в Новосибирскую транспортную прокуратуру уполномоченного
должностного лица Министерства транспорта Ульяновской области для решения
вопроса о возбуждении в отношении этого лица дела об административном
правонарушении, в ответ на которое (письмо от 14.07.2022) было указано, что
ответственным должностным лицом в Министерстве транспорта Ульяновской области
за осуществление заключения договоров и соглашений с перевозчиками на
организацию регулярных перевозок воздушным транспортном, контроль за
соблюдением условий указанных договоров и соглашений является директор
департамента транспорта – Чибисов Ю.Ю.
Автор протеста не
соглашается с выводами судьи районного суда о том, что на Министерстве
транспорта Ульяновской области в лице министра транспорта лежит обязанность в
том числе по своевременному перечислению субсидий.
Полагает, что судьей
районного суда не дана оценка исполнения Чибисовым Ю.Ю. своих должностных
обязанностей после принятия министром транспорта 26.04.2022 решения о предоставлении
авиакомпании субсидии и при заключении соглашения.
Считает, что при
отсутствии достаточного количества лимитов бюджетных средств Чибисовым Ю.Ю.
должны были быть приняты меры, направленные на исключение фактов заключения
таких договоров и соглашений, не обеспеченных лимитами бюджетных средств.
Указывает, что на
момент заключения соглашения № *** от 31.03.2022 Министерство транспорта
Ульяновской области не располагало достаточным количеством бюджетных средств во
исполнение обязательств по предоставлению субсидий, а лишь предполагалось, что
средства на обеспечение взятых расходных обязательств будут доводиться
ежеквартально.
Считает, что
направленные в адрес председателя Правительства Ульяновской области в апреле
2022 года письма для выделения дополнительного финансирования, не
свидетельствуют о том, что Чибисовым Ю.Ю. проявлена должная
осмотрительность и приняты все зависящие от него меры для исполнения соглашения
№ *** от 31.03.2022.
Полагает, что дело
следует направить на новое рассмотрение в районный суд.
Подробно позиция
Новосибирского транспортного прокурора изложена в протесте.
В судебное заседание
явился Ульяновский транспортный прокурор Семенов В.В.
Другие участвующие в
деле лица в судебное заседание не явились, о слушании дела извещены надлежащим
образом, в связи с чем полагаю возможным рассмотреть протест в их отсутствие.
Изучив доводы
протеста и материалы дела в соответствии с ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ в полном
объеме, выслушав Ульяновского транспортного прокурора Семенова В.В., поддержавшего
доводы протеста, прихожу к следующим выводам.
Частью 1 ст. 15.15.5
КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение главным
распорядителем бюджетных средств, предоставляющим субсидии юридическим лицам,
индивидуальным предпринимателям, физическим лицам, условий их предоставления,
за исключением случаев, предусмотренных ст. 15.14 КоАП РФ.
Как усматривается из
материалов дела об административном правонарушении, Новосибирской транспортной
прокуратурой проведен анализ исполнения АО «Авиакомпания «Сибирь»
законодательства в сфере субсидирования транспортных перевозок, в ходе которого
дана оценка исполнения Министерством транспорта Ульяновской области
обязательств по предоставлению обществу субсидии в целях возмещения затрат в
связи с выполнением внутренних региональных перевозок пассажиров воздушным
транспортом в 2022 году и установлено, что АО «Авиакомпания «Сибирь» во
исполнение условий соглашения № *** от 31.03.2022 в адрес Министерства
транспорта Ульяновской области 12.04.2022 направлены отчеты о выполненных
рейсах по субсидированному маршруту и перевезенных пассажирах по специальному
тарифу за период с января по март 2022 года.
Также было
установлено, что в нарушение условий соглашения за февраль и март 2022 года
Министерством транспорта Ульяновской области не выплачена АО «Авиакомпания
«Сибирь» субсидия в размере более 3 млн.
рублей, в связи с чем в отношении Чибисова Ю.Ю. – директора департамента
транспорта Министерства транспорта Ульяновской области 18.07.2022 возбуждено
дело об административном правонарушении по ч. 1 ст. 15.15.5 КоАП РФ.
Материалы дела
направлены для рассмотрения в Контрольное управление Администрации Губернатора
Ульяновской области (л.д. 13, том 1).
Постановлением
первого заместителя председателя Правительства Ульяновской области № *** от
26.09.2022 директор департамента транспорта Министерства транспорта Ульяновской
области Чибисов Ю.Ю. признан виновным в совершении административного
правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.15.5 КоАП РФ, с назначением ему
наказания в виде предупреждения (л.д. 165 - 171, том 1).
Рассмотрев по
существу жалобу на это постановление, судья районного суда указанное
постановление отменил, производство по делу прекратил в связи с отсутствием
состава административного правонарушения.
Полагаю, что решение
судьи районного суда следует изменить исходя из следующего.
Согласно п. 3 ст.
29.1 КоАП РФ судья, орган, должностное лицо при подготовке к рассмотрению дела
об административном правонарушении в числе прочих вопросов выясняют, правильно ли составлены протокол об
административном правонарушении (правильно ли вынесено постановление о
возбуждении дела об административном правонарушении) и другие протоколы,
предусмотренные названным кодексом, а также правильно ли оформлены иные материалы
дела.
Исходя из положений ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ
обеспечение законности при применении мер административного принуждения
предполагает не только наличие законных оснований для применения
административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка
привлечения лица к административной ответственности.
В силу п. 1 ч. 1 ст. 25.11, ч. 1 ст. 28.4
КоАП РФ прокурор в пределах своих полномочий вправе возбуждать производство по
делу об административном правонарушении.
Дело об административном правонарушении
считается возбужденным с момента составления протокола об административном
правонарушении или вынесения прокурором постановления о возбуждении дела об
административном правонарушении (п. 3 ч. 4 ст. 28.1 КоАП РФ)
Частью 2 ст. 28.4 КоАП РФ установлено, что о
возбуждении дела об административном правонарушении прокурором выносится
постановление, которое должно содержать сведения, предусмотренные ст. 28.2 КоАП
РФ.
Постановление о возбуждении дела об
административном правонарушении выносится прокурором в порядке, установленном
ст. 28.2 КоАП РФ).
В соответствии с ч. 4.1 ст. 28.2 КоАП РФ в
случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица,
или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется
производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в
установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется
в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении
направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со
дня составления указанного протокола.
Вышеуказанные правовые нормы призваны
обеспечить процессуальные гарантии лица, привлекаемого к административной
ответственности, для защиты его прав и законных интересов непосредственно либо
через представителя при рассмотрении дела об административном правонарушении с
момента его возбуждения. Несоблюдение такого порядка органами, уполномоченными
возбуждать производство по делу об административном правонарушении и привлекать
субъектов к административной ответственности, нарушает право привлекаемого лица
на защиту.
Согласно ч. 1 ст. 25.15 КоАП РФ лица,
участвующие в производстве по делу об административном правонарушении,
извещаются или вызываются в суд, орган или к должностному лицу, в производстве
которых находится дело, заказным письмом с уведомлением о вручении, повесткой с
уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи
либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих
фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату.
При этом КоАП РФ не содержит каких-либо
ограничений, связанных с извещением лица о месте и времени составления
протокола об административном правонарушении, вынесения постановления о
возбуждении дела об административном правонарушении, в связи с чем оно в
зависимости от конкретных обстоятельств дела может быть произведено с
использованием любых доступных средств связи или доставки, позволяющих
контролировать получение информации лицом, которому такое извещение направлено.
Между тем при рассмотрении дела указанные
требования закона предыдущими инстанциями не были приняты во внимание.
Из содержания постановления о возбуждении
производства по делу об административном правонарушении усматривается, что это
постановление было вынесено и.о. Новосибирского транспортного прокурора
18.07.2022 в отсутствие директора департамента транспорта Министерства
транспорта Ульяновской области Чибисова Ю.Ю. (л.д. 14 - 17, том 1).
При этом в материалах дела отсутствуют
доказательства надлежащего извещения директора департамента транспорта
Министерства транспорта Ульяновской области Чибисова Ю.Ю. о месте и времени
вынесения в отношении него постановления о возбуждении производства по делу об
административном правонарушении.
В материалах дела имеется копия адресованного
министру транспорта Ульяновской области Воронцову С.С. письма Новосибирского
транспортного прокурора от 13.07.2022, в котором в числе прочего министру
транспорта Ульяновской области Воронцову С.С. предлагалось обеспечить явку
соответствующего ответственного должностного лица 18.07.2022 в 09 часов 00
минут в Новосибирскую транспортную прокуратуру для решения вопроса о возбуждении в отношении этого должностного
лица дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 15.15.5
КоАП РФ. Также в этом письме, адресованном Воронцову С.С., разъяснялись
положения ст.ст. 25.1, 25.5 КоАП РФ, ст. 51 Конституции РФ (л.д. 18,19,
том 1).
Каких-либо сведений и доказательств,
свидетельствующих о направлении Чибисову Ю.Ю. и получения им извещения о
необходимости явки в Новосибирскую транспортную прокуратуру для решения вопроса
о вынесении постановления о возбуждении в отношении него дела об административном
правонарушении, материалы дела не содержат.
Имеющееся в материалах дела уведомление
министра транспорта Ульяновской области Воронцова С.С. (л.д. 18,19, том 1) о
необходимости обеспечения явки ответственного должностного лица (без указания
конкретного лица), в отношении которого будет решаться вопрос о возбуждении
дела об административном правонарушении, не свидетельствует о выполнении
транспортной прокуратурой по отношению к Чибисову Ю.Ю. требований
статей 28.2, 28.4 КоАП РФ.
В связи с изложенным прихожу к выводу о том,
что материалы настоящего дела не содержат сведений о том, что лицо, в отношении
которого возбуждено производство по делу об административном правонарушении,
было надлежащим образом извещено о времени и месте вынесения постановления о
возбуждении производства по делу об административном правонарушении.
Следовательно, прокурором при вынесении
постановления о возбуждении производства по делу об административном
правонарушении требования статей 28.2, 28.4 КоАП РФ в отношении Чибисова Ю.Ю.
соблюдены не были.
В соответствии с ч. 3 ст. 26.2 КоАП РФ не допускается
использование доказательств по делу об административном правонарушении, если
указанные доказательства получены с нарушением закона.
Отсутствие извещения лица, в отношении
которого возбуждено производство по делу об административном правонарушении
является нарушением перечисленных норм КоАП РФ, поэтому в соответствии с
положениями ст. 26.2 КоАП РФ постановление о возбуждении производства по делу
об административном правонарушении не может быть использовано в качестве
доказательства по настоящему делу.
Также в деле также не имеется доказательств,
подтверждающих, что Чибисову Ю.Ю. высылалась копия постановления о возбуждении
производства по делу об административном правонарушении.
Допущенные в совокупности по настоящему делу
нарушения процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, являются
существенными, повлияли на всесторонность и полноту рассмотрения дела, а также
законность принятого по делу постановления и последующего решения и не могут
быть восполнены при данном рассмотрении жалобы.
Поскольку постановление и.о. Новосибирского
транспортного прокурора от 18.072022 о возбуждении дела об административном
правонарушении в отношении директора департамента транспорта Министерства транспорта
Ульяновской области Чибисова Ю.Ю. является ненадлежащим доказательством и это
доказательство не может быть восполнено иными доказательствами, то производство
по делу подлежит прекращению в связи с недоказанностью обстоятельств, на
основании которых было вынесено постановление (п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ).
Правовая позиция, согласно которой в случае
неизвещения лица, привлекаемого к ответственности, о времени и месте
составления протокола об административном правонарушении (о вынесении
постановления о возбуждении дела об административном правонарушении)
производство по делу полежит прекращению в связи с недоказанностью
обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление, изложена в
многочисленных постановлениях Верховного Суда Российской Федерации
(постановление № 53-АД20-14 от 11.01.2021, постановление № 5-АД22-75-К2 от 22.08.2022 и др.)
С учетом того, что решением судьи районного
суда производство по делу уже прекращено, то это решение судьи Ленинского
районного суда г. Ульяновска от 20 февраля 2023 года следует изменить,
указав правильно основание для прекращения производства по делу: в связи с
недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление
(п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ).
Руководствуясь ст. ст. 30.1 - 30.9 КоАП РФ,
р е ш и л:
решение судьи Ленинского районного суда г.
Ульяновска от 20 февраля 2023 года изменить, указав правильно основание для
прекращения производства по делу: в связи с недоказанностью обстоятельств, на
основании которых было вынесено постановление (п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ).
В остальной части решение судьи Ленинского
районного суда г. Ульяновска от 20 февраля 2023 года оставить без
изменения, а протест Новосибирского транспортного прокурора – без
удовлетворения.
Решение суда вступает в законную силу со дня
его вынесения и может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей
юрисдикции (город Самара).
Судья
Ю.М. Жаднов