Судебный акт
Перерасчет страховой части трудовой пенсии
Документ от 10.07.2008, опубликован на сайте 17.07.2008 под номером 10612, 2-я гражданская, о перерасчете страховой части трудовой пенсии, Оставить решение (определение) БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ, а жалобу или представление без удовлетворения

У Л Ь Я Н О В С К И Й    О Б Л А С Т Н О Й    С У Д

 

Дело-33-***-2008 г.                                              Судья Костенко А.П.

 

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

10 июля 2008 года                                                                    г. Ульяновск

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Шлотгауэр Л.Л.

судей                                 Николаевой Р.И. и Пищугиной Л.И.

рассмотрела дело по кассационной жалобе Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Заволжском районе г. Ульяновска на решение Заволжского районного суда г. Ульяновска от 11 июня 2008 года, по которому постановлено:

Исковые требования Е*** удовлетворить.

Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Заволжском районе г. Ульяновска произвести Е*** перерасчет пенсии с 10.09.2005, исходя из начисленных страховых взносов за период с 01.01.2002 по 31.12.2004, с 01.01.2007, исходя из начисленных страховых взносов за период с 01.01.2005 по 31.12.2006, с учетом индексации в соответствии с действующим законодательством.

 

Заслушав доклад председательствующего, судебная коллегия

 

у с т а н о в и л а :

Е*** обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Заволжском районе г. Ульяновска о перерасчете страховой части трудовой пенсии.

В обоснование своих требований указала, что с 2005 года является пенсионером по старости. С 1968 года работала на ФГУП «ПО «Ульяновский машиностроительный завод», а с 2006 года по настоящее время – в ОАО «У***». При начислении и перерасчете страховой части трудовой пенсии ответчик исходил из суммы фактически уплаченных страховых взносов, а не начисленных ее работодателями, что противоречит нормам ст. 3 Федерального закона «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного страхования» и п. 1 ст. 15 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в РФ».

Отказывая в перерасчете ей страховой части пенсии, ответчик ссылается на то, что страхователи не перечислили установленную законом сумму страховых взносов. Однако в соответствии с нормами ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» обязанность по взысканию недоимок и пеней возложена на органы Пенсионного фонда РФ. В результате незаконных действий ответчика она получает пенсию по старости в меньшем размере, чем предусмотрено пенсионным законодательством.

Просила обязать ответчика осуществить перерасчет страховой части ее  трудовой пенсии по старости исходя из начисленных страховых взносов с учетом индексации.

Суд привлек к участию в деле в качестве 3-х лиц Министерство финансов РФ, Федеральное государственное унитарное предприятие «Производственное объединение «Ульяновский машиностроительный завод», ОАО «У***» и постановил приведенное выше решение.

В кассационной жалобе Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Заволжском районе г. Ульяновска не соглашается с решением суда, просит его отменить и отказать в удовлетворении иска. При этом указывает, что судом существенно нарушены нормы материального права. Перерасчет страховой части трудовой пенсии может быть произведен лишь после вступления в силу Постановления Конституционного Суда РФ № 9-П от 10.07.2007, и данный вывод основан на содержании Определения Конституционного Суда РФ № 798-О от 20.11.2007 о разъяснении названного Постановления.

Проверив материалы дела и обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав пояснения Е***, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.

В соответствии со ст. 347 ГПК РФ судебная коллегия проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе.

Частью 3 статьи 17 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» предусмотрено, что лицу, осуществлявшему работу и (или) иную деятельность, которые предусмотрены статьей 10 настоящего Федерального закона, не менее чем в течение 12 полных месяцев со дня назначения страховой части трудовой пенсии по старости или страховой части трудовой пенсии по инвалидности, по его заявлению производится перерасчет размера страховой части трудовой пенсии по старости или страховой части трудовой пенсии по инвалидности.

Как видно из материалов дела, Е***, 1950 г.р., с 10.09.2005 является получателем трудовой пенсии по старости. С 1968 по 2006 гг. работала на ФГУП «ПО «Ульяновский машиностроительный завод», а с 2006 года по настоящее время работает в ОАО «У***».

В соответствии со ст.ст. 6, 14 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» организации, производящие выплаты физическим лицам, являются страхователями по обязательному пенсионному страхованию и обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда РФ, вести учет, связанный с начислением и перечислением страховых взносов в указанный бюджет.

В ходе рассмотрения дела суд установил, что ответчик производит перерасчет размера страховой части трудовой пенсии истицы с учетом не начисленных страховых взносов, а фактически поступивших на ее индивидуальный лицевой счет.

Между тем, поскольку по смыслу ст. 15 названного Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» на застрахованное лицо не может быть возложен риск ненадлежащего исполнения страхователем своих обязательств по перечислению страховщику страховых сумм, суд пришел к правильному выводу, что Е*** не может быть отказано в перерасчете страховой части трудовой пенсии с учетом начисленных страховых взносов, и обоснованно удовлетворил заявленные ею исковые требования.

Доводы, приведенные ответчиком в кассационной жалобе, являются несостоятельными и не могут повлечь отмену решения суда.

Статьей 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Федеральный закон «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» устанавливает основы государственного регулирования обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации, регулирует правоотношения в системе обязательного пенсионного страхования, а также определяет правовое положение субъектов обязательного пенсионного страхования, основания возникновения и порядок осуществления их прав и обязанностей, ответственность субъектов обязательного пенсионного страхования.

К страхователям по обязательному пенсионному страхованию  отнесены  работодатели, к застрахованным лицам  – работники.

Право на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации в соответствии с п. 2 ст. 7 закона реализуется в случае уплаты страховых взносов.

Между тем, данная норма не означает, что работник может быть лишен права на получение или перерасчет пенсии, если работодатель не исполнил возложенную на него федеральным законом обязанность по внесению страховых платежей. От гражданина нельзя требовать осуществления контроля за исполнением  его работодателем установленных государством норм закона. Данная обязанность является прерогативой самого государства, которое в статье 4 Федерального закона «Об основах обязательного социального страхования» одним из основных принципов осуществления обязательного социального страхования провозгласило государственную гарантию соблюдения прав застрахованных лиц на защиту от социальных страховых рисков и исполнение обязательств по обязательному социальному страхованию независимо от финансового положения страховщика.

Постановлением Конституционного Суда РФ от 10.07.2007 № 9-П пункт 1 статьи 10 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и абзац третий пункта 7 Правил учета страховых взносов, включаемых в расчетный пенсионный капитал, признаны не соответствующими Конституции РФ, ее статьям 19 (части 1 и 2), 39 (части 1 и 2), 45 (часть 1) и 55 (часть 3), в той мере, в какой содержащиеся в них нормативные положения во взаимосвязи с иными законодательными предписаниями, регламентирующими условия назначения и размеры трудовых пенсий, - при отсутствии в действующем регулировании достаточных гарантий беспрепятственной реализации пенсионных прав застрахованных лиц, работавших по трудовому договору и выполнивших предусмотренные законом условия для приобретения права на трудовую пенсию, на случай неуплаты или неполной уплаты страхователем (работодателем) страховых взносов за определенные периоды трудовой деятельности этих лиц - позволяют не включать такие периоды в их страховой стаж, учитываемый при определении права на трудовую пенсию, и снижать при назначении (перерасчете) трудовой пенсии размер ее страховой части.

Из содержания названного Постановления Конституционного Суда РФ следует, что нормативные положения пенсионного законодательства, позволяющие не включать в страховой стаж работника периоды, когда его работодатель не уплачивал или не полностью уплачивал страховые взносы, не соответствуют Конституции РФ, принятой в 1993 году. С учетом прямого конституционного предписания, согласно которому Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие, а законы, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции РФ (ч. 1 ст. 15 Конституции РФ), указанные нормы пенсионного законодательства не могут применяться при рассмотрении гражданских дел  независимо от времени вынесения Конституционным Судом РФ судебного постановления по этому вопросу.

Ссылка в кассационной жалобе на Определение Конституционного Суда РФ № 798-О от 20.11.2007, которым отказано в удовлетворении ходатайства Пенсионного Фонда РФ об официальном разъяснении Постановления Конституционного Суда РФ от 10.07.2007 № 9-П, не может быть принята во внимание, поскольку кассатор неправильно истолковал содержание данного Определения.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам кассационной жалобы не подлежит.

Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а :

Решение Заволжского районного суда г. Ульяновска от 11 июня 2008 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Заволжском районе г. Ульяновска – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи