Судебный акт
Об обязании установить стационарное эл. освещение в селе
Документ от 16.05.2023, опубликован на сайте 08.06.2023 под номером 106181, 2-я гражданская, об установлении стационарного электрического освещения на автомобильных дорогах в с. Подлесное Майнского района, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

У Л Ь Я Н О В С К И Й   О Б Л А С Т Н О Й   С У Д

 

73RS0011-01-2022-000875-12

 

Судья Сизова Н.В.                                                                          Дело №33а-2032/2023

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ   ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

г. Ульяновск                                                                                             16 мая 2023 года

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Лифановой З.А.,                      

судей Васильевой Е.В., Смирновой Ю.В.,

при секретаре Чичкиной А.П.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации муниципального образования «Майнский район» Ульяновской области на решение Майнского районного суда Ульяновской области от 1 февраля 2023 года по делу №2а-1-3/2023, которым постановлено:

административное исковое заявление прокурора Майнского района Ульяновской области в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц удовлетворить частично.

Обязать администрацию муниципального образования «Майнский район» Ульяновской области установить стационарное электрическое освещение на всем протяжении автомобильных дорог по ул. Центральная (не менее 10 люкс), по ул.Молодежная (не менее 10 люкс), по 2-му пер. Центральному (не менее 4 люкс), по ул. Овражная (не менее 6 люкс), по ул. Новая (не менее 6 люкс), по ул. Спортивная (не менее 6 люкс), по ул. Заречная (не менее 6 люкс) в с. Подлесное Майнского района Ульяновской области.

В удовлетворении исковых требований к администрации муниципального образования Тагайское сельское поселение Майнского района Ульяновской области отказать.

Заслушав доклад судьи Васильевой Е.В., пояснения прокурора гражданско-судебного отдела прокуратуры Ульяновской области Макейкиной Е.В., не согласившейся с доводами апелляционной жалобы, полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

 

установила:

 

прокурор Майнского района Ульяновской области обратился в суд с административным исковым заявлением, уточненным в ходе судебного разбирательства, в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Майнский район» Ульяновской области, администрации муниципального образования «Тагайское сельское поселение» Майнского района Ульяновской области о возложении обязанности по обеспечению стационарным электрическим освещением автомобильных дорог местного значения.

В обоснование требований указал, что в ходе прокурорской проверки выявлены нарушения администрацией муниципального образования «Майнский район» Ульяновской области ч.3 ст.15 Федерального закона от 08.11.2007 №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», ст.12 Федерального закона от 10.12.1995 №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», связанные с ненадлежащим исполнением требований законодательства в сфере обеспечения безопасности дорожного движения в отношении автомобильных дорог местного значения.

Установлено, что в нарушение п.4.6.2, 4.6.2.1, 4.6.2.3 ГОСТ 33151-2014 «Межгосударственный стандарт. Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Технические требования. Правила применения», п.п. 4.6.1.1, 4.6.1.4 ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования», п. 4.1 ГОСТ 33176-2014 «Межгосударственный стандарт. Дороги автомобильные общего пользования. Горизонтальная освещенность от искусственного освещения. Технические требования», п. 7.5.1.14 СП 52.13330.2016 «Свод правил. Естественное и искусственное освещение. Актуализированная редакция СНиП 23-05-95» отсутствует надлежащее освещение автомобильных дорог в с. Подлесное Майнского района Ульяновской области.

По факту выявленных нарушений прокуратурой Майнского района Ульяновской области 08.02.2022 главе администрации муниципального образования «Майнский район» Ульяновской области внесено представления об устранении нарушений закона, однако изложенные в нем требования до настоящего времени не исполнены.

Прокурор Майнского района Ульяновской области просил обязать административных ответчиков установить стационарное электрическое освещение на всем протяжении автомобильных дорог по ул. Центральная (не менее 10 люкс), по ул. Молодежная (не менее 10 люкс), по 2-му пер. Центральному (не менее 4 люкс), по ул. Овражная (не менее 6 люкс), по ул. Новая (не менее 6 люкс), по ул. Спортивная (не менее 6 люкс), по ул. Заречная (не менее 6 люкс) в с. Подлесное Майнского района Ульяновской области.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял вышеприведенное решение.

В апелляционной жалобе администрация муниципального образования «Майнский район» Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении административного иска к администрации района.

В обоснование жалобы указывает, что согласно ч.1 ст.16 Федерального закона от 29.06.2015 №162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации» документы национальной системы стандартизации, в частности ГОСТ 33151-2014 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Технические требования. Правила применения» применяются на добровольной основе.

Полагает, что на момент вынесения решения суда надлежащим административным ответчиком по делу являлась администрация муниципального образования «Тагайское сельское поселение» Майнского района Ульяновской области. 16.02.2023 между администрацией муниципального образования «Майнский район» Ульяновской области и администрацией муниципального образования «Тагайское сельское поселение» Майнского района Ульяновской области было заключено дополнительное соглашение к соглашению о передаче части полномочий, согласно которому полномочия по организации дорожного освещения считаются переданными с момента доведения до поселения лимитов бюджетных обязательств, то есть в данном случае с начала января 2023 года с выделением финансовых средств в размере 250 050 руб. Согласно п.6.1 указанного соглашения оно вступает в силу с момента его подписания и действует с 01.01.2023 по 31.12.2023.

В возражениях на апелляционную жалобу прокурор Майнского района Ульяновской области, администрация муниципального образования «Тагайское сельское поселение» Майнского района Ульяновской области просит решение суда оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.

В заседание суда апелляционной инстанции, кроме прокурора, другие лица, участвующие в деле, не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Судебная коллегия с учетом положений ст.150, ст.306 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений относительно жалобы, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований к отмене решения суда в связи со следующим.

В соответствии с ч.4 ст.218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно ч.2 ст.227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и принимает решение об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению.

В силу пп.5 п.1 ст.14, пп.5 п.1 ст.15 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ч.1 ст.13 Федерального закона от 08.11.2007 №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, городских округов в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся: осуществление муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения, установление порядка осуществления муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения, утверждение перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения, перечня автомобильных дорог необщего пользования местного значения, осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения, утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели, осуществление иных полномочий, отнесенных законодательством Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления.

Аналогичные полномочия закреплены в ст.9 Устава муниципального образования «Майнский район» Ульяновской области, принятого решением Совета депутатов муниципального образования «Майнский район» от 25.11.2005 №10/60).

В соответствии с п.п. 3, 4 ст.14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 20 (в части принятия в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации решения о сносе самовольной постройки, решения о сносе самовольной постройки или приведении ее в соответствие с установленными требованиями), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 настоящей статьи). Иные вопросы местного значения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи для городских поселений, не отнесенные к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с частью 3 настоящей статьи, на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов. В этих случаях данные вопросы являются вопросами местного значения муниципальных районов.

Согласно п.7 ст.3 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» владельцами автомобильных дорог являются исполнительные органы государственной власти, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), физические или юридические лица, владеющие автомобильными дорогами на вещном праве в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Таким образом, на местную администрацию (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) как на орган местного самоуправления федеральный законодатель возложил обязанность осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городских поселений, муниципальных районов, городских округов и обеспечения безопасности дорожного движения на них, включая ремонт и их содержание.

К элементам обустройства автомобильных дорог федеральный закон относит в том числе: объекты, предназначенные для освещения автомобильных дорог, необходимые для обеспечения безопасности дорожного движения.

Как установлено судом, согласно реестру автомобильных дорог местного значения муниципального образования «Майнский район» Ульяновской области, утвержденного постановлением администрации муниципального образования «Майнский район» 18.01.2021 №18, автомобильные дороги по ул. Центральная, по ул. Молодежная, по 2-му пер. Центральному, по ул. Овражная, по ул. Новая, по ул. Спортивная, по ул. Заречная с. Подлесное муниципального образования Тагайское сельское поселение Майнского района Ульяновской области являются автомобильными дорогами местного значения, и их владельцем является администрация муниципального образования «Майнский район» Ульяновской области.

В соответствии с актом эксплуатационного состояния автомобильной дороги (улицы) от 07.02.2022, составленным помощником прокурора Майнского района Ульяновской области *** совместно со старшим госинспектором БДД ОГИБДД МО МВД России «Майнский» *** при осмотре автомобильных дорог, расположенных в с. Подлесное Майнского района Ульяновской области, по ул. Центральная, 2-ому пер. Центральному, ул. Молодежная, ул. Овражная, ул. Новая, ул. Спортивная, ул. Заречная отсутствует стационарное освещение.

Принимая решение о возложении на администрацию муниципального образования «Майнский район» Ульяновской области обязанности по установлению стационарного электрического освещения на улицах села Подлесное, суд первой инстанции, руководствуясь приведенными выше нормами права, пришел к правильному выводу о том, что обустройство освещением автомобильных дорог на территории сельского поселения относится к полномочиям районной администрации.

Заключенное администрацией муниципального образования «Майнский район» Ульяновской области и администрацией муниципального образования «Тагайское сельское поселение» Майнского района Ульяновской области соглашение от 29.12.2022 о передаче районом сельскому поселению полномочий по осуществлению дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения обоснованно не было принято судом в качестве доказательства передачи полномочий по организации и обеспечению функционирования стационарного дорожного освещения на территории сельского поселения, поскольку установлено, что в бюджете муниципального образования «Майнский район» Ульяновской области на 2023 год на выполнение сельским поселением полномочий по организации и обеспечению функционирования стационарного дорожного освещения лимиты бюджетных обязательств бюджетом района предусмотрены не были.

Доводы администрации района в апелляционной жалобе о том, что 16.02.2023, после принятия судом решения по настоящему административному делу, с администрацией муниципального образования «Тагайское сельское поселение» Майнского района Ульяновской области было заключено дополнительное соглашение к соглашению о передаче части полномочий, согласно которому полномочия по организации дорожного освещения считаются переданными с момента доведения до поселения лимитов бюджетных обязательств, не опровергает установленные судом обстоятельства и не влечет отмену принятого по делу решения.

Довод в апелляционной жалобе о том, что вмененное судом нарушение требований ГОСТ 33151-2014 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Технические требования. Правила применения» является неправомерным, не может быть признан состоятельным, поскольку по делу установлен факт нарушения прав неопределенного круга лиц из-за несоблюдения администрацией района требований законодательства о дорожной деятельности в связи с отсутствием надлежащего стационарного освещения в с.Подлесное. Административный иск прокурора и принятое по денному административному иску решение суда направлены на защиту прав и законных интересов граждан.

Принятое по делу решение является правильным, судом верно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, дана объективная оценка представленным доказательствам, надлежаще применены нормы материального и процессуального права. Процессуальных нарушений, влекущих безусловную отмену решения суда, не допущено.

Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда не имеется.

Руководствуясь ст.309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила:

 

решение Майнского районного суда Ульяновской области от 1 февраля 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации муниципального образования «Майнский район» Ульяновской области – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, через суд первой инстанции.

 

Председательствующий                                     

 

Судьи

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 23.05.2023.